СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 1 класса .Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование литературного чтения в букварный период.

Просмотр содержимого документа
«Программа 1 класса .Школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ржаницкая средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО _______Михеева Л.А. ________ Галкина Т.М. учителей начальных классов
« » __________2018 г. « » _______ 2018 г. Протокол № _1_ о от « 29 » августа 2018 г.
и Руководитель МО П ________ Разуваева О.В.



Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»
на 2018-2019 учебный год

1 а класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Климановой Л. Ф. «Литературное чтение» («Школа России». Сборник рабочих программ 1- 4 классы. Москва, «Просвещение», 2016 г.)

и ориентирована на учебник:
В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В.Бойкина. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. М: Просвещение, 2018.
В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В.Бойкина. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. М: Просвещение, 2018.

Литературное чтение. Учебник. 1класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост.Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). М: Просвещение, 2018.

Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). М: Просвещение, 2018.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего 132 часа


Принята на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от 30 августа 2018 г.

Разработала: учитель начальных классов

первой квалификационной категории
Разуваева О.В.





2018 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

Учащиеся научатся:

- с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

- отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
-осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

- проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.


Учащиеся получат возможность научиться:

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.


Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
- принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходеурока по просьбе учителя и под руководством учителя;

- понимать, с какой целью необходимо читать данный текст(вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителяили учебника);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения посерии сюжетных картин (картинному плану);

- контролировать выполненные задания с опорой на эталон(образец) или по алгоритму, данному учителем;

- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

- сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

- сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

- определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера; -отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из2—4 предложений;

- отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

- понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; -сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

-соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

-отвечать на вопросы учителя по теме урока;

-создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;

- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

-оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

- понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

- находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
- готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

- оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

- не конфликтовать, использовать вежливые слова;

- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

- осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

-читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

- читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

- различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
-отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.

- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

- сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:
- различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

- отличать прозаический текст от поэтического; l находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

- называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

- отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

- находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

- использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

регулятивные

- введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.






























































Содержание учебного предмета

Подготовительный период. Речь устная письменная. Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи. Звуковая культура. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находят нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам.





Послебукварный период.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование техники чтения.

Систематический курс

Вводный урок.Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

Жили-были буквы. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Мар­шака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: вол­шебные превращения. Проекты «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведе­ния. Творческий пересказ: дополнение содержа­ния текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Риф­ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Сказки, загадки, небылицы Знакомство с. названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказ­ки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л.Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсцени­рование. Главная мысль сказки. Сравнение на­родной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий­ские народные песенки. Герои песенок. Сравне­ние песенок. Настроение Выразительное чтение песенок.

Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

Апрель, апрель звенит капель! Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле­щеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихот­ворного текста Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

И в шутку и в серьёз. Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григо­рьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изо­бражаемому. Звукопись как средство вырази­тельности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Расска­зывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений Прогнозируют содержание раздела. Подбирают книги к выставке в соответствии с темой раздела,

Я и мои друзья. Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Ми­халкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с послови­цами. Сравнение рассказа и стихотворения. Вы­разительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений

О братьях наших меньших. Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа. И.Токмаковой, В. Берестова, Г, Сапги-ра. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказкиД. Хармса. Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Со­бытие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.



Темы курса изучаются а алфавитном порядке. На каждую букву (тему) – 1 час.

Введение. «Земля Пересвета». Аист – символ счастья и удачи. Родной наш Брянск. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». Герб Брянской области. Река Десна. Реки Брянской области. Памятники природы. Жуковский район. Село Вщиж. Город Злынка. Ипуть – река. И. Швец «Наша Брянская область». Клинцы, Красный Рог, Карачев. Легенды Брянского леса. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. Новозыбков, Навля. На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Брянский боярин, герой Куликовской битвы – Александр Пересвет. Ревна. Рогнедино. Брянский Сусанин. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. Город революционера И.И. Фокина. Слово о Дятьковском хрустале. Птицы Брянского края. Грибы Брянского края. Село 16 в. Шеломы. Сещенское подполье. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Реки и поселения Брянского края. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». На стоянку первобытного человека в Юдиново. Яловка. Брянск – наш край родной.



































Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема раздела, урока

К-во

часов

По

плану

Фактически


1

4.09


 «Азбука» -
первая учебная книга.

1

2

5.09


Речь устная и письменная. Предложение.

1

3

6.09


Слово и предложение.


1

4

7.09


Слог.


1

5

11\09


Ударение.


1

6

12\09


Звуки в окружающем мире и в речи

1

7

13\09


Звуки в словах. Проявление экологической культуры: цен­ностное отноше­ние к природно­му миру; само­стоятельность и личная ответ­ственность за свои поступки

1

8

14\09


Слог - слияния.


1

9

18\09


Деление слов на слоги. Повторение и обобщение пройденного материала.

1

10

19\09


Гласный звук

[ а]. Буквы А, а.

1


11

20\09


Гласный звук

[ о]. Буквы О, о.

1


12

21\09


Гласный звук

[ и]. Буквы И, и.

1

13

25\09


Гласный звук

[ ы]. Буква ы.


1


14

26\09


Гласный звук

[ у]. Буквы У, у. 


1


15

27\09


Согласные звуки [н] [ н`] Буквы Н,н.

Новозыбков, Навля.

1

16

28\09


Чтение слогов и слов с буквой н.


1

17

2.10


Согласные звуки [ c] [ c`] Буквы С, с.


1

18

3.10


Чтение слогов и слов с буквой с.

1

19

4.10


Чтение слогов и слов с буквой с.


1

20

5.10


Чтение слогов

и слов с буквой к.

1

21

9.10


Согласные звуки [т] [ т`]. Буквы Т,т.


1

22

1010


Чтение слогов и слов с буквой т

1


23

11.10


Согласные звуки [л] [ л`]. Буквы Л,л

1

24

12\10


Чтение слогов и слов с буквой л.


1

25

16\10


Согласные звуки (р), (р,).

Буквы Р, р


1


26

17\10


Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в.


1

27

18\10


Чтение слогов и слов с буквой в.


1

28

19\10


Гласные буквы Е, е.

1

29

23\10


Чтение слов с буквой е.


1


30

24\10


Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п..


1

31

25\10


Чтение предложений с буквой п. Чтение слов с буквой п.

1

32

26\10


Чтение слов и предложений с буквой п.


1

33

30\10


Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м.


1

34

31\10


Чтение слогов и слов с буквой м.


1


35

1.11


Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з.


1

36

2\11


Чтение слогов и слов с буквой з.


1

37

13\11


Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1

38

14\11


Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б, б.».


1

39

15\11


Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.


1

40

16\11


Чтение слогов и слов с буквами б и п.


1

41

20\11


Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д.

Река Десна.

1

42

21\11


Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Чтение слогов и слов с буквами д и т.

1


43

22\11


Гласные буквы Я, я.


1

44

23\11


Чтение слов с буквой я.


1

45

27\11


Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г.


1

46

28\11


Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.


1


47

29\11


Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч.


1

48

30\11


Чтение слов с буквой ч. Сочетание ча, ща.


1

49

4\12


Чтение слов и текстов с изученными буквами.


1

50

5\12


Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение слов с Ь в конце и середине слова.

1

51

6\12


Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш..


1


52

7\12


Сочетание ши. Чтение слов и текстов с буквой ш.

1

53

11\12


Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж..


1

54

12\12


Сочетание жи. Чтение слогов и текстов с буквами Ш и Ж.

1

55

13\12


Гласные буквы Ё,ё.


1

56

14\12


Чтение слов с буквой ё.

1

57

18\12


Звук( j). Буквы, Й, й.

1


58

19\12



Чтение слов и предложений с буквой й..

1

59

20\12


Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х.


1

60

21\12


Чтение предложений и текстов с буквой х.

1

61

25\12


Гласные буквы Ю, ю.


1

62

26\12


Чтение слов с буквой ю.

1

63

27\12


Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц..


1

64

28\12


Чтение предложений и текстов с буквой ц.

1

65

10\01


Гласный звук

( э), буквы Э,э

1


66

1501


Чтение предложений и текстов с буквой э.


1

67

16\01


Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ


1

68

17\01


Сочетание ща, щу. Чтение слогов и слов с буквой щ


1


69

18\01


Чтение предложений и текстов с изученными буквами.


1

70

22\01


Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф.


1

71

23\01


Чтение предложений и текстов с буквами ф и в.

1

72

24\01


Мягкий и твёрдый разделительные знаки.


1

73

25\01


Чтение слов с ъ и ь знаками.

1

74

29\01


Чтение текстов с изученными буквами. Отработка навыка чтения.


1

75

30\01


Русский алфавит С. Маршак «Как хорошо уметь читать»


1

76

31\01


Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».


1

77

1\02


К. Ушинский

Наше Отечество. Определение главной мысли в тексте

1

78

5.02


В. Куприн. Создатели славянской азбуки. Поиск информации в тексте.

1

79

6\02


В. Куприн Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации

1

80

7\02


А.С. Пушкина. Сказки.


1

81

8\02


Л.Н. Толстой Нравственный смысл поступка


1

82

12\02


К.Д. Ушинский Поучительные рассказы для детей


1

83

13\02


К. И. Чуковский. «Телефон»
Инсценирование стихотворения.

1

84

14\02


К. И. Чуковский «Путаница» Особенности стихотворения –небылицы

1

85

15\02


В.В. Бианки

Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста

1

86

26\02


С.Я. Маршак

Угомон. Дважды два. Приемы заучивания стихотворений наизусть

1

87

27\02


М.М. Пришвина Первомайское утро. Глоток молока

Знакомство с текстом-описанием.

1


88

28\02


Произведения
А. Л. Барто.

1

89

1.03


С. В. Михалков Котята.

1

90

5.03


Весёлые стихи

В. Д. Берестов
Б. В. Заходера. Выразительное чтение стихов

1

Систематический курс 41 час


Вводный урок – 1 ч.


91

6\03


Знакомство с учебником. Система условных обозначений


1

Жили – были буквы – 8 ч.

92

7\03


Творческий проект «Живая азбука»

1

93

8\03


Знакомство с названием раздела. Тема стихотворения.
В. Данько «Загадочные буквы».

1

94

12\03


Характер героя произведения.
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

95


13\03


Творческий пересказ; дополнения содержания текста. С. Чёрный «Живая азбука»

Ф. Кривин «Почему «А» поет, а «Б» нет»

1

96

14\03


Звукозапись как приём характеристики героя.
Г. Сапкир «Про медведя»

М. Бородицкая «Разговор с пчелой» И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

97

15\03


Главная мысль произведения.
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус № 26»

1

98

19\03


Из старинных книг. Разноцветные страницы.

1






99

20\03


Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

1

Загадки. Сказки. Небылицы. (7 ч)

100

21\03


Знакомство с названием раздела. Русская народная сказка «Теремок». Герои сказки

1

101

22\03


Главная мысль сказки. Русская народная сказка «Рукавичка»

1

102

2.04


Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Чтение по ролям

1

103

3.04


Английские народные песенки. Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин. Дом, который построил Джек.

1

104

4\04


Сравнение народной и литературной сказок.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака»

1

105

05\04


Выразительное чтение диалогов из сказок. К. Ушинский «Гусь и Журавль». Л. Толстой «Зайцы и лягушки».

1

106

09.04


Разноцветные страницы. Викторина по сказкам.

1

Апрель, апрель! Звенит капель… (6 ч)

107

10.04


Знакомство с названием раздела. А. Майков «Ласточка примчалась…» А. Плещеев «Травка зеленеет.»

1

108


11.04


Лирические стихотворения.
А. Майков «Весна» Т Белозёров «Подснежники»

1


109

12\04


Сравнение стихов разных поэтов на одну тему. С. Маршак «Апрель» И. Токмакова «Ручей» Л. Ульяницкая Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки».

1

110

16\04


Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста
Е. Трутнева,
И. Токмакова «Когда это бывает?» В. Берестов «Воробушки»

1

111

17\04


Разноцветные страницы. Р. Сеф «Чудо» А. Майков «Христос Воскрес».

1

112

18\04


Проект «Составляем сборник загадок»

1

И в шутку и всерьёз (7 ч)

113

19\04


Знакомство с названием раздела И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк»

1

114

23\04


Авторское отношение к изображаемому. Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова

«Саша-дразнилка»

1

115

24\04


Сравнение произведений на одну и ту же тему
К. Чуковский Федотка» О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук»

1

116

25\04


И. Токмакова заголовок «входная »дверь в текст. «Разговор Лютика и Жучка» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

117

26\04


Чтение по ролям.
К. Чуковский «Телефон»

1

118

30\04


Рассказывание.
М. Пляцковский «Помощник».

1

119

1.05


К. Ушинский

«Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

1

Я и мои друзья (7 ч)

120

2\05


Знакомство с названием раздела. Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок»

1

121

03\05


Главная мысль произведений. В. Орлов «Кто первый?»

С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет»

1

122

07\05


Нравственно-этические представления. В. Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик»

1

123

8\05


Тема произведения. Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день»

1

124

10\05


Сравнение рассказа и стихотворения. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу»

1

125

14.05


Разноцветные страницы. Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

1

126

15\05


Комплексная работа.



127

16\05


Проект «Наш класс - дружная семья»


1

О братьях наших меньших (5 ч)

128

17\05


Знакомство с названием раздела. Стихотворения о животных. С. Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак…»

1

129

21\05


Выразительное чтение. В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку»

1

130

22\05


Сравнение художественного и научно-популярного текстов М. Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата»

1

131

23\05


Поступки героев. В. Лунин «Никого не обижай»

С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый ёж»

1

132

24\05


Н. Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.
С. Аскаков «Гнездо».

Разноцветные страницы.

1