Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ржаницкая средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО _______Михеева Л.А. ________ Галкина Т.М. учителей начальных классов
« » __________2018 г. « » _______ 2018 г. Протокол № _1_ о от « 29 » августа 2018 г.
и Руководитель МО П ________ Разуваева О.В.
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
на 2018-2019 учебный год
1 а класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Климановой Л. Ф. «Литературное чтение» («Школа России». Сборник рабочих программ 1- 4 классы. Москва, «Просвещение», 2016 г.)
и ориентирована на учебник:
В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В.Бойкина. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. М: Просвещение, 2018.
В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В.Бойкина. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. М: Просвещение, 2018.
Литературное чтение. Учебник. 1класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост.Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). М: Просвещение, 2018.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). М: Просвещение, 2018.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, всего 132 часа
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № ______ от 30 августа 2018 г.
Разработала: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Разуваева О.В.
2018 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
Учащиеся научатся:
- с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
- отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
-осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
- проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
- принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходеурока по просьбе учителя и под руководством учителя;
- понимать, с какой целью необходимо читать данный текст(вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителяили учебника);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения посерии сюжетных картин (картинному плану);
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон(образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
- сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
- сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
- определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера; -отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из2—4 предложений;
- отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; -сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-отвечать на вопросы учителя по теме урока;
-создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
- находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
- готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
- оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности),фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
-оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
- осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
-читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
- читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
- различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
-отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
- сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
- отличать прозаический текст от поэтического; l находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
- называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
- находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
- использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Содержание учебного предмета
Подготовительный период. Речь устная письменная. Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период
Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.
Развитие устной речи. Звуковая культура. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находят нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам.
Послебукварный период.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование техники чтения.
Систематический курс
Вводный урок.Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Жили-были буквы. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проекты «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.
Сказки, загадки, небылицы Знакомство с. названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л.Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение Выразительное чтение песенок.
Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений
Апрель, апрель звенит капель! Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение
И в шутку и в серьёз. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений Прогнозируют содержание раздела. Подбирают книги к выставке в соответствии с темой раздела,
Я и мои друзья. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений
О братьях наших меньших. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа. И.Токмаковой, В. Берестова, Г, Сапги-ра. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказкиД. Хармса. Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.
Темы курса изучаются а алфавитном порядке. На каждую букву (тему) – 1 час.
Введение. «Земля Пересвета». Аист – символ счастья и удачи. Родной наш Брянск. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». Герб Брянской области. Река Десна. Реки Брянской области. Памятники природы. Жуковский район. Село Вщиж. Город Злынка. Ипуть – река. И. Швец «Наша Брянская область». Клинцы, Красный Рог, Карачев. Легенды Брянского леса. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. Новозыбков, Навля. На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Брянский боярин, герой Куликовской битвы – Александр Пересвет. Ревна. Рогнедино. Брянский Сусанин. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. Город революционера И.И. Фокина. Слово о Дятьковском хрустале. Птицы Брянского края. Грибы Брянского края. Село 16 в. Шеломы. Сещенское подполье. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Реки и поселения Брянского края. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». На стоянку первобытного человека в Юдиново. Яловка. Брянск – наш край родной.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | К-во часов |
По плану | Фактически |
1 | 4.09 | | «Азбука» - первая учебная книга. | 1 |
2 | 5.09 | | Речь устная и письменная. Предложение.
| 1 |
3 | 6.09 | | Слово и предложение. | 1 |
4 | 7.09 | | Слог. | 1 |
5 | 11\09 | | Ударение. | 1 |
6 | 12\09 | | Звуки в окружающем мире и в речи
| 1 |
7 | 13\09 | | Звуки в словах. Проявление экологической культуры: ценностное отношение к природному миру; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | 1 |
8 | 14\09 | | Слог - слияния. | 1 |
9 | 18\09 | | Деление слов на слоги. Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
10 | 19\09 | | Гласный звук [ а]. Буквы А, а. | 1 |
11 | 20\09 | | Гласный звук [ о]. Буквы О, о. | 1 |
12 | 21\09 | | Гласный звук [ и]. Буквы И, и. | 1
|
13 | 25\09 | | Гласный звук [ ы]. Буква ы. | 1 |
14 | 26\09 | | Гласный звук [ у]. Буквы У, у. | 1 |
15 | 27\09 | | Согласные звуки [н] [ н`] Буквы Н,н. Новозыбков, Навля. | 1 |
16 | 28\09 | | Чтение слогов и слов с буквой н. | 1 |
17 | 2.10 | | Согласные звуки [ c] [ c`] Буквы С, с. | 1 |
18 | 3.10 | | Чтение слогов и слов с буквой с.
| 1 |
19 | 4.10 | | Чтение слогов и слов с буквой с. | 1 |
20 | 5.10 | | Чтение слогов и слов с буквой к. | 1 |
21 | 9.10 | | Согласные звуки [т] [ т`]. Буквы Т,т. | 1 |
22 | 1010 | | Чтение слогов и слов с буквой т | 1 |
23 | 11.10 | | Согласные звуки [л] [ л`]. Буквы Л,л | 1 |
24 | 12\10 | | Чтение слогов и слов с буквой л. | 1 |
25 | 16\10 | | Согласные звуки (р), (р,). Буквы Р, р | 1 |
26 | 17\10 | | Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в. | 1 |
27 | 18\10 | | Чтение слогов и слов с буквой в. | 1 |
28 | 19\10 | | Гласные буквы Е, е. | 1 |
29 | 23\10 | | Чтение слов с буквой е. | 1 |
30 | 24\10 | | Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п.. | 1 |
31 | 25\10 | | Чтение предложений с буквой п. Чтение слов с буквой п. | 1 |
32 | 26\10 | | Чтение слов и предложений с буквой п. | 1 |
33 | 30\10 | | Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м. | 1 |
34 | 31\10 | | Чтение слогов и слов с буквой м. | 1 |
35 | 1.11 | | Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з. | 1 |
36 | 2\11 | | Чтение слогов и слов с буквой з. | 1 |
37 | 13\11 | | Чтение слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
38 | 14\11 | | Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б, б.». | 1 |
39 | 15\11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
40 | 16\11 | | Чтение слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
41 | 20\11 | | Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д. Река Десна. | 1 |
42 | 21\11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Чтение слогов и слов с буквами д и т. | 1 |
43 | 22\11 | | Гласные буквы Я, я. | 1 |
44 | 23\11 | | Чтение слов с буквой я. | 1 |
45 | 27\11 | | Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г. | 1 |
46 | 28\11 | | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 |
47 | 29\11 | | Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч. | 1 |
48 | 30\11 | | Чтение слов с буквой ч. Сочетание ча, ща. | 1 |
49 | 4\12 | | Чтение слов и текстов с изученными буквами. | 1 |
50 | 5\12 | | Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение слов с Ь в конце и середине слова. | 1 |
51 | 6\12 | | Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш.. | 1 |
52 | 7\12 | | Сочетание ши. Чтение слов и текстов с буквой ш.
| 1 |
53 | 11\12 | | Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж.. | 1 |
54 | 12\12 | | Сочетание жи. Чтение слогов и текстов с буквами Ш и Ж.
| 1 |
55 | 13\12 | | Гласные буквы Ё,ё. | 1 |
56 | 14\12 | | Чтение слов с буквой ё.
| 1 |
57 | 18\12 | | Звук( j). Буквы, Й, й. | 1 |
58 | 19\12 | | Чтение слов и предложений с буквой й.. | 1 |
59 | 20\12 | | Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х. | 1 |
60 | 21\12 | | Чтение предложений и текстов с буквой х. | 1 |
61 | 25\12 | | Гласные буквы Ю, ю. | 1 |
62 | 26\12 | | Чтение слов с буквой ю. | 1 |
63 | 27\12 | | Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц.. | 1 |
64 | 28\12 | | Чтение предложений и текстов с буквой ц. | 1 |
65 | 10\01 | | Гласный звук ( э), буквы Э,э | 1 |
66 | 1501 | | Чтение предложений и текстов с буквой э. | 1 |
67 | 16\01 | | Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ | 1 |
68 | 17\01 | | Сочетание ща, щу. Чтение слогов и слов с буквой щ | 1 |
69 | 18\01 | | Чтение предложений и текстов с изученными буквами. | 1 |
70 | 22\01 | | Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф. | 1 |
71 | 23\01 | | Чтение предложений и текстов с буквами ф и в.
| 1 |
72 | 24\01 | | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 |
73 | 25\01 | | Чтение слов с ъ и ь знаками.
| 1 |
74 | 29\01 | | Чтение текстов с изученными буквами. Отработка навыка чтения. | 1 |
75 | 30\01 | | Русский алфавит С. Маршак «Как хорошо уметь читать» | 1 |
76 | 31\01 | | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 |
77 | 1\02 | | К. Ушинский Наше Отечество. Определение главной мысли в тексте | 1 |
78 | 5.02 | | В. Куприн. Создатели славянской азбуки. Поиск информации в тексте. | 1 |
79 | 6\02 | | В. Куприн Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации | 1 |
80 | 7\02 | | А.С. Пушкина. Сказки. | 1 |
81 | 8\02 | | Л.Н. Толстой Нравственный смысл поступка | 1 |
82 | 12\02 | | К.Д. Ушинский Поучительные рассказы для детей | 1 |
83 | 13\02 | | К. И. Чуковский. «Телефон» Инсценирование стихотворения. | 1 |
84 | 14\02 | | К. И. Чуковский «Путаница» Особенности стихотворения –небылицы | 1 |
85 | 15\02 | | В.В. Бианки Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста | 1 |
86 | 26\02 | | С.Я. Маршак Угомон. Дважды два. Приемы заучивания стихотворений наизусть | 1 |
87 | 27\02 | | М.М. Пришвина Первомайское утро. Глоток молока Знакомство с текстом-описанием. | 1 |
88 | 28\02 | | Произведения А. Л. Барто. | 1 |
89 | 1.03 | | С. В. Михалков Котята.
| 1 |
90 | 5.03 | | Весёлые стихи В. Д. Берестов Б. В. Заходера. Выразительное чтение стихов | 1 |
Систематический курс 41 час |
Вводный урок – 1 ч. |
91 | 6\03 | | Знакомство с учебником. Система условных обозначений | 1 |
Жили – были буквы – 8 ч. |
92 | 7\03 | | Творческий проект «Живая азбука» | 1 |
93 | 8\03 | | Знакомство с названием раздела. Тема стихотворения. В. Данько «Загадочные буквы». | 1 |
94 | 12\03 | | Характер героя произведения. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 |
95 | 13\03 | | Творческий пересказ; дополнения содержания текста. С. Чёрный «Живая азбука» Ф. Кривин «Почему «А» поет, а «Б» нет» | 1 |
96 | 14\03 | | Звукозапись как приём характеристики героя. Г. Сапкир «Про медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой» И. Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 |
97 | 15\03 | | Главная мысль произведения. И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус № 26» | 1 |
98 | 19\03 | | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 |
| | | | |
99 | 20\03 | | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | 1 |
Загадки. Сказки. Небылицы. (7 ч) |
100 | 21\03 | | Знакомство с названием раздела. Русская народная сказка «Теремок». Герои сказки | 1 |
101 | 22\03 | | Главная мысль сказки. Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 |
102 | 2.04 | | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Чтение по ролям | 1 |
103 | 3.04 | | Английские народные песенки. Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 1 |
104 | 4\04 | | Сравнение народной и литературной сказок. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 |
105 | 05\04 | | Выразительное чтение диалогов из сказок. К. Ушинский «Гусь и Журавль». Л. Толстой «Зайцы и лягушки». | 1 |
106 | 09.04 | | Разноцветные страницы. Викторина по сказкам. | 1 |
Апрель, апрель! Звенит капель… (6 ч) |
107 | 10.04 | | Знакомство с названием раздела. А. Майков «Ласточка примчалась…» А. Плещеев «Травка зеленеет.» | 1 |
108 | 11.04 | | Лирические стихотворения. А. Майков «Весна» Т Белозёров «Подснежники» | 1 |
109 | 12\04 | | Сравнение стихов разных поэтов на одну тему. С. Маршак «Апрель» И. Токмакова «Ручей» Л. Ульяницкая Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки». | 1 |
110 | 16\04 | | Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста Е. Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?» В. Берестов «Воробушки» | 1 |
111 | 17\04 | | Разноцветные страницы. Р. Сеф «Чудо» А. Майков «Христос Воскрес». | 1 |
112 | 18\04 | | Проект «Составляем сборник загадок» | 1 |
И в шутку и всерьёз (7 ч) |
113 | 19\04 | | Знакомство с названием раздела И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк» | 1 |
114 | 23\04 | | Авторское отношение к изображаемому. Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 |
115 | 24\04 | | Сравнение произведений на одну и ту же тему К. Чуковский Федотка» О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук» | 1 |
116 | 25\04 | | И. Токмакова заголовок «входная »дверь в текст. «Разговор Лютика и Жучка» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 |
117 | 26\04 | | Чтение по ролям. К. Чуковский «Телефон» | 1 |
118 | 30\04 | | Рассказывание. М. Пляцковский «Помощник». | 1 |
119 | 1.05 | | К. Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 1 |
Я и мои друзья (7 ч) |
120 | 2\05 | | Знакомство с названием раздела. Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок» | 1 |
121 | 03\05 | | Главная мысль произведений. В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет» | 1 |
122 | 07\05 | | Нравственно-этические представления. В. Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик» | 1 |
123 | 8\05 | | Тема произведения. Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день» | 1 |
124 | 10\05 | | Сравнение рассказа и стихотворения. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу» | 1 |
125 | 14.05 | | Разноцветные страницы. Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». | 1 |
126 | 15\05 | | Комплексная работа. | |
127 | 16\05 | | Проект «Наш класс - дружная семья» | 1 |
О братьях наших меньших (5 ч) |
128 | 17\05 | | Знакомство с названием раздела. Стихотворения о животных. С. Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак…» | 1 |
129 | 21\05 | | Выразительное чтение. В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку» | 1 |
130 | 22\05 | | Сравнение художественного и научно-популярного текстов М. Пляцковский «Цап Царыпыч» Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата» | 1 |
131 | 23\05 | | Поступки героев. В. Лунин «Никого не обижай» С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый ёж» | 1 |
132 | 24\05 | | Н. Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С. Аскаков «Гнездо». Разноцветные страницы. | 1 |