ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
Направленность дополнительной образовательной программы | Направленность программы дополнительного образования Эстрадный вокал «Гармония» - художественная. Ориентирована на культурологическое образование, нравственное и художественно - эстетическое воспитание обучающихся, на развитие их творческих способностей в области певческой искусства. Способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии. Направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся. |
Новизна | Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса, объединяющего в себе три компонента – вокальную подготовку, музыкальную пластику и элементы сценического искусства, осуществляется многопрофильная подготовка юных артистов, обусловленная синтетической природой музыкально-театральных жанров. В программе учтены, адаптированы к возможностям детей разных возрастов и суммированы образовательные особенности всех трех компонентов. |
Актуальность | Актуальность образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к музыке, раскрытии в учащихся разносторонних способностей. |
Педагогическая целесообразность | Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности учащегося, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние. |
Цели и задачи программы | Целью программы является: приобщение обучающихся к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. Задачи программы: Обучающие: - введение в программу эстрадного вокала; - научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; - обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе; - обучить навыкам правильного певческого дыхания, артикуляции, дикции. Развивающие: - развить навыки и умения исполнения вокальных произведений; - развивать творческие способности учащихся; - ознакомить с основными правилами сценической культуры; - развить музыкальную память и слух; - развить артистические и эмоциональные качества; - развитие навыка анализа словесного текста и его содержания; - раскрытие творческого потенциала, воображения. Воспитательные: - привить любовь к духовному наследию, пониманию певческих традиций; - формирование у детей устойчивого интереса к предмету; - на основе игровых упражнений, сформировать навыки исполнительского мастерства; - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - привить основы художественного вкуса. |
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы | Данная образовательная программа отличается от других программ тем, что она: - ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп за 3 года обучения; - включает в себя использование игровых заданий, которые повышают мотивацию к занятиям и развивают познавательную активность; - включает в себя песенный репертуар, который подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий. |
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы | Программа рассчитана на детей 5-18 лет, реализуется за 5 лет обучения. Количество обучающихся в группе до 15 человек. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане, для учащихся 5-7 лет, предусмотрено 72 часа в год (всего 2 часа в неделю), со второго по пятый год обучения. На первый год обучения, предусмотрено 68 часов в год. В учебном плане, для учащихся 8-11 лет, предусмотрено 72 часа в год (всего - 2 часа в неделю), со второго по пятый год обучения. На первый год обучения, предусмотрено 68 часов в год. В учебном плане, для учащихся 12-18 лет, предусмотрено 102 часа учебных занятий (всего 3 часа в неделю), со второго по пятый год обучения. На первый год обучения, предусмотрено 98 часов в год. Со второго года обучения, при необходимости, отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми. Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 36 часов в год (всего 1 час в неделю), со второго по пятый год обучения. |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) | Срок реализации программы – 5 лет. Этапы образовательной программы: 1 этап (стартовый) | 1 год обучения | Получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты | 2 этап (основной\базовый) | 2-4 год обучения | Закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение | 3 этап (продвинутый\заключительный) | 5 год обучения | Овладение в совершенстве исполнительским мастерством. | |
Формы и режим занятий | Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Занятие состоит из трех частей: 1. Распевка. 2. Теория. 3. Практика. Другие формы работы: 1. Концертная деятельность. 2. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. 3. Просмотр мультфильмов. 4. Слушание музыки. 5. Посещение театров, музеев. Программа основана на трёх формах: 1. Индивидуальная. 2. Групповая. 3. Массовая работа. |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | Способами определения результативности программы является: диагностика проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения. Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны: - чисто интонировать, петь на дыхании; - петь чисто и слаженно несложные песни в унисон и с сопровождением; - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны: - петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; - понимать дирижёрские жесты и следовать им; - уметь преодолевать мышечные зажимы. Предполагается, что в конце 3 года обучения обучающиеся должны: - соблюдать при пении певческую установку; - петь на цепном дыхании; - петь на легато, стаккато, нон легато; - обладать артистической смелостью и самостоятельностью. Предполагается, что в конце 4 года обучения обучающиеся должны: - пользоваться мягкой атакой сохраняя индивидуальность тембра; - уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы; - чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам; - уметь держаться на сцене. Предполагается, что в конце 5 года обучения обучающиеся должны: - петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения; - уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты; - иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы | Диагностика результатов Диагностика | Основные параметры | Период | Способ | Первичная. | Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям. | Сентябрь. Октябрь. | Наблюдение. | Промежуточная. | Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей учащегося, его личностных качеств; уровень развития общей культуры учащегося. | Декабрь. | Концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры; тестовые задания, контрольные, опросы. | Итоговая. | Высокий уровень исполнения песенного произведения; степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей учащегося, его личностных качеств; уровень развития общей культуры учащегося. | Июнь. | Концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры, контрольные, тестовые задания, опросы. | Формы и виды контроля № | Вид контроля | Сроки выполнения | 1 | Прослушивание. | Сентябрь. | 2 | Игровые зачетные занятия. | Декабрь. Май. | 3 | Участие в концертных мероприятиях. | Январь. Июнь. | Основные принципы оценивания В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок: - доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности; - положительное отношение к усилиям воспитанника; - конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок; - конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок. Система оценивания: В - высокий уровень; С - средний уровень; Н - низкий уровень. Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу, имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене. На «положительно» оценивается работа обучающегося, который частично справился с поставленной задачей. На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения. |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 1) 1 год обучения. (5-7 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Введение. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Постановка голоса. | 5 | - | 20 | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 2.1 | Навыки пользования дыханием. | - | 3 | | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 2.2 | Дикционные навыки. | - | 2 | | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 2.3 | Слуховое внимание. | - | 3 | | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 2.4 | Звуковысотность. | - | 2 | | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 2.5 | Упражнения на интонацию. | - | 2 | | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 2.6 | Речевой тренинг. (артикуляционная гимнастика, скороговорки). | - | 3 | | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Работа над репертуаром с использованием ритмики. | - | 11 | 11 | Наблюдение. | 4 | Ансамблевое пение. | 2 | 11 | 13 | Наблюдение. | 5 | Навык работы с микрофоном. | 5 | 10 | 15 | Наблюдение. | 6 | Совместные походы, смотры. | 2 | - | 2 | Наблюдение. | 7 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 6 | 6 | Выступление, наблюдение. | Итог | | 15 | 53 | 68 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | Введение. | Беседа о вокальном искусстве. | - | 2 | Постановка голоса. | - певческое дыхание. - Развитие музыкального слуха. | - Навыки пользования дыханием. - Дикционные навыки. - Слуховое внимание. - Звуковысотность. - Упражнения на интонацию. - Речевой тренинг. (артикуляционная гимнастика, скороговорки). | 3 | Работа над репертуаром с использованием ритмики. | - | - Работа над произведениями. - Использование элементов ритмики и сценической культуры. | 4 | Ансамблевое пение. | - Определение динамики. - Определение ритма. | - Работа над чистотой в произведении. - Работа над динамикой. - Работа над ритмом. | 5 | Навык работы с микрофоном. | - Понятие о микрофоне. - Правила пользования микрофоном. - Поле деятельности певца. | - Умение чувствовать микрофон. | 6 | Совместные походы, смотры. | Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д. | - | 7 | - Подведение итогов. - Концертная деятельность. | - | Отчетные концерты, открытые уроки. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 1) 1 год обучения. (8-11 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Введение. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Формирование навыков исполнительского мастерства. | 2 | 8 | 10 | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков. | 1 | 7 | 8 | Наблюдение. | 4 | Работа над репертуаром с использованием ритмики. | 4 | 6 | 10 | Наблюдение, игры. | 5 | Ансамблевое пение. | 2 | 10 | 12 | Наблюдение. | 6 | Навык работы с микрофоном. | 2 | 8 | 10 | Наблюдение. | 7 | Знакомство со сценой. | 4 | 10 | 14 | Наблюдение, игры. | 8 | Совместные походы, смотры. | 3 | - | 3 | Наблюдение. | 9 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 4 | 4 | Выступление, Контрольные задания, смотры, открытые уроки. | Итог | | 19 | 53 | 68 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | Введение. | Беседа о вокальном искусстве. | - | 2 | Формирование навыков исполнительского мастерства. | - Основы певческого дыхания. - Основы развития музыкального слуха. | - Виды дыхания. - Дыхательная гимнастика. - Упражнения на интонацию. - Упражнения на ритмику. - Слуховое внимание. - Речевой тренинг. (артикуляционная гимнастика, скороговорки). | 3 | Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков. | - | Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков. | 4 | Знакомство со сценой. | Что такое сцена? | Как вести себя на сцене? | 5 | Ансамблевое пение. | - | - Работа над чистотой в произведении. - Работа над динамикой. - Работа над ритмикой. | 6 | Навык работы с микрофоном. | - Понятие о микрофоне. - Правила пользования микрофоном. -Поле деятельности певца. | Умение чувствовать микрофон. | 7 | Сценическое движение. | - Развитие сценического обаяния. - Элементы ритмики. | - Ритмическая работа. - Музыкальный образ в песне. - Движения под музыку. | 8 | Совместные походы, смотры. | Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д. | - | 9 | - Подведение итогов. - Концертная деятельность. | - | Отчетные концерты, открытые уроки. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 2) 2 год обучения. (5-7 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Беседа | 2 | Формирование навыков исполнительского мастерства. | 5 | 11 | 16 | Беседа, Наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Дирижерский жест. | - | 10 | 10 | Наблюдение. | 4 | Ансамблевое пение | 2 | 10 | 12 | Наблюдение. | 5 | Закрепление навыка работы с микрофоном. | 2 | 10 | 12 | Наблюдение. | 6 | Совместные походы, смотры. | 4 | - | 4 | Наблюдение. | 7 | Работа над произведением. | - | 10 | 10 | Наблюдение. | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 7 | 7 | Выступление, наблюдение. | Итог | | 14 | 58 | 72 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | Вводное занятие. | - Техника безопасности. - Подбор произведений. | - | 2 | Формирование навыков исполнительского мастерства. | - Развитие певческого диапазона и голосового аппарата. - Развитие музыкального слуха. | - Упражнения на дыхание, - Строение голосового аппарата. - Произношение гласных и согласных. - Высокие и низкие звуки. - Упражнения на воспитание слуха. | 3 | Дирижерский жест. | - | - Понятие позиционности рук в дирижировании. - Пение под метроном. | 4 | Ансамблевое пение. | - Закрепление определения динамики. - Закрепление определения ритма. | - Работа над чистотой в произведении. - Работа над динамикой. - Работа над ритмом. - Сценическая деятельность. - Ритмика. | 5 | Закрепление навыка работы с микрофоном. | - Закрепление правила пользования микрофоном. - Закрепление « поле деятельности певца». | Умение чувствовать микрофон. | 6 | Совместные походы, смотры. | Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д. | - | 7 | Работа над произведениями. | - | - Разучивание музыкального и поэтического текстов. - Работа над вокальной партией. - Выразительность исполнения. - Вокальное исполнительство. | 8 | - Подведение итогов. - Концертная деятельность. | - | Отчетные концерты, открытые уроки. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 3) 3 год обучения. (5-7 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства. | 5 | 11 | 16 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Элементы музыкальной теории. | 2 | 10 | 12 | Наблюдение. | 4 | Ансамблевое пение. | 2 | 11 | 13 | Наблюдение. | 5 | Сценическое движение. | 2 | 8 | 10 | Наблюдение. | 6 | Совместные походы, смотры. | 4 | - | 4 | Наблюдение. | 7 | Работа над произведением. | - | 9 | 9 | Наблюдение. | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 7 | 7 | Выступление, наблюдение. | Итог | | 16 | 56 | 72 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | - Вводное занятие. | Беседа о вокальном искусстве. | - | 2 | Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства. | Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам. | - Комплекс тренировочных интонационных упражнений. - Унисон. - Цепное дыхание. - Легато, стокато, нон-легато. - Речевой тренинг с ритмическими акцентами. | 3 | Элементы музыкальной теории. | Запись музыкальных звуков. | - «Учись петь по нотам». - Скрипичный ключ (соль). - Музыкальные инструменты. - Слушание музыки. | 4 | Ансамблевое пение. | Современная песня (сообщение об авторах, раскрытие содержания, особенностей художественного образа). | - Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. - Пение по фразам. - Исполнение группой, по ролям. | 5 | Сценическое движение. | - Развитие сценического обаяния. - Элементы ритмики. | - Ритмическая работа (хлопки, запись ритмического рисунка, ритмические карточки). - Музыкальный образ в песне. - Движения вокалистов под музыку. | 6 | Совместные походы, смотры. | Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д. | - | 7 | Работа над произведениями. | - | - Разучивание музыкального и поэтического текстов. - Работа над динамикой. - Выразительность исполнения. - Работа над ритмикой. | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | Отчетные концерты, открытые уроки. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 3) 3 год обучения. (8-11 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства. | 5 | 10 | 15 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Элементы музыкальной теории. | 2 | 9 | 11 | Наблюдение. | 4 | Ансамблевое пение. | 2 | 11 | 13 | Наблюдение. | 5 | Сценическое движение. | 2 | 9 | 11 | Наблюдение. | 6 | Совместные походы, смотры. | 4 | - | 4 | Наблюдение. | 7 | Работа над произведением. | - | 9 | 9 | Наблюдение. | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 8 | 8 | Выступление, наблюдение. | Итог | | 16 | 56 | 72 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | - Вводное занятие. | Беседа о вокальном искусстве. | - | 2 | Закрепление приобретенных навыков исполнительского мастерства. | Дыхательная гимнастика с самоконтролем и в работе по парам. | - Комплекс тренировочных интонационных упражнений. - Унисон. - Цепное дыхание. - Легато, стокато, нон-легато. - Навыки двухголосного исполнения тренировочного материала. - Речевой тренинг с ритмическими акцентами. | 3 | Элементы музыкальной теории. | Запись музыкальных звуков. | - «Учись петь по нотам». - Скрипичный ключ (соль) - Пение звукоряда, трезвучие. - Музыкальные инструменты. - Слушание музыки. | 4 | Ансамблевое пение. | Современная песня (сообщение об авторах, раскрытие содержания, особенностей художественного образа). | - Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. - Пение по фразам. - Исполнение без сопровождения. - Исполнение группой, по ролям. | 5 | Сценическое движение. | - Развитие сценического обаяния. - Элементы ритмики. | - Ритмическая работа (хлопки, запись ритмического рисунка, ритмические карточки). - Музыкальный образ в песне. - Движения вокалистов под музыку. | 6 | Совместные походы, смотры. | Посещение: театров, музеев, выставок, филармонии и т.д. | - | 7 | Работа над произведениями. | - | - Разучивание музыкального и поэтического текстов. - Работа над динамикой. - Выразительность исполнения. - Работа над ритмикой. | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | Отчетные концерты, открытые уроки. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 4) 4 год обучения (5-7 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Характеристика детского голоса. | 3 | 10 | 13 | Беседа, наблюдение. | 3 | Охрана голоса. | 3 | 10 | 13 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 4 | Структура дирижёрского жеста. | 4 | 5 | 9 | Беседа, наблюдение. | 5 | Повторение пройденного материала. | - | - | 16 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 5.1 | Работа над текстами и музыкой. | - | 8 | | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 5.2 | Техника театрального мастерства и ритмики. | - | 8 | - | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 6 | Элементы сольфеджио. | 2 | 5 | 7 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 7 | Совместные походы, смотры. | 2 | - | 2 | Наблюдение. | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 10 | 10 | Наблюдение. | Итого | | 16 | 56 | 72 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | Вводное занятие. | Знакомство с программой. | - | 2 | Характеристика детского голоса. | Виды , типы детских голосов | Применение упражнений в песнях и игровых нопевках. | 3 | Охрана голоса. | Правила охраны и гигиены голоса. | Проба попевок в удобном регистре в спокойном темпе, не напрягая гортань, расслабляя нижнюю челюсть. | 4 | Структура дирижёрского жеста. | - История развития дирижирования. - Схемы тактирования. | Характер дирижерского жеста в игровой форме воспроизведения. | 5 | Повторение пройденного материала. | - | -Работа над текстами и музыкальным материалом. -Техника театрального мастерства и ритмики. | 6 | Элементы сольфеджио. | - Гаммы. - Паузы, знаки. - Динамика. | - Пение по нотам. - Музыкальные инструменты. - Слушание музыки. | 7 | Совместные походы, смотры. | Посещение спектаклей, концертов, музеев. | - | 8 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | Выступления на концертах, фестивалях, конкурсах. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 4) 4 год обучения (12-18 лет) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. | 5 | 5 | 10 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Работа над песенным репертуаром. | 5 | - | 15 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 3.1 | Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. | - | 3 | | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 3.2 | Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. | - | 2 | | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 3.3 | Работа с солистами и ансамблем. | - | 5 | | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 4 | Пение произведений разных жанров. | 5 | 5 | 10 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 5 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | - | 13 | 13 | Наблюдение, игры – упражнения. | 6 | Пение импровизаций. | - | 12 | 12 | Наблюдение, игры – упражнения. | 7 | Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев. | 5 | - | 5 | Наблюдение. | 8 | Элементы сольфеджио. | 3 | 10 | 13 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | 9 | Пение учебно-тренировочного материала. | - | 10 | 10 | Наблюдение, игры – упражнения. | 10 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 13 | 13 | Наблюдение, игры – упражнения. | Итог | | 24 | 78 | 102 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | Вводное занятие. | Знакомство с программой. | - | 2 | Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. | - Тембр. - Комбинирование головного и грудного звукоизвлечения. - Фальцет. | - Навыки грудного и головного звукообразования и звукоизвлечения. - Певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром. | 3 | Работа над песенным репертуаром. | Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. | -Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. -Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. -Работа с солистами и ансамблем. | 4 | Пение произведений разных жанров. | -Понятие «настроение» и «характер» музыки. -Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. | -Работа над чистотой интонирования по интервалам. -Исполнение без сопровождения. -Исполнение группой, по ролям. -Ровное звучание унисона. | 5 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | - | Работа над звуковедением. | 6 | Пение импровизаций. | - | -Пение импровизации на стихотворные тексты, вопросы-ответы. -Инсценирование песен. -Музыкально-ритмические упражнения. | 7 | Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев. | Посещение музыкальных спектаклей, концертов, музеев. | - | 8 | Элементы сольфеджио. | Усовершенствование двухголосного пения. | - Слушание музыки. - Пение по нотам. - Двухголосное пение. - Проверочные задания. | 9 | Пение учебно-тренировочного материала. | - | -Совершенствование знаний о артикуляции, унисоне, строе, мелодии. -Дикционные упражнения. | 10 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | Выступления на концертах, фестивалях, конкурсах. | |
Учебно-тематический план | Учебно-тематический план. (Раздел 4) 4 год обучения (Индивидуальные) № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | формы работы и контроля | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Беседа. | 2 | Пение произведений. | 2 | 7 | 9 | Наблюдение, игры – упражнения. | 3 | Пение учебно-тренировочного материала. | - | 7 | 7 | Наблюдение, игры – упражнения. | 4 | Пение импровизаций. | - | 5 | 5 | Наблюдение, игры – упражнения. | 5 | Музыкальная грамота. | 2 | 6 | 8 | Наблюдение, игры – упражнения. | 6 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | 6 | 6 | Беседа, наблюдение, игры – упражнения. | Итог | | 5 | 31 | 36 | | |
Содержание программы | № | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | 1 | Вводное занятие. | Экскурс в историю музыки и вокально-хорового искусства. | - | 2 | Пение произведений. | - Народная песня –раскрытие ее значения как выразительницы прошлого народа. - Классика – краткая образная беседа об исторической эпохе. - Современная песня – сообщение о композиторе, об авторе слов. | Исполнение: - Народная песня. - Классика. - Современная песня. | 3 | Пение учебно-тренировочного материала. | - | - Мелодические распевания на слог, закрытым ртом. - Распевания, развивающие диапазон, артикуляцию. - Формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений и распевания. - Дыхание и его значение в вокальном искусстве. | 4 | Пение импровизаций. | - | - Певческие мелодические импровизации (ответ на вопрос «как тебя зовут?», «музыкальный разговор», игра во фразы – догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. - Импровизации на короткие стихотворные тексты. | 5 | Музыкальная грамота. | Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. | Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности: - мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; - с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; - с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями); - с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; - с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем. | 6 | Подведение итогов. Концертная деятельность. | - | Выступления на концертах, фестивалях, конкурсах. | |
Методическое обеспечение | № п/п | Раздел | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал, технические средства обучения | Формы подведения итогов | 1 | Формирование певческих навыков и исполнительского мастерства. | Беседа. Практические занятия. | Словесный (объяснение), практический (самостоятельная работа), наглядный (демонстрация). Упражнения. | Методические пособия по вокальному искусству, обучающие видеоклипы. | Индивидуальный рейтинг успешности. | 2 | Работа над репертуаром. | Практические занятия, заключительное занятие, занятие – концерт. | Наглядный, практический. | Литература, видеоматериалы. | Концерты, смотры, фестивали, утренники. | 3 | Ансамблевое пение. | Практические занятия, репродуктивный метод (объяснение новых творческих задач на основе приобретенных навыков). | Наглядный, практический, словесный. | Литература, видеоматериалы. | Концерты, смотры, фестивали, утренники. | 4 | Навык работы с микрофоном. | Практические занятия, репродуктивный метод. | Наглядный, практический, словесный | Литература, микрофон. | Концерты, смотры, фестивали, утренники. | 5 | Элементы музыкальной теории. | Практические занятия, беседа, репродуктивный. | Наглядный, практический, словесный, метод упражнений, игровой. | Литература, видеоматериалы, карточки, карты, презентации. | Контрольные работы, самостоятельные работы. | 6 | Формирование развития сценических навыков. Манера исполнения. Актерское мастерство. | Практические занятия, занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей. | практический, словесный, игровой, демонстрационный. | Литература. | Утренники. Концерты. | 7 | Совместные походы. | Экскурсии. | Демонстрационный. | Посещение, музея, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов. | Общеразвивающие. | |
Условия реализации программы | Материально-техническая база: - специально оборудованный кабинет; - фортепиано-синтезатор; - библиотечка вокалиста; - компьютер (ноутбук); - наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры; - наличие микрофонов; - фонотека с различными вокальными произведениями. |
Список литературы | 1.Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2.Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь», 1997. 3.Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004. 4.Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс – курс развития вокальных способностей. «Русич», 2009г. 5.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 6.Огороднов Д. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие – 3 издание – Киев: Музыкальная Украина, 1989 – 165 с. 7.Рост З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей – М: Айрис-пресс, 2004 – 64 с. 8.Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 9.Шацкой В.Н. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. — М, 2000. |