СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 5 класс по всеобщей истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс, учебник Вигасин А. А.

Просмотр содержимого документа
«Программа 5 класс по всеобщей истории»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47 г. Н. Новгорода










Рабочая программа по учебной дисциплине: Всеобщая история. История древнего мира.

(5 класс)












Составила:

Сафонова Л. Н.




















Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение, 2011). Данная программа ориентирована на использование учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой под редакцией А.А. Искендерова (М.: Просвещение, 2013 . (ФГОС. Инновационная школа).) Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающийприоритетными задачами в процессе усвоенияпрограммы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленные, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.


Цели обучения

• Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Задачи обучения

• Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;

• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета ≪История Древнего мира≫;

• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнегомира;

• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;

• формирование навыков пересказа материала учебника;

• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.


Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

УЧЕБНИК

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. –М.: Просвещение, 2014.

Название: История Древнего мира. 5 класс

Издательство: Просвещение, 2014 год



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Количество часов в год (по программе): 68 часов.

Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.


Содержание учебного предмета

История Древнего мира (68ч)

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3ч)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (21ч)

Древний Египет(8ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности (8ч)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности (5ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (22ч)

Древнейшая Греция (5ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.


Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме (4ч)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Могущество Римской империи (5ч)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (1ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.



учебно - тематический план



Содержание учебного материала

Количество часов

Введение

1 ч.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

7 ч

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели

3 ч.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3 ч.

Тема 3. Счет лет в истории

1ч.

Раздел 2. Древний восток

20 ч.

Тема 4. Древний Египет

8 ч

Тема 5. Западная Азия в древности

7ч.

Тема 6. Индия и Китай в древности

5 ч

Раздел 3. Древняя Греция.

21 ч.

Тема 7. Древнейшая Греция

5 ч.

Тема 8. Полисы Греции в их борьбе с персидским нашествием

Тема 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

Тема 10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.

4 ч.

Раздел 4. Древний Рим

17 ч

Тема 11. Рим : от его возникновения до установления господства над Италией

3 ч

Тема 12. Рим – сильнейшая держава средиземноморья

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4 ч

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5 ч

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение западной Римской империи

2 ч

Итоговое повторение

2 ч

Всего

68ч



Планируемые результаты изучения предмета.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государствен-ного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Нормы оценки знаний учащихся по истории

(устный, письменный ответ)


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:


- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

- логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

- соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

- анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

- давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

- сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

- применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

- толковать содержание основных терминов исторической и общественно- политической лексики;

- демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

- составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

- оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

- читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

- преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);


Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

- демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

- дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.


Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- демонстрирует общие представления об историческом процессе;

- путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

- показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

- отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

- не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

- не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;


Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

- установил тип источника и время (дату) его появления;

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

- дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;




Календарно – тематическое планирование по истории 5 класс (68 ч.)


урока

Кол-во

часов

Планируемая дата

Тема

урока

Тип

урока

Виды

Учебной

деятельности

Формируемые

УУД

Вид

контроля

Домашнее

задание

Введение (1 час).

1

1

Сентябрь

Введение. Что изучает история.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Мини-сочинение.


Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (7 часов)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели. (3 часа)

2

1

Сентябрь

Древнейшие люди.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Устный опрос


3

1

Сентябрь

Родовые общины охотников и собирателей.

Урок-беседа

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Составить рассказ по картине.


4

1

Сентябрь

Возникновение искусства и религиозных верований.

Урок-беседа

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников

Метарпедметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества

Устный опрос.


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (3 часа)

5

1

Сентябрь

Возникновение земледелия и скотоводства

Лекция с элементами беседы

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества

Метапредметные: способность решать творческие задачи

Личностные: формирование целостного мировоззрения

Устный опрос.


6

1

Сентябрь

Появление неравенства и знати

Усвоение и контроль знаний и способов действий

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные:

формирование целостного мировоззрения

Задание в рабочей тетради.


7

1

сентябрь

Значение эпохи первобытности для человечества( повторительно-обобщающий урок).

Применение знаний и умений.

Систематизация знаний.

Предметные: решать исторические задачи. Метапредметные: устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Личностные: проявлять заинтересованность в успешной деятельности класса.



Тема 3. Счёт лет в истории (1 час).

8

1

Сентябрь

Счет лет в истории.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метарпедметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Решение задач.


Раздел 2. Древний восток. (20 часов)

Тема 4. Древний Египет.(8 часов)

9

1

Сентябрь

Государство на берегах Нила

Лекция с элементами беседы

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных источников

Метапредметные: готовность к коллективной работе

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Задание с развернутым ответом


10

1

Сентябрь

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: способность решать творческие задачи

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Устный опрос


11

1

Октябрь

Жизнь египетского вельможи

Усвоение знаний, навыков и умений

Самостоятельная работа с учебником

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: способность решать творческие задачи

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Беседа по вопросам


12

1

Октябрь

Военные походы фараонов

Усвоение знаний, навыков и умений

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Задание в рабочей тетради.


13

1

Октябрь

Религия древних египтян

Усвоение знаний, навыков и умений

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метарпедметные: способность решать творческие задачи

Личностные: толерантность

Задание в рабочей тетради


14

1

Октябрь

Искусство древнего Египта

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников

Матепредметные: готовность к коллективной работе

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Рассказ


15

1

Октябрь

Письменность и знания древних египтян

Усвоение навыков и умений.

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников

Метапрдеметные: способность решать творческие задачи

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Беседа по вопросам


16

1

Октябрь

Достижения древних египтян (повторительно-обобщающий урок)

Урок-повторение предметных знаний, умений, навыков

Решение познавательных задач.

Предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников

Метапрдеметные: способность решать творческие задачи

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Задание в рабочей тетради.











Тема 5. Западная Азия в древности.(7 часов)

17

1

Октябрь

Древнее Двуречье.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных источников

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Устный опрос


18

1

Октябрь

Вавилонский царь Хамурапи и его законы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Устный опрос


19

1

Октябрь

Финикийские мореплаватели

Комплексное применение знаний, умений и навыков

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метапредметные: способность организовывать и регулировать свою деятельность

Личностные:

Понимание культурного многообразия мира

Хронологический диктант


20

1

Ноябрь

Библейские сказания

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метапредметные: готовность к сотрудничеству

Личностные: понимание культурного многообразия мира

Работа по карточкам


21

1

Ноябрь

Древнееврейское царство

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснения учителя. Сравнение исторических событий

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Устный опрос


22

1

ноябрь

Ассирийская держава

комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: определять термин «таран». Извлекать полезную информацию из исторического источника. Метапредметные: формулируют ответы на вопросы учителя ;адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Устный опрос.


23

1

ноябрь

Персидская держава «царя царей».

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Метапредметные: владение умением работать с учебной информацией.Личностные: осмысление социально –нравственного опыта предшествующих поколений; готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Работа на карточках.


Тема 6. Индия и Китай В древности. (5 часов).

24

1

ноябрь

Природа и люди Древней Индии.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.Личностные: понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности.

Устный опрос.


25

1

декабрь

Индийские касты.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения; способность решать творческие задачи, представлять результаты деятельности в различных формах. Личностные: понимание культурного многообразия мира. Толерантность.

Задание в рабочей тетради.


26

1

декабрь

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Усвоение знаний, навыков и умений.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: Готовность к коллективной работе. Личностные: понимание культурного многообразия мира. Толерантность

Устный опрос.


27

1

декабрь

Первый властелин единого Китая.

Усвоение знаний, умений и навыков

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: у мение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения; способность решать творческие задачи, представлять результаты деятельности в различных формах.Личностные: понимание культурного многообразия мира. Толерантность.

Выполнение теста.



28

1

декабрь

Древний Восток (повторительно- обобщающий урок).

Контроль, оценивание и коррекция знаний.

Систематизация знаний, решение познавательных задач.

Предметные: характеризовать сходства и различия древних государств Востока. Метапредметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества. Личностные: понимание культурного многообразия мира. Толерантность.

Работа по карточкам.


Раздел 3.Древняя Греция (21 часов).

Тема 7. Древнейшая Греция (5часов)

29

1

Декабрь

Греки и критяне.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира. Толерантность.

Задания в рабочей тетради.


30

1

декабрь

Микены и Троя

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и

систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.Метапредметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Личностные: соотнесение поступков и событий с принитыми этическими нормами.

Устный опрос.


31

1

декабрь

Поэма Гомера « Илиада».

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные :способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: понимание культурного многообразия мира. Толерантность.

Написать эссе.


32

1

декабрь

Поэма Гомера «Одиссея».

Усвоение навыков и умений.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные :способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: понимание культурного многообразия мира. Толерантность.

Написать эссе.


33

1

Январь.

Религия древних греков.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные :умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: проявление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов.


тест


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.( 7 часов).

34

1

Январь

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Метапредметные: готовность к сотрудничеству, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Личностные: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.

Устный опрос.


35

1

Январь

Зарождение демократии в Афинах.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: социально- нравственного опыта предшествующих поколений.

Устный опрос.


36

1

Январь

Древняя Спарта

Комбинированный.

социально- нравственного опыта предшествующих поколений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Метапредметные: готовность к коллективной работе, осуществлять контроль своей днятельности в процессе достижения результата. Личностные: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.

Задание в рабочей тетради.


37

1

Январь

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Комплексное применение знаний, способов действий.

Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных источников,раскрывая ее социальную принадлежность ипознавательную ценность. Метапредметные:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, решать творческие задачи. Личностные: формирование целостного мировоззрения.

Сообщения


38

1

январь

Олимпийские игры в древности.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные : умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества.

беседа по вопросам.


39

1

февраль

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Усвоение знаний и способов действий.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией. Личностные: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.

Устный опрос.


40

1

февраль

Нашествие персидских войск на Элладу

Усвоение знаний и способов действий, контроль знаний.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Решение познавательных задач.

Предметные : умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: готовность к коллективной работе,умение определять понятия,создавать обобщения,устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

Работа по карточкам.


Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. До н.э. и расцвет демократии (5 часов).

41

1

Февраль

В гаванях афинского порта Пирей.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные : умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения; способность решать творческие задачи, представлять результаты деятельности в различных формах. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

Письмо.


42

1

Февраль

В городе богини Афины

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные:

умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность

Метапредметные: способность решать творческие задачи, владение основами самоконтроля и самооценки.

Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества.

Беседа по вопросам


43

1

Февраль

В афинских школах и гимнасиях

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные : умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, овладение действиями сравнения анализа синтеза обобщения классификаций

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Беседа по вопросам, работа с картой


44

1

Февраль

В афинском театре

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные:

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.

Личностные: проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов

Индивидуальные задания


45

1

Февраль

Афинская демократия при Перикле

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные:

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Метапредметные: готовность к коллективной работе

Личностные:

Освоение гуманистических традиций и ценностей

Задание в рабочей тетради


Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.(4 часа)

46

1

Февраль

Города Эллады подчиняются Македонии

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни деяний личностей в истории человечества

Метапредметные:умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе

Личностные: применение правил делового сотрудничества

Беседа по вопросам


47

1

Март

Поход Алексаднра Македонского на Восток

Усвоение знаний и способов действий

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества

Метапредметные: освоение основ межкультурного взаимодействия в школе

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Беседа по вопросам


48

1

Март

В Александрии Египетской

Усвоение знаний и способов действий

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников своей страны

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов

Письмо


49

1

Март

Вклад древних эллинов в мировую культуру (повторительно-обобщающий урок)

Контроль оценивания и коррекция знаний умений навыков

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Предметные: овладение целостными представления об историческом пути человечества

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Тест


Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

50

1

Март

Древнейший Рим

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными преставлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Метапредметные: : владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Беседа по вопросам


51

1

Март

Завоеванием Римом Италии

Усвоение знаний, умений навыков

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными преставлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Метарпедметные: готовность к коллективной работе

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Рассказ по схеме


52

1

Март

Устройство Римской республики

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Беда по вопросам


Тема 12. Рим-сильнейшая держава средиземноморья. (3 часа)

53

1

Март

Вторая война Рима с Карфагеном

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метапредметные: готовность к коллективной работе

Личностные: применение правил делового сотрудничества

Беседа по вопросам


54

1

Март

Установление господства Рима во всем средиземноморье

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания

Беседа по вопросам


55

1

Март

Рабство в древнем Риме

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: овладение целостными преставлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения

Личностные: ответственное отношение к учению

Работа по карточкам


Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56

1

Апрель

Земельный закон братьев Гракхов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метарпедметные: готовность к коллективной работе

Личностные: формирование целостного мировоззрения

Беседа по вопросам


57

1

Апрель

Восстание Спартака

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников

Метарпедметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Беседа по вопросам, рассказ


58

1

Апрель

Единовластие Цезаря

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: готовность к коллективной работе

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание содержания исходя из социальных и личностных ценностей

Хронологические задачи


59

1

Апрель

Установление империи

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метапредметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Личностные: мотивирование своих действий

Беседа по вопросам


Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры.(5 часов)

60

1

Апрель

Соседи Римской империи

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников

Метарпедметные: готовность к коллективной работе

Личтностные: оценивание собственной учебной деятельности

Беседа по вопросам


61

1

Апрель

В Риме при императоре Нероне

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении

Кроссворд, Беседа по вопросам


62

1

Май

Первые христиане и их учение

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метарпедметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Задание в рабочей тетради


63

1

Май

Расцвет Римской империи во 2-м веке нашей эры

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Презентации


64

1

Май

Вечный город и его жители

Усвоение навыков и умений

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метапредметные: способность решать творческие задачи

Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Проекты


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.(2 часа)

65

1

Май

Римская империя при Константине

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

Метарпедметные: готовность к коллективной работе

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания

Тест


66

1

Май

Взятие Рима варварами

Комбинированный

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Предметные: способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа

Метарпедметные: готовность к коллективной работе

Личностные: мотивирование своих действий

Беседа по вопросам


Итоговое повторение (2 часа)

67-68

2

Май

Признаки цивилизации Греции и Рима (повторительно-обобщающие уроки по курсу «История древнего мира»)

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества

Метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией

Личностные: осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

Беседа по вопросам




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!