Программа
психолого-педагогического сопровождения детей
на новый образовательный уровень
«Я – пятиклассник!»
Составитель: Стрелец Л.В., педагог – психолог.
Категория: обучающиеся 5 класса.
Время реализации: в течении первого полугодия.
Режим работы: 1 час в неделю.
Итого: 17 занятий.
Пояснительная записка.
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными , хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство обучающихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками, учителями.
Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключится с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.
Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку пятиклассникам и их преподавателям?
Насколько легко и быстро младший подросток приспособиться к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Нам хотелось бы отдельно отметить, что выделение именно этих навыков обосновано не столько теоретическими изысканиями, сколько многолетними наблюдениями за детьми в это сложное для них время – период адаптации к средней школе.
Мы рассчитываем, что предлагаемая программа будет интересна не только психологам, но и педагогам. Мы особенно надеемся заинтересовать учителей – предметников, классных руководителей, школьную администрацию самой постановкой проблемы адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
Цель программы: создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
Задачи:
Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
Формирование устойчивой учебной мотивации детей.
Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков.
Освоение детьми школьных правил.
Выработка норм и правил жизни класса.
Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях.
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Принципы работы тренинговой группы.
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно понимать, что специфические условия начала обучения в средней школе не допускают использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу).
Методы и техники, используемые в программе.
Ролевые игры.
Дискуссии.
Рисуночная арт-терапия.
Моделирование образцов поведения
Метафорические истории и притчи.
Предполагаемые результаты.
Снижение уровня школьной тревожности.
Повышение групповой сплоченности.
Позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств.
Гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка).
Повышение уверенности в себе и своих возможностях.
Формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
Этапы реализации программы.
1 этап. Проведение тренинга «Я- пятиклассник». Количество занятий – 14.
2 этап. Отслеживание работы по программе.
Тематический план.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Создание группы. | 1 |
2 | Здравствуй, пятый класс! | 1 |
3 | Ищем друзей. | 1 |
4 | Узнай свою школу. | 1 |
5 | Что поможет мне учиться? | 1 |
6 | Легко ли быть пятиклассником? | 1 |
7 | Чего я боюсь? | 1 |
8-9 | Трудно ли быть настоящим учителем? | 2 |
10 - 11 | Конфликт или взаимодействие? | 2 |
12 - 13 | Работа с негативными переживаниями. | 2 |
14 | Ставим цели. | 1 |
15 | Три главных испытания. | 1 |
16 - 17 | Мы – это много я! | 2 |
Занятие №1. Создание группы.
Цель: сформировать группу участников; способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы в группе.
Ход занятия:
1.Знакомсво (Упражнение «Представление имени»).
2. Разминка (Упражнение «Если весело живется, делай так»).
3. Работа по теме занятия (принятие правил).
4. Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь».
5. Дискуссия на тему занятия.
6. Упражнение «Пустой или полный».
7. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
8. Обсуждение итогов занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание.
Занятие №2. Здравствуй, пятый класс!
Цель: способствовать формированию групповой сплоченности.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка (Упражнение «Прошепчи имя».
Работа по теме занятия (Упражнение «Найди того, кто…», упражнение «Прощание с начальной школой», упражнение «Игра с мячом»).
Обсуждение итогов занятия.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №3. Ищем друзей.
Цель: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка (Упражнение «Что я люблю делать».
Работа по теме занятия ( Упражнение «Найди меня», упражнение «Настоящий друг»).
Дискуссия на тему занятия.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Обсуждение итогов занятия.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №4. Узнай свою школу.
Цель: помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка (Упражнение «Передай ритм по кругу»).
Обсуждение домашнего задания (Упражнение «Портрет группы»).
Работа по теме занятия (Упражнение «Узнай свою школу»).
Дискуссия на тему занятия.
Обсуждение итогов занятия.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №5. Что поможет мне учиться?
Цель: способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка (Упражнение «Нарисуй свое настроение»)
Обсуждение домашнего задания.
Работа по теме занятия (Упражнение «Что поможет мне учиться», упражнение «Правила поведения на уроке»).
Дискуссия на тему занятия.
Обсуждение итогов занятия.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №6. Легко ли быть пятиклассником?
Цель: помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.
Ход занятия:
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Работа по теме занятия (Игра «Идеальный ученик»)
Дискуссия на тему занятия.
Упражнение «Незнайка», упражнение «Кляксы».
Обсуждение итогов занятия.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №7. Чего я боюсь?
Цель: научить детей распознавать свои школьные страхи; снизить школьную тревожность.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка (упражнение «Если весело живется, делай так»).
Работа по теме занятия ( упражнение «Чего я боюсь?», упражнение «На ошибках учатся», упражнение «Рисуем слово»).
Обсуждение итогов встречи.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятия №8-9. Трудно ли быть настоящим учителем?
Цель: расширение и обогащение навыков общения с учителями; формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки.
Ход занятия:
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Работа по теме занятия (игра «Идеальный учитель»).
Дискуссия на тему занятия.
Упражнение «Слушаем внимательно», упражнение «Интервью с учителем».
Дискуссия на тему занятия.
Обсуждение итогов занятий.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятия №10-11. Конфликт или взаимодействие?
Цель: развить навыки общения и разрешения конфликтов.
Ход занятия:
Приветствие.
Разминка ( упражнение «Назови чувство»).
Обсуждение домашнего задания.
Работа по теме занятия (Упражнение «Конфликт или взаимодействие?).
Дискуссия на тему занятия.
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации».
Дискуссия на тему занятия.
Обсуждение итогов занятий.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятия №12-13. Работа с негативными переживаниями.
Цель: повышение эмоциональной устойчивости детей.
Ход занятия:
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Работа по теме занятия (упражнение «Как реагировать на обидное замечание?).
Дискуссия на тему занятия.
Упражнение «Рисуем обиду».
Упражнение на релаксацию.
Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами».
Обсуждение итогов встречи.
Домашнее задание.
Прощание.
Занятие №14. Ставим цели.
Цель: помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»
Работа по теме занятия.
Упражнение «Ставим цели».
Упражнение «Доброжелательное послание»
Обсуждение итогов занятия.
Прощание.
Занятие №15. Три главных испытания.
Цель: помочь обучающимся осознать процесс начинающего взросления.
Ход занятия:
Приветствие.
Работа по теме занятия.
Упражнения «Испытание силы воли», «Испытания силы ума», «Испытание силы добра».
Обсуждение итогов занятия.
Прощание.
Занятия №16-17. Мы – это много я!
Цель: повышение самооценки обучающихся; снижение социальной тревожности; развитие толерантности.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Коронация».
Самопрезентация героя.
Игра «Пресс-конференция».
Упражнение «Ты – молодец, потому что…»
Обсуждение итогов тренинга.
Вручение грамот, благодарственных писем.
Прощание.