Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
Введение (2ч) |
РАЗДЕЛ 1. Современные данные о строении и развитии организма человека (4) |
1.1.Строение клетки, ткани внутренней среды.(2ч) |
1.Дать понятие о структурной организации клеток и тканей. 2.Сформировать понятие о структуре тканей организма. Развить представление об их функциях в организме, видах тканей. 3.Изучение специфики строения клеток эпителия, соединительной, мышечной и нервной тканей . | Строение клетки, ткани внутренней среды целое. Строение тканей: функциональная специфика, структура, виды, характеристика | 1.Излагает характеристики гипотетической животной клетки. 2.Характеризует ткани и специфику строения клеток эпителия, соединительной, мышечной и нервной тканей. |
1.2.Органы и системы органов. Организм как единое целое.(2ч) |
1.Дать понятие об уровнях струк-турной организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм. 2.Сформировать понятие об органах и системах органов . 3.Изучени организма, как единого целого | Уровни структурной организации, органы и системы органов. Организм как единое целое. | 1.Излагает характеристики систем органов. 2.Выделяет уровни структурной ор-ганизации , поясняет примерами. 3.Определяет роль различных орга-нов в жизнедеятельности, в процес-сах роста, развития. |
РАЗДЕЛ 2. Строение опорно-двигательного аппарата (47ч) |
2.1. Скелет, его строение и функции. (3ч) |
1.Изучить опорно-двигательный аппарат и его функции Соединение костей скелета. Классификация суставов. 2.Развить представление о классификации и строении костей. 3.Дать определение скелета человека как опоры тела. 4.Рассмотреть общий план строения позвоночника. | Опорно-двигательный аппарат и его функции. Классификация и строение костей. Соединение костей скелета. Классификация суставов. Общая характеристика опорно-двигательного аппарата, его строения и функций. Возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза. | 1.Дает общую характеристику опорно-двигательного аппарата, его строения и функций. 2.Характеризует многообразие строения костей скелета. 3.Дает характеристику видам соединений костей. 4.Интерпретирует понятия: соединение костей скелета, классификация суставов |
2.2.Изменения скелета под влиянием физических нагрузок (2ч) |
1.Развить представление о влиянии физических нагрузок на строение скелета 2.Рассмотреть общий план строения позвоночника, как опоры тела, грудной клетки, поясов конечностей, верхних и нижних свободных конечностей. | Общая характеристика опорно-двигательного аппарата, его строения и функций. Особенности строения и соединения позвонков, позвоночный столб (характеристика), движения позвоночного столба. Определение осанки, виды нарушений и профилактика нарушений осанки. Возрастные особенности позвоночника. | 1.Дает общую характеристику скелета 2.Характеризует скелет как опору тела. 3.Дает характеристику осанке. 4.Интерпретирует понятия: опорно-двигательный аппарат, осанка. 5.Виды движений позвоночного столба. |
2.3.Строение и возрастные особенности скелета туловища (3ч) |
1.Изучить опорно-двигательный аппарат и его функции. Классификация и строение костей. 2.Развить представление о функциях в организме костей скелета. Классификация суставов 3.Рассмотреть общий план строения черепа, позвоночника, поясов конечностей, верхних и нижних конечностей. 4.Рассмотреть возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза. | Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности позвоночника. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба: диартрозы, синхондрозы, синдесмозы, синостозы,. Общий план строения позвоночника. Возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза. Грудная клетка в целом, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки: коническая, цилиндрическая, плоская. Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником: сустав головки ребра, реберно-поперечный сустав, движения в них. | 1.Дает общую характеристику опорно-двигательного аппарата, возрастные особенности позвоночника. 2.Характеризует многообразие строения костей Виды соединения костей 3.Интерпретирует понятия: строение костей, соединение костей скелета, классификацию суставов. 4.Поясняет возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза. |
2.4. Строение и возрастные особенности мозгового и лицевого отделов черепа (4ч) |
1.Изучить кости черепа, общий план строения 2.Развить представление о соединении костей черепа. 3.Рассмотреть общий план строения черепа. 4.Рассмотреть возрастные особенности формирования черепа в процессе онтогенеза. | Классификация и строение костей черепа. Соединение костей черепа. Общий план строения черепа. Парные и непарные кости лицевого и мозгового отделов черепа, половые особенности. Формирование мозгового и лицевого отделов черепа в процессе онтогенеза | 1.Дает общую характеристику костей черепа. 2.Характеризует многообразие строения костей. Виды соединения костей черепа . 3.Дает характеристику мозгового и лицевого отделов черепа 4.Интерпретирует понятия: опорно- 5.Поясняет возрастные особенности формирования черепа в процессе онтогенеза. |
2.5. Кости пояса и свободной верхней конечности, и их соединения .(6ч) |
1.Изучить особенности строения костей пояса верхних конечностей. 2.Развить представление об отделах скелета верхней конечности. 3.Рассмотреть строение и соединения костей свободной верхней конечности. 4.Рассмотреть движения в суставах верхней конечности. | Особенности строения костей пояса верхней конечности. Общий план строения свободной верхней конечности, пояса конечности. Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти). | 1.Дает общую характеристику строения костей пояса верхних конечностей, его строения и функций. 2.Характеризует общий план строения свободной верхней конечности. 3.Дает характеристику, а так –же классификацию суставов по форме, приводит примеры. 4.Интерпретирует понятия: плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти, соединение костей скелета, классификация суставов. |
2.6. Кости пояса и свободной нижней конечности, и их соединения.(6ч) |
1.Изучить особенности строения костей пояса нижних конечностей. 2.Развить представление об отделах скелета нижней конечности. 3.Рассмотреть строение и соединения костей свободной нижней конечности. 4.Рассмотреть движения в суставах нижней конечности. | Скелет нижней конечности – отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз – кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое – своды стопы (продольные – опорный и рессорный, поперечный). Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые). | 1.Дает общую характеристику строения костей пояса нижних конечностей, его строения и функций. 2.Характеризует общий план строения свободной нижней конечности. 3.Дает характеристику, а так –же классификацию суставов по форме, приводит примеры. 4.Интерпретирует понятия суставов: тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые. |
2.7.Общая характеристика мышечной системы.(1ч) |
1.Дать представление об особенностях строения мышц туловища, верхних и нижних конечностей. 2.Сформировать понятие о функциональных возможностях мышечного аппарата. 3.Рассмотреть топографическую характеристику мышц тела. | Общая характеристика мышечной системы. Вспомогательный аппарат мышц Виды мышц по форме, строению. Возрастные особенности формирования мышечной системы . | 1. Излагает характеристику мышц 2.Характеризует функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. 3.Описывает мышцы и фасции конечностей. 4. Интерпретирует понятия: фасция, рычаг, мышцы- антагонисты, мышцы- синергисты. |
2.8.Мышцы туловища, шеи и головы. (8ч) |
1.Дать представление об особенно-стях строения мышц головы и шеи. 2.Сформировать понятие о функци-анальных возможностях лицевых и мимических мышц. 3.Рассмотреть топографическую характеристику мышц головы и шеи. | Строение и функции мышц головы и шеи. Специфика лицевых и мимических мышц. | 1.Характеризует функции мышц- головы и шеи. 2.Описывает специфику лицевых и мимических мышц. 3. Интерпретирует понятия: лицевые и мимические мышцы. |
2.9.Мышцы пояса и свободной верхней конечности.(7ч) |
1.Изучить топографическую и функциональную характеристику мышц верхних конечностей. 2.Развить представление мышцах и фасциях конечностей. 3.Дать определение мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. 4.Рассмотреть группы мышц отде-лов верхних конечности. | Топографическая и функциональная характеристика мышц пояса верхних конечностей. Функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. Мышцы и фасции верхней свободной конечности. Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа – поверхностные и глубокие, задняя группа – поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции. | 1.Характеризует топографическую и функциональную характеристику мышц нижних конечностей. 2.Дает характеристики мышцам и фасциям верхних конечностей. 3.Оценивает работу мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. 4.Рассмотривает группы мышц, отделов верхней свободной конечности |
2.10. Мышцы пояса и свободной нижней конечности.(7ч) |
1.Изучить топографическую и функциональную характеристику мышц нижних конечностей. 2.Развить представление мышцах и фасциях конечностей. 3.Дать определение мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. 4.Рассмотреть группы мышц отделов нижней конечности. | Топографическая и функциональная характеристика мышц нижних конечностей. Функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. Мышцы и фасции конечностей. Развитие и возрастные особенности скелетных мышц. Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции. Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, функции. Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мышцы мизинца, средняя группа мышц), расположение, функции. | 1.Характеризует топографическую и функциональную характеристику мышц нижних конечностей 2.Дает характеристики мышцам и фасциям конечностей. 3.Оценивает работу мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. 4.Рассмотривает группы мышц, отделов нижней конечности. |
Обязательная контрольная работа №1 (1ч) |
РАЗДЕЛ 3. Анатомическая характеристика движений и положений тела человека (8) |
3.1.Анатомическая характеристика положений тела. (2ч) |
1.Изучить классификацию движений и положений тела. 2.Развить представление об активной и пассивной части двигательного аппарата. 3.Дать определение основным положениям и движениям тела . 4.Рассмотреть значение опоры при движениях. 5.Научить анализировать положения и движения тела с точки зрения анатомических особенностей. | Положение тела с точки зрения законов механики. Активная и пассивная части двигательного аппарата. Классификация движений. Основные положения и движения тела: бег, ходьба, прыжок, жимы, висы, характеристика осанки, положение сидя, положение лежа. Значение опоры в движениях. Характеристика группы мышц, участвующих в различных положениях тела и обеспечивающих движение. Анатомический анализ положений и движений человека. | 1.Характеризует особенности движений и положений тела 2.Выявляет активную и пассивную части двигательного аппарата, фазы прыжка, бега, ходьбы. 3.Дает характеристики основным положениям и движениям тела: бег, ходьба, прыжок, жимы, висы, характеристика осанки, положение сидя, положение лежа. 4.Оценивает влияние опоры на характер движения. 5.Рассмотривает группы мышц, участвующих в различных положениях тела и обеспечивающих движение. |
3.2. Анатомическая характеристика поступательных движений тела. (4ч) |
1.Рассмотреть фазы прыжка, бега, ходьбы. 2.Сформировать представление об особенностях работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега( сокращение и напряжение различных групп мышц, фазы бега и прыжка). | Характеристика положений и движений тела (бег, ходьба). Ходьба и ее фазы. Фазы прыжка и бега. Особенности работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега( сокращение и напряжение различных групп мышц, фазы бега и прыжка). | 1.Характеризует особенности работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега 2. Демонстрирует фазы прыжка, бега, ходьбы. 3.Анализирует положения и движения тела с точки зрения анатомических особенностей. |
3.3. Анатомическая характеристика вращательных движений тела. (2ч) |
1.Дать определение основным положениям вращательным движениям тела в спорте. 2. Рассмотреть значение опоры при движениях. 3.Научить анализировать положения и дви-жения тела с точки зрения анатомических осо-бенностей. | Вращательные движения тела в спорте: обороты, махи, соскоки с гимнастических снарядов, перекаты, кувырки, перевороты, сальто. | 1.Характеризует особенности работы двигательного аппарата при разных видах вращательных движений 2. Демонстрирует фазы и виды вращательных движений 3.Анализирует положения и движения тела с точки зрения анатомических особенностей. |
РАЗДЕЛ 4. Внутренние органы.(18ч) |
4.1.Понятие о внутренних органах, их классификация. (1ч) |
1.Показать роль и значение внутренних органов. 2. Сформировать представление о системах органов: дыхательной системы, сердечно- сосудистой, пищеварительной, выделительной, половой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. | Классификация внутренних органов, их краткая функциональная характеристика. | 1.Излагает краткие характеристики дыхательной системы, сердечно- сосудистой, пищеварительной, выделительной, половой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. 2.Характеризует функции систем органов. |
4.2.Пищеварительная система. Органы пищеварения. (6ч) |
1.Сформировать представление о строении пищеварительной системы. 2.Дать понятие о пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой кишке. 3.Развить представление о механизме всасывания питательных веществ. | Общая характеристика, строение, функционирование. Пищеварительная система, типы пищеварения, механизм всасывания. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой кишке охарактеризовать особенности строения пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод. Желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстая кишка, прямая кишка. Возрастные особенности пищеварительной системы. | 1.Характеризует общий план строения пищеварительной системы. 2. Анализирует роль пищеварительных ферментов в различных отделах пищеварительной системы. 3.Описывает пищеварительные органы по строению, размеру и объему. 4. Рассматривает процесс пищеварения и возрастные особенности пищеварительной системы. |
4.3.Дыхательная система. Органы дыхания. (4ч) |
1.Дать понятие о строении дыхательной системы 2.Дать представление о роли коры больших полушарий головного мозга, дыхательного центра в регуляции дыхания. 3.Изучить механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких, транспорт газов кровью. 4.Развить представление об особенностях газообмен в легких. | Дыхательная система. Строение органов дыхания. Функциональная анатомия органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Роль коры больших полушарий головного мозга в регуляции дыхания. Строение дыхательной системы: дыхательные пути, органы дыхания. Значение диафрагмы, понятие «мужского» и «женского» типов дыхания Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких, транспорт газов кровью. Роли гемоглобина и оксигемоглобина. Роль дыхательного центра в регуляции дыхания. Дыхание. Газообмен в легких, транспорт газов кровью. Возрастные изменения. Влияние физических упражнений на строение грудной клетки. Зависимость жизненного объема легких от физических упражнений. | 1.Характеризует функции органов дыхания, физиологию дыхательных процессов. 2.Описывает механизм вдоха и выдоха. 3.Дает анатомические характеристики дыхательной системе. 4.Анализирует роли гемоглобина и оксигемоглобина в процессе дыхания. 5.Анализирует роль физического развития для увеличения жизненного объема легких 6.Характеризует возрастные изменения в дыхательной системе с рождения и до полного развития. 7.Разрабатывает комплекс упражнений для развития объема грудной клетки. |
4.4.Мочевые органы.(4ч) |
1.Изучить строение и функции выделительной системы. 2.Изучить строение почки, нефрона 3.Сформировать представление о механизмах формирования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. 4.Развить представление об особенностях женский и мужской мочевой системе. | Строение выделительной системы. Почки, макроскопическое строение: края, ворота, оболочки, фиксирующий аппарат, корковое и мозговое вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Строение нефрона и почки. . Механизм регуляции мочеобразования механизмы образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал женский и мужской. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Водный баланс. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. | 1.Характеризует функции выделения 2.Описывает строение выделительной системы. 3.Закрепляет представление об образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. 4.Дает представление о строении нефрона и почки. 5.Дает характеристику органам мочевой системы :почкам, мочеточникам, мочевому пузырю, мочеиспускательным каналам. |
4.5.Половые органы.(3ч) |
1.Сформировать представление о строении мужской и женской половых систем. 2.Дать представление о возрастных особенностях формирования половых органов . 3.Изучить механизм гуморальной регуляции половых функций | Особенности строения женской половой системы. Наружные и внутренние женские половые органы: яичники, матку, влагалище, наружные половые органы. Мужская половая система, особенности строения мужской половой системы. Наружные и внутренние половые органы Динамика и возрастные особенности функционирования женской и мужской половых систем. | 1.Излагает особенности строения женской и мужской половых систем. 2.Описывает наружные и внутренние половые органы 3.Анализирует роль половых гормонов в формировании вторичных половых признаков. 4.Дает характеристики возрастным особенностям функционирования женской и мужской половых систем. |
РАЗДЕЛ 5. Сердечно- сосудистая система. (14ч) |
5.1.Общая характеристика сердечно-сосудистой системы, классификация, функции. (1ч) |
1.Сформировать представление об общем плане строения системы органов кровообращения, 2.Дать понятие о факторах, влияющих на кровообращение. 3. Изучить особенности регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов. 4. Изучить особенности строения сердечно-сосудистой системы. | Факторы, влияющие на процесс кровообращения. Процесс кровообращения – определение, значение в удовлетворении потребностей человека. Сердце- функция. Сосуды – виды, строение стенки артерий, вен, капилляров, причины движения крови по артериям, венам, капиллярам. Система микроциркуляции. Значение сосудов эластического типа, резистивных, сосудов-сфинктеров, шунтирующих сосудов, обменных сосудов, емкостных сосудов | 1.Имеет представление об общем плане строения системы органов кровообращения, об основных показателях кровообращения. 2.Знает о факторах, влияющих на кровообращение 3. Знает о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов. |
5.2. Строение сердца, его возрастные особенности Проводящая система сердца. Круги кровообращения. (3ч) |
1. Сформировать представление о малом о большом кругах кровообращения. 2. Изучить особенности строения сердца 3. Дать понятие автоматии сердца . 4.Изучить строение кровеносных сосудов. 5. Рассмотреть нервную и гуморальную регуляция работы сердца и тонуса сосудов. | Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, физиологические свойства. Строение перикарда. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Круги кровообращения. Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, капилляры, венулы, легочные вены. | 1.Характеризует особенности строения сердечно - сосудистой системы, строение сердца: предсердия, желудочки, перикард, миокард, эпикард, эндокард. 2.Дает характеристики нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца и тонуса сосудов. 3.Оценивает влияние коры больших полушарий на деятельность сердца сердечно- сосудистой системы . |
5.3.Артериальная система организма. (3ч) |
1.Сформировать представление о строении аорты. 2.Изучить особенности топографии и строения артерий. 3.Дать понятие о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов 4.Развить представление об артериальной системе организма | Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги – расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей – бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная подошвенные артерии. Артериальный пульс, его характеристики, определение. | 1.Знает аорту, ветви аорты, отходящие от них артерии. 2. Характеризует артерии головы и шеи. 3. Называет артерии верхних конечностей, артерии таза, артерии нижних конечностей 4. Знает о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов 5.Выявляет особенности строения кровеносных сосудов. |
5.4. Венозная система организма. (3ч) |
1.Сформировать представление о строении вен. 2.Изучить особенности топографии и строения вен. 3.Дать понятие о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов 4. Развить представление о венозной системе организма | Венозная система организма. Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса. | 1.Знает систему верхней половой вены 2. Характеризует систему воротной вены печени . 3. Называет вены головы и шеи, вены верхней конечности. 4. Знает о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов. |
5.5. Лимфатическая система. (3ч) |
1.Сформировать представление о строении лимфоидной ткани, об общем плане строения лимфатической системы. 2.Изучить особенности образования лимфы. 3.Дать понятия о взаимоотношениях лимфатической системы с иммунной, о регуляции системы лимфообращения, о понятии иммунитета. | Строение лимфатической системы, лимфатические узлы, лимфатические структуры селезенки Строение системы лимфообращения. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма. | 1. Раскрывает понятие иммунитета, иммунной системы, ее составляющих. 2.Характеризует лимфатическую систему, ее роль и значение в организме: состав лимфы, лимфоток, локализацию лимфатических узлов основные лимфатические сосуды, строение лимфоузла, его функции, состав лимфы, строение и функции селезенки. |
РАЗДЕЛ 6. Нервная система. (23ч) |
6.1.Обзор строения нервной системы.(1ч) |
1.Изучить особенности строения нервной системы. 2. Сформировать представление о нервной ткани, сером и белом веществе, рефлекторной дуге, нейроне. 3.Дать понятие о центральной нервной системе и ее роли в жизнедеятельности организма. | Роль нервной системы в жизнедеятельности организма. Функции нервной ткани. Центральная нервная система- общая характеристика, локализация, размеры, вес спинного и головного мозга. Строение и типы нейронов . | 1.Излагает общую характеристику и роль нервной системы в жизнедеятельности человеческого организма. 2.Раскрывает понятия: нейрон, рефлекторная дуга, белое и серое вещество, кора больших полушарий, проводящие пути головного мозга, периферическая и вегетативная нервной системы. 3. Характеризует возрастные особенности высшей нервной деятельности человека. |
6.2.Спинной мозг и его строение. (3ч) |
1.Дазвить понятие о центральной нервной системе и ее роли в жизнедеятельности организма. 2.Изучить строение спинного мозга. 3.Рассмотреть проводящие пути спинного мозга значение в жизнедеятельности человеческого организма. 4.Развить представление о соматических рефлексах спинного мозга. | Центральная нервная система- общая характеристика, локализация, размеры, вес спинного. Строение спинного мозга: белое и серое вещество.. Спинной мозг – расположение, строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции Проводящие пути спинного мозга: восходящие, нисходящие. Строение рефлекторной дуги и проводящие пути центральной нервной системы, роль в жизнедеятельности человека Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга сухожильных и(кожно-мышечных). Возрастные особенности строения и развития мозга. | 1.Анализирует роль спинного мозга в жизненных функциях организма. 2.Раскрывает понятия: спинномозговые корешки, проводящие пути спинного мозга. 3.Знает расположение, внешнее строение спинного мозга 4. Имеет представление о рефлексах спинного мозга. |
6.3.Общий обзор строения головного мозга. (6ч) |
1.Развить понятие о центральной нервной системе и ее роли в жизнедеятельности организма. 2.Изучить строение головного мозга. 3.Рассмотреть проводящие пути головного мозга значение в жизнедеятельности человеческого организма. 4.Изучить отделы головного мозга и их функции. 5.Развить представление о строении оболочек мозга. | Строение головного мозга: белое и серое вещество, кора больших полушарий. Возрастные особенности строения и развития головного мозга. Строение проводящих путей центральной нервной системы, роль в жизнедеятельности человека. Проводящие пути головного мозга. Продолговатый мозг, строение, функции, основные центры. Мост – строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и внутреннее строение, функции, связи, ножки мозга. Четверохолмие – верхние и нижние бугры, их микроструктура, функции (ориентировочные рефлексы – зрительные, слуховые). Промежуточный мозг, структуры его образующие. Ствол мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг). Проводящие пути головного мозга. Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. | 1.Анализирует роль головного мозга в жизненных функциях организма. 2.Раскрывает понятия: белое и серое вещество, кора больших полушарий, проводящие пути головного мозга. 3.Знает расположение, отделы головного мозга 4. Имеет представление о послойном строении коры головного мозга, о роли коры в удовлетворении потребностей организма. |
6.4. Периферическая нервная система. (6ч) |
1.Дать понятие о проводящих путях ЦНС. 2.Рассмотреть периферическую нервную систему. 3.Дать представление о локализации и функциях черепных и спинномозговых нервах. | Периферическая нервная системы. 12 пар черепно-мозговых нервов, спинномозговые нервы. Функции, топография, области иннервации 12 пар черепных нервов. Роль черепно-мозговых нервов в жизнедеятельности человеческого организма . | 1. Знает количество и название черепных нервов. 2. Характеризует виды черепных нервов, название, образование, место выхода из полости черепа, области иннервации 12 пар черепных нервов. 3. Дает характеристику периферической нервной системе, ее роли в жизнедеятельности человеческого организма. |
6.5. Вегетативная нервная система.(4ч) |
1.Рассмотреть вегетативную нервную систему. 2.Изучить особенности строения вегетативной нервной системы. 3.Дать представление об областях иннервации и функции вегетативной нервной системы. 4.Рассмотреть роли симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении потребностей организма человека. | Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая. Механизм трофического влияния вегетативной нервной системы, отличия вегетативной нервной системы от соматической | 1.Знает принципах образования и расположения симпатических сплетений. 2.Дает характеристику симпатической и парасимпатической нервной системы. 3. Знает о роли симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении потребностей организма человека. |
6.6.Высшая нервная деятельность. (3ч) |
1.Изучить особенности высшей нервной деятельности 2. Сформировать представление о типах нервной деятельности 3.Дать понятие о центральной возрастных особенностях высшей нервной деятельности человека. | Высшая нервная деятельность. Память, механизмы памяти. Типы нервной деятельности. Механизмы формирования цикла "бодрствование-сон". Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека. | 1. Дает характеристику высшей нервной деятельности, ее роли в жизнедеятельности человеческого организма. 2. Характеризует типы нервной деятельности. 3. Знает возрастные особенности высшей нервной деятельности человека. |
Обязательная контрольная работа №2 (1ч) |
РАЗДЕЛ 7. Сенсорные системы.(4ч) |
7.1.Характеристика сенсорных систем, их классификация.(3ч) |
1.Дать характеристику сенсорных систем организма . 2.Изучить строение кожи, зрительного и слухового анализаторов, функционирование и роль в жизнедеятельности организма 3.Сформировать представление о строении и функции вестибулярного аппарата, развитии и возрастных особенностях. 4.Рассмотреть проводящие пути зрительного, вестибулярного анализаторов | Органы чувств. Орган равновесия (вестибулярный аппарат). Проводящий путь вестибулярного анализатора, развитие и возрастные особенности. Орган слуха; наружное, среднее и внутреннее ухо. Кожа. Строение , функционирование и роль в жизнедеятельности организма. Роль кожи в процессе выделения, рецепторная функция. Кожная чувствительность. Строение эпителия, потовых и сальных желез. Зрительный анализатор, вспомогательные органы глаза. Оптическая система глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Развитие и возрастные особенности органов зрения. Вспомогательные органы глаза: веко, ресницы, брови, слезные железы. Развитие и возрастные особенности органов зрения. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость. | 1.Дает сравнительную характеристику сенсорных систем организма 2.Знает краткие характеристики органов слуха, зрения, равновесия. Раскрывает понятия: вспомогательный аппарат глаз, наружное, внутреннее ухо, вестибулярный аппарат, орган равновесия. 3.Характеризует строение кожи , функционирование и роль в ее слоев в процессе жизнедеятельности организма, кожную чувствительность. 4.Описывает, рецепторную функцию и кожную чувствительность . |
7.2. Значение сенсорных систем при выполнении физических упражнений. (1ч) |
1.Дать понятие о функциональной автономии сенсорных систем. 2.Сформировать представление о строении и функции вестибулярного аппарата, развитии и возрастных особенностях. Роли при выполнении упражнений. | Значение сенсорных систем при выполнении физических упражнений. Морфологическая характеристика сенсорных систем, классификация. | 1.Характеризует возрастные особенности функционирования сенсорных систем. 2.Знает краткие характеристики органов слуха, зрения, равновесия и их роль при выполнении физических упражнений. |
РАЗДЕЛ 8. Эндокринная система. (4ч) |
8.1.Общая характеристика и классификация желе внутренней секреции. (4ч) |
1.Дать понятие о строении эндокринной системы, роли в формировании развитии и жизнедеятельности организма 2.Дать представление о топографии желез внутренней секреции . 3. Рассмотреть морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе Возрастные особенности структуры и функции желез внутренней секреции. | Общая характеристика и классификация эндокринных желез и их роль в формировании, развитии и жизнедеятельности организма. Возрастные особенности структуры желез, изменения функций. Морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе. Щитовидная железа. Паращитовидные железы, надпочечники и их гормоны, топография желез внутренней секреции, роль гипофиза в функциональном становление эндокринного аппарата в процессе онтогенеза. Гипофиз, гормоны гипофиза. Возрастные особенности функции желез внутренней секреции | 1. Излагает характеристику эндокринных желез. 2.Описывает морфологические особенности, роль в развитии и жизнедеятельности организма. 3.Перечисляет гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников. 4.Характеризует возрастные особенности структуры желез, изменения функций желез внутренней секреции. |