СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа. Анатомия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебной дисциплине Анатомия для специальности "Физическая культура"

Просмотр содержимого документа
«Программа. Анатомия»

Цель изучения темы

Содержание темы

Результат

Введение (2ч)

РАЗДЕЛ 1. Современные данные о строении и развитии организма человека (4)

1.1.Строение клетки, ткани внутренней среды.(2ч)

1.Дать понятие о структурной организации клеток и тканей.

2.Сформировать понятие о структуре тканей организма. Развить представление об их функциях в организме, видах тканей.

3.Изучение специфики строения клеток эпителия, соединительной, мышечной и нервной тканей .

Строение клетки, ткани внутренней среды целое. Строение тканей: функциональная специфика, структура, виды, характеристика

1.Излагает характеристики гипотетической животной клетки.

2.Характеризует ткани и специфику строения клеток эпителия, соединительной, мышечной и нервной тканей.

1.2.Органы и системы органов. Организм как единое целое.(2ч)

1.Дать понятие об уровнях струк-турной организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм.

2.Сформировать понятие об органах и системах органов .

3.Изучени организма, как единого целого

Уровни структурной организации,

органы и системы органов. Организм как единое целое.

1.Излагает характеристики систем органов.

2.Выделяет уровни структурной ор-ганизации , поясняет примерами.

3.Определяет роль различных орга-нов в жизнедеятельности, в процес-сах роста, развития.

РАЗДЕЛ 2. Строение опорно-двигательного аппарата (47ч)

2.1. Скелет, его строение и функции. (3ч)

1.Изучить опорно-двигательный аппарат и его функции Соединение костей скелета. Классификация суставов.

2.Развить представление о классификации и строении костей.

3.Дать определение скелета человека как опоры тела.

4.Рассмотреть общий план строения позвоночника.

Опорно-двигательный аппарат и его функции. Классификация и строение костей. Соединение костей скелета. Классификация суставов. Общая характеристика опорно-двигательного аппарата, его строения и функций. Возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза.

1.Дает общую характеристику опорно-двигательного аппарата, его строения и функций.

2.Характеризует многообразие строения костей скелета.

3.Дает характеристику видам соединений костей.

4.Интерпретирует понятия: соединение костей скелета, классификация суставов

2.2.Изменения скелета под влиянием физических нагрузок (2ч)

1.Развить представление о влиянии физических нагрузок на строение скелета

2.Рассмотреть общий план строения позвоночника, как опоры тела, грудной клетки, поясов конечностей, верхних и нижних свободных конечностей.

Общая характеристика опорно-двигательного аппарата, его строения и функций. Особенности строения и соединения позвонков, позвоночный столб (характеристика), движения позвоночного столба. Определение осанки, виды нарушений и профилактика нарушений осанки. Возрастные особенности позвоночника.


1.Дает общую характеристику скелета

2.Характеризует скелет как опору тела.

3.Дает характеристику осанке.

4.Интерпретирует понятия: опорно-двигательный аппарат, осанка.

5.Виды движений позвоночного столба.

2.3.Строение и возрастные особенности скелета туловища (3ч)

1.Изучить опорно-двигательный аппарат и его функции. Классификация и строение костей.

2.Развить представление о функциях в организме костей скелета. Классификация суставов

3.Рассмотреть общий план строения черепа, позвоночника, поясов конечностей, верхних и нижних конечностей.

4.Рассмотреть возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза.

Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности позвоночника. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба: диартрозы, синхондрозы, синдесмозы, синостозы,. Общий план строения позвоночника. Возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза. Грудная клетка в целом, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки: коническая, цилиндрическая, плоская. Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником: сустав головки ребра, реберно-поперечный сустав, движения в них.

1.Дает общую характеристику опорно-двигательного аппарата, возрастные особенности позвоночника. 2.Характеризует многообразие строения костей Виды соединения костей

3.Интерпретирует понятия: строение костей, соединение костей скелета, классификацию суставов.

4.Поясняет возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза.

2.4. Строение и возрастные особенности мозгового и лицевого отделов черепа (4ч)

1.Изучить кости черепа, общий план строения

2.Развить представление о соединении костей черепа.

3.Рассмотреть общий план строения черепа.

4.Рассмотреть возрастные особенности формирования черепа в процессе онтогенеза.

Классификация и строение костей черепа. Соединение костей черепа. Общий план строения черепа. Парные и непарные кости лицевого и мозгового отделов черепа, половые особенности. Формирование мозгового и лицевого отделов черепа в процессе онтогенеза

1.Дает общую характеристику костей черепа.

2.Характеризует многообразие строения костей. Виды соединения костей черепа .

3.Дает характеристику мозгового и лицевого отделов черепа 4.Интерпретирует понятия: опорно-

5.Поясняет возрастные особенности формирования черепа в процессе онтогенеза.

2.5. Кости пояса и свободной верхней конечности, и их соединения .(6ч)

1.Изучить особенности строения костей пояса верхних конечностей.

2.Развить представление об отделах скелета верхней конечности.

3.Рассмотреть строение и соединения костей свободной верхней конечности.

4.Рассмотреть движения в суставах верхней конечности.

Особенности строения костей пояса верхней конечности. Общий план строения свободной верхней конечности, пояса конечности. Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти).

1.Дает общую характеристику строения костей пояса верхних конечностей, его строения и функций.

2.Характеризует общий план строения свободной верхней конечности.

3.Дает характеристику, а так –же классификацию суставов по форме, приводит примеры.

4.Интерпретирует понятия: плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти, соединение костей скелета, классификация суставов.

2.6. Кости пояса и свободной нижней конечности, и их соединения.(6ч)

1.Изучить особенности строения костей пояса нижних конечностей. 2.Развить представление об отделах скелета нижней конечности.

3.Рассмотреть строение и соединения костей свободной нижней конечности.

4.Рассмотреть движения в суставах нижней конечности.

Скелет нижней конечности – отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз – кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое – своды стопы (продольные – опорный и рессорный, поперечный).

Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые).

1.Дает общую характеристику строения костей пояса нижних конечностей, его строения и функций.

2.Характеризует общий план строения свободной нижней конечности. 3.Дает характеристику, а так –же классификацию суставов по форме, приводит примеры.

4.Интерпретирует понятия суставов: тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые.

2.7.Общая характеристика мышечной системы.(1ч)

1.Дать представление об особенностях строения мышц туловища, верхних и нижних конечностей.

2.Сформировать понятие о функциональных возможностях мышечного аппарата.

3.Рассмотреть топографическую характеристику мышц тела.

Общая характеристика мышечной системы. Вспомогательный аппарат мышц Виды мышц по форме, строению. Возрастные особенности формирования мышечной системы

.

1. Излагает характеристику мышц

2.Характеризует функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.

3.Описывает мышцы и фасции конечностей.

4. Интерпретирует понятия: фасция, рычаг, мышцы- антагонисты, мышцы- синергисты.

2.8.Мышцы туловища, шеи и головы. (8ч)

1.Дать представление об особенно-стях строения мышц головы и шеи.

2.Сформировать понятие о функци-анальных возможностях лицевых и мимических мышц.

3.Рассмотреть топографическую характеристику мышц головы и шеи.

Строение и функции мышц головы и шеи. Специфика лицевых и мимических мышц.

1.Характеризует функции мышц- головы и шеи.

2.Описывает специфику лицевых и мимических мышц.

3. Интерпретирует понятия: лицевые и мимические мышцы.

2.9.Мышцы пояса и свободной верхней конечности.(7ч)

1.Изучить топографическую и функциональную характеристику мышц верхних конечностей.

2.Развить представление мышцах и фасциях конечностей.

3.Дать определение мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.

4.Рассмотреть группы мышц отде-лов верхних конечности.

Топографическая и функциональная характеристика мышц пояса верхних конечностей. Функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. Мышцы и фасции верхней свободной конечности. Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа – поверхностные и глубокие, задняя группа – поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции.

1.Характеризует топографическую и функциональную характеристику мышц нижних конечностей.

2.Дает характеристики мышцам и фасциям верхних конечностей.

3.Оценивает работу мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.

4.Рассмотривает группы мышц,

отделов верхней свободной конечности

2.10. Мышцы пояса и свободной нижней конечности.(7ч)

1.Изучить топографическую и функциональную характеристику мышц нижних конечностей.

2.Развить представление мышцах и фасциях конечностей.

3.Дать определение мышц-сгибателей и мышц- разгибателей.

4.Рассмотреть группы мышц отделов нижней конечности.


Топографическая и функциональная характеристика мышц нижних конечностей. Функции мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. Мышцы и фасции конечностей. Развитие и возрастные особенности скелетных мышц. Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции. Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, функции. Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мышцы мизинца, средняя группа мышц), расположение, функции.

1.Характеризует топографическую и функциональную характеристику мышц нижних конечностей

2.Дает характеристики мышцам и фасциям конечностей.

3.Оценивает работу мышц-сгибателей и мышц- разгибателей. 4.Рассмотривает группы мышц, отделов нижней конечности.

Обязательная контрольная работа №1 (1ч)

РАЗДЕЛ 3. Анатомическая характеристика движений и положений тела человека (8)

3.1.Анатомическая характеристика положений тела. (2ч)

1.Изучить классификацию движений и положений тела.

2.Развить представление об активной и пассивной части двигательного аппарата.

3.Дать определение основным положениям и движениям тела .

4.Рассмотреть значение опоры при движениях.

5.Научить анализировать положения и движения тела с точки зрения анатомических особенностей.

Положение тела с точки зрения законов механики. Активная и пассивная части двигательного аппарата. Классификация движений. Основные положения и движения тела: бег, ходьба, прыжок, жимы, висы, характеристика осанки, положение сидя, положение лежа. Значение опоры в движениях. Характеристика группы мышц, участвующих в различных положениях тела и обеспечивающих движение. Анатомический анализ положений и движений человека.

1.Характеризует особенности движений и положений тела

2.Выявляет активную и пассивную части двигательного аппарата, фазы прыжка, бега, ходьбы.

3.Дает характеристики основным положениям и движениям тела: бег, ходьба, прыжок, жимы, висы, характеристика осанки, положение сидя, положение лежа.

4.Оценивает влияние опоры на характер движения.

5.Рассмотривает группы мышц, участвующих в различных положениях тела и обеспечивающих движение.

3.2. Анатомическая характеристика поступательных движений тела. (4ч)

1.Рассмотреть фазы прыжка, бега, ходьбы.

2.Сформировать представление об особенностях работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега( сокращение и напряжение различных групп мышц, фазы бега и прыжка).

Характеристика положений и движений тела (бег, ходьба). Ходьба и ее фазы. Фазы прыжка и бега. Особенности работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега( сокращение и напряжение различных групп мышц, фазы бега и прыжка).

1.Характеризует особенности работы двигательного аппарата в отдельные фазы прыжка и бега

2. Демонстрирует фазы прыжка, бега, ходьбы.

3.Анализирует положения и движения тела с точки зрения анатомических особенностей.

3.3. Анатомическая характеристика вращательных движений тела. (2ч)

1.Дать определение основным положениям вращательным движениям тела в спорте.

2. Рассмотреть значение опоры при движениях.

3.Научить анализировать положения и дви-жения тела с точки зрения анатомических осо-бенностей.

Вращательные движения тела в спорте: обороты, махи, соскоки с гимнастических снарядов, перекаты, кувырки, перевороты, сальто.


1.Характеризует особенности работы двигательного аппарата при разных видах вращательных движений

2. Демонстрирует фазы и виды вращательных движений

3.Анализирует положения и движения тела с точки зрения анатомических особенностей.

РАЗДЕЛ 4. Внутренние органы.(18ч)

4.1.Понятие о внутренних органах, их классификация. (1ч)

1.Показать роль и значение внутренних органов.

2. Сформировать представление о системах органов: дыхательной системы, сердечно- сосудистой, пищеварительной, выделительной, половой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Классификация внутренних органов, их краткая функциональная характеристика.

1.Излагает краткие характеристики дыхательной системы, сердечно- сосудистой, пищеварительной, выделительной, половой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

2.Характеризует функции систем органов.

4.2.Пищеварительная система. Органы пищеварения. (6ч)

1.Сформировать представление о строении пищеварительной системы.

2.Дать понятие о пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой кишке.

3.Развить представление о механизме всасывания питательных веществ.



Общая характеристика, строение, функционирование. Пищеварительная система, типы пищеварения, механизм всасывания. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонкой и толстой кишке охарактеризовать особенности строения пищеварительной системы: ротовая полость, глотка, пищевод. Желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстая кишка, прямая кишка. Возрастные особенности пищеварительной системы.

1.Характеризует общий план строения пищеварительной системы.

2. Анализирует роль пищеварительных ферментов в различных отделах пищеварительной системы.

3.Описывает пищеварительные органы по строению, размеру и объему.

4. Рассматривает процесс пищеварения и возрастные особенности пищеварительной системы.

4.3.Дыхательная система. Органы дыхания. (4ч)

1.Дать понятие о строении дыхательной системы

2.Дать представление о роли коры больших полушарий головного мозга, дыхательного центра в регуляции дыхания.

3.Изучить механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких, транспорт газов кровью.

4.Развить представление об особенностях газообмен в легких.

Дыхательная система. Строение органов дыхания. Функциональная анатомия органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Роль коры больших полушарий головного мозга в регуляции дыхания. Строение дыхательной системы: дыхательные пути, органы дыхания. Значение диафрагмы, понятие «мужского» и «женского» типов дыхания Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких, транспорт газов кровью. Роли гемоглобина и оксигемоглобина. Роль дыхательного центра в регуляции дыхания. Дыхание. Газообмен в легких, транспорт газов кровью. Возрастные изменения. Влияние физических

упражнений на строение грудной клетки. Зависимость жизненного объема легких от физических упражнений.


1.Характеризует функции органов дыхания, физиологию дыхательных процессов.

2.Описывает механизм вдоха и выдоха.

3.Дает анатомические характеристики дыхательной системе.

4.Анализирует роли гемоглобина и оксигемоглобина в процессе дыхания.

5.Анализирует роль физического развития для увеличения жизненного объема легких

6.Характеризует возрастные изменения в дыхательной системе с рождения и до полного развития.

7.Разрабатывает комплекс упражнений для развития объема грудной клетки.

4.4.Мочевые органы.(4ч)

1.Изучить строение и функции выделительной системы.

2.Изучить строение почки, нефрона

3.Сформировать представление о механизмах формирования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема.

4.Развить представление об особенностях женский и мужской мочевой системе.

Строение выделительной системы. Почки, макроскопическое строение: края, ворота, оболочки, фиксирующий аппарат, корковое и мозговое вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Строение нефрона и почки. . Механизм регуляции мочеобразования механизмы образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема. Механизмы образования мочи:

фильтрация, реабсорбция, секреция. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал женский и мужской. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Водный баланс. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

1.Характеризует функции выделения

2.Описывает строение выделительной системы.

3.Закрепляет представление об образования первичной и вторичной мочи в почках с указанием ее составов и объема.

4.Дает представление о строении нефрона и почки.

5.Дает характеристику органам мочевой системы :почкам, мочеточникам, мочевому пузырю, мочеиспускательным каналам.

4.5.Половые органы.(3ч)

1.Сформировать представление о строении мужской и женской половых систем.

2.Дать представление о возрастных особенностях формирования половых органов .

3.Изучить механизм гуморальной регуляции половых функций

Особенности строения женской половой системы. Наружные и внутренние женские половые органы: яичники, матку, влагалище, наружные половые органы. Мужская половая система, особенности строения мужской половой системы. Наружные и внутренние половые органы Динамика и возрастные особенности функционирования женской и мужской половых систем.


1.Излагает особенности строения женской и мужской половых систем.

2.Описывает наружные и внутренние половые органы

3.Анализирует роль половых гормонов в формировании вторичных половых признаков.

4.Дает характеристики возрастным особенностям функционирования женской и мужской половых систем.

РАЗДЕЛ 5. Сердечно- сосудистая система. (14ч)

5.1.Общая характеристика сердечно-сосудистой системы, классификация, функции. (1ч)

1.Сформировать представление об общем плане строения системы органов кровообращения,

2.Дать понятие о факторах, влияющих на кровообращение.

3. Изучить особенности регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов.

4. Изучить особенности строения сердечно-сосудистой системы.


Факторы, влияющие на процесс кровообращения. Процесс кровообращения – определение, значение в удовлетворении потребностей человека. Сердце- функция. Сосуды – виды, строение стенки артерий, вен, капилляров, причины движения крови по артериям, венам, капиллярам. Система микроциркуляции. Значение сосудов эластического типа, резистивных, сосудов-сфинктеров, шунтирующих сосудов, обменных сосудов, емкостных сосудов

1.Имеет представление об общем плане строения системы органов кровообращения, об

основных показателях кровообращения.

2.Знает о факторах, влияющих на кровообращение

3. Знает о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов.


5.2. Строение сердца, его возрастные особенности Проводящая система сердца. Круги кровообращения. (3ч)

1. Сформировать представление о малом о большом кругах кровообращения.

2. Изучить особенности строения сердца

3. Дать понятие автоматии сердца .

4.Изучить строение кровеносных сосудов.

5. Рассмотреть нервную и гуморальную регуляция работы сердца и тонуса сосудов.

Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, физиологические свойства. Строение перикарда. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Круги кровообращения. Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, капилляры, венулы, легочные вены.

1.Характеризует особенности строения сердечно - сосудистой системы, строение сердца: предсердия, желудочки, перикард, миокард, эпикард, эндокард.

2.Дает характеристики нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца и тонуса сосудов.

3.Оценивает влияние коры больших полушарий на деятельность сердца сердечно- сосудистой системы .

5.3.Артериальная система организма. (3ч)

1.Сформировать представление о строении аорты.

2.Изучить особенности топографии и строения артерий.

3.Дать понятие о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов

4.Развить представление об артериальной системе организма

Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги – расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей – бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная подошвенные артерии. Артериальный пульс, его характеристики, определение.

1.Знает аорту, ветви аорты, отходящие от них артерии.

2. Характеризует артерии головы и шеи.

3. Называет артерии верхних конечностей,

артерии таза, артерии нижних конечностей

4. Знает о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов

5.Выявляет особенности строения кровеносных сосудов.

5.4. Венозная система организма. (3ч)

1.Сформировать представление о строении вен.

2.Изучить особенности топографии и строения вен.

3.Дать понятие о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов

4. Развить представление о венозной системе организма

Венозная система организма. Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены.

Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса.


1.Знает систему верхней половой вены

2. Характеризует систему воротной вены печени .

3. Называет вены головы и шеи, вены верхней конечности.

4. Знает о механизмах регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов.

5.5. Лимфатическая система. (3ч)

1.Сформировать представление о строении лимфоидной ткани, об общем плане строения

лимфатической системы.

2.Изучить особенности образования лимфы.

3.Дать понятия о взаимоотношениях лимфатической системы с иммунной, о регуляции

системы лимфообращения, о понятии иммунитета.

Строение лимфатической системы, лимфатические узлы, лимфатические структуры селезенки Строение системы лимфообращения. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма.

1. Раскрывает понятие иммунитета, иммунной системы, ее составляющих.

2.Характеризует лимфатическую систему, ее роль и значение в организме: состав лимфы, лимфоток, локализацию лимфатических узлов

основные лимфатические сосуды, строение лимфоузла, его функции,

состав лимфы, строение и функции селезенки.

РАЗДЕЛ 6. Нервная система. (23ч)

6.1.Обзор строения нервной системы.(1ч)

1.Изучить особенности строения нервной системы.

2. Сформировать представление о нервной ткани, сером и белом веществе, рефлекторной дуге, нейроне.

3.Дать понятие о центральной нервной системе и ее роли в жизнедеятельности организма.


Роль нервной системы в жизнедеятельности организма. Функции нервной ткани. Центральная нервная система- общая характеристика, локализация, размеры, вес спинного и головного мозга. Строение и типы нейронов .

1.Излагает общую характеристику и роль нервной системы в жизнедеятельности человеческого организма.

2.Раскрывает понятия: нейрон, рефлекторная дуга, белое и серое вещество, кора больших полушарий, проводящие пути головного мозга, периферическая и вегетативная нервной системы.

3. Характеризует возрастные особенности высшей нервной деятельности человека.

6.2.Спинной мозг и его строение. (3ч)

1.Дазвить понятие о центральной нервной системе и ее роли в жизнедеятельности организма.

2.Изучить строение спинного мозга.

3.Рассмотреть проводящие пути спинного мозга значение в жизнедеятельности человеческого организма.

4.Развить представление о соматических рефлексах спинного мозга.

Центральная нервная система- общая характеристика, локализация, размеры, вес спинного. Строение спинного мозга: белое и серое вещество.. Спинной мозг – расположение, строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции Проводящие пути спинного мозга: восходящие, нисходящие. Строение рефлекторной дуги и проводящие пути центральной нервной системы, роль в жизнедеятельности человека Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга сухожильных и(кожно-мышечных). Возрастные особенности строения и развития мозга.

1.Анализирует роль спинного мозга в жизненных функциях организма.

2.Раскрывает понятия: спинномозговые корешки, проводящие пути спинного мозга.

3.Знает расположение, внешнее строение спинного мозга

4. Имеет представление о рефлексах спинного мозга.


6.3.Общий обзор строения головного мозга. (6ч)

1.Развить понятие о центральной нервной системе и ее роли в жизнедеятельности организма.

2.Изучить строение головного мозга.

3.Рассмотреть проводящие пути головного мозга значение в жизнедеятельности человеческого организма.

4.Изучить отделы головного мозга и их функции.

5.Развить представление о строении оболочек мозга.

Строение головного мозга: белое и серое вещество, кора больших полушарий. Возрастные особенности строения и развития головного мозга. Строение проводящих путей центральной нервной системы, роль в жизнедеятельности человека. Проводящие пути головного мозга. Продолговатый мозг, строение, функции, основные центры.

Мост – строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и внутреннее строение, функции, связи, ножки мозга. Четверохолмие – верхние и нижние бугры, их микроструктура, функции (ориентировочные рефлексы – зрительные, слуховые). Промежуточный мозг, структуры

его образующие. Ствол мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг). Проводящие пути головного мозга. Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение.

1.Анализирует роль головного мозга в жизненных функциях организма.

2.Раскрывает понятия: белое и серое вещество, кора больших полушарий, проводящие пути головного мозга.

3.Знает расположение, отделы головного мозга

4. Имеет представление о послойном строении коры головного мозга, о роли коры

в удовлетворении потребностей организма.


6.4. Периферическая нервная система. (6ч)

1.Дать понятие о проводящих путях ЦНС.

2.Рассмотреть периферическую нервную систему.

3.Дать представление о локализации и функциях черепных и спинномозговых нервах.


Периферическая нервная системы. 12 пар черепно-мозговых нервов, спинномозговые нервы. Функции, топография, области иннервации 12 пар черепных нервов. Роль черепно-мозговых нервов в жизнедеятельности человеческого организма .

1. Знает количество и название черепных нервов.

2. Характеризует виды черепных нервов,

название, образование, место выхода из полости черепа, области иннервации 12 пар черепных нервов.

3. Дает характеристику периферической нервной системе, ее роли в жизнедеятельности человеческого организма.

6.5. Вегетативная нервная система.(4ч)

1.Рассмотреть вегетативную нервную систему.

2.Изучить особенности строения вегетативной нервной системы.

3.Дать представление об областях иннервации и функции вегетативной нервной системы.

4.Рассмотреть роли симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении потребностей организма человека.

Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая.

Механизм трофического влияния вегетативной нервной системы, отличия вегетативной нервной системы

от соматической


1.Знает принципах образования и расположения симпатических сплетений.

2.Дает характеристику симпатической и парасимпатической нервной системы.

3. Знает о роли симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении потребностей организма человека.

6.6.Высшая нервная деятельность. (3ч)

1.Изучить особенности высшей нервной деятельности

2. Сформировать представление о типах нервной деятельности

3.Дать понятие о центральной возрастных особенностях высшей нервной деятельности человека.

Высшая нервная деятельность. Память, механизмы памяти. Типы нервной деятельности. Механизмы формирования цикла "бодрствование-сон". Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека.

1. Дает характеристику высшей нервной деятельности, ее роли в жизнедеятельности человеческого организма.

2. Характеризует типы нервной деятельности.

3. Знает возрастные особенности высшей нервной деятельности человека.

Обязательная контрольная работа №2 (1ч)

РАЗДЕЛ 7. Сенсорные системы.(4ч)

7.1.Характеристика сенсорных систем, их классификация.(3ч)

1.Дать характеристику сенсорных систем организма .

2.Изучить строение кожи, зрительного и слухового анализаторов, функционирование и роль в жизнедеятельности организма

3.Сформировать представление о строении и функции вестибулярного аппарата, развитии и возрастных особенностях.

4.Рассмотреть проводящие пути зрительного, вестибулярного анализаторов


Органы чувств. Орган равновесия (вестибулярный аппарат). Проводящий путь вестибулярного анализатора, развитие и возрастные особенности. Орган слуха; наружное, среднее и внутреннее ухо.

Кожа. Строение , функционирование и роль в жизнедеятельности организма. Роль кожи в процессе выделения, рецепторная функция. Кожная чувствительность. Строение эпителия, потовых и сальных желез.

Зрительный анализатор, вспомогательные органы глаза. Оптическая система глаза. Проводящие пути зрительного анализатора. Развитие и возрастные особенности органов зрения. Вспомогательные органы глаза: веко, ресницы, брови, слезные железы. Развитие и возрастные особенности органов зрения. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость.

1.Дает сравнительную характеристику сенсорных систем организма

2.Знает краткие характеристики органов слуха, зрения, равновесия. Раскрывает понятия: вспомогательный аппарат глаз, наружное, внутреннее ухо, вестибулярный аппарат, орган равновесия.

3.Характеризует строение кожи , функционирование и роль в ее слоев в процессе жизнедеятельности организма, кожную чувствительность.

4.Описывает, рецепторную функцию и кожную чувствительность .


7.2. Значение сенсорных систем при выполнении физических упражнений. (1ч)

1.Дать понятие о функциональной автономии сенсорных систем.

2.Сформировать представление о строении и функции вестибулярного аппарата, развитии и возрастных особенностях. Роли при выполнении упражнений.

Значение сенсорных систем при выполнении физических упражнений. Морфологическая характеристика сенсорных систем, классификация.

1.Характеризует возрастные особенности функционирования сенсорных систем.

2.Знает краткие характеристики органов слуха, зрения, равновесия и их роль при выполнении физических упражнений.

РАЗДЕЛ 8. Эндокринная система. (4ч)

8.1.Общая характеристика и классификация желе внутренней секреции. (4ч)

1.Дать понятие о строении эндокринной системы, роли в формировании развитии и жизнедеятельности организма

2.Дать представление о топографии желез внутренней секреции .

3. Рассмотреть морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе Возрастные особенности структуры и функции желез внутренней секреции.

Общая характеристика и классификация эндокринных желез и их роль в формировании, развитии и жизнедеятельности организма. Возрастные особенности структуры желез, изменения функций. Морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе. Щитовидная железа. Паращитовидные железы, надпочечники и их гормоны, топография желез внутренней секреции, роль гипофиза в функциональном становление эндокринного аппарата в процессе онтогенеза. Гипофиз, гормоны гипофиза. Возрастные особенности функции желез внутренней секреции

1. Излагает характеристику эндокринных желез.

2.Описывает морфологические особенности, роль в развитии и жизнедеятельности организма.

3.Перечисляет гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников.

4.Характеризует возрастные особенности структуры желез, изменения функций желез внутренней секреции.