СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
–использовать знания по анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-анатомию и физиологию человека.
Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Альметьевский медицинский колледж»
рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(индекс и наименование дисциплины)
31.02.01 Лечебное дело
для специальности
Фельдшер
(код и наименование специальности)
углубленный
(уровень подготовки)
Альметьевск – 2017
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ______________________________
«______»_________________ 2017г.
Председатель ЦМК
| УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по учебной работе Багаутдинов А. К. « »________2017г
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело»
Рабочую программу составила: Шаехова Г.М. преподаватель анатомии ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж».
Рецензенты:
Мистахова Р.Д.- преподаватель анатомии и физиологии высшей категории ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж».
Внешний рецензент:
Евставьева Н.А. – врач АЦРБ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| 4 |
| 5 |
| 24 |
| 25 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА »
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
–использовать знания по анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-анатомию и физиологию человека.
Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Диагностическая деятельность.
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка
5.2.2. Лечебная деятельность.
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
5.2.3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
5.2.4. Профилактическая деятельность.
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
5.2.5. Медико-социальная деятельность.
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действии и лиц из группы социального риска.
ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: |
|
практические занятия | 108 |
лекционно-семинарские | 72 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
в том числе: |
|
Работа с учебными текстами (чтение текста, составление плана изучения учебного материала, конспектирование, выписка из текста, ответы на контрольные вопросы, работа со словарями, справочниками, создание презентаций) | 30 |
Выполнение учебно-исследовательской работы (работа с монографиями, научной литературой) | 20 |
Заполнение рабочей тетради (зарисовка строения изучаемых структур, заполнение таблиц, схем, составление словаря медицинских терминов, выполнение заданий в тестовой форме, составление кроссвордов) | 40 |
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме экзамена |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека |
|
|
|
Тема 1.1. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.
| Cодержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
| |||
| |||
| |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| |
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для взаимоконтроля. |
| ||
Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии |
|
| |
Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка. Основы гистологии. Ткани: эпителиальная, соединительная.
| Cодержание учебного материала | 2 | |
1 Строение микроскопа. 2. Видоспецифичность клеток. 3. Дифференцировка, рост и размножение клеток. 4. Определение клетки. 5. Строение клетки. 6. Функции клетки. 7. Химический состав клетки. 8. Жизненный цикл клетки. 9. Возбудимые клетки. Потенциал действия и покоя. 10. Обмен веществ в клетке | 2 | ||
11. Основы классификации клеток и тканей. 12. Понятие о структурно-функциональных единицах органов. 13. Определение понятия ткани. Особенности строения и свойства, месторасположение в организме, функции эпителиальной и соединительной ткани. |
|
| |
|
2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. составление сканвордов, кроссвордов для само- и взаимоконтроля. | |||
Тема 2.2 Мышечная и нервная ткани.
| Содержание учебного материала
| 2 | |
1. Классификация тканей, особенности строения, их свойства, месторасположение в организме. 2.Функции тканей: мышечной, нервной. Функции клеток пейсмекерной активности. | |||
| |||
Практическое занятие: Тема 2.2.1. | 4 |
2
| |
Микроскопия тканей. Работа с микроскопом, микропрепаратами, гистологическими срезами. Заполнение рабочей тетради (зарисовка тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной, узлов, волокон и клеток пейсмекерной активности), выписка терминов, составление глоссария, выполнение заданий в тестовой форме, заполнение схем, таблиц), изучение характеристики функциональных особенностей разных видов тканей. Оценка функционирования тканей. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для само- и взаимоконтроля. 4. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Раздел 3. Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. Миология |
|
| |
Тема 3.1. Остеоартросиндесмология. Виды соединения костей.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 3.1.1. | 4
1 |
| |
Остеоартросиндесмология. Виды соединения костей. Кость как орган, строение, виды костей. Соединения костей, их разновидности. Строение сустава, классификация суставов, виды движения в суставах. | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся |
| ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для само- и взаимоконтроля. |
| ||
Тема 3.2 Кости и топография черепа. АФО скелета туловища.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 3.2.2. | 4 | 3
3
| |
Кости черепа: строение, соединение. Череп в целом. Изучение костей черепа на костном препарате, на скелете, зарисовка костей черепа, заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации), демонстрация костей на скелете на костном препарате черепа, на черепа с применением латинской терминологии, характеристика височно-нижнечелюстного сустава. Составление глоссария. | |||
Практическое занятие: Тема 3.2.3. |
| ||
Кости туловища: строение, соединение. Изучение костей туловища на скелете. Демонстрация костей на скелете с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовка позвонков разных отделов позвоночного столба). Характеристика видов соединения костей туловища. Интерпретация предложенных рентгенограмм грудной клетки. | 4
4
| ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение сканвордов, кроссвордов для взаимоконтроля. . 4.Заполнение сравнительной таблицы (особенности строения позвонков разных отделов позвоночника). 5. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 3.3. АФО скелета верхних и нижних конечностей.
| Содержание учебного материала | 2 | |
10.Значение для диагностики, организации лечебных и профилактических мероприятий. | 2 | ||
Практическое занятие: Тема 3.3.4. | 4 | 3 | |
Кости верхней и нижней конечностей: строение, соединение. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовать кости конечностей). Изучение костей на скелете и их демонстрация с применением латинской терминологии. Характеристика суставов конечностей по плану, сравнение нормального строения суставов с патологическим строением на предложенных рисунках, рентгеновских снимках. Демонстрация типичных мест переломов костей конечностей. Характеристика строения мужского и женского таза. Измерения женского таза при помощи акушерского инструментария (тазомера). Оценка функционирования костной тканей. Рентгенодиагностика, результаты данситометрии при изменении структуры костной ткани. Интерпретация предложенных рентгенограмм, данситограмм. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Выполнение сканвордов, кроссвордов для взаимоконтроля. 5. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 3.4. Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи.
| Содержание учебного материала | 2 | |
1. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы в разные возрастные периоды жизни человека.
|
| ||
2 | |||
| |||
Практическое занятие: Тема 3.4.5. | 2 | 3 | |
Мышцы головы, шеи. Изучение мышц на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на фантоме, муляже с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Характеристика мышцы как органа, демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Интерпретация предложенных миограмм. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц головы и шеи с указанием латинских и русских названий. 4. Заполнение сравнительной таблицы. 5. Составление глоссария. 6. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 3.5. Мышцы туловища | Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 3.4.5. | 2 | 3 | |
Мышцы туловища. Изучение мышц на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на фантоме, муляже с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Интерпретация предложенных миограмм, теплографического изображения мышц туловища. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц туловища с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 3.6. Мышцы верхней и нижней конечностей.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Практическое занятие: Тема 3.6.6. | 4 | 3
| |
Мышцы верхней и нижней конечностей. Изучение мышц на муляжах и планшетах. Демонстрация мышц на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Интерпретация показателей измерения силы и тонуса мышц верхних конечностей. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц верхних и нижних конечностей с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Подготовка кроссвордов по теме занятия. 6. Составление ситуационных задач по теме занятия. | 3 | ||
|
| ||
2 | |||
| |||
Раздел 4. Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания |
|
| |
Тема 4.1. Анатомия дыхательной системы. | Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 4.1.1. | 4 | 3
| |
Анатомия органов дыхания. Изучение органов дыхания на муляжах и планшетах. Демонстрация органов дыхательной системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название дыхательных путей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, выполнение заданий в тестовой форме, выписать латинские наименования дыхательных путей, заполнение таблиц). Решение профессиональных ситуационных задач. |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков дыхательных путей с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач по теме занятия для само- и взаимоконтроля. 6. Выполнение учебно-исследовательской работы. |
| ||
Тема 4.2. Физиология дыхания.
Тема 4.3. Семинар «Дыхательная система»
| Содержание учебного материала | 2 | |
14. Проекция органов дыхательной системы на поверхность грудной клетки (переднюю, заднюю, боковые поверхности). 15. Понятие о пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе, на выдохе). Особенности в различные возрастные периоды. Значение в диагностике, лечении, выполнении простых медицинских услуг, организации профилактических мероприятий. | 2 | ||
Практическое занятие: Тема 4.2.2. | 4 | 3
2 | |
Физиология дыхания. Изучение органов дыхания на муляжах и планшетах. Демонстрация органов дыхательной системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название органов, частей органов (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, составление схемы регуляции дыхания, вычисление дыхательных объёмов по представленным показателям). Решение профессиональных ситуационных задач. Подсчет частоты дыхательных движений в 1 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков легких, плевральных полостей, средостения с указанием латинских и русских названий. 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач по теме занятия для само- и взаимоконтроля 3. Выполнение учебно-исследовательской работы. | |||
Используя теоретические знания, практические навыки, наглядный и дидактический материал, ответить на предложенные ситуационные задачи по данному разделу. | 2 | ||
Раздел 5 Анатомо-физиологические особенности систем органов кровообращения и лимфообращения. |
|
| |
Тема 5.1. АФО сердечно сосудистой системы. Анатомия и физиология сердца.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Практическое занятие: Тема 5.1.1. | 4 | 3 | |
Сосуды. Сердце. Изучение строения сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца на муляжах и планшетах. Демонстрация органов сердечнососудистой системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции сердца на скелете, на поверхности тела. Организация работы с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части органов (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц). Составление глоссария. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение «немых» рисунков сердца, сосудов, капилляров с указанием латинских и русских названий (работа в рабочей тетради). 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач по теме занятия для само- и взаимоконтроля. 3. Выполнение учебно-исследовательской работы. | |||
Тема 5.2. Артериальная система человека. | Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Практическое занятие: Тема 5.2.2. | 4 | 3 | |
Артериальная система человека. Изучение в атласах, на муляжах, на твердых препаратах (слепках) структуры малого и большого кругов кровообращения. Демонстрация на таблицах кровеносных сосудов. Работа с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы, шеи, туловища, конечностей), работа с тестами, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, составление схем кровоснабжения органа, части тела. Решение производственных профессиональных ситуационных задач, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, составление схем. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение «немых» рисунков сосудов малого круга кровообращения с указанием латинских и русских названий (работа в рабочей тетради). 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач по теме занятия для само- и взаимоконтроля 6. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 5.3. Венозная система человека. Физиология кровообращения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Практическое занятие: Тема 5.3.3. Венозная система человека. Изучение в атласах и на муляжах структур большого круга кровообращения. Демонстрация на планшетах кровеносных сосудов. Демонстрация проекции крупных кровеносных сосудов на поверхности разных частей тела. Организация работы с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы, шеи, туловища, конечностей), работа с тестами, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, составление схем кровоснабжения органа, части тела. Решение производственных профессиональных ситуационных задач. | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
4
4
| 3
3 | ||
Практическое занятие: Тема 5.3.4. | |||
Физиология сердечнососудистой системы. Проецирование границ сердца и клапанного аппарата на поверхность тела. Определение верхушечного толчка сердца. Определение и характеристика пульса на периферических артериях. Измерение артериального давления на плечевой артерии. Заполнение рабочей тетради (работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, зарисовка зубцов, интервалов и комплексов ЭКГ. Определение пульса на крупных сосудах, подсчет числа сердечных сокращений. Измерение артериального давления. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение «немых» рисунков сосудов большого круга кровообращения, коронарного кровообращения с указанием латинских и русских названий (работа в рабочей тетради). 3. Заполнение сравнительной таблицы. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач по теме занятия для само- и взаимоконтроля 6. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 5.4. Лимфатическая система человека.
| Содержание учебного материала | 2 | |
1. Общий план строения лимфатической системы 2. Основные лимфатические сосуды. 3. Строение стенок лимфатических сосудов, лимфокапилляров. 4. Строение лимфоузла, его функции, основные группы лимфоузлов. 5. Строение лимфоидной ткани. 6. Образование лимфы. Состав лимфы. 7. Принцип движения лимфы по лимфососудам. 8. Регуляция системы лимфообращения. 9. Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной системой. Понятие иммунитета. |
| ||
2 | |||
Практическое занятие: Тема 5.4.1. | 4 | 3
2 | |
Лимфатическая система человека. Изучение в атласах и на муляжах строения структур лимфатической системы. Демонстрация на таблицах лимфатических сосудов, узлов, протоков. Демонстрация проекции основных групп лимфатических узлов на поверхности разных частей тела. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части органов, лимфатические протоки), работа с тестами, , выписка терминов, заполнение таблиц,. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. Составление схем лимфооттока органа, части тела, схем расположения региональных лимфоузлов. 3. Составление кроссвордов по теме занятия. 4. Подготовить сообщение по теме занятия. | |||
Тема 5.5. Семинар «Сердечнососудистая система».
| Используя теоретические знания, практические навыки, наглядный и дидактический материал, ответить на предложенные ситуационные задачи по данному разделу. | 2 | |
Раздел 6 Анатомо-физиологические особенности системы органов пищеварения |
|
| |
Тема 6.1. Анатомия органов пищеварительного канала. | Содержание учебного материала | 2
| |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 6.1.1. | 4 | 3 | |
Анатомия органов пищеварительного канала. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения изучаемых органов пищеварительной системы. Демонстрация на таблицах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация и определение проекции органов пищеварения на переднюю поверхность брюшной стенки. Организация работы с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради, работа с тестами. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение листов рабочей тетради. 3. Составление кроссвордов по теме занятия. 4. Составление глоссария. 5. Составление ситуационных задач для само- и взаимоконтроля. 6. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 6.2. Анатомия и физиология больших пищеварительных желёз.
Тема 6.3. Физиология пищеварения.
| Содержание учебного материала | 2
4
| |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 6.2.2. |
| ||
Большие пищеварительные железы. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения органов пищеварительной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов на переднюю брюшную стенку, демонстрация мест впадения протоков больших слюнных желёз в ротовую полость. Заполнение рабочей тетради Составление рекомендаций по питанию пациентов. Решение профессиональных ситуационных задач. | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| |
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление кроссвордов по теме занятия. |
| ||
Содержание учебного материала | 2 |
| |
|
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Практическое занятие: Тема 6.3.3. | 4 | 3 | |
Физиология пищеварения. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения органов пищеварительной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов на переднюю брюшную стенку, демонстрация мест впадения протоков больших слюнных желёз в ротовую полость. Заполнение рабочей тетради Составление рекомендаций по питанию пациентов. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление кроссвордов по теме занятия. | |||
Тема 6.4. Обмен веществ и энергии.
Тема 6.5. Семинар «Пищеварительная система».
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
| |||
Практическое занятие: Тема 6.4.4. | 4 | 3
2 | |
Обмен веществ и энергии. Заполнение рабочей тетради Составление рекомендаций по питанию пациентов. Измерение температуры разных участков тела. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4
| ||
1.Работа с учебными текстами и таблицами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Расчет калорийности питания для разных возрастных групп населения. 4. Расчет суточного меню при различных заданных диетах и калорийности. | |||
Используя теоретические знания, практические навыки, наглядный и дидактический материал, ответить на предложенные ситуационные задачи по данному разделу. | 2 | ||
Раздел 7. Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения |
|
| |
Тема 7.1. Анатомия органов мочевой системы.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 7.1.1. | 4 | 3 | |
Анатомия и физиология мочевой системы. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения органов мочевыделительной системы, физиология мочеобразования. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов на поверхность тела. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение листов рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач. 3. Выписка терминов и составление глоссария. 4. Решение профессиональных ситуационных задач. 5. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 7.2. Физиология мочевой системы
| Содержание учебного материала | 2 | |
1. Этапы образования мочи.
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Определение суточного объема мочи, количества выпитой жидкости за сутки, определение водного баланса. Запись результатов в рабочей тетради. 4. Определение объема утренней порции мочи. Запись результатов в рабочей тетради. 5. Составление ситуационных задач для само- и взаимоконтроля. 6. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы человека.
|
|
| |
Тема 8.1. Анатомия и физиология женской репродуктивной системы.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 8.1.1. | 4 | 3 | |
Репродуктивная система. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах, моделях строения органов женской и мужской репродуктивных систем. Демонстрация на муляжах, плакатах, слайдах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции женских половых органов на переднюю поверхность брюшной стенки. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 8.2. Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Раздел 9. Внутренняя среда организма. Кровь. |
|
| |
Тема 9.1. Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 9.1.1. | 4 | 3 | |
Кровь. Органы иммунной системы. Микроскопия мазков крови. Строение органов иммунной системы. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление заданий в тестовой форме для само- и взаимоконтроля. 4. Подготовка сообщений по теме занятия. | |||
Раздел 10. Процесс защиты организма от воздействий внешней и внутренней среды |
|
| |
Тема 10.1. Иммунитет. Органы иммунной системы.
| Содержание учебного материала | 2 | |
19.Современные лабораторные и инструментальные методы диагностики функционального состояния иммунной системы. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Выполнение учебно-исследовательской работы. | |||
Раздел 11. Анатомо-физиологические особенности саморегуляции функций организма. |
|
| |
Тема 11.1 Железы внутренней секреции.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 11.1.1. | 4 | 3 | |
Железы внутренней секреции. Изучение в атласах и на муляжах, слайдах строения органов эндокринной системы. Демонстрация на таблицах и слайдах изучаемых структур. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 11.2. Нервная система. Классификация. Спинной мозг.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
| |||
Практическое занятие: Тема 11.2.2. | 4 | 3 | |
Спинной мозг и спинномозговые нервы. Изучение в атласах и на муляжах, слайдах строения спинного мозга. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах расположения спинномозговых нервов, сплетений. Демонстрация на слайдах и таблицах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов и составление глоссария, заполнение таблиц, схем, зарисовка звеньев рефлекторной дуги, составление схем иннервации частей тела. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Подготовка сообщения по теме занятия. 4.Составление ситуационных задач для само- и взаимоконтроля. | |||
Тема 11.3. Ствол головного мозга.
| Содержание учебного материала | 2 | |
1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы в разные возрастные периоды жизни человека. 2.Головной мозг – расположение, отделы. 3.Ствол головного мозга. 4.Продолговатый мозг, строение, расположение, центры, функции. 5.Ретикулярная формация, понятие, расположение, функции 6.Мост – строение, расположение, функции, центры. 7.Мозжечок, строение, расположение, центры. 8.Средний мозг. Ножки мозга, строение, расположение, центры. 9.Четверохолмие, строение, расположение, центры, функции. 10.Промежуточный мозг, строение, расположение, центры, функции. 11.Проводящие пути головного мозга. 12.Оболочки головного мозга, межоболочечные пространства. 13.Ликвор – образование, состав, функции. 14.Гематоэнцефалический и ликвороэнцефалический барьер. 15. Современные инструментальные методы диагностики функционального состояния ствола мозга. Значение для диагностики, организации лечебных и профилактических мероприятий. |
| ||
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 11.4. Конечный мозг: строение, функции. Физиология коры больших полушарий полушарий (КБП).
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 11.4.3. | 4 | 3
| |
Головной мозг. Черепно-мозговые нервы. Изучение в атласах и на муляжах, планшетах, таблицах строения головного мозга, расположения мест выхода черепно-мозговых нервов из мозга, черепа. Демонстрация на слайдах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Работа с влажными препаратами. Работа с психологическими тестами на память, внимание, ассоциации. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, составление схем, схем иннервации частей тела, органов. Решение ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление заданий в тестовой форме для само- и взаимоконтроля. 4. Подготовка сообщения по теме занятия. | |||
Тема 11.5.
Анатомо-физиологические особенности высшей нервной деятельности (ВНД).
| Содержание учебного материала | 2 | |
Критерии оценки психической деятельности. Структуры, осуществляющие психическую деятельность. Типы высшей нервной деятельности. Формы психической деятельности. Физиологические основы памяти, речи, сознания. Условный рефлекс, виды, торможение условного рефлекса. Формирование динамического стереотипа. I и II сигнальные системы. Современные методы функциональной диагностики состояния высшей нервной деятельности. Значение для диагностики, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг. | 2 | ||
| |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление заданий в тестовой форме для само- и взаимоконтроля. 4. Подготовка сообщения по теме занятия.
| |||
Тема 11.6. Вегетативная нервная система.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Практическое занятие: Тема 11.6.4. | 4 | 3 | |
Вегетативная нервная система. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, составление схем иннервации органов, заполнение таблиц. Решение ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение листов рабочей тетради. 3. Составление заданий в тестовой форме для само- и взаимоконтроля. | |||
Тема 11.7. Понятие об анализаторах. Орган вкуса и обоняния. Кожа и её производные.
| Содержание учебного материала | 2
| |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 11.7.5. | 4 | 3 | |
Соматическая сенсорная система. Изучение в атласах и на муляжах, планшетах строения кожи и её производных, заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов и составление глоссария, решение ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление заданий в тестовой форме для само- и взаимоконтроля. | |||
Тема 11.8. Анатомо-физиологические особенности органа зрения, слуха и равновесия.
| Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Практическое занятие: Тема 11.8.6. | 4 | 3
| |
Сенсорная система. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения изучаемых органов. Демонстрация на слайдах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1. Работа с учебными текстами. 2. Заполнение рабочей тетради. 3. Составление ситуационных задач для само- и взаимоконтроля. | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии» и рабочих мест кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала;
Классная доска;
Стол и стул для преподавателя;
Столы и стулья для студентов;
Тумбочки для ТСО;
Стеллажи для муляжей и моделей;
Плакаты;
Схемы;
Рисунки;
Фотографии;
Таблицы;
Скелеты;
Наборы костей;
Модели;
Муляжи;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- классная доска (меловая), мел
- экран (при отсутствии интерактивной доски);
Учебно-наглядные пособия:
Скелет туловища с тазом
Набор костей черепа
Лобная
Затылочная
Клиновидная
Теменная
Височная
Решетчатая
Скуловая
Верхняя челюсть
Нижняя челюсть
Основание черепа
Череп целый
Череп с разрозненными костями
Набор костей туловища
Ребра
Грудина
Набор позвонков
Крестец
Набор костей верхней конечности
Ключица
Лопатка
Плечевая
Локтевая
Лучевая
Кисть
Кисть комплект из 27 костей
Набор костей нижней конечности
Таз
Бедренная
Большеберцовая
Малоберцовая
Стопа
Оси вращения суставов
-плечевого
-грудино-ключичного
-локтевого
-коленного
Кости на планшете
-скелет верхней конечности
-скелет стопы
-стелет кисти
-позвоночный столб
-скелет нижней конечности
Мышцы (муляж – планшеты)
Мышцы головы и шеи
Мышцы туловища
Мышцы стопы
Мышцы кисти
Мышцы верхней и нижней конечности
Нервная система
Головной мозг (модель)
Головной мозг (планшет)
Головной мозг (сагитт. разрез)
Спинной мозг (планшет)
Солнечное сплетение (муляж)
Железы (на планшете)
Поджелудочная
Щитовидная
Околощитовидная
Яички
Яичники
Предстательная
Вилочковая
Шишковидная
Надпочечники
Придаток мозга - гипофиз
Кровообращение
Сердце (модель)
Фронтальный разрез сердца (на планшете)
Схема кровообращения человека (на план.)
Система дыхания
Легкие (модель)
Бронхиальное дерево (сегментарные бронхи)
Органы дыхания и средостения (муляж)
Органы средостения (муляж)
Гортань (модель)
Органы пищеварения (на планшете)
Пищеварительная система
Печень
Кишечник
Ворсинки тонкой кишки
Печень (муляж)
Пищеварительная система (модель)
Мочевыделительная система
Почки (на планшете)
Мочевыделительная система (на планшете)
Органы грудной и брюшной полости
Мужской таз (сагиттальный разрез)
Женский таз (сагиттальный разрез)
Торс человека (модель)
Сагиттальный разрез головы и шеи
Топография кисти рук
Топография головы и шеи
Лимфатическая система( на планшете)
Сенсорные системы
Кожа (на планшете)
Глаз (увеличенная модель)
Ухо (модель)
Полукружные каналы с улиткой
Учебно-наглядные пособия
Таблицы (плакаты) по темам
Видеофильмы
Обучающие компьютерные программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Федюкович Н.И. –Изд. 26., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 510 с.:ил.- (Среднее медицинское образование).
Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии /А.А.Швырев; под. общ. ред. Р.Ф.Морозовой.- Изд.8-е, стер. – Ростов н/Д:Феникс, 2015.-411, [1]c.- (Среднее медицинское образование)
Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970424780.html
АвторыСмольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А.
ИздательствоГЭОТАР-Медиа
Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434796.html
АвторыМ.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава
ИздательствоГЭОТАР-Медиа
Дополнительные источники:
Пирс Эвелин Анатомия и физиология для медсестер/Пер.с англ.С.Л.Кабак, В.В. Руденок.- Мн.:БелАДИ («Черепаха»),1996-416
Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ.учреждений сред. Проф.образования /Гайворонский, Г.И.Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2011.- 496с.
Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
Сайт анфиз.ру
Консультант студента
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Знания: |
|
Основные анатомические термины. Части тела человека Системы органов Полости тела Морфологические типы конституции Многоуровневость организма человека Строение клетки, её функции Строение ткани, её функции, классификацию, место расположения в организме. | Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос |
Нормальную анатомию внутренних органов, их расположение в полостях тела, границы, проекцию на поверхность тела | Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос Решение ситуационных задач Работа с «немыми» иллюстрациями Наблюдение за работой с наглядными пособиями Практический контроль: демонстрация проекции органов на поверхности тела |
Нормальную физиологию внутренних органов | Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос Решение ситуационных задач Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Внешние проявления функций внутренних органов | Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос Решение ситуационных задач Защита рефератов, докладов Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений, легочных объёмов, аускультация сердечных тонов, измерение температуры тела |
Критерии оценки функционирования систем органов | Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Заполнение таблиц Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Нормальные константы внутренней среды организма | Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов и систем органов | Составление глоссария Заполнение таблиц Устный опрос Решение ситуационных задач Защита рефератов, докладов |
Умения: |
|
Использовать знания анатомии и физиологии человека для проведения профилактических здоровьесберегающих мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг
| Тестирование Решение кроссвордов Составление глоссария Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями Защита рефератов, докладов, проектов Наблюдение за выполнением манипуляций на профессиональном модуле |
В результате изучения учебной дисциплины ОП.03.Анатомия и физиология человека формируются профессиональные компетенции
Результаты (освоенные умения, знания, профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |||
ПК 1.1. Планировать обследования пациентов различных возрастных групп. | Планировать обследование пациента;
| Экспертное наблюдение и оценка проверки результатов. - усвоения практических умений; - решение заданий в тестовой форме; - выполнения заданий для самостоятельной работы; | |||
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования. | Осуществлять сбор анамнеза; применять различные методы обследования пациента; формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями; интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики; обследование пациента; интерпретация результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики; постановки предварительного диагноза; | Экспертное наблюдение и оценка проверки результатов. - усвоения практических умений; - выполнения заданий для самостоятельной работы; - решения заданий в тестовой форме;
| |||
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. | Топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды; биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии; основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе; определение заболеваний; Общие принципы классификации заболеваний; этиологию заболеваний; патогенез и патологическую анатомию заболеваний; клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп; методы клинического, лабораторного, инструментального обследования | Экспертное наблюдение и оценка проверки результатов. - усвоения теоретических знаний; - решения заданий в тестовой форме; - выполнения заданий для самостоятельной работы; - решение ситуационных и диагностических задач; - выполнение практических манипуляций согласно алгоритма действия - наблюдения и оценки освоения компетенции в ходе прохождения учебной и производственной практики. | |||
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности | -Демонстрация умений по диагностике беременности на ранних и поздних сроках | -Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. - Экспертная оценка устных и письменных вопросов. - Экспертная оценка решения ситуационных задач. - Экспертная оценка правильности определения понятий и медицинских терминов. - Экспертная оценка результатов выполнения практических умений. - Экспертная оценка умений обследования в ранних и поздних сроках беременности в соответствии с алгоритмом. - Экспертная оценка результатов выполнения самостоятельной работы по составлению рефератов, ситуационных задач. - Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. | |||
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка | -Демонстрация умений по диагностике комплексного состояния здоровья ребенка в разные возрастные периоды. -Демонстрация последовательности обследования детей разного возраста. -Демонстрация умений по подготовке детей к дополнительным методам исследования. -Определение и обоснование объема диагностических исследований. -Оценивание результатов лабораторных, функциональных и инструментальных методов исследования.
| -Результаты тестирования. - Экспертная оценка устных и письменных вопросов. - Экспертная оценка решения ситуационных задач. - Экспертная оценка правильности определения понятий и медицинских терминов. - Экспертная оценка результатов выполнения практических умений. -Экспертная оценка обследования ребенка в разные возрастные периоды в соответствии с алгоритмом. - Экспертная оценка результатов выполнения самостоятельной работы по составлению конспектов, рефератов, кроссвордов, схем, ситуационных задач, заполнению бланков исследования мочи, крови, кала детей разных возрастных групп, заполнению дифференциально-диагностических таблиц. -Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной практики. | |||
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
| Демонстрация последовательности в назначении лечения пациентам различных возрастных групп.
| Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. Экспертная оценка устных и письменных ответов. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Экспертная оценка оформления документации. Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы. Наблюдение и экспертная оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. | |||
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента. | Обоснование правильности выбора тактики.
| Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. Экспертная оценка устных и письменных вопросов. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Экспертная оценка умения анализировать результаты полученного обследования. Экспертная оценка принятия решения по выбору тактики ведения пациента в соответствии с алгоритмом. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. | |||
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства. | Демонстрация и соблюдение алгоритмов лечения пациентов (полнота, точность, грамотность). | Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. Экспертная оценка устных и письменных вопросов. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Экспертная оценка правильности выбора лечебных вмешательств. Экспертная оценка результатов выполнения практических умений. Экспертная оценка лечения пациента в соответствии с алгоритмом. Экспертная оценка результатов выполнения самостоятельной работы по составлению конспектов, рефератов, кроссвордов, схем, ситуационных задач, заполнению бланков исследования мочи, крови, кала, заполнению дифференциально-диагностических таблиц. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. | |||
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения. | Демонстрация умений по анализу и оценке проводимого лечения. | Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. Экспертная оценка устных и письменных вопросов. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Экспертная оценка результатов выполнения практических умений. Экспертная оценка умений мониторирования обследования и лечения пациента в разные периоды болезни в соответствии с алгоритмом. Экспертная оценка результатов выполнения самостоятельной работы по составлению рефератов, ситуационных задач. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. | |||
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента. | Демонстрация умений по диагностике состояния пациентов разных возрастных групп. Демонстрация последовательности мониторинга за состоянием пациентов разных возрастных групп. Демонстрация умений по назначению дополнительных методов исследования и лечения пациентов. Определение и обоснование объема диагностических исследований.
| Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. Экспертная оценка устных и письменных вопросов. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Экспертная оценка результатов выполнения практических умений. Экспертная оценка мониторирования пациента в течение болезнипо алгоритму. Экспертная оценка результатов выполнения самостоятельной работы по составлению конспектов, рефератов, кроссвордов, схем, ситуационных задач, заполнению бланков исследования мочи, крови, кала детей разных возрастных групп, заполнению дифференциально-диагностических таблиц. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. | |||
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. | Демонстрация умений по уходу за пациентом. | Результаты тестирования с применением УММ и информационных технологий. Экспертная оценка устных и письменных вопросов. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе учебной и производственной практик. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. | |||
ПК 4.1. Проводить диагностику неотложных состояний. | Правильность формулировки диагноза и его обоснования | Экспертная оценка на практическом экзамене | |||
ПК 4.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. | Эффективность результативность и полезность | Экспертная оценка на практическом экзамене | |||
ПК 4.5. Осуществлять контроль состояния пациента. | Полнота выбора параметров контроля и их анализ | Экспертная оценка на практическом экзамене | |||
ПК 4.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. | Организация и оказание помощи в соответствии с нормативными документами | Экспертная оценка на практическом экзамене | |||
| ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией
|
|
| ||
| ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию
|
|
| ||
| ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь
|
|
| ||
| ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска
|
|
| ||
| ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности
|
|
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -понимание сущности и социальной значимости профессии фельдшера, - проявление интереса к будущей профессии, -применение профессиональных знаний в практической деятельности -ответственность за качество своей работы, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - организует и планирует собственной деятельности, - демонстрирует понимания цели диагностики заболеваний и способов ее достижения, -обоснование и применение типовых методов и способов выполнения профессиональных задач по диагностике заболеваний, -обоснование эффективности и качества выполнения алгоритмов обследования пациентов, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | -понимание выбора соответствующего метода решения в стандартных и нестандартных ситуациях, -проявление своей ответственности за принятое решение, - демонстрация навыков своевременности и правильности принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях, -демонстрация анализа и контроля ситуации, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | -извлечение и анализ информации из различных источников, -использование различных способов поиска информации, - применение найденной информации для выполнения профессиональных задач по диагностике заболеваний, профессионального и личностного развития, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -понимание области применения различных компьютерных программ, -применение компьютерных навыков, -обоснование выбора компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей, - использование информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач фельдшера, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -понимание общих целей, -применение навыков командной работы, -использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, пациентами, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | -понимание целей деятельности, -демонстрация навыков целеполагания, оценки результатов выполнения заданий, -проявление ответственности за работу членов команды и конечный результат, -контроль работы сотрудников, -изложение оценки результатов работы подчиненных, -обоснование коррекции результатов выполнения заданий. | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. | - понимание значимости профессионального и личностного развития, - проявление интереса к обучению, -использование знаний на практике, - определение задач своего профессионального и личностного развития, - планирование своего обучения, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | -понимание сути инноваций, целей и содержания профессиональной деятельности, -использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - создание бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, - соблюдение толерантного отношения к представителям социальных, культурных и религиозных общностей, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | - соблюдение этических норм и правил взаимоотношений в обществе, - выполнение природоохранных мероприятий,
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | - соблюдение требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при выполнении профессиональных задач,
| Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - соблюдение и пропаганда здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
1
© 2019, Шаехова Гузалия Миннегаязовна 311 1