СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа читательской грамотности»

42












Программа читательской грамотности

«Основы читательской грамотности»

общеинтеллектуального направления

для учащихся 1-4 классов

(основное общего образования)

Учитель: Ломаева Ирина Васильевна






Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от
























2022


Информационная карта образовательной программа


по курсу внеурочной деятельности «Основы читатеской грамотности»

1.

Образовательная организация


2.

Полное название программы

»

3.

Направленность программы

Общеинтеллектуальное

4.

Сведения о разработчиках

Учитель начальных классов

4.1.

ФИО, должность

Ломаева Ирина Васильевна, учитель начальных классов

5.

Сведения о программе:


5.1.

Срок реализации

1 год

5.2.

Количество часов в неделю

1 час

5.3.

Возраст обучающихся

7-11 лет

5.4.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- формы организации содержания и учебного процесса

дополнительная общеобразовательная программа

модифицированная

общеразвивающая

групповая

5.5.

Цель программы

Создание условий для подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по русскому языку.

5.6.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Стартовый уровень


6.

Формы и методы образовательной деятельности

Игры-занятия, викторины, круглые столы, шарады, ребусы, КВН, олимпиады, практическая работа с элементами тренинга и др.

7.

Формы мониторинга результативности

Участие в олимпиадах

8.

Результативность реализации программы

Развитие познавательного интереса, расширение знаний по русскому языку, формирование навыков смыслового чтения, активное участие в олимпиадах по русскому языку и литературному чтению.

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы










Оглавление

  1. Информационная карта образовательной программы …………………….……..2

  2. Пояснительная записка …………………………………………………..………4-7

  3. Календарно-тематический план ………………………………….………...…..8-10

  4. Содержание программы……………………………………………………..…11-12

  5. Ведущие технологии, используемые для реализации программы………………………… ……………………………………….…..13-15

  6. Список литературы ………………………………………………..….……….…..17










































1. Пояснительная записка

1.1.Нормативные документы, используемые при разработке программы:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности ««Основы читательской грамотности» на уровень начального общего образования составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральным Законом от 29.12.12 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

письмо Министерства просвещения РФ от 05.09. 2018 № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;

письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав

Основная образовательная программа начального общего образования

План внеурочной деятельности

Положение


1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения

предлагаемой программы

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 1-4 -х классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основысмыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.


Актуальность курса состоит в том, что он предназначен готовить детей к

решению олимпиадных задач с последующей подготовкой их к участию в этапах Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся познакомятся с форматом Всероссийской олимпиады школьников по русскомй языку и литературе и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиадного задания.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении русского языка и литературы, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по русскому языку и литературе, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Цель программы:

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы лицея;

  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.


Задачи программы:

Образовательные задачи:

-формирование познавательного интереса к изучению русского языка и литературы.

- развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

- подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе разного уровня.

Воспитательные задачи:

- формировать практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности школьника;

- формировать научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

Развивающие задачи:

- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

– углубления базовых знаний по теории текста;

– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.


Особенности программы

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения занятия – 45 мин.


1.5. Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

Следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты:

учащиеся научатся

осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;

  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

  • прогнозировать содержание текста;

  • находить скрытую информацию в тексте;

  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

1.6. Формы контроля.

Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти). Результаты участия школьников в школьных, республиканских, российских олимпиадах.





















  1. Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Основы читательской грамотности»


Название раздела, темы

Количество часов

Даты проведения

Всего

Теория

Практика

Предпола-

гаемая

фактическая

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

1

1

сентябрь


Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

1

1

1

сентябрь


Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1

1

1

сентябрь


Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

1

1

сентябрь


С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

1

1

октябрь


Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

1

1

октябрь


Внимание к слову.

1

1

1

октябрь


Тематический конкурс чтецов «Осенний калейдоскоп»

1

1

1

октябрь


Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

1

1

1

ноябрь


Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

1

1

ноябрь


Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

1

1

1

ноябрь


Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

1

1

декабрь


Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1

1

1

декабрь


Как читать несплошной текст?.

1

1

1

декабрь


Шифровка и дешифровка текста.

1

1

1

декабрь


Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

1

1

1

декабрь


Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

1

1

1

январь


«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

1

1

1

январь


Погружение в текст.

1

1

1

январь


Погружение в текст

1

1

1

февраль


Воображение и прогнозирование.

1

1

1

февраль


Воображение и прогнозирование.

1

1

1

февраль


Диалог с текстом.

1

1

1

февраль


Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

1

1

1

март


Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

1

1

1

март


Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

1

1

март


Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

1

1

март


Что помогает понять текст? (План текста)

1

1

1

апрель


Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

1

1

апрель


Шифровка и дешифровка текста.

1

1

1

апрель


Когда текст прочитан.

1

1

1

апрель


Когда текст прочитан (Оценка информации)

1

1

1

май


Практикум-диагностика (работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1

1

1

май


Олимпиада

1

1

1

май


Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1

1

1

май


Итого:

35

35

35




Содержание программы


Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информациио видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).


Тема 2. Как выбрать книгу?(Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»

Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

• прочитайте аннотацию;

• обратите внимание на условные обозначения;

• выделите заголовки и рубрики;

• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;

• просмотрите первую и последнюю страницы.

• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Практикум:практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с цельюболее подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

• прочитайте, кто автор текста;

• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;

• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;

• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать?Чего жду от этой главы, параграфа?

• найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)


Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.


Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержаниютекста из учебника окружающий мир, тема которого частично знакома учащимся:

1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,

2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,

3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,

4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?

5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,

6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Знаю Хочу узнать Узнал

Источники информации


Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления егопризнаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).


Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.


Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок – краткое выражение главной мысли; заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям; заглавия «с сюрпризами» и др.

Турнир догадливых«О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?


Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.


Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

• содержательный анализ одноготекста, определение темы и главной мысли;

• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

• подбор заглавий,

– характеризующих тему;

– характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;

– указывающих на событие, время, действующее лицо;

– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период.

В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:

• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?

• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?

• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?

• Что вам уже известно по этой теме?

• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.


Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.


Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

• Аукцион «Кто больше?»

• Игра «Правда ли, что .?.»

• Реши задачу

• В поисках слова

• Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.


Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенний калейдоскоп» (возможны другие варианты тем)

Объектами проверки являются умения

– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

– понимать смысловую, эстетическуюстороны текстов,

– отражать это понимание в выразительном чтении.


Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.


Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)

Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представлениеинтернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.

Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре«Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.


Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.


Интеллектуальный марафон:решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);

• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);

• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометриз словтепловые явления, шкала, температура, прибор);

• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).

Игры:

• «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).

• «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).

• «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).

• «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).

Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.


Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Практикум «Учимся читать учебный текст»:

• Разминкана развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»;

• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);

• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).

Мониторинг:упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки


Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; ; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации

В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:

• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;

• определите границы известной/неизвестной информации;

• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;

• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.).


Тема 13. Практикум-диагностика (работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)


Мониторинг:выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.


Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.


Турнир догадливых:

• «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению информации.


Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)


Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.


Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).

При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:

• определите вид текста;

• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;

• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);

• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);

• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);

• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;

• определите основное содержание;

вопросы при изучающем чтении

• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;

• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;

• найдите неявную информацию.

Дополнительные вопросы

• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?

• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?

• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?

• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?

• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?


Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными.


Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:


Исследовательская задача:

1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов»;

2) доказать справедливость суждения, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.

3) Составлениетаблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.


Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:

• Каким типом речи является данный текст? Докажите.

• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?

• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?

• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?

• Объясните деление текста на абзацы?

• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?

• Определите средства связи между … и …предложениями.

• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?


Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей.Обсуждение и оценивание проектов.


Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Интеллектуальные игры:

• «Как говорят пословицы»: изучающее чтение иопределение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).

• «Угадай продолжение»:выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).

• «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.

• «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.

• «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».


Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.


Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Дополнительные задания к практикуму:

• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).

• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).

• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»


Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях отерминахтезис, аргумент, факт, пример.

Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).

Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.


Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Интеллектуальная разминка

• «Угадай слово»

• «Продолжи предложение»

Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.


Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»:творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли


Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.

Практикум«Учимся задавать вопросы»:приёмыобнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.


Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов:простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)


Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов,самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.


Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.


Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.


Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.


Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом,решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц.Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.


Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.


Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;

• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);

• выясните значение незнакомых слов, терминов;

• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;

• запишите главную мысль абзаца кратко;

• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)


Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замысломна этапе понимания и преобразования текстовой информации.


Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).

Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.


Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.


Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:

• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида несплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;

• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,озаглавливание;обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры несплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);

• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;

• предъявление результатов деятельности и рефлексия.

Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группойнесплошного текста.

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов несплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.


Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текстаповествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.


Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?

• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?

• Что нового и полезного вы узнали из текста?

• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?

• Возможны ли другие пути решения вопроса?

• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?

• Где можно применить полученные знания?

• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)

Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.


Тема 33. Практикум-диагностика (Работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)


Тема 34. Чему я научился.

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверкарезультативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения.Включение Памятки в портфолио.



В учебный план занятий включены мероприятия, которые проводятся в процессе реализации программы и могут рассматриваться как как результат деятельности на определённом этапе.

Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа заканчивается.

  • Работа по подготовке к олимпиаде идёт систематически, начиная с начала учебного года;

  • Используется диагностический инструмент ( интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по курсу);

  • Совершенствование и развитие у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;

  • составление Индивидуального образовательного маршрута одаренного ученика с учетом индивидуальных особенностей;

  • организацию исследовательской, кружковой работы;

  • привлечение к внеклассным мероприятиям по русскому языку и литературе;

  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3. Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;

  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;

  • основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

4. Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы

  • работаем в Интернете

  • общаемся дистанционно

  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).


Уровни читательской компетентности


5 уровень


Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией.

Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей.

Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов.


4 уровень


Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.

Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте.

Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.










3 уровень


Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией.

Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией.

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях.


2 уровень


Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией.

Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.


1 уровень


Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию.

Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна.

Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями.


Материально-техническое обеспечение


Литература для учителя


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

  3. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.


Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

  3. Библиотека http://lib.ru

  4. Википедия https://ru.wikipedia.org

  5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru




Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский.

  • Шкаф для хранения дидактических материалов .

  • Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов

  • компьютерный класс, для поиска информации в интернете;

  • теле-, видео-, аудиоаппаратура; фильмотека;

  • справочная литература, книги, словари, брошюры и др.



























Лист корректировки учебно-тематического планирования


Детское объединение

(группа)

Тема занятия

Кол-во часов по программе

Кол-во часов фактическое

Причина (в связи с чем сокращено, объединено, увеличено)






























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!