СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Чтение и развитие речи" 4 класс для надомного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекции 8 вида для надомного обучения рассчитана на 68 часов  (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа "Чтение и развитие речи" 4 класс для надомного обучения»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области




«Согласовано»

на заседании методического совета

«___»_________2018 г протокол № ___


с заместителем директора по УВР _____Л.Н.Кожевниковой



«Утверждаю».

Директор школы __________В.С.Солоницына

«___»_____________2018г

Приказ №_________


Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс

индивидуального обучения на дому

(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида)

на 2018 - 2019 учебный год

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов


с. Филиппово, 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;

5.Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2018 -2019 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения

6. С. Ю. Ильин, Л. В. Матвеева - Лунева. Чтение. - учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 2 издание СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2011 год


       

Цель: создание условий для закрепления и совершенствования навыков правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, коррекции недостатков их развития.

Основные задачи образовательные:

- учить читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

- формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста.

коррекционная:

- формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);

воспитательная:

- воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.

Место в учебном плане


На реализацию программы по чтению и развитию речи  в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели.

Содержание курса

В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.


Методическое обеспечение организации учебного курса

Основными видами деятельности учащегося по предмету является:

Чтение вслух и про себя, объяснительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.

Методы обучения:

Словесные, наглядные.

Основные технологии:

- личностно-ориентированные;

-ИКТ;

- здоровьесберегающие;

- игровые.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответь! на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Каждая оценка должна быть мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): - 40-45 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Планируемые результаты освоения программы

В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.  Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.


Техника чтения

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации

Понимание читаемого

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным

Заучивание наизусть стихотворений, басен.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В конце учебного курса учащийся должен уметь:

- осознанно и правильно читать текст целыми словами;

- выразительно читать тексты: соблюдать паузы между предложениями, ставить логические ударения, соблюдать необходимую интонацию;

- выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и смысл прочитанного;

- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

- придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план;

- выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;

- выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы;

- делать самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать стихотворения, басни;

- читать доступные детские книги, газеты, журналы, отвечать по содержанию, рассказывать отдельные эпизоды прочитанного.


Учащийся должен знать:

- наизусть 8 – 10 стихотворений;

- наизусть 1 басню.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающегося IV класса


Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизуст

Учебно - тематический планирование


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Листья пожелтелые по ветру летят

8

2

Раз, два – начинается игра!

5

3

Будем делать хорошо и не будем плохо.

12

4

Зимние узоры.

9

5

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

13

6

В окно повеяло весною…

9

7

На пользу и славу Отечества.

6

8

Видно, люди не напрасно называют лето красным.

6


итого

68


Календарно-тематическое планирование (IV класс)


п/п


Изучаемый раздел, тема учебного материала


  1. Листья пожелтелые по ветру летят – 8 часов

Содержание урока

Дата

1

А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» Ф.Тютчев «Листья».


Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворение.


2

По Г.Граубину «Как наступает листопад».

Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.


3

А.Гонтарь «Осень в лесу».

Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.


4

С.Прокофьева «Подарки Осени»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.


5

По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях)

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.


6

Е.Носов «Хитрюга».


Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану.


7

Н.Сладков «Осень».


Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке.


8

Г.Снегирёв «Бурундук». Обобщение по разделу «Листья пожелтелые по ветру летят»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.



2.Раз, два – начинается игра!-5 часов



9

Считалки. М.Бородицкая «Щи- талочка»

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение.


10

Л.Пантелеев «Карусели».


Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы.


11

Д.Хармс «Игра». (Отрывок)


Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту.


12

Н.Носов «Затейники».

Ответы на вопросы.


13

В.Левин «Чудеса в авоське». ». Обобщение по разделу «Раз, два – начинается игра!»

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Тест.



3.Будем делать хорошо и не будем плохо - 12 часов


14

«Не моё дело!» (Китайская сказка)

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


15

И.Крылов «Чиж и Голубь».


Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Заучивание наизусть.


16

Л.Толстой «Два товарища».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.


17

Л.Пантелеев «Трус».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение.


18

Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».


Ответы на вопросы. Выразительное чтение.


19

В.Сафронов «Подвиг».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


20

Ю.Ермолаев «Силач».

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.


21

По В.Осеевой «Самое страшное»


Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


22

К.Киршина «Вот какая история».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


23

По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части.


Выборочное чтение. Рисование картинки к тексту


24

А.Барто «В театре»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.


25

Обобщение по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо»

Ответы на вопросы. Тест.



4.Зимние узоры 9 часов



26

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадки.


27

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с планом.


28

По А.Н.Толстому. Ёлка (отрывок из повести «Детство Никиты»)

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


29

Саша Чёрный. Снежная баба.


Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


30

С.Прокофьева «Подарки Зимы».

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.


31

Г.Харлампьев «Жадная сорока».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.


32

По В. Коржикову. В пограничном наряде.

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.


33

З.Александрова «До свидания, зима!»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.


34

Обобщение по разделу «Зимние узоры»

Ответы на вопросы раздела. Выборочное чтение. Тест.



5.Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! – 13 часов



35

«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с планом.


36

Е.Шварц «Сказка о Василисе-Работнице».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение.


37

Г.Сапгир «Рабочие руки».


Чтение. Деление текста на части по плану.


38

М.Миршакар «Мудрый дед»


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.


39

В Хомченко «Михаськин сад»


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.


40

Н.Носов «Заплатка».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с планом.


41

А.Барто «Я лишний».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


42

С. Погореловский «Маленькое и большое».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок.


43

Г.Виеру «Хлеб с росою».



44

По К.Киршиной «Просто сочинение»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.


45

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.


46

Э.Киселёва «Волшебный котелок»


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.


47

Обобщение по разделу «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»

Ответы на вопросы. Тест. Рисование иллюстрации.



6.В окно повеяло весною…- 9 часов



48

А.Плещеев «Весна». «Народная песенка»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.


49

А.Майков «Ласточка примчалась…». К.Ушинский «Ласточка».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


50

А.Н.Толстой «Весенние ручьи».

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.


51

По Б.Житкову «Наводнение»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.


52

С.Прокофьева «Подарки Весны».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


53

В.Берестов «Праздник мам».

Ответы на вопросы. Работа по картинке.


54

Н.Сладков «Ивовый пир».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.


55

В.Сафронова «Весна».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.


56

По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда». Обобщение по разделу «В окно повеяло весною…»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.



7.На пользу и славу Отечества – 6 часов




57, 58

Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»


Ответы на вопросы. Объяснительное чтение. Выразительное чтение. Работа с лексическим значением слов.


59

Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с лексическим значением слов.


60, 61

По О.Орлову «К неведомым берегам».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


62

По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец». Обобщение по разделу «На пользу и славу Отечества».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с лексическим значением слов. Тест.



8.Видно, люди не напрасно называют лето красным - 6 часов



63

Г.Греков «Летом». С.Прокофьева «Подарки лета».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.


64

По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». «Малина» По А.Смирнову

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке.


65

По С.Иванову. «Позвольте пригласить на танец».


Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану.


66

По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).


Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Выразительное чтение.


67

Вс.Рождественский «Одуванчик».

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке.


68

Обобщение по разделу «Видно, люди не напрасно называют лето красным».

Игра


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно – методическое обеспечение для учителя и для учащихся

- С. Ю. Ильина Л. В. Матвеева-Лунева Чтение. - учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 издание СП, филиал издательства «Просвещение», 2011 год.

- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительных и 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой 7 издание М «Просвещение» 2010 год.

Электронное обеспечение

1.http:// festival.1september.ruarticles/609754/Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида.

2.http://tekhteleva.do.amload/recom/rabochaja…8…viii_vida… 

Чтение и развитие речи 8 вид.

3.http://shkola7elabuga.ucos.ru

Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3 Экспозиционный экран.

4. Сканер и принтер лазерный (МФУ).


Приложение №1

Тексты для проверки техники чтения

Диагностическая работа на начало учебного года

1 вариант

Какая бывает роса на траве

Л. Толстой

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим.

Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту, и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.


2 вариант

Кролик

Е. Чарушин

Это крольчиха. У нее два крольчонка, - они такие же, как и мать, только маленькие. Уши длинные, хвостик короткие, глазки круглые, и так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жует крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка – крольчонок другую откусит и снова жует. Принесу - ка я им морковку, да капустный лист, да корочку хлебца, пускай жуют.


1 четверть

1 вариант

Подарок.

К. Паустовский

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал “вокруг света”


2 вариант

Ласточка.

К. Ушинский

Ласточка – касаточка покоя не знала: день – деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнездышко вила.

Свила себе гнездышко, яички носила.

Нанесла яичек, с яичек не сходит, деток поджидает.

Высидела детушек, детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покоя не знает – ловит мошек, кормит крошек.

Придет пора неминучая – детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за темные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покоя: день – деньской все рыщет – милых деток ищет.


2 четверть

1 вариант

Летучий корабль.

(Русская народная сказка)


Жили-были старик со старухой. Было у них три сына. Два старших ленивые: только и заботы – как бы принарядиться, попить – поесть сладко, поспать долго, а работа им и на ум нейдет. Младший брат, Иван, был тихий, смирный да работящий. Вставал раньше всех, а ложился последним. И с отцом в поле работал, и матери помогал по дому управляться, за гулянкой не гнался, пил - ел что придется, обновок не просил, а ходил в братниных обносках. Спал Иван на печи.

Братья над ним смеялись, дураком считали и прозвали Иваном Запечным. А вслед за братьями и соседи, да и отец с матерью над Иваном подсмеивались.

Он на то не обижался, работал с утра до вечера, а в праздники на печи подлеживал.


2 вариант

Медвежата.

Ю. Дмитриев

Совсем маленьких, только что родившихся медвежат мало кто видел. Весной рядом с медведицей в лесу ходят медвежата. Только они уже не маленькие – им от роду несколько месяцев. А совсем маленькие медвежата сидят в берлоге.

Они родятся зимой и в берлоге проводят все время до весны.

Родятся медвежата совсем крошечными – как два маленьких твоих кулачка. И весят всего полкилограмма. У такой большой матери – такой крошечный детеныш. (Интересно, правда?). А потому, что мама зимой ничего не ест и молока у нее мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока.


3 четверть

1 вариант

Жеребята и щенята.

По Ю. Дмитриеву

Выбежали жеребята из конюшни на солнечный двор, и так им стало весело и радостно, что очень хотелось поиграть.

В будке сидела добрая собака. Подбежали к ней жеребята, но сегодня добрая собака не захотела с ними играть. Даже прогнала их подальше от будки. Жеребята хотели обидеться, но увидели в будке маленьких щенят. Тогда жеребята еще больше обрадовались и захотели поиграть с малышами. Но добрая собака не разрешила : щенки играть не могут, потому что они родились совсем недавно. Жеребята удивились: ведь они сами тоже недавно родились, а уже могут бегать и даже прыгать.

Добрая собака объяснила им, что жеребята, как только родятся, - почти сразу становятся на ножки, а щенки родятся совсем беспомощными. И чтоб жеребята поверили ей – разрешила заглянуть в будку. Заглянули жеребята - и увидели маленькие пушистые комочки. Ходить щенки не могли – только ползали, глазки у них были закрыты, и они беспомощно тыкались мордочками во что попало.

Посмотрели жеребята и подумали: с такими не скоро поиграешь.


2 вариант

Еж.

Е. Чарушин

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся, Попробуй - ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и принесли домой. Положили на пол, поставили молока в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались – ежик и удрал к себе обратно в лес.


4 четверть

1 вариант

Красное лето.

И. Соколов - Микитов

На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.

Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.

Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пауки – челноки.

На берегу трава выше колен. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики. На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке.

Пролетел над цветами, раскрыв крылья, красный трескунчик.

Высоко в небе - быстрые ласточки.


2 вариант

Лягушонок и головастик.

По Ю. Дмитриеву

Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега. И всем рассказал, кого он видел: без ног, без туловища – одна только большая голова и длинный хвост.

А головастик посмотрел еще раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем рассказывал о том, кого видел: голова маленькая, хвоста совсем нет, зато есть четыре ноги.

И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком.

И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким лягушонком.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!