Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
«Согласовано»
на заседании методического совета
«___»_________2018 г протокол № ___
с заместителем директора по УВР _____Л.Н.Кожевниковой
«Утверждаю».
Директор школы __________В.С.Солоницына
«___»_____________2018г
Приказ №_________
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс
индивидуального обучения на дому
(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида)
на 2018 - 2019 учебный год
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
с. Филиппово, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение» 2011г;
5.Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2018 -2019 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения
6. С. Ю. Ильин, Л. В. Матвеева - Лунева. Чтение. - учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 2 издание СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2011 год
Цель: создание условий для закрепления и совершенствования навыков правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, коррекции недостатков их развития.
Основные задачи образовательные:
- учить читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста.
коррекционная:
- формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);
воспитательная:
- воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Место в учебном плане
На реализацию программы по чтению и развитию речи в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Содержание курса
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Методическое обеспечение организации учебного курса
Основными видами деятельности учащегося по предмету является:
Чтение вслух и про себя, объяснительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.
Методы обучения:
Словесные, наглядные.
Основные технологии:
- личностно-ориентированные;
-ИКТ;
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответь! на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Каждая оценка должна быть мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): - 40-45 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Планируемые результаты освоения программы
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации
Понимание читаемого
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В конце учебного курса учащийся должен уметь:
- осознанно и правильно читать текст целыми словами;
- выразительно читать тексты: соблюдать паузы между предложениями, ставить логические ударения, соблюдать необходимую интонацию;
- выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и смысл прочитанного;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план;
- выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;
- выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы;
- делать самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказывать по аналогии с прочитанным;
- заучивать стихотворения, басни;
- читать доступные детские книги, газеты, журналы, отвечать по содержанию, рассказывать отдельные эпизоды прочитанного.
Учащийся должен знать:
- наизусть 8 – 10 стихотворений;
- наизусть 1 басню.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающегося IV класса
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизуст
Учебно - тематический планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Листья пожелтелые по ветру летят | 8 |
2 | Раз, два – начинается игра! | 5 |
3 | Будем делать хорошо и не будем плохо. | 12 |
4 | Зимние узоры. | 9 |
5 | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | 13 |
6 | В окно повеяло весною… | 9 |
7 | На пользу и славу Отечества. | 6 |
8 | Видно, люди не напрасно называют лето красным. | 6 |
| итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование (IV класс)
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала |
| Листья пожелтелые по ветру летят – 8 часов | Содержание урока | Дата |
1 | А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» Ф.Тютчев «Листья». | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворение. | |
2 | По Г.Граубину «Как наступает листопад». | Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | |
3 | А.Гонтарь «Осень в лесу». | Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | |
4 | С.Прокофьева «Подарки Осени» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | |
5 | По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | |
6 | Е.Носов «Хитрюга». | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану. | |
7 | Н.Сладков «Осень». | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
8 | Г.Снегирёв «Бурундук». Обобщение по разделу «Листья пожелтелые по ветру летят» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | |
| 2.Раз, два – начинается игра!-5 часов | | |
9 | Считалки. М.Бородицкая «Щи- талочка» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | |
10 | Л.Пантелеев «Карусели». | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. | |
11 | Д.Хармс «Игра». (Отрывок) | Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту. | |
12 | Н.Носов «Затейники». | Ответы на вопросы. | |
13 | В.Левин «Чудеса в авоське». ». Обобщение по разделу «Раз, два – начинается игра!» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Тест. | |
| 3.Будем делать хорошо и не будем плохо - 12 часов | | |
14 | «Не моё дело!» (Китайская сказка) | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
15 | И.Крылов «Чиж и Голубь». | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Заучивание наизусть. | |
16 | Л.Толстой «Два товарища». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
17 | Л.Пантелеев «Трус». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение. | |
18 | Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | |
19 | В.Сафронов «Подвиг». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
20 | Ю.Ермолаев «Силач». | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | |
21 | По В.Осеевой «Самое страшное» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
22 | К.Киршина «Вот какая история». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
23 | По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. | Выборочное чтение. Рисование картинки к тексту | |
24 | А.Барто «В театре» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | |
25 | Обобщение по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо» | Ответы на вопросы. Тест. | |
| 4.Зимние узоры 9 часов | | |
26 | По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадки. | |
27 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с планом. | |
28 | По А.Н.Толстому. Ёлка (отрывок из повести «Детство Никиты») | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
29 | Саша Чёрный. Снежная баба. | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
30 | С.Прокофьева «Подарки Зимы». | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |
31 | Г.Харлампьев «Жадная сорока». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | |
32 | По В. Коржикову. В пограничном наряде. | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
33 | З.Александрова «До свидания, зима!» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
34 | Обобщение по разделу «Зимние узоры» | Ответы на вопросы раздела. Выборочное чтение. Тест. | |
| 5.Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! – 13 часов | | |
35 | «Заработанный рубль» (Грузинская сказка). | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с планом. | |
36 | Е.Шварц «Сказка о Василисе-Работнице». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение. | |
37 | Г.Сапгир «Рабочие руки». | Чтение. Деление текста на части по плану. | |
38 | М.Миршакар «Мудрый дед» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
39 | В Хомченко «Михаськин сад» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | |
40 | Н.Носов «Заплатка». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с планом. | |
41 | А.Барто «Я лишний». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
42 | С. Погореловский «Маленькое и большое». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок. | |
43 | Г.Виеру «Хлеб с росою». | | |
44 | По К.Киршиной «Просто сочинение» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |
45 | Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | |
46 | Э.Киселёва «Волшебный котелок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | |
47 | Обобщение по разделу «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» | Ответы на вопросы. Тест. Рисование иллюстрации. | |
| 6.В окно повеяло весною…- 9 часов | | |
48 | А.Плещеев «Весна». «Народная песенка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | |
49 | А.Майков «Ласточка примчалась…». К.Ушинский «Ласточка». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
50 | А.Н.Толстой «Весенние ручьи». | Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |
51 | По Б.Житкову «Наводнение» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | |
52 | С.Прокофьева «Подарки Весны». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
53 | В.Берестов «Праздник мам». | Ответы на вопросы. Работа по картинке. | |
54 | Н.Сладков «Ивовый пир». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
55 | В.Сафронова «Весна». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | |
56 | По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда». Обобщение по разделу «В окно повеяло весною…» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | |
| 7.На пользу и славу Отечества – 6 часов | | |
57, 58 | Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал» | Ответы на вопросы. Объяснительное чтение. Выразительное чтение. Работа с лексическим значением слов. | |
59 | Л.Толстой «Как боролся русский богатырь». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с лексическим значением слов. | |
60, 61 | По О.Орлову «К неведомым берегам». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
62 | По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец». Обобщение по разделу «На пользу и славу Отечества». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа с лексическим значением слов. Тест. | |
| 8.Видно, люди не напрасно называют лето красным - 6 часов | | |
63 | Г.Греков «Летом». С.Прокофьева «Подарки лета». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | |
64 | По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». «Малина» По А.Смирнову | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. | |
65 | По С.Иванову. «Позвольте пригласить на танец». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану. | |
66 | По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). | Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Выразительное чтение. | |
67 | Вс.Рождественский «Одуванчик». | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. | |
68 | Обобщение по разделу «Видно, люди не напрасно называют лето красным». | Игра | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическое обеспечение для учителя и для учащихся
- С. Ю. Ильина Л. В. Матвеева-Лунева Чтение. - учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 издание СП, филиал издательства «Просвещение», 2011 год.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительных и 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой 7 издание М «Просвещение» 2010 год.
Электронное обеспечение
1.http:// festival.1september.ru›articles/609754/Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида.
2.http://tekhteleva.do.am›load/recom/rabochaja…8…viii_vida…
Чтение и развитие речи 8 вид.
3.http://shkola7elabuga.ucos.ru
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3 Экспозиционный экран.
4. Сканер и принтер лазерный (МФУ).
Приложение №1
Тексты для проверки техники чтения
Диагностическая работа на начало учебного года
1 вариант
Какая бывает роса на траве
Л. Толстой
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим.
Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту, и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
2 вариант
Кролик
Е. Чарушин
Это крольчиха. У нее два крольчонка, - они такие же, как и мать, только маленькие. Уши длинные, хвостик короткие, глазки круглые, и так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жует крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка – крольчонок другую откусит и снова жует. Принесу - ка я им морковку, да капустный лист, да корочку хлебца, пускай жуют.
1 четверть
1 вариант
Подарок.
К. Паустовский
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал “вокруг света”
2 вариант
Ласточка.
К. Ушинский
Ласточка – касаточка покоя не знала: день – деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнездышко вила.
Свила себе гнездышко, яички носила.
Нанесла яичек, с яичек не сходит, деток поджидает.
Высидела детушек, детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покоя не знает – ловит мошек, кормит крошек.
Придет пора неминучая – детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за темные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покоя: день – деньской все рыщет – милых деток ищет.
2 четверть
1 вариант
Летучий корабль.
(Русская народная сказка)
Жили-были старик со старухой. Было у них три сына. Два старших ленивые: только и заботы – как бы принарядиться, попить – поесть сладко, поспать долго, а работа им и на ум нейдет. Младший брат, Иван, был тихий, смирный да работящий. Вставал раньше всех, а ложился последним. И с отцом в поле работал, и матери помогал по дому управляться, за гулянкой не гнался, пил - ел что придется, обновок не просил, а ходил в братниных обносках. Спал Иван на печи.
Братья над ним смеялись, дураком считали и прозвали Иваном Запечным. А вслед за братьями и соседи, да и отец с матерью над Иваном подсмеивались.
Он на то не обижался, работал с утра до вечера, а в праздники на печи подлеживал.
2 вариант
Медвежата.
Ю. Дмитриев
Совсем маленьких, только что родившихся медвежат мало кто видел. Весной рядом с медведицей в лесу ходят медвежата. Только они уже не маленькие – им от роду несколько месяцев. А совсем маленькие медвежата сидят в берлоге.
Они родятся зимой и в берлоге проводят все время до весны.
Родятся медвежата совсем крошечными – как два маленьких твоих кулачка. И весят всего полкилограмма. У такой большой матери – такой крошечный детеныш. (Интересно, правда?). А потому, что мама зимой ничего не ест и молока у нее мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока.
3 четверть
1 вариант
Жеребята и щенята.
По Ю. Дмитриеву
Выбежали жеребята из конюшни на солнечный двор, и так им стало весело и радостно, что очень хотелось поиграть.
В будке сидела добрая собака. Подбежали к ней жеребята, но сегодня добрая собака не захотела с ними играть. Даже прогнала их подальше от будки. Жеребята хотели обидеться, но увидели в будке маленьких щенят. Тогда жеребята еще больше обрадовались и захотели поиграть с малышами. Но добрая собака не разрешила : щенки играть не могут, потому что они родились совсем недавно. Жеребята удивились: ведь они сами тоже недавно родились, а уже могут бегать и даже прыгать.
Добрая собака объяснила им, что жеребята, как только родятся, - почти сразу становятся на ножки, а щенки родятся совсем беспомощными. И чтоб жеребята поверили ей – разрешила заглянуть в будку. Заглянули жеребята - и увидели маленькие пушистые комочки. Ходить щенки не могли – только ползали, глазки у них были закрыты, и они беспомощно тыкались мордочками во что попало.
Посмотрели жеребята и подумали: с такими не скоро поиграешь.
2 вариант
Еж.
Е. Чарушин
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся, Попробуй - ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и принесли домой. Положили на пол, поставили молока в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались – ежик и удрал к себе обратно в лес.
4 четверть
1 вариант
Красное лето.
И. Соколов - Микитов
На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.
Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пауки – челноки.
На берегу трава выше колен. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики. На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке.
Пролетел над цветами, раскрыв крылья, красный трескунчик.
Высоко в небе - быстрые ласточки.
2 вариант
Лягушонок и головастик.
По Ю. Дмитриеву
Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега. И всем рассказал, кого он видел: без ног, без туловища – одна только большая голова и длинный хвост.
А головастик посмотрел еще раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем рассказывал о том, кого видел: голова маленькая, хвоста совсем нет, зато есть четыре ноги.
И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком.
И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким лягушонком.