Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) для учащихся 4 классов составлена на основе следующих документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ п. 1 ч. 1 статьи 48 (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года);
2.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант);
3. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
4.Учебного плана МБОУ «Самаринская основная общеобразовательная школа»;
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник Ильина С.Ю. для 4 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2015-2016 учебный год).
Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
Т.к. в авторской программе не предусмотрены разделы и не указывается конкретное количество часов на изучение тем, то в рабочей программе распределение учебного материала на разделы и указание конкретного количества часов по темам определяется по усмотрению учителя.
Данная программа составлена с учетом уровня знаний и умений учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни
Учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
читать про себя;
читать отрывки по ролям;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
пересказывать прочитанное полно и выборочно;
участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;
отличать сказку от рассказа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора книги по интересу;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Раздел III. Учебно – тематический план
№ п/п | Разделы | Кло-во часов |
1. | Листья пожелтелые по ветру летят. | 17 |
2. | Раз, два – начинается игра! | 12 |
3. | Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 22 |
4. | Зимние узоры. | 18 |
5. | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | 24 |
6. | В окно повеяло весною… | 15 |
7. | На пользу и славу Отечества. | 13 |
8. | Видно, люди не напрасно называют лето красным. | 15 |
| Итого | 136 |
Раздел IV. Содержание программы учебного предмета
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Раздел V. Формы и средства контроля, критерии оценивания
Самостоятельное чтение
Техника чтения
Способы и формы оценки образовательных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года) : 4 класс 30-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Раздел VI. Перечень учебно – методических средств обучения
1) учебник - Чтение: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2014.
2) В.В.Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя.- Москва, «Просвещение»,1988.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 4 класс
(надомное обучение)
№ п/п | Название раздела и темы | Часы учебного времени | Сроки проведения | Работа c учителем | Самостоятельно |
плановые | фактичес кие |
Листья пожелтелые по ветру летят | | | | | |
1 | «Осень наступила, высохли цветы…» А. Плещеев | 1 | | | работа с учителем | |
2 | Листья. Ф. Тютчев | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Как наступает листопад. По Г. Граубину | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Как наступает листопад. По Г. Граубину | 1 | | | | Самостоятельно |
5 | Осень в лесу. А. Гонтарь | 1 | | | работа с учителем | |
6 | Подарки осени. С. Прокофьев | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | Старый гриб. По М. Пришвину | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Старый гриб. По М. Пришвину | 1 | | | | Самостоятельно |
9 | Старый гриб. По М. Пришвину | 1 | | | работа с учителем | |
10 | Старый гриб. По М. Пришвину | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Хитрюга. Е. Носов | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Хитрюга. Е. Носов | 1 | | | | Самостоятельно |
13 | Осень. Н. Сладков | 1 | | | работа с учителем | |
14 | Осень. Н. Сладков | 1 | | | | Самостоятельно |
15 | Бурундук. Г. Снегирев | 1 | | | | Самостоятельно |
16 | Бурундук. Г. Снегирев | 1 | | | | Самостоятельно |
17 | Обобщающий урок по теме: «Листья пожелтелые по ветру летят». Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
Раз, два – начинается игра! | | | | | |
1 | Считалки | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Щи – талочка. М. Бородицкая | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Карусели. Л. Пантелеев | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Карусели. Л. Пантелеев | 1 | | | работа с учителем | |
5 | Карусели. Л. Пантелеев | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Игра (Отрывок). Д. Хармс | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | Игра (Отрывок). Д. Хармс | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Затейники. Н. Носов | 1 | | | работа с учителем | |
9 | Затейники. Н. Носов | 1 | | | | Самостоятельно |
10 | Затейники. Н. Носов | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Чудеса в авоське. В. Левин | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается игра!» | 1 | | | работа с учителем | |
Будем делать хорошо и не будем плохо! | | | | | |
1 | Не мое дело! (Китайская сказка) | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Не мое дело! (Китайская сказка) | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Чиж и Голубь. И. Крылов | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Два товарища. Л. Толстой | 1 | | | работа с учителем | |
5 | Трус. Л. Пантелеев | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Трус. Л. Пантелеев | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | Про то, как Миша стал храбрым. Э. Киселева | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Про то, как Миша стал храбрым. Э. Киселева | 1 | | | работа с учителем | |
9 | Подвиг. В. Сафронов | 1 | | | | Самостоятельно |
10 | Силач. Ю. Ермолаев | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Самое страшное. Е. Пермяк | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Вот какая история. К. Киршина | 1 | | | работа с учителем | |
13 | Вот какая история. К. Киршина | 1 | | | | Самостоятельно |
14 | Вот какая история. К. Киршина | 1 | | | | Самостоятельно |
15 | Вот какая история. К. Киршина | 1 | | | | Самостоятельно |
16 | Как подружились Вова и Боря. По Я. Длуголенскому | 1 | | | работа с учителем | |
17 | Как подружились Вова и Боря. По Я. Длуголенскому | 1 | | | | Самостоятельно |
18 | Как подружились Вова и Боря. По Я. Длуголенскому | 1 | | | | Самостоятельно |
19 | Как подружились Вова и Боря. По Я. Длуголенскому | 1 | | | работа с учителем | |
20 | В театре. А. Барто | 1 | | | | Самостоятельно |
21 | В театре. А. Барто | 1 | | | | Самостоятельно |
22 | Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо» Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
Зимние узоры | | | | | |
1 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) | 1 | | | работа с учителем | |
5 | Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»). По А.Н. Толстому | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»). По А.Н. Толстому | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»). По А.Н. Толстому | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Снежная баба. Саша Черный | 1 | | | | Самостоятельно |
9 | Снежная баба. Саша Черный | 1 | | | работа с учителем | |
10 | Подарки зимы. С. Прокофьева | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Жадная сорока. Г. Харлампьев | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Жадная сорока. Г. Харлампьев | 1 | | | | Самостоятельно |
13 | Жадная сорока. Г. Харлампьев | 1 | | | работа с учителем | |
14 | В пограничном наряде. По в. Коржикову | 1 | | | | Самостоятельно |
15 | В пограничном наряде. По в. Коржикову | 1 | | | | Самостоятельно |
16 | В пограничном наряде. По в. Коржикову | 1 | | | | Самостоятельно |
17 | До свидания, зима! З. Александрова | 1 | | | | Самостоятельно |
18 | Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры». Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | | | | | |
1 | Заработанный рубль (грузинская сказка). | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Заработанный рубль (грузинская сказка). | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Заработанный рубль (грузинская сказка). | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Заработанный рубль (грузинская сказка). | 1 | | | работа с учителем | |
5 | Сказка о Василисе – Работнице. Е. Шварц | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Сказка о Василисе – Работнице. Е. Шварц | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | Рабочие руки. Г. Сапгир | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Мудрый дед. М. Миршакар | 1 | | | работа с учителем | |
9 | Михаськин сад. В. Хомченко | 1 | | | | Самостоятельно |
10 | Михаськин сад. В. Хомченко | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Заплатка. Н. Носов | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Заплатка. Н. Носов | 1 | | | работа с учителем | |
13 | Заплатка. Н. Носов | 1 | | | | Самостоятельно |
14 | Я лишний. А. Барто | 1 | | | | Самостоятельно |
15 | Маленькое и большое. С. Погореловский | 1 | | | | Самостоятельно |
16 | Хлеб с росою. Г. Виеру | 1 | | | работа с учителем | |
17 | Хлеб с росою. Г. Виеру | 1 | | | | Самостоятельно |
18 | Просто сочинение. К. Киршина | 1 | | | | Самостоятельно |
19 | Просто сочинение. К. Киршина | 1 | | | | Самостоятельно |
20 | Трудолюбивая старушка. Ю. Мориц | 1 | | | работа с учителем | |
21 | Трудолюбивая старушка. Ю. Мориц | 1 | | | | Самостоятельно |
22 | Волшебный котелок. Э.Киселева | 1 | | | | Самостоятельно |
23 | Волшебный котелок. Э.Киселева | 1 | | | | Самостоятельно |
24 | Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
В окно повеяло весною… | | | | | |
1 | Народная песенка | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Весна. А. Плещеев | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | «Ласточка примчалась» А. Майков | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Ласточка. К. Ушинский | 1 | | | работа с учителем | |
5 | Ласточка. К. Ушинский | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Весенние ручьи. А.Н. Толстой | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | Наводнение По Б. Житкову | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Наводнение По Б. Житкову | 1 | | | работа с учителем | |
9 | Подарки весны. С. Прокофьева | 1 | | | | Самостоятельно |
10 | Праздник мам. В. Берестов | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Ивовый пир. Н. Сладков | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Весна. В. Сафронова | 1 | | | работа с учителем | |
13 | Боец бытового отряда. По В. Воскобойникову | 1 | | | | Самостоятельно |
14 | Боец бытового отряда. По В. Воскобойникову | 1 | | | | Самостоятельно |
15 | Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною…» Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
На пользу и славу Отечества | | | | | |
1 | Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) | 1 | | | работа с учителем | |
5 | Как боролся русский богатырь. Л. Толстой | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Как боролся русский богатырь. Л. Толстой | 1 | | | | Самостоятельно |
7 | К неведомым берегам. По О. Орлову | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | К неведомым берегам. По О. Орлову | 1 | | | | Самостоятельно |
9 | К неведомым берегам. По О. Орлову | 1 | | | работа с учителем | |
10 | К неведомым берегам. По О. Орлову | 1 | | | | Самостоятельно |
11 | Русский «паровой дилижанец». По Г. Черненко | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Русский «паровой дилижанец». По Г. Черненко | 1 | | | | Самостоятельно |
13 | Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества» Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
Видно, люди не напрасно называют лето красным | | | | | |
1 | Летом. Н. Греков | 1 | | | | Самостоятельно |
2 | Подарки лета. С. Прокофьева | 1 | | | | Самостоятельно |
3 | Кто сажает подсолнухи. По Э. Шиму | 1 | | | | Самостоятельно |
4 | Малина. По А.Смирнову | 1 | | | | Самостоятельно |
5 | Малина. По А.Смирнову | 1 | | | | Самостоятельно |
6 | Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову | 1 | | | работа с учителем | |
7 | Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову | 1 | | | | Самостоятельно |
8 | Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову | 1 | | | | Самостоятельно |
9 | Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову | 1 | | | | Самостоятельно |
10 | Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву | 1 | | | работа с учителем | |
11 | Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву | 1 | | | | Самостоятельно |
12 | Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву | 1 | | | | Самостоятельно |
13 | Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву | 1 | | | | Самостоятельно |
14 | Одуванчик. Вс. Рождественский | 1 | | | | Самостоятельно |
15 | Обобщающий урок по теме: «Видно, люди не напрасно называют лето красным» Тестирование по теме. | 1 | | | работа с учителем | |
Итого136 часов: | аудиторных | - 34 часа; |
| самостоятельных | - 102 часа. |