СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 4 класса VIII вид (надомное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант)»

Раздел I. Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) для учащихся 4 классов составлена на основе следующих документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ п. 1 ч. 1 статьи 48 (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года);

2.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант);

3. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

4.Учебного плана МБОУ «Самаринская основная общеобразовательная школа»;


Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник Ильина С.Ю. для 4 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания.

Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2015-2016 учебный год).

Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • расширение представлений об окружающем мире;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Изменения, внесенные в авторскую программу:

Т.к. в авторской программе не предусмотрены разделы и не указывается конкретное количество часов на изучение тем, то в рабочей программе распределение учебного материала на разделы и указание конкретного количества часов по темам определяется по усмотрению учителя.

Данная программа составлена с учетом уровня знаний и умений учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня учащихся.



































Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни

Учащиеся должны уметь:

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать про себя;

читать отрывки по ролям;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно;

участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;

отличать сказку от рассказа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора книги по интересу;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

























Раздел III. Учебно – тематический план



п/п

Разделы

Кло-во

часов

1.

Листья пожелтелые по ветру летят.


17

2.

Раз, два – начинается игра!


12

3.

Будем делать хорошо и не будем – плохо.


22

4.

Зимние узоры.


18

5.

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!


24

6.

В окно повеяло весною…


15

7.

На пользу и славу Отечества.


13

8.

Видно, люди не напрасно называют лето красным.


15


Итого


136

























Раздел IV. Содержание программы учебного предмета

Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.

Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.






















Раздел V. Формы и средства контроля, критерии оценивания


Самостоятельное чтение

Техника чтения

Способы и формы оценки образовательных результатов

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года) : 4 класс 30-40 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.






Раздел VI. Перечень учебно – методических средств обучения


1) учебник - Чтение: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2014.

2) В.В.Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя.- Москва, «Просвещение»,1988.







































Приложение

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 4 класс

(надомное обучение)



п/п

Название раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки проведения

Работа c учителем

Самостоятельно


плановые

фактичес

кие


Листья пожелтелые по ветру летят






1

«Осень наступила, высохли цветы…» А. Плещеев

1



работа с учителем


2

Листья. Ф. Тютчев

1




Самостоятельно

3

Как наступает листопад.

По Г. Граубину

1




Самостоятельно

4

Как наступает листопад.

По Г. Граубину

1




Самостоятельно

5

Осень в лесу. А. Гонтарь

1



работа с учителем


6

Подарки осени.

С. Прокофьев

1




Самостоятельно

7

Старый гриб.

По М. Пришвину

1




Самостоятельно

8

Старый гриб.

По М. Пришвину

1




Самостоятельно

9

Старый гриб.

По М. Пришвину

1



работа с учителем


10

Старый гриб.

По М. Пришвину

1




Самостоятельно

11

Хитрюга. Е. Носов

1




Самостоятельно

12

Хитрюга. Е. Носов

1




Самостоятельно

13

Осень. Н. Сладков

1



работа с учителем


14

Осень. Н. Сладков

1




Самостоятельно

15

Бурундук. Г. Снегирев

1




Самостоятельно

16

Бурундук. Г. Снегирев

1




Самостоятельно

17

Обобщающий урок по теме: «Листья пожелтелые по ветру летят». Тестирование по теме.

1



работа с учителем



Раз, два – начинается игра!






1

Считалки

1




Самостоятельно

2

Щи – талочка.

М. Бородицкая

1





Самостоятельно

3

Карусели. Л. Пантелеев

1




Самостоятельно

4

Карусели. Л. Пантелеев

1



работа с учителем



5

Карусели. Л. Пантелеев

1




Самостоятельно

6

Игра (Отрывок).

Д. Хармс

1




Самостоятельно

7

Игра (Отрывок).

Д. Хармс

1




Самостоятельно

8

Затейники. Н. Носов

1



работа с учителем



9

Затейники. Н. Носов

1




Самостоятельно

10

Затейники. Н. Носов

1




Самостоятельно

11

Чудеса в авоське.

В. Левин

1




Самостоятельно

12

Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается игра!»

1



работа с учителем




Будем делать хорошо и не будем плохо!






1

Не мое дело! (Китайская сказка)

1




Самостоятельно

2

Не мое дело! (Китайская сказка)

1




Самостоятельно

3

Чиж и Голубь. И. Крылов

1




Самостоятельно

4

Два товарища.

Л. Толстой

1



работа с учителем



5

Трус. Л. Пантелеев

1




Самостоятельно

6

Трус. Л. Пантелеев

1




Самостоятельно

7

Про то, как Миша стал храбрым. Э. Киселева

1




Самостоятельно

8

Про то, как Миша стал храбрым. Э. Киселева

1



работа с учителем



9

Подвиг. В. Сафронов

1




Самостоятельно

10

Силач. Ю. Ермолаев

1




Самостоятельно

11

Самое страшное.

Е. Пермяк

1




Самостоятельно

12

Вот какая история.

К. Киршина

1



работа с учителем



13

Вот какая история.

К. Киршина

1




Самостоятельно

14

Вот какая история.

К. Киршина

1




Самостоятельно

15

Вот какая история.

К. Киршина

1




Самостоятельно

16

Как подружились Вова и Боря.

По Я. Длуголенскому

1



работа с учителем



17

Как подружились Вова и Боря.

По Я. Длуголенскому

1




Самостоятельно

18

Как подружились Вова и Боря.

По Я. Длуголенскому

1




Самостоятельно

19

Как подружились Вова и Боря.

По Я. Длуголенскому

1



работа с учителем



20

В театре. А. Барто

1




Самостоятельно

21

В театре. А. Барто

1




Самостоятельно

22

Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо» Тестирование по теме.

1



работа с учителем



Зимние узоры






1

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

1




Самостоятельно

2

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

1




Самостоятельно

3

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

1




Самостоятельно

4

Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)

1



работа с учителем



5

Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»).

По А.Н. Толстому

1




Самостоятельно

6

Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»).

По А.Н. Толстому

1




Самостоятельно

7

Ёлка (Отрывок из повести «Детство Никиты»).

По А.Н. Толстому

1




Самостоятельно

8

Снежная баба.

Саша Черный

1




Самостоятельно

9

Снежная баба.

Саша Черный

1



работа с учителем



10

Подарки зимы.

С. Прокофьева

1




Самостоятельно

11

Жадная сорока.

Г. Харлампьев

1




Самостоятельно

12

Жадная сорока.

Г. Харлампьев

1




Самостоятельно

13

Жадная сорока.

Г. Харлампьев

1



работа с учителем



14


В пограничном наряде.

По в. Коржикову

1




Самостоятельно

15

В пограничном наряде.

По в. Коржикову

1




Самостоятельно

16

В пограничном наряде.

По в. Коржикову

1




Самостоятельно

17

До свидания, зима!

З. Александрова


1




Самостоятельно

18

Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры». Тестирование по теме.

1



работа с учителем




Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!






1

Заработанный рубль (грузинская сказка).

1




Самостоятельно

2

Заработанный рубль (грузинская сказка).

1




Самостоятельно

3

Заработанный рубль (грузинская сказка).

1




Самостоятельно

4

Заработанный рубль (грузинская сказка).

1



работа с учителем



5

Сказка о Василисе – Работнице. Е. Шварц

1




Самостоятельно

6

Сказка о Василисе – Работнице. Е. Шварц

1




Самостоятельно

7

Рабочие руки. Г. Сапгир

1




Самостоятельно

8

Мудрый дед.

М. Миршакар

1



работа с учителем



9

Михаськин сад.

В. Хомченко

1




Самостоятельно

10

Михаськин сад.

В. Хомченко

1




Самостоятельно

11

Заплатка. Н. Носов

1




Самостоятельно

12

Заплатка. Н. Носов

1



работа с учителем



13

Заплатка. Н. Носов

1




Самостоятельно

14

Я лишний. А. Барто

1




Самостоятельно

15

Маленькое и большое.

С. Погореловский

1




Самостоятельно

16

Хлеб с росою. Г. Виеру

1



работа с учителем



17

Хлеб с росою. Г. Виеру

1




Самостоятельно

18

Просто сочинение.

К. Киршина

1




Самостоятельно

19

Просто сочинение.

К. Киршина

1




Самостоятельно

20

Трудолюбивая старушка.

Ю. Мориц

1



работа с учителем



21

Трудолюбивая старушка.

Ю. Мориц

1




Самостоятельно

22

Волшебный котелок.

Э.Киселева

1




Самостоятельно

23

Волшебный котелок.

Э.Киселева

1




Самостоятельно

24

Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» Тестирование по теме.

1



работа с учителем



В окно повеяло весною…






1

Народная песенка

1




Самостоятельно

2

Весна. А. Плещеев

1




Самостоятельно

3

«Ласточка примчалась»

А. Майков

1




Самостоятельно

4

Ласточка. К. Ушинский

1



работа с учителем



5

Ласточка. К. Ушинский

1




Самостоятельно

6

Весенние ручьи.

А.Н. Толстой

1




Самостоятельно

7

Наводнение

По Б. Житкову

1




Самостоятельно

8

Наводнение

По Б. Житкову

1



работа с учителем



9

Подарки весны.

С. Прокофьева

1




Самостоятельно

10

Праздник мам.

В. Берестов

1




Самостоятельно

11

Ивовый пир. Н. Сладков

1




Самостоятельно

12

Весна. В. Сафронова

1



работа с учителем



13

Боец бытового отряда.

По В. Воскобойникову

1




Самостоятельно

14

Боец бытового отряда.

По В. Воскобойникову

1




Самостоятельно

15

Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною…»

Тестирование по теме.

1



работа с учителем



На пользу и славу Отечества






1

Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина)

1




Самостоятельно

2

Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина)

1




Самостоятельно

3

Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина)

1




Самостоятельно

4

Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина)

1



работа с учителем


5

Как боролся русский богатырь. Л. Толстой

1




Самостоятельно

6

Как боролся русский богатырь. Л. Толстой

1




Самостоятельно

7

К неведомым берегам.

По О. Орлову

1




Самостоятельно

8

К неведомым берегам.

По О. Орлову

1




Самостоятельно

9

К неведомым берегам.

По О. Орлову

1



работа с учителем


10

К неведомым берегам.

По О. Орлову

1




Самостоятельно

11

Русский «паровой дилижанец». По Г. Черненко

1




Самостоятельно

12

Русский «паровой дилижанец». По Г. Черненко

1




Самостоятельно

13

Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества» Тестирование по теме.

1



работа с учителем



Видно, люди не напрасно называют лето красным






1

Летом. Н. Греков

1




Самостоятельно

2

Подарки лета.

С. Прокофьева

1




Самостоятельно

3

Кто сажает подсолнухи.

По Э. Шиму

1




Самостоятельно

4

Малина. По А.Смирнову

1




Самостоятельно

5

Малина. По А.Смирнову

1




Самостоятельно

6

Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову

1



работа с учителем


7

Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову

1




Самостоятельно

8

Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову

1




Самостоятельно

9

Позвольте вас пригласить на танец. По С. Иванову

1




Самостоятельно

10

Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву

1



работа с учителем


11

Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву

1




Самостоятельно

12

Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву

1




Самостоятельно

13

Стрижонок Скрип (Отрывок). По В. Астафьеву

1




Самостоятельно

14

Одуванчик.

Вс. Рождественский

1




Самостоятельно

15

Обобщающий урок по теме: «Видно, люди не напрасно называют лето красным» Тестирование по теме.

1



работа с учителем




Итого136 часов:

аудиторных

- 34 часа;


самостоятельных

- 102 часа.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!