Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
«Рассмотрено» на МО учителей филологии протокол заседания МО № 2 от 30.10.2018 г. | Приложение 1 к ООП ООО МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
СТЕННИКОВОЙ ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 17, В НЕДЕЛЮ 0,5
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
п. Сибирский
2018 г.
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета.
Настоящая рабочая программа по родной русской литературе составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
Учебный предмет «Родная литература на русском языке» является одной из частей образовательной области «Родной язык и родная литература». В учебном плане ОУ занимает 17 часов, т. е. 0,5 час в неделю.
Программа по учебному предмету «Родная литература на русском языке» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родной литературе соотнесена с программой по литературе для 7 класса. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два этапа: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-8 классы.
В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В результате изучения учебного предмета «Родная русская литература на русском языке» ученик должен: знать/понимать
богатство лексики русского языка;
особенности употребления лексики русского языка;
эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
особенности языка эпических, лирических и драматических произведений; уметь
различать жанры народной словесности;
различать эпические, лирические и драматические произведения; аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
пересказывать прозу; говорение и письмо
строить диалог;
создание собственных текстов различных типов речи;
создание собственных текстов различных жанров;
употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Содержание предмета.
1. Устная народная словесность - 4ч.
Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.
Духовная литература - 2ч.
Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.
Эпическое произведение - 3ч.
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.
Лирическое произведение - 3ч.
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).
5. Драматическое произведение - 2ч.
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения
Лиро-эпические произведения - 2ч.
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Взаимовлияние произведений словесностей - 1ч.
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
3. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов на изучение | Дата изучения
План Факт | Коррекция |
| Устная народная словесность | | | |
1. | Роды, виды и жанры словесности | 1 | | | |
2. | Эпические виды и жанры народной словесности | 1 | | | |
3. | Лирические виды и жанры народной словесности | 1 | | | |
4. | Драматические виды и жанры народной словесности | 1 | | | |
| Духовная литература | | | | |
5. | Библия и особенности её стиля | 1 | | | |
6. | Состав и жанры Библии | 1 | | | |
| Эпическое произведение | | | | |
7. | Виды и жанры эпических произведений.Герой эпического произведения. | 1 | | | |
8. | Композиция эпического произведения. Художественная деталь. | 1 | | | |
9. | Развитие речи. Комплексный анализ текста | 1 | | | |
| Лирическое произведение | | | | |
10. | Лирические произведения, их своеобразие и виды. | 1 | | | |
11. | Композиция и герой лирического произведения | 1 | | | |
12. | Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 1 | | | |
| Драматическое произведение | | | | |
13. | Драматические произведения, их своеобразие и виды | 1 | | | |
14. | Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения | 1 | | | |
| Лиро-эпические произведения | | | | |
15. | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды | 1 | | | |
16. | Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 1 | | | |
17. | Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. | 1 | | | |