СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРКСЭ

Просмотр содержимого документа
«Программа для детей с ОВЗ.»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики») для ………….., ученика .. класса с нарушением речи, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ), примерной адаптированной образовательной программы варианта 5.2 начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса.

Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с нарушением речи получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Определение варианта адаптированной программы обучающегося с нарушением речи осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) № ……… от ……….. г., сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования, законодательством Российской Федерации.

Основные задачи: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Программа по ОРКСЭ для 4 класса изучается в объеме 34 часа в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией авторской программы А.Я Данилюк. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)4 класс

Предполагается, что результатом изучения ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики»)  для 4 класса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций многонационального народа России.


Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально- личностные качества и социальные компетенции обучающегося: овладение компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают: способность обучающихся решать учебные и жизненные задачи; умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества; адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности.


Предметные результаты:

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.


Ученик научится:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
 - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
  - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:      

- слушать собеседника и излагать свое мнение;
-  готовить сообщения по выбранным темам


Ученик получит возможность научиться:

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- понимать описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.


Содержание  учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Россия – наша Родина (1 час) Основы духовно-нравственной культуры народов России. Духовный мир человека. Культурные традиции, их предназначение. Понятия «Отечество», «Родина».

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1

Что такое светская этика (1 час) История происхождения терминов «этика», «светская этика», содержание, предназначение. Этика религиозная и светская. Соотношение понятий «этика» и «мораль».

Культура и мораль (1 час) Значение слова культура. Культура материальная и духовная. Виды духовной культуры (политическая, правовая, художественная и т.д.). Мораль как вид духовной культуры. Происхождение морали.

Особенности морали (1 час) Мораль как система норм и ценностей, регулирующих поведение. «Неписанные» правила морали.

Добро и зло (2 часа) Добро и зло как главные моральные понятия. Содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления. Правилами поведения, установленные людьми на основе представлений о добре и зле. Изменение представлений о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок (2 часа) Содержательное значение понятий «добродетель» и «порок». Добродетель и порок как две противоположные характеристики личности. Человек добродетельный и человек порочный. Классификация добродетелей, предложенная древнегреческим философом Аристотелем.

Свобода и моральный выбор человека (1 час) Свобода как этическая категория. Взаимосвязь свободы с моральным выбором. Ситуация морального выбора. Понятие «морального конфликта».

Свобода и ответственность (1 час) Ответственность как черта личности и ее действий, говорящих о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. Условия ответственного поведения: свободный выбор поступка, его преднамеренность, отчет о последствиях совершаемых действий.

Моральный долг (1 час) Что такое моральный долг. Особенности морального долга. Моральные обязанности: уважение других людей и их прав, бескорыстная помощь людям, благодарность и т.д.

Справедливость (1 час) Понятие справедливости в светской этике. Различные представления о справедливости в истории этических учений. Признаки определения справедливости. Моральные правила, регулирующие справедливое отношение к другим людям.

Альтруизм и эгоизм (1час) Этимология слов эгоизм и альтруизм, их этическое содержание. Эгоизм и альтруизм как нравственные жизненные позиции. Разумный эгоизм.

Дружба (1 час) Отношения, существующие между людьми: родственные, служебные, деловые. Соседские, приятельские. Место дружбы в ряду этих отношений. Специфика дружеских отношений.

Что значит быть моральным (1 час) Различные представления о моральности в истории этических учений, в различных религиозных культурах, осмысление моральности в произведениях народного творчества и искусства.

Подведение итогов (2 часа) Представление творческих работ обучающихся, их обсуждение.

Блок 3. Основы светской этики. Часть 2.

Род и семья – исток нравственных отношений (1 час) Усвоение значения понятий «род», «семья». Фамилия как символ рода. История некоторых фамилий. Понятие родословной. Задачи рода и семьи, семейные роли.

Нравственный поступок (1 час) Понятие поступка в этике. Нравственный поступок, его собые признаки: мотив, цель, средства достижения, действие, результат.

Золотое правило нравственности (1 час) История формирования «золотого правила нравственности», его наиболее известные формулировки. Золотое правило как основа нравственности, являющаяся общим для всех людей земного шара.

Стыд, вина, извинение (1час) Стыд как нравственное состояние и форма общественного воздействия на человека. Понимание вины в этике. Стыд и вина как факторы, формирующие совесть. Извинение как избавление от чувства вины. Прощение.

Честь и достоинство (1час) Содержание понятий «честь» и «достоинство» в светской этике. Честь и достоинство как моральные качества личности, достойные уважения.

Совесть (1час) Понятие совести в светской этике. Различные представления о совести в истории этических учений. Соотношение понятий «совесть» и «стыд». Осмысление данных нравственных категорий в произведениях народного творчества и искусства.

Нравственные идеалы (2 часа) Понятие идеала в этике и истории этических учений.

Светское и религиозное понимание идеала. Воплощение нравственных идеалов в произведениях мирового искусства.

Образцы нравственности в культуре Отечества (1 час) Нормы и образцы нравственного поведения в культуре России: труженик, патриот, воин, коллективист.

Этике (1 час) Этимология слова «этикет». Этикет как свод правил, регулирующих внешнюю форму поведения. Различные области этикета: речевой, этикет одежды, телефонного разговора, застольный этикет и т.д.

Семейные праздники (1 час) Происхождение праздников, их назначение. Классификация праздников: народные, религиозные, государственные, профессиональные, семейные. Подарок как древнейшая традиция. Правила подношения подарков.

Жизнь человека – важнейшая нравственная ценность (1 час) Понятие иерархии ценностей в светской этике. Жизнь как высшая ценность.



Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству (1 час) Понятие любви в светской этике. Проявления любви. Объекты любви: любовь к Отечеству, материнская любовь, любовь к ближнему.

Подготовка творческих проектов (1 час) Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческих проектов.

Выступление учащихся со своими творческими работами (2 часа)

Презентация творческих проектов (1 час)


Тематическое планирование



п/п



Тема

Кол-во

часов


1.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1

16

3.

Блок 3. Основы светской этики. Часть 2

12

4.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

5

Итог


34ч


4