Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Продолжительность урока по предмету «Мир природы и человека» в 1доп. классе – 35 минут.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
4) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;
8) сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;
- различать признаки времён года.
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.
№ п/п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Средства обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть (16 часов) |
1 | До свидания, лето! | открытия нового знания | 1 | Различение и называние времени года. | Календарь, сюжетные картинки, фотопрезентация. |
2 | Летние занятия людей. | открытия нового знания | 1 | Называние основных занятий людей, детских забав в летнее время | Иллюстрации, сюжетные картинки, презентация. |
3 | Школа: классная комната, режим. | общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний о школе, классе. Знакомство с визуальным расписанием, режимом дня. | Фотографии школы и класса, визуальное расписание режима дня, сюжетная картинка «Дети идут в школу» |
4 | Школьные принадлежности. | открытия нового знания | 1 | Формирование знаний о школьных принадлежностях и их использовании на уроке. | Иллюстрации, предметы и предметные картинки, |
5 | Сбор урожая. Огород. | общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с огородом и овощами, которые растут в огороде. Формирование знаний о сборе урожая осенью. Дидактическая игра «Что растет в огороде» | Иллюстрации (огород, осень, овощи), картинки и муляжи для дидактической игры |
6 | Овощи. | Открытия нового знания | 1 | Закрепление знаний об овощах, их форме, цвете, вкусе, месте их произрастание. Формирование умения рассказывать об овоще по картинному плану. | Предметные картинки, предметы, муляжи. |
7 | Сбор урожая. Сад. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с садом, фруктами и ягодами, которые там растут. Дидактическая игра «Что растет в саду?» | Иллюстрации, картинки и муляжи для дидактической игры |
8 | Фрукты. Ягоды | Открытия нового знания | 1 | Закрепление знаний о фруктах и ягодах, которые растут в саду. Дифференциация овощей и фруктов. Формирование умения составлять рассказ по картинному плану. Дидактическая игра «Что где растет?» | Иллюстрации, картинный план пересказа, картинки и муляжи для дидактической игры |
9 | Живая природа осенью: деревья, растения. | Открытия нового знания | 1 | Формирование знаний об изменениях в природе осенью на примере деревьев. Экскурсия в природу, сбор природных материалов. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. |
10 | Осенние занятия людей | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование представлений о деятельности людей осенью. | Иллюстрации, сюжетные картинки, презентация. |
11 | Дары леса. Грибы. | Открытия нового знания | 1 | Знакомство с лесом, его дарами-грибами. формирование знаний о грибе, его частях (ножка, шляпка), месте произрастания грибов. | Иллюстрации (гриб, части гриба, лес с грибами), разрезные картинки (гриб) для каждого учащегося. |
12 | Съедобные и несъедобные грибы. | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний и представлений о грибах, о съедобных и несъедобных грибах. | Картинки, сюжетные картинки, презентация |
13 | Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. Календарь природы. |
14 | Осенний календарь природы. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью» | Календарь, видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры |
15 | Домашние животные: внешний вид, повадки, питание. | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о домашних животных, узнавание голосов домашних животных с показом на картинку. формирование умения составлять рассказ по картинному плану. | Иллюстрации, картинки, аудиозапись. |
16 | Домашние животные: польза для человека | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний о пользе животных для человека, дидактическая игра «Кто где живет» | Иллюстрации, сюжетные картинки, презентация. |
II четверть (16 часов) |
17 | Домашние птицы: внешний вид, повадки, питание. | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о домашних птицах, узнавание голосов домашних птиц с показом на картинку. Формирование умения составлять рассказ по картинному плану. | Иллюстрации, картинки, аудиозапись. |
18 | Домашние птицы: польза для человека | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний о пользе птиц для человека. Дидактическая игра «Кто где живет» | Иллюстрации, сюжетные картинки, презентация. Картинки для дидактической игры |
19 | Дикие животные: внешний вид, питание. | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о диких животных, узнавание голосов диких животных с показом на картинку. Формирование умения составлять рассказ по картинному плану. | Иллюстрации, картинки, аудиозапись. |
20 | Дикие животные: образ жизни. | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование понятия об образе жизни, возможной опасности для человека. Дидактическая игра «Кто где живет» Видеоэкскурсия в лес. | Иллюстрации, сюжетные картинки, презентация. Картинки для дидактической игры. Видеозапись. |
21 | Перелетные птицы: внешний вид, образ жизни. | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о перелетных птицах, формирование умения составлять рассказ по картинному плану. | Иллюстрации, сюжетные картинки, презентация |
22 | Зимующие птицы: внешний вид, образ жизни | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о зимующих птицах, формирование умения составлять рассказ по картинному плану. Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы» Установление кормушки на прилежащей территории школы. | Иллюстрации, картинки для дидактической игры, натуральные предметы (кормушки, корм для птиц) |
23 | Живая природа зимой: деревья, растения | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний об изменениях в природе зимой на примере деревьев. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация |
24 | Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке. | Общеметодологической направленности | 1 | Расширение знаний о подготовке животных и птиц к зимовке: запас корма, утепление жилищ. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация |
25 | Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Экскурсия в природу, знакомство со свойствами снега (в тепле, теплом помещении снег тает) | Видеопрезентация, иллюстрации. Календарь природы. |
26 | Зимний календарь природы. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. Календарь природы. |
27 | Мой дом. | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование начальных представлений о своем доме, комнате, кухне, ванной комнате. Дидактическая игра «Моя квартира» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. |
28 | Мебель в доме. | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о мебели: узнавание, называние. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. |
29 | Моя семья. | Общеметодологической направленности | 1 | Расширение знаний о своем ближайшем окружении: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация, фотографии членов семьи. |
30 | Праздники в моей семье. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с семейными праздниками: Новый Год, День Рождения. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. |
31 | Зимние занятия людей. | Общеметодологической направленности | 1 | Называние основных занятий людей, детских забав в зимнее время. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация. |
32 | Зимние забавы детей. | Общеметодологической направленности | 1 | Называние основных занятий людей, детских забав в зимнее время. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация. |
III четверть (18 часов) |
33 | Человек: части тела. | Открытия нового знания | 1 | Называние основных частей тела человека, показ на себе, на картинке. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. |
34 | Я и мое тело. | Общеметодологической направленности | 1 | Называние основных частей тела человека, показ на себе, на картинке. Дидактическая игра «Мое тело» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, картинки для дидактической игры. |
35 | Гигиенический режим: гигиенические процедуры утром, вечером. | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование навыков утреннего и вечернего туалета. Дидактическая игра «Умывание» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, муляжи или натуральные предметы для дидактической игры. |
36 | Предметы личной гигиены. | Открытия нового знания | 1 | Формирование навыков утреннего и вечернего туалета. Дидактическая игра «Умывание» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, муляжи или натуральные предметы для дидактической игры. |
37 | Забота о здоровье. Симптомы простуды. | Открытия нового знания | 1 | Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. |
38 | Профилактика простуды: полезные продукты в период простуд. | Открытия нового знания | 1 | Знакомство с продуктами, которые обеспечивают профилактику простуд. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, муляжи. |
39 | Продукты питания. | Открытия нового знания | 1 | Узнавание и называние продуктов питания на картинке. Собирание разрезной картинки. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, разрезные картинки. |
40 | Гигиена питания. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с необходимостью мытья продуктов перед употреблением в пищу. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. |
41 | Одежда: мужская, женская. Сезонная одежда. | Открытия нового знания | 1 | Знакомство с видами одежды. Дидактическая игра «Одевание бумажной куклы» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, набор одежды для дидактической игры. |
42 | Уход за одеждой. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с предметами для чистки одежды. Практическая игра «Чистим одежду» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, набор натуральных предметов для практической игры. |
43 | Обувь. Сезонная обувь. | Открытия нового знания | 1 | Знакомство с видами обуви. Собирание разрезной картинки. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, разрезные картинки. |
44 | Уход за обувью. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с предметами для чистки обуви. Практическая игра «Чистим обувь». | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, набор натуральных предметов для практической игры. |
45 | Посуда. | Открытия нового знания | 1 | Узнавание и называние предметов посуды на картинке. Собирание разрезной картинки. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, разрезные картинки. |
46 | Столовые приборы. | Общеметодологической направленности | 1 | Узнавание и называние столовых предметов на картинке. Дидактическая игра «Праздничное чаепитие» | Иллюстрации, картинный материал, набор натуральных предметов для дидактической игры. |
47 | Профессии. | Открытия нового знания | 1 | Знакомство с профессиями членов семьи, основными характерными атрибутами . Дидактическая игра «Волшебный мешок» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, атрибуты для игры. |
48 | Профессии членов семьи. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с профессиями, основными характерными атрибутами . Дидактическая игра «Волшебный мешок» | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, фотографии членов семей, атрибуты для игры. |
49 | Транспорт. | Открытия нового знания | 1 | Расширение знаний о видах транспорта. | Иллюстрации, картинный материал |
50 | Виды транспорта. | Общеметодологической направленности | 1 | Расширение знаний о видах транспорта. | Иллюстрации, картинный материал |
IV четверть (16 часов) |
51 | Комнатные растения. | Открытия нового знания | 1 | Узнавание и называние растений на картинке. Собирание разрезной картинки. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация, разрезные картинки. |
52 | Уход за растениями. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с уходом за цветами: полив. | Иллюстрации, картинный материал, фотопрезентация. Инструменты для ухода за цветами: лейка. |
53 | Приметы весны. | Общеметодологической направленности | 1 | Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам. | Календарь, сюжетные картинки , видеопрезентация. |
54 | Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы. | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний об изменениях в природе весной на примере деревьев, птиц, растений. Дидактическая игра «Что бывает весной» | Календарь, сюжетные картинки, видеопрезентация, картинки для дидактической игры. |
55 | Неживая природа весной: погодные условия, природные явления. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. Календарь природы. |
56 | Весенний календарь природы. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. Календарь природы. |
57 | Весенние занятия людей. | Общеметодологической направленности | 1 | Называние основных занятий людей, детских забав в весеннее время. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация. |
58 | Труд людей весной. | Общеметодологической направленности | 1 | Знакомство с трудом людей в весеннее время: работа на огороде. Видеоэкскурсия на дачный участок. | Иллюстрации, картинный материал, видеозапись. |
59 | Весенние забавы детей. | Общеметодологической направленности | 1 | Называние детских забав в весеннее время. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация. |
60 | Безопасное поведение в игре. | Открытия нового знания | 1 | Как правильно себя вести во время игры, чтобы не получить травму. Что недопустимо, а что можно. Выработка свода правил. | Иллюстрации, картинный материал. |
61 | Правила безопасного поведения на дороге. | Открытия нового знания | 1 | Знакомство со светофором, пешеходным переходом. | Иллюстрации, картинный материал, видеопрезентация. |
62 | Правила безопасного поведения в общественном транспорте. | Открытия нового знания | 1 | Как правильно себя вести в транспорте, чтобы не получить травму. Что недопустимо, а что можно. Выработка свода правил. | Иллюстрации, картинный материал. |
63 | Скоро лето: приметы лета. | Общеметодологической направленности | 1 | Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам. | Календарь, сюжетные картинки, видеопрезентация. |
64 | Живая природа летом: деревья, растения. | Общеметодологической направленности | 1 | Формирование знаний об изменениях в природе летом на примере деревьев, растений. Дидактическая игра «Что бывает весной» | Календарь, сюжетные картинки, видеопрезентация, картинки для дидактической игры. |
65 | Неживая природа летом: погодные условия, явления природы. | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. Календарь природы. |
66 | Летний календарь природы | Общеметодологической направленности | 1 | Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом» | Видеопрезентация, иллюстрации, картинки для дидактической игры. Календарь природы. |
Контрольно-измерительные материалы.
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под ред. И.М.Бгажноковой , 2011.
2.Матвеева Н.Б. «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Москва, Просвещение 2012.
3.Почитаем и узнаем .1класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. М., Издательский дом «Дрофа», 1996.
4.Природа и мы С.Г. Шевченко Смоленск, 2000.
5. Н.Новосёлова и А. Шлыкова. Окружающий мир, часть 1. Екатеринбург: «Центр, Учебная книга»,2006.
6.С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. Я и моё тело. Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная пресса»,2009
7. Дидактический материал по темам : «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».