Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 21 имени Ю. А. Гагарина
«Утверждаю»: Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 21 им. Ю. А. Гагарина __________Кузнецова И. М. приказ № _____
от «___»________________г.
Рабочая программа
для детской студии вокала
«Левит».
учителя дополнительного образования
МБОУ г. Иркутска СОШ № 21 им. Ю. А. Гагарина
Белогуровой Валентины Владимировны
Срок реализации программы 2022-2026 уч. г
Иркутск 2022 г
Пояснительная записка
Человек наделен особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слухового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытают тягу к творчеству.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит дополнительному образованию, а именно, вокальной студии - на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Программа студии вокала «Левит» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
В вокальной студии «Левит» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (8-10 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Детская студии вокала «Левит» специализируется на курсе «Эстрадное вокальное мастерство». Новизна и отличительная особенность данной программы заключена в начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы через погружение в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области искусства.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
В певческой деятельности, творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной и классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Целью данной программы является создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокальное мастерство», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство.
Задачи:
привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной - нравственной культуры
Воспитательные:
воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
умение работать в коллективе;
настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;
ответственность за творческий результат – дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения;
сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
Развивающие:
развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма,
развить их музыкальные представления и художественный вкус;
развить навыки сольного пения;
Программа строится на принципах:
постепенности, последовательности овладения вокальным, сценическим, речевым мастерством;
единства художественной задачи и вокально-технических средств;
единства воспитания и обучения, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетания практической работы с развитием способности учащихся воспринимать и понимать вокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве;
яркой выраженности познавательно-эстетической сущности вокальной и речевой культуры;
системы учебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим и речевым видом искусства;
спирального построения содержания курса путём постепенного расширения и углубления знаний, совершенствования творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому;
направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Авторская идея и новизна данной программы заключена:
в адаптированном подходе программы предмета «Эстрадное вокальное мастерство» в отношении детей младшего школьного возраста и подросткового периода, учёт уровня их психофизических способностей и возможностей к обучению по данному предмету;
начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы через погружение в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области искусства.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией);
эвристический (проблема формулируется учащимися, ими и предлагаются способы её решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Значение и важность курса «Эстрадное вокальное мастерство» обусловлено технически профессиональным подходом к музыкально-эстрадному образованию детей на современном этапе.
Студия вокала «Левит» делится на 2 группы:
группа начального обучения;
группа совершенствования.
На начальном этапе обучения дети получают необходимые теоретические понятия и практические навыки, позволяющие им добиваться самореализации и, перейдя в группу совершенствования, ставить перед собой более высокие задачи, выполняющиеся на новом этапе студийного образования.
У обучающихся студии формируются эстетические взгляды и вкусы; подбор репертуара даёт возможность им высказать на сцене то, что их волнует и тревожит, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя.
Программа рассчитана на 72 часа из расчёта 2 часа в неделю.
Работа по курсу «Вокальное мастерство» приобщает учащихся
к мировой музыкальной культуре, к сохранению российской национальной музыкальной традиции, подвигает к самостоятельному творчеству, позволяет им выразить свой взгляд на мир.
В студию принимаются дети от 7 лет. Стать участником студии можно в любом возрасте. При работе с детьми разного возраста учитываются их возрастные и психологические особенности, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем ежегодно и позволяющих отслеживать творческое и психологическое развитие детей и ставить правильные индивидуальные задачи для работы.
Учебный процесс.
Построение учебного процесса базируется на нескольких положениях:
1. Обучение и развитие не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют друг с другом. С одной стороны, музыкальное и сценическое развитие обучающихся – его уровень и особенности – является важнейшим условием повышения качества усвоения знаний и навыков. С другой стороны, успешное освоение музыкальных знаний и навыков содействует дальнейшему развитию. Это взаимодействие тем целенаправленнее, чем выше качество процесса обучения, чем эффективнее методы обучения. Поэтому огромное внимание должно быть уделено правильно организованному (по содержанию и методам) процессу обучения и перспективности этого обучения для развития.
2. Успешность любой музыкальной или сценической деятельности неразрывно связано с овладением соответствующими умениями и навыками, которые в свою очередь обеспечивают и развитие необходимых для данной деятельности способностей. Здесь снова, но уже в своей специфике, выступает взаимосвязь музыкального обучения и развития. Особое значение имеют отбор и применение таких методов, которые в наибольшей степени содействуют развитию индивидуальных возможностей учащихся. Таким образом, правильно организованный процесс музыкального обучения – важнейшее условие для развития музыкальных способностей.
3. Развитие музыкальных способностей – это очень сложный и трудоёмкий процесс. Способности развиваются всегда в сочетании и взаимодействии друг с другом. Основным «ядром» музыкальных способностей является музыкальный слух с его взаимосвязанными компонентами (ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями, чувством ритма); в основе сценического актёрского мастерства лежит игровая деятельность, которая способствует развитию творческих способностей, поскольку актёрское мастерство само состоит из различных средств воздействия на человека. Также к важнейшим музыкальным способностям относится и музыкальная восприимчивость, отзывчивость на музыку.
Музыкальные и актёрские способности, как составные части искусства в целом в своём развитии связаны с умственной деятельностью (с развитием умственных способностей), а также с формированием памяти, внимания, творческого воображения, воли и т.д.
Однако в этом сложном процессе есть одно звено, которое является ведущим во всём процессе музыкального и речевого развития. Это звено – музыкально-слуховые представления, без которых никакая музыкальная деятельность невозможна. Под музыкально-слуховыми представлениями мы понимаем представления о звуко-высотных и ритмических соотношениях звуков. Развитие музыкальных представлений обеспечивает развитие всех музыкально-творческих способностей. Будучи результатом переработки в человеческом сознании внешних музыкально-слуховых впечатлений и ощущений, эти представления носят несколько обобщённый характер, что позволяет произвольно и планомерно их формировать в процессе обучения.
Формирование музыкально-слуховых представлений стало стержневой задачей обучению навыкам пения и основам актёрского искусства. Эти представления при определённой системе обучения совершенствуются и оттачиваются, что позволяет педагогу постоянно усложнять задачу на определённом витке спирали обучения – главной составляющей данной программы. Эта глубокая взаимосвязь музыкально-певческих навыков и основ актёрского мастерства, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения ложится в основу музыкально-сценического развития студийцев на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, а также групповых занятиях ансамблей. Особая роль в курсе специализации «Эстрадное пение» отводится следующим факторам музыкально-слухового развития, как:
сознательность и активность в формировании музыкально-слуховых представлений;
воспитание слухового внимания, слухового самоконтроля и координации пластов внутреннего и внешнего слуха;
взаимосвязь мыслительных операций (узнавание, запоминание, различение, сопоставление, анализ и обобщение) с эмоциональным откликом на музыку;
координация слуха и голоса как фактор, позволяющий преодолевать трудности в формировании певческих и слуховых навыков.
Методы и приёмы обучения усложняются по мере хода образовательного процесса. Существенным моментом в работе является:
стремление вести ученика вперёд, не боясь того, что он чего-то не поймёт и не сможет вначале выполнить самостоятельно без помощи преподавателя то или иное задание;
закрепление в разных вариантах приобретённых умений и навыков, как основа усвоения нового.
Каждый навык должен быть осознан в процессе овладения учеником, затем каждый раз при использовании его в новых условиях должен быть вновь осмыслен.
Для правильной автоматизации навыков – решающего звена в музыкально-исполнительном процессе – необходимо решительно избегать штампа, особенно неверно закреплённых в сознании приёмов певческого или речевого исполнения.
В задачу обучения певческим навыкам обучающегося входит приобретение навыков обучаемых понимания смысла тех приёмов, которые требуются для того, чтобы их выполнить, возможность добиваться самостоятельного решения. Поэтому варьирование педагогических приёмов, освещение их новой педагогической задачей составляет сущность образовательного процесса в обучении певческим навыкам. Это в одинаковой степени относится и к разучиванию вокального материала, и к выполнению того или иного певческого и слухового упражнения.
Особое значение в системе обучения певческим и речевым навыкам занимают упражнения по формированию музыкально-слуховых представлений.
В процессе упражнений внимание учащегося привлекается к целостному восприятию логически завершённых комплексных звуковых сочетаний, а не к отдельным, не связанным между собой звукам. Это помогает детям быстрее понять смысловое значений музыкальных заданий, находить необходимые связи для правильного прочтения музыкального текста, это способствует наиболее полному охвату произведения в целом.
Логика заданий и их взаимосвязь помогает переносить приобретённые навыки в новые условия, будит мысль учащегося, воспитывает у него сознательное отношение к изучаемому материалу. И, что крайне важно, неизменно вызывает желание преодолеть трудности и стремление к новому.
Формирование музыкально-слуховых представлений органически связано с певческими и речевыми навыками, что на индивидуальных занятиях вокала и культуры речи происходит непрерывное воздействие одних на другие. Музыкально-слуховая сфера развивается интенсивно при использовании правильных приёмов пения и основ классической речевой культуры, чем выше слуховые навыки, тем успешнее идёт процесс овладения вокальными и речевыми навыками.
Все усилия преподавателя направлены на воспитание у учащегося вокального слуха, при наличии которого происходит внутренний слуховой контроль функций певческого и речевого аппарата. Вокальный слух способствует установлению взаимосвязи слуха и голоса, эффективно содействует их координации.
Именно на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, на групповых занятиях всей студии можно проследить все линии музыкально-творческого развития учащегося, начиная с музыкальной восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в исполнении различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение, достаточная координация слуха и голоса, гибкость и подвижность музыкально-слуховых представлений, свободная импровизационная манера исполнения, органичность в сценическом материале и т.д., так же, как и непрерывное расширение музыкального кругозора и интерес ко всему новому, всё это входит в единую цепь музыкально-творческого развития детей в процессе обучения навыкам пения и основам актёрского мастерства.
(72часа)
Группа начального обучения занимается 2 часа в неделю
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
1. | Прослушивание. Диагностика. Выявление музыкальных способностей. | 4 |
2. | Унисон. Интонация. Восходящее и нисходящее голосоведение. | 4 |
3. | Работа над дикцией с опорой на согласные звуки. Артикуляция. Разнотемповое исполнение с акцентированием. | 4 |
4. | Дыхание. Резонаторы. Точка опоры звука. | 12 |
5. | Подбор репертуара. Изучение песни у инструмента. Понятие основной темы. | 6 |
6. | Работа с фонограммой(-1) без микрофона. Построение фонограммы, её основные части. Темпо-ритм произведения. | 14 |
7. | Работа с фонограммой (-1) с микрофоном. Чистая интонация и обертонация усиленного звука. | 12 |
8. | Работа a capella с микрофоном. | 6 |
9. | Знакомство с музыкальной аппаратурой студии. | 4 |
10. | Сценическое воплощение номера. Концертное выступление. | 4 |
11. | Изучение теоретических понятий. | 4 |
12. | Работа над основами речевой культуры языка учащихся. | 2 |
13. | Основы актёрского мастерства. | 4 |
14. | Музыкальный стиль и имидж. | 2 |
(72 часа)
Группа совершенствования занимается 2 часа в неделю.
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
1. | Работа с ансамблем. Двухголосное и трёхголосное пение. | 12 |
2. | Работа с голосом: диапазон, интонация, обертонация, модуляция, секвенцирование, смена звуковых позиций. | 4 |
3. | Дикция. Акцентированное звуковоспроизведение. Артикуляция. | 2 |
4. | Подбор репертуара. Изучение песни у инструмента. Текст. Тема произведения. | 2 |
5. | Дыхание. Опора звука. Резонирование. | 4 |
6. | Работа с микрофоном a capella. Чистое интонирование и обертонирование усиленного звука. | 4 |
7. | Работа с микрофоном у инструмента. | 6 |
8. | Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном. | 14 |
9. | Работа в студии на звуковую запись голоса. | 14 |
10. | Работа под фонограмму (+1). | 3 |
11. | Сценическое воплощение номера. Концертное выступление. | 5 |
12. | Актёрское мастерство. Сценодвижение. | 2 |
Показатели музыкально-творческого развития учащихся:
1) готовность учащегося к усвоению нового;
2) интерес к новому образовательному процессу;
3) способность переносить приобретённые навыки в новые условия;
4) сознательное применение знаний и навыков на новом, более трудном материале;
5) быстрая ориентация в новом материале, умение приспособить уже имеющиеся навыки к новым условиям, усовершенствуя их в самом процессе исполнения;
6) психическая активность в выполнении заданий по формированию музыкально-слуховых представлений, при тонкости слуховой дифференцировки и качестве координации слуха и голоса;
7) устойчивый интерес к изучению родного языка;
8) радость речевого творчества и творчества на сцене;
9) физическая раскрепощенность;
10) чёткая речь и культура речевого поведения;
11) сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией;
12) успешное овладение составляющих элементов актёрского мастерства: внимания, общения. Умения держать паузу и органичность в мизансцене;
13) качество исполнения учащимся – лучший и верный показатель полноценного развития всего комплекса его музыкально-творческих способностей.
Основные компоненты успешного овладения вокальными навыками в процессе сольного обучения:
1) овладение детьми музыкальной грамотой;
2) ладовая система звуко-высотных связей звуков является основой вокального обучения и слухового развития;
3) глубокая связь певческих и слуховых навыков обеспечивает чистое интонирование;
4) выразительность исполнения произведения учащимся – умение раскрыть художественный образ исполняемого произведения;
5) владение приёмом «пение по представлению» - произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями, т.е. мысленными действиями в процессе пения;
6) формирование условий развития голоса – непринуждённости движения, как гарантии от неестественного для детей «насаженного на грудь» звучания голоса; необходимо, чтобы наружная голосовая мышца функционировала так же непринуждённо естественно, как в натуральной спокойной речи.
Инвариантная часть специализации - работа с ансамблем:
Предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в малой вокальной форме (дуэт, трио, квартет) и большой вокальной форме (смешанный разновозрастной ансамбль). Одной из задач данной специализации является развитие умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля, чувства ансамбля, коллективизма, требовательности к себе, исполнительской дисциплины, формирование исполнительских и технических навыков, добиваясь при этом слитности и идентичности звучания. При ансамблевом исполнении обучающиеся должны овладеть навыком сознательно слышать и слушать свою партию и партию партнёра, сочетая в совместном пении силу и характер звучания. При этом у обучающихся формируются более сложные слуховые представления – гармонический слух, который соответственно расширяет и обогащает слуховые навыки обучающегося.
Список литературы.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
2. Кац Мария. Ваш голос. Секреты вокального мастерства. ‒ Альпина Паблишер, 2018. ‒ 168с.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. ‒ Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
5. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. ‒ Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: https://studfiles.net/preview/5765122/ Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. https://new.poiclub.net/books/stulova-razvitie-detskogo-golosa/ Москва 1992
8. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. С.-Петербург, 2008 – 120 с. https://antonenpalvelu.com/