Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Д.Г. Новопашина»
ГО «город Якутск»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МОБУ СОШ№10
имени Д.Г. Новопашина
Н.А. Шилова ___________
« »___________2020г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Лидер»
(реализуемого в рамках летнего школьного лагеря «Исток»)
| Ф.И.О. | должность | специальность |
Автор(ы) | Белик Евгения Владимировна Андросова Наталия Николаевна | педагог-психолог, руководитель ДО проекта «Сделай шаг к Победе!» | Педагог-психолог Учитель начальных классов |
Целевая группа(ы) проекта | Воспитанники летнего школьного лагеря «Исток». Возраст 7 – 15 лет |
Срок апробации (реализации) проекта | Июнь 2020 г. (14 дней) |
Якутск, 2020 г.
Содержание:
Паспорт программы…………………………….………………………………………………..3
Актуальность программы……………………………………………………………………….4
Целевая группа…………………………………………………………………………….……..4
Концепция программы…………………………………………………………………………..4
Цели и задачи программы……………………………………………………………….………4
Методы и технологии……………………………………………………………..……………..5
Реализация программы…………………………………………………………………………..5
Тематическое планирование…………………………………………….………………………5
Мониторинг и оценка эффективности реализации программы………………………………9
Список литературы…………………………………………………………………..………....10
Паспорт программы:
Название программы: «Лидер»
Место реализации программы: МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Д.Г. Новопашина» ГО «город Якутск»
Адрес учреждения: Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кальвица д. 5, +7(4112) 21-26-02, [email protected]
Начальник лагеря: Андросова Наталья Николаевна.
Автор программы: Белик Евгения Владимировна – педагог-психолог первой категории
Продолжительность: 14 дней
Время реализации: Июнь 2020 года,
Количество детей: ___человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детей находящихся под опекой, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а также детям группы риска, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Возраст: 7-15лет
Актуальность программы
В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент полностью здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация сохранения здоровья детей (в том числе и психологического) приобретает первостепенное значение.
Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлено привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, в том числе и детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.п.),
Психолого-педагогическая работа строится вокруг каждого ребенка, опираясь на внутренний мир участников воспитательного процесса, на их интересы и потребности. Такая работа носит комплексный характер, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, в которой объединены различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Целевая группа.
Данная программа рассчитана для воспитанников летнего школьного лагеря «Исток». Возраст целевой группы 7 – 15 лет.
При реализации данной программы особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детей находящихся под опекой, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а также детям группы риска или находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Концепция программы.
Целостное развитие личности детей и подростков возможно при грамотном развитии духовного и физического здоровья, что дает основу для социального здоровья, адаптации личности и общества и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека.
Важной для педагога-психолога задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя.
Нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. В играх кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок развивает свои моральные и личностные качества, учится дружить, сопереживать, учится побеждать и проигрывать.
Использование игровых программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности и лидерских качеств дает возможность сохранить и развить предпосылки детского возраста.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и для развития личности ребенка.
Задачи программы:
Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции;
Содействие снятию эмоционального напряжения;
Ознакомление детей со способами снятия эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности;
Развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям;
Профилактика девиантного поведения детей;
Методы и технологии.
Игровой тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и личностного поведения в общении, форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков и создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем;
Сказкотерапия - метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
Игротерапия - психотерапевтический метод, основанный на использовании игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, чтобы содействовать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию;
Арттерапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние;
Релаксационные упражнения - применение специальных психофизиологических техник. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения.
Реализация программы.
Первый раздел: «Мои способности и возможности».
Задачи:
Привлечь внимание к своей личности
Усвоить понятие «способности» исследовать свои способности и возможности
Познакомить с понятием внутренний мир человека
Мероприятия, проводимые в рамках данного раздела:
Кто Я?
Мои способности и возможности
Мои интересы
Количественные критерии оценки мероприятия – количество участников принявших участие в занятии;
Качественные критерии оценки мероприятия – рисунки, оценочный лист личностных качеств и способностей участников, ответы участников.
Второй раздел: «Вспомним чувства».
Задачи:
Актуализировать знания об эмоциональной сфере человека
Снятие внутреннего напряжения
Снижение тревожности у детей и подростков.
Научить самоанализу, умению корректировать свои эмоции, тренировать умение владеть своими чувствами
Мероприятия, проводимые в рамках данного раздела:
Мои внутренние друзья и недруги
Фильм моих страхов
Я побеждаю свой гнев
Я принимаю и люблю себя таким, какой я есть
Количественные критерии оценки мероприятия – количество участников принявших участие в занятии;
Качественные критерии оценки мероприятия – рисунки, индивидуальные листы заданий, ответы участников.
Третий раздел: «Лидер и его качества».
Задачи:
Дать представление о лидерстве
Познакомить с понятием конфликт и научить разрешать конфликтные ситуации
Познакомить с понятием сотрудничество и сформировать навык умения договариваться
Мероприятия, проводимые в рамках данного раздела:
Кто такой лидер?
Трудно ли быть лидером?
Конфликты
Я умею решать конфликты
Что такое сотрудничество?
Уверенность в себе
Лестница успеха
Количественные критерии оценки мероприятия – количество участников принявших участие в занятии;
Качественные критерии оценки мероприятия – рисунки, оценочный лист личностных качеств и способностей участников, индивидуальные листы заданий, ответы участников.
Программа предусматривает 14 дней обучения. Теоретические и практические занятия проводятся по ZOOM или DISCORD. 30 минут в день.
Тематическое планирование
№ | Мероприятие | Сроки | Этапы |
1 | Кто Я? | 1 день | Разминка Игра «Капитан» Основной этап Сказка о Федунчике Упражнение «Кто «Я» Сказка о девочке Маше и ее человечках Упражнение «Смайлики» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
2 | Мои способности и возможности | 2 день | Разминка «Игра Капитан-2» Основной этап Упражнение «Могу-Умею-Хочу научиться» Беседа «Что такое способности» Упражнение «Мой любимый герой» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
3 | Мои интересы | 3 день | Разминка Игра «Ухо-Нос» Основной этап Беседа «Интересы» Упражнение «Учеба-Труд-Досуг» Рисунок (коллаж) на тему «Мои интересы» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
4 | Мои внутренние друзья и недруги | 4 день | Разминка Игра «Нос-Ухо-2» Основной этап Обсуждение «Эмоций и чувств» Упражнение «Термометр наших чувств» Обсуждение способов как справиться с негативными эмоциями Рефлексия «Цвет моего настроения» |
5 | Фильм моей обиды | 5 день | Разминка Игра «Зайчик-Охотник» Основной этап Упражнение «Фильм моей обиды» Упражнение «Сам себе режиссер» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
6 | Я побеждаю свой гнев | 6 день | Разминка Игра «Зайчик-Охотник-2 Основной этап Обсуждение чувства «Гнев» Упражнение «Как я справляюсь с чувством гнева» Рисунок гнева Рефлексия «Цвет моего настроения» |
7 | Я принимаю и люблю себя таким, какой я есть | 7 день | Разминка Игра «Зайчик-Охотник-3 Основной этап Обсуждение «Когда человек бывает счастливым» Рисунок своего имени «Автопртрет» Работа с образом Рефлексия «Цвет моего настроения» |
8 | Кто такой лидер | 8 день | Разминка Игра «Ножки и рожки» Основной этап Обсуждение «Кто такой лидер» Сказка о девочке Ли Обсуждение сказки Работа над рисунком Рефлексия «Цвет моего настроения» |
9 | Трудно ли быть лидером? | 9 день | Разминка Игра «Ножки и рожки-2» Основной этап Обсуждение «Знак лидерства» Разбор ситуаций Упражнение «Качества лидера» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
10 | Конфликты | 10 день | Разминка Игра «Ножки и рожки-3» Основной этап Знакомство с понятием «Конфликт» Упражнение «Как быть если…» Сказка Мишкино горе Работа с рисунком Рефлексия «Цвет моего настроения» |
11 | Я умею решать конфликты | 11 день | Разминка Игра «Занимательные кольца» Основной этап Упражнение «На моточке» Обсуждение «Как справиться с конфликтом» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
12 | Что такое сотрудничество? | 12 день | Разминка Игра «Занимательные кольца-2» Основной этап Обсуждение «Что такое сотрудничество» Сказка «Добрая память» Работа с рисунком Рефлексия «Цвет моего настроения» |
13 | Уверенность в себе | 13 день | Разминка Игра «Ок-Класс» Основной этап Обсуждение «Зачем человеку нудна уверенность в себе» Упражнение «Уверенный-неуверенный» Упражнение «Звезда моей уверенности» Рефлексия «Цвет моего настроения» |
14 | Лестница успеха | 14 день | Разминка Игра «Ок-Класс -2» Основной этап Обсуждение «Что такое успех» Упражнение «Лестница» Упражнение «Термометр наших качеств и умений» Рефлексия «Архитектор» |
Мониторинг и оценка эффективности реализации проекта.
Для проведения мониторинга эффективности реализации данной программы будет использован цветовой тест «Цвет моего настроения» и в конце проведена проективная методика «Архитектор».
«Цвет моего настроения»
Любое наше настроение можно окрасить в какой либо цвет. Мы предлагаем следующие цвета:
КРАСНЫЙ – активность, восторженность, бодрость.
ЖЕЛТЫЙ – положительные эмоции, оптимизм.
ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие.
СИНИЙ – грусть, сниженный эмоциональный фон.
ФИОЛЕТОВЫЙ – пассивность, упадок сил.
Подчеркни, пожалуйста, тот цвет, который полностью отражает твое состояние в настоящий момент.
«Архитектор»
Предлагаем тебе почувствовать себя архитектором. Ниже изображено здание. Твоя задача «расположить» в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) занятие психолога. Принцип распределения:
на 3-м этаже – «буду ходить туда всегда» (+ + +);
на 2 этаже – «скорее пойду, чем не пойду» (+ +);
на 1 этаже – «скорее не пойду, чем пойду» (+ );
в подвале – «не пойду никогда» (- - -)
Литература
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.З. – М.: Генезис, 1998.
Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
Синягина И.Ю. Гирковская Е.Г. За комфортную атмосферу (психологический анализ)// Внешкольник. – 2000. - № 17.
Сизанов А.И. Ваш психологический портрет. С-пб, 1997.
Третьянов О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 1998. - № 3.
Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. М. – 2000.
Гипплус. Тренинг развития креативности. С-пб.: Речь. – 2001.
Кристофор Э., Смит Л. Тренинг лидерства. С-пб., М. – Питер. 2001.
Зинкевич – Естигнеева. Практикум по сказкотерапии. Изд. «Речь». – 2000.