СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Лидер»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана для воспитанников летнего школьного лагеря «Исток». Возраст целевой группы 7 – 15 лет. 

При реализации данной программы особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детей находящихся под опекой, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а также детям группы риска или находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

 

Концепция программы.

Целостное развитие личности детей и подростков возможно при грамотном развитии духовного и физического здоровья, что дает основу для социального здоровья, адаптации личности и общества и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека.

Важной для педагога-психолога задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя.

Нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. В играх кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок развивает свои моральные и личностные качества, учится дружить, сопереживать, учится побеждать и проигрывать.

Использование игровых программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности и лидерских качеств дает возможность сохранить и развить предпосылки детского возраста.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и для развития личности ребенка.

Задачи программы:

  1. Создание  психологически комфортных условий  для развития коммуникативной компетенции;
  2. Содействие снятию эмоционального напряжения;
  3. Ознакомление детей со способами снятия эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности;
  4. Развитие  у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям;
  5. Профилактика девиантного поведения детей;

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Лидер»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Д.Г. Новопашина»

ГО «город Якутск»





УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОБУ СОШ№10

имени Д.Г. Новопашина

Н.А. Шилова ___________

« »___________2020г.








ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Лидер»


(реализуемого в рамках летнего школьного лагеря «Исток»)









Ф.И.О.

должность

специальность

Автор(ы)



Белик Евгения Владимировна

Андросова Наталия Николаевна


педагог-психолог,

руководитель ДО проекта

«Сделай шаг к Победе!»




Педагог-психолог


Учитель начальных классов


Целевая группа(ы) проекта


Воспитанники летнего школьного лагеря «Исток». Возраст 7 – 15 лет

Срок апробации (реализации) проекта

Июнь 2020 г. (14 дней)


Якутск, 2020 г.

Содержание:

Паспорт программы…………………………….………………………………………………..3

Актуальность программы……………………………………………………………………….4

Целевая группа…………………………………………………………………………….……..4

Концепция программы…………………………………………………………………………..4

Цели и задачи программы……………………………………………………………….………4

Методы и технологии……………………………………………………………..……………..5

Реализация программы…………………………………………………………………………..5

Тематическое планирование…………………………………………….………………………5

Мониторинг и оценка эффективности реализации программы………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………..………....10










































Паспорт программы:


Название программы: «Лидер»

Место реализации программы: МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Д.Г. Новопашина» ГО «город Якутск»

Адрес учреждения: Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кальвица д. 5, +7(4112) 21-26-02, [email protected]

Начальник лагеря: Андросова Наталья Николаевна.

Автор программы: Белик Евгения Владимировна – педагог-психолог первой категории

Продолжительность: 14 дней

Время реализации: Июнь 2020 года,

Количество детей: ___человек.  При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детей находящихся под опекой, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а также детям группы риска, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Возраст: 7-15лет






































Актуальность программы

В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент полностью здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация сохранения здоровья детей (в том числе и психологического) приобретает первостепенное значение.

Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлено привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря.

Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, в том числе и детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.п.), 

Психолого-педагогическая работа строится вокруг каждого ребенка, опираясь на внутренний мир участников воспитательного процесса, на их интересы и потребности. Такая работа носит комплексный характер, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, в которой объединены различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.


Целевая группа.

Данная программа рассчитана для воспитанников летнего школьного лагеря «Исток». Возраст целевой группы 7 – 15 лет. 

При реализации данной программы особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детей находящихся под опекой, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а также детям группы риска или находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.


Концепция программы.

Целостное развитие личности детей и подростков возможно при грамотном развитии духовного и физического здоровья, что дает основу для социального здоровья, адаптации личности и общества и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека.

Важной для педагога-психолога задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя.

Нигде так не раскрывается ребенок, как в играх. В играх кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок развивает свои моральные и личностные качества, учится дружить, сопереживать, учится побеждать и проигрывать.

Использование игровых программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности и лидерских качеств дает возможность сохранить и развить предпосылки детского возраста.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и для развития личности ребенка.

Задачи программы:

  1. Создание  психологически комфортных условий  для развития коммуникативной компетенции;

  2. Содействие снятию эмоционального напряжения;

  3. Ознакомление детей со способами снятия эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности;

  4. Развитие  у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям;

  5. Профилактика девиантного поведения детей;


Методы и технологии.

Игровой тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и личностного поведения в общении, форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков и создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем;

Сказкотерапия - метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

Игротерапия - психотерапевтический метод, основанный на использовании игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, чтобы содействовать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию;

Арттерапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние;

Релаксационные упражнения - применение специальных психофизиологических техник. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения.


Реализация программы.

Первый раздел: «Мои способности и возможности».

Задачи:

  • Привлечь внимание к своей личности

  • Усвоить понятие «способности» исследовать свои способности и возможности

  • Познакомить с понятием внутренний мир человека

Мероприятия, проводимые в рамках данного раздела:

  1. Кто Я?

  2. Мои способности и возможности

  3. Мои интересы

Количественные критерии оценки мероприятия – количество участников принявших участие в занятии;

Качественные критерии оценки мероприятия – рисунки, оценочный лист личностных качеств и способностей участников, ответы участников.

Второй раздел: «Вспомним чувства».

Задачи:

  • Актуализировать знания об эмоциональной сфере человека

  • Снятие внутреннего напряжения

  • Снижение тревожности у детей и подростков.

  • Научить самоанализу, умению корректировать свои эмоции, тренировать умение владеть своими чувствами

Мероприятия, проводимые в рамках данного раздела:

  1. Мои внутренние друзья и недруги

  2. Фильм моих страхов

  3. Я побеждаю свой гнев

  4. Я принимаю и люблю себя таким, какой я есть

Количественные критерии оценки мероприятия – количество участников принявших участие в занятии;

Качественные критерии оценки мероприятия – рисунки, индивидуальные листы заданий, ответы участников.

Третий раздел: «Лидер и его качества».

Задачи:

  • Дать представление о лидерстве

  • Познакомить с понятием конфликт и научить разрешать конфликтные ситуации

  • Познакомить с понятием сотрудничество и сформировать навык умения договариваться

Мероприятия, проводимые в рамках данного раздела:

  1. Кто такой лидер?

  2. Трудно ли быть лидером?

  3. Конфликты

  4. Я умею решать конфликты

  5. Что такое сотрудничество?

  6. Уверенность в себе

  7. Лестница успеха

Количественные критерии оценки мероприятия – количество участников принявших участие в занятии;

Качественные критерии оценки мероприятия – рисунки, оценочный лист личностных качеств и способностей участников, индивидуальные листы заданий, ответы участников.

Программа предусматривает 14 дней обучения. Теоретические и практические занятия проводятся по ZOOM или DISCORD. 30 минут в день.


Тематическое планирование

Мероприятие

Сроки

Этапы


1

Кто Я?


1 день

Разминка

  1. Игра «Капитан»

Основной этап

  1. Сказка о Федунчике

  2. Упражнение «Кто «Я»

  3. Сказка о девочке Маше и ее человечках

  4. Упражнение «Смайлики»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

2

Мои способности и возможности

2 день

Разминка

  1. «Игра Капитан-2»

Основной этап

  1. Упражнение «Могу-Умею-Хочу научиться»

  2. Беседа «Что такое способности»

  3. Упражнение «Мой любимый герой»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

3

Мои интересы

3 день

Разминка

  1. Игра «Ухо-Нос»

Основной этап

  1. Беседа «Интересы»

  2. Упражнение «Учеба-Труд-Досуг»

  3. Рисунок (коллаж) на тему «Мои интересы»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

4

Мои внутренние друзья и недруги

4 день

Разминка

  1. Игра «Нос-Ухо-2»

Основной этап

  1. Обсуждение «Эмоций и чувств»

  2. Упражнение «Термометр наших чувств»

  3. Обсуждение способов как справиться с негативными эмоциями

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

5

Фильм моей обиды

5 день

Разминка

  1. Игра «Зайчик-Охотник»

Основной этап

  1. Упражнение «Фильм моей обиды»

  2. Упражнение «Сам себе режиссер»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

6

Я побеждаю свой гнев

6 день

Разминка

  1. Игра «Зайчик-Охотник-2

Основной этап

  1. Обсуждение чувства «Гнев»

  2. Упражнение «Как я справляюсь с чувством гнева»

  3. Рисунок гнева

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

7

Я принимаю и люблю себя таким, какой я есть

7 день

Разминка

  1. Игра «Зайчик-Охотник-3

Основной этап

  1. Обсуждение «Когда человек бывает счастливым»

  2. Рисунок своего имени

  3. «Автопртрет»

  4. Работа с образом

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

8

Кто такой лидер

8 день

Разминка

  1. Игра «Ножки и рожки»

Основной этап

  1. Обсуждение «Кто такой лидер»

  2. Сказка о девочке Ли

  3. Обсуждение сказки

  4. Работа над рисунком

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

9

Трудно ли быть лидером?

9 день

Разминка

  1. Игра «Ножки и рожки-2»

Основной этап

  1. Обсуждение «Знак лидерства»

  2. Разбор ситуаций

  3. Упражнение «Качества лидера»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

10

Конфликты

10 день

Разминка

  1. Игра «Ножки и рожки-3»

Основной этап

  1. Знакомство с понятием «Конфликт»

  2. Упражнение «Как быть если…»

  3. Сказка Мишкино горе

  4. Работа с рисунком

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

11

Я умею решать конфликты

11 день

Разминка

  1. Игра «Занимательные кольца»

Основной этап

  1. Упражнение «На моточке»

  2. Обсуждение «Как справиться с конфликтом»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

12

Что такое сотрудничество?

12 день

Разминка

  1. Игра «Занимательные кольца-2»

Основной этап

  1. Обсуждение «Что такое сотрудничество»

  2. Сказка «Добрая память»

  3. Работа с рисунком

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

13

Уверенность в себе

13 день

Разминка

  1. Игра «Ок-Класс»

Основной этап

  1. Обсуждение «Зачем человеку нудна уверенность в себе»

  2. Упражнение «Уверенный-неуверенный»

  3. Упражнение «Звезда моей уверенности»

Рефлексия

  1. «Цвет моего настроения»

14

Лестница успеха

14 день

Разминка

  1. Игра «Ок-Класс -2»

Основной этап

  1. Обсуждение «Что такое успех»

  2. Упражнение «Лестница»

  3. Упражнение «Термометр наших качеств и умений»

Рефлексия

  1. «Архитектор»



Мониторинг и оценка эффективности реализации проекта.

Для проведения мониторинга эффективности реализации данной программы будет использован цветовой тест «Цвет моего настроения» и в конце проведена проективная методика «Архитектор».

  1. «Цвет моего настроения»

Любое наше настроение можно окрасить в какой либо цвет. Мы предлагаем следующие цвета:

КРАСНЫЙ – активность, восторженность, бодрость.

ЖЕЛТЫЙ – положительные эмоции, оптимизм.

ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие.

СИНИЙ – грусть, сниженный эмоциональный фон.

ФИОЛЕТОВЫЙ – пассивность, упадок сил.

Подчеркни, пожалуйста, тот цвет, который полностью отражает твое состояние в настоящий момент.

  1. «Архитектор»

Предлагаем тебе почувствовать себя архитектором. Ниже изображено здание. Твоя задача «расположить» в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) занятие психолога. Принцип распределения:

на 3-м этаже – «буду ходить туда всегда» (+ + +);

на 2 этаже – «скорее пойду, чем не пойду» (+ +);

на 1 этаже – «скорее не пойду, чем пойду» (+ );

в подвале – «не пойду никогда» (- - -)






























Литература

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.З. – М.: Генезис, 1998.

  2. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

  3. Синягина И.Ю. Гирковская Е.Г. За комфортную атмосферу (психологический анализ)// Внешкольник. – 2000. - № 17.

  4. Сизанов А.И. Ваш психологический портрет. С-пб, 1997.

  5. Третьянов О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – 1998. - № 3.

  6. Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. М. – 2000.

  7. Гипплус. Тренинг развития креативности. С-пб.: Речь. – 2001.

  8. Кристофор Э., Смит Л. Тренинг лидерства. С-пб., М. – Питер. 2001.

  9. Зинкевич – Естигнеева. Практикум по сказкотерапии. Изд. «Речь». – 2000.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!