Утверждаю:
И.о. директора КГКУ
«Центр содействия семейному
устройству детей и детей,
оставшихся без попечения
родителей пгт Преображение»
______________Е.С.Сорокина
___________________ 2019год
по жизнеустройству и социальной адаптации
детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ступеньки в завтра.
Воспитатель: Никанорова Т.Л.
2020– 2022 учебный год
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью, неумением жить в обществе. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей - сирот. Воспитанники вследствие определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм общения, формирования образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, была создана данная Программа. Она обеспечивает системность, взаимосвязь, а также целостность педагогического процесса
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации - ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости – позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» - решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель:
Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
Помещение для занятий;
Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
Доска, мел, канцелярские товары
Формы работы:
Формы работы:
- беседы,
- чтение книг,
- экскурсии
- творческие конкурсы,
- праздники,
- социальные проекты,
- участия в коллективно-творческой деятельности,
- занятия в спортивных секциях;
- участие в спортивных соревнованиях;
Этапы программы
Диагностический этап:
Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
Организационно-деятельный этап:
Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
Реализация системы занятий по программе.
Анкеты, опросники с целью выявления особенностей семейных отношений;
Ожидаемые результаты:
Предполагаемые результаты
Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
Расширение кругозора, побуждать к получению новых знаний.
Умение применять на практике знания, полученные на занятиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
Период | Кол-во часов | Тема занятия | Структура занятия | Задачи занятия |
I БЛОК «НАЧНИ С СЕБЯ» |
сентябрь | 1 ч 1ч 1 ч | «Клубок ниток» Приложение Упражнение – разминка ««Мяч по кругу»». ««Карточки» (муравейник)» - игра-активатор | Вводная беседа. Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей. «Групповая сплоченность» - беседа «Речевой этикет» - тренинг | Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Знакомство с правилами детского общежития. Формирование навыков культурного общения в социуме. Подведение итогов |
II БЛОК «РОССИЯ НАШ ДОМ» |
октябрь | 1 ч 1 ч 1 ч | Разминка «Привет себе». ««Фигуры»» - игра активатор «Строим мост» - тренинг | Государственное устройство России. Конституция РФ – главный документ государства. «Наша родина – Россия»- викторина | Продолжение знакомить детей с государственными структурами, и их деятельностью. Знакомство с основным документом и его значением для каждого жителя государства. Воспитание гражданственности уважения к правам, свободам и обязанностям человека Закрепить знания, полученные на занятиях. |
III БЛОК "Права детей - детям" |
ноябрь | 1 ч 1 ч 1 ч 1ч | «Рукопожатие» - игра – активатор. | Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. Изучение статей КПР.(1-5;) Права и льготы выпускников д/дома. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?” | Воспитание правовой ответственности и компетентности Расширение правовых знаний. Учить пользоваться полученными знаниями на практике. Проверка усвоения полученных знаний |
IV БЛОК "Мой дом – моя крепость". |
декабрь | 1 ч 1 ч 1ч | ««Монетка»» - игровое упражнение | Гигиенические требования к жилому помещению, меры по их обеспечению. Как украсить квартиру к празднику? «Мое представление об уюте» | Познакомить детей с понятиями «интерьер» и «уют». Это комфортный и качественно налаженный быт. Научить ухаживать за жилищем. |
V БЛОК «Я и мое здоровье» |
январь - февраль | 1 ч 1ч 1ч 1ч | «Корабли и капитан» игра - активатор | «Вредные привычки и здоровье». Занятие физическими упражнениями, прохладный душ-необходимое ежевечернее гигиеническое мероприятие для мальчиков-подростков. Беседы с мальчиками о хрупкости женского организма и необходимости помогать девочкам и защищать их. «Это вы можете» праздничное спортивное мероприятие. | Познакомить детей с комплексом физических упражнений для развития мышечного аппарата. Учить уходу за телом, кожей лица, ног. Формирование потребности в здоровом образе жизни. |
VI БЛОК. «Семья – семь Я» |
март | 1 ч 1ч 1ч | «Телеграмма» - игра активатор | «Что я знаю о своей семье?» - беседа. Дальние или близкие родственники Занятие с элементами тренинга «Семья – это то, что всегда с тобой» Тренинг для мальчиков «Как я вижу свою семью». (семейные роли) | Дать детям представление о семье, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Актуализация преставлений о собственной семье, осознание и принятие подростком своего семейного опыта, на развитие умений налаживать контакты с противоположным полом и выбирать будущего партнера . |
VII БЛОК «Я б в рабочие пошел пусть меня научат». |
апрель | 1 ч 1ч 1ч | Разминка «Совместный счёт». | Познай свое «я». Тестирование. «Труд в жизни человека» - беседа Рынок рабочей силы и выбор профессии. | Помочь воспитаннику сделать профессиональный выбор. Продолжать знакомить детей с ведущей ролью образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Информационное обеспечение подростков по вопросам трудоустройства. |
VIII БЛОК «Экономические знания» |
май | 1ч 1ч 1ч | игра ««Фигуры» | Бюджет семьи – источник дохода, з/плата членов семьи, пенсия, пособия Экономия в домашнем хозяйстве Социальная проба «Домашняя аптечка». | Дать понятие об экономических терминах; - развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Разъяснить, что экономика - это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные и финансовые ресурсы. |
ИТОГО 26 ЧАСОВ