СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Краеведы"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности, на уроках МХК, классных часах.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Краеведы"»















Тематическая рабочая программа по

внеурочной деятельности в 9 «б» классе

«Фольклор и этнография»

































2020-21 уч. г.

Программа "Фольклор и этнография Пестяковского района»"


Авторская программа курса внеурочной деятельности «Фольклор и этнография Пестяковского района»" составлена учителем русского языка и литературы Кукановой В.В.- высшая квалификационная категория.




Актуальность.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, речь местного населения, названия предметов, явлений и, конечно, люди, гордость и слава родного села.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ученик мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь школьнику в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В районном поселке Пестяки создан и функционирует краеведческий музей. Реализация программы «Фольклор и этнография Пестяковского района » предполагается на базе музея.

Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, фольклоре края, приметах, повериях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.



Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Задачи курса:

1) расширять и углублять знания детей о родном селе, районе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, традиции, приметы, географические особенности;

2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;

4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места села, его исторические и культурные центры, с/х предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Это такие славные даты краеведческого календаря как День основания пос. Пестяки и Пестяковского райна. День образования Ивановской области. В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 9 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:

1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);

2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);

3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);

4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).


Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение музеев, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.



Место курса в плане внеурочной деятельности школы

Курс изучается в рамках социального направления внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений основного образования школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в кабинетах и за пределами школы (экскурсии).


Прогнозируемые результаты с учётом УУД.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:-историю и традиции своего района;

-историю образования своего села, района, области;

- символику района, области;

- использование этнографических источников;

- жилище и интерьер;

- одежда своих родителей, бабушек, дедушек;

- народная игрушка;

- обрядность;

- народные знания и календарь;

- народная педагогика;

- народная медицина,

- топонимика и диалектная лексика.

Уметь:

- собирать краеведческую информацию ;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;;

- принять участие в районных краеведческих чтениях.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя -выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:

В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

-подготовка и проведение народных праздников;

- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;

- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;

- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;

- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;

- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.


Планируемые результаты реализации программы кружка «Фольклор и этнография Пестяковского района» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

в том числе во внутреннем плане;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· строить речевое высказывание в устной форме;

· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможностьдля формирования основ экологической культуры:

- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального

действия).

Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,

музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Содержание курса.



Введение - 3 часа.

1.Знакомство с целями и задачами кружка «Фольклор и этнография Пестяковского района». Экскурсия в районный краеведческий музей.

2 - 3. Историческая справка района.

Географическое положение района. Растительность и животный мир края. Полезные ископаемые. Промыслы.

Первые упоминания о Пестяках. Легенда названия села. Историческое развитие села. История суконной фабрики ( 1 половина 18 века), история вязального промысла и изготовление валенок. Деревянных дел мастера. Село в годы крепостного права, революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Развитие поселка в период 1945-2021 г.20 – 21 веков. Раздел

2. Использование этнографических источников. – 5 часов.

Земледельческие орудия труда. Условия, определяющие отношение жителей региона к земле. Подсечное земледелие. Развитие льноводства. Обработка земли. Развитие животноводства. Расслоение крестьян на богатых и бедных.



Раздел 3. Жилище и интерьер. – 4 часа.

Изба – основное жилище региона. Дерево – главный строительный материал. Связи жилища с Мировым Древом. Ритуалы при постройке жилища. Части дома, виды построек. Деревянных дел мастера. Купеческие постройки села. Церковные постройки. Убранство дома. Отличие интерьера богатых и бедных. Предметы домашнего обихода.



Раздел 4. «Одежда» – 3 часа.

Знакомство учащихся с видами детской, женской и мужской одежды. Одежда богатых людей. Ткани, фасон. Основной вид женской одежды – сарафан. Производство валенок. Пестяковские вышивальщицы и кружевницы. Появление строчевых артелей. Пестяковская артель в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 5. Народная игрушка. 2 часа.

Игрушки мальчиков и девочек. Изготовление куклы.

Раздел 6. Обрядность – 3 часа.

Значение обрядов в жизни человека. Проведение обрядов. Календарные праздники и обряды.( Святки, Новый год, Рождество, Масленица, Егорьев день, Вербное воскресенье, Зеленые святки). Семейная обрядность.)

Раздел 7. «Народные знания и календарь» - 1 час.

Приметы региона.

Раздел 8. Народная педагогика – 4 часа.

Воспитание детей в крестьянских и купеческих семьях.

Раздел 9. «Народная медицина – 2 час.

Влияние природы на здоровье. Знахари. Заговоры в лечении болезней. Применение трав, огня, воды и воздуха в лечении больных. Заготовка лекарственного сырья.

Раздел 10 – Фольклор – 4 часа.

Сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки.

Раздел 11. Итоговый урок – 1 час.



Календарно-тематическое планирование объединения «Фольклор и этнография» (9 «Б» класс) на 2020-2021 учебный год






п/п




Тема занятия





Кол-во часов




Примечание



План


Факт


1

Введение

1





2

Историческая справка района.

2




.

Историческая справка района.

3

Использование этнографических источников.

Земледельческие орудия труда.



5





4

Жилище и интерьер.

4





5

Одежда.

3





6

Народная игрушка

2





7

Обрядность

3






8

Народная педагогика.

Презентация. Школы в регионе.


4









9

Народные знания и календарь.

3




10

Народная медицина. Здравоохранение в регионе.

2






11

Фольклор.

4





12

Итоговое занятие.

1





Итого:


34









Литература: 1. Куканова В.В Разработки к занятиям к программе «Фольклор и этнография Пестяковского района.

2.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!