Оглавление
Комплекс основных характеристик общеобразовательной (общекультурной) программы художественно-эстетической направленности «Мир оригами»…………………………...3
1. Пояснительная записка …………………………………………………………..3
1.1.Акутальность, нормативно-правовое обеспечение программы ……………….3
1.1.2. Практическая значимость программы…………………………………………4
1.1.3. Отличительные особенности программы……………………………..............5
1.1.4. Адресат программы и особенности набора обучающихся …………………..5
1.1.5. Объем, срок освоения программы……………………………………………...6
1.1.6. Формы обучения и виды занятий………………………………………………6
1.2. Цели и задачи ……………………………………………………………………...6
1.3. Содержание программы …………………………………………………………..8
1.3.1. Учебно-тематический план ……………………………………………………..8
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………………….9
1.3.3. Планируемый результат освоения дополнительной общеобразовательной
программы.…………………………………………………………..…………………13
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………..16
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………16
2.2. Условия реализации программы………………………………………………….16
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………………17
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………….17
2.5. Методико-дидактический комплекс……………………………………………...20
3. Список литературы
3.1. Список литературы для педагогических работников…………………………....25
3.2. Список литературы для обучающихся………………………………………….....25
4. Приложение ………………………………………………………………………….25
4.1. Словарь ключевых терминов……………………………………………………...26
4.2. Правила безопасной работы с ножницами, клеем и бумагой…………………...27
4.3. Презентации………………………………………………………………………....28
4.4. Базовые формы оригами…………………………………………………………....29
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общекультурной) программы «Мир оригами»
1.Пояснительная записка
1.1.Акутальность, нормативно-правовое обеспечение программы
«Складываю листочек – разворачиваю,
складываю разворачиваю,
складываю разворачиваю,
складываю разворачиваю,
и на ладони появляется журавлик –
живой, крохотный, белый, еще не умеющий летать.
Когда-нибудь мы вместе улетим в небо…
Роман Хе
Программа дополнительного образования «Мир оригами» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала. Поэтому, потребность в развитии качеств личности детей, позволяющих реализовать свои творческие способности и склонности, самостоятельно мыслить и активно применять полученные знания на практике, становится в настоящее время весьма актуальной.
При разработке программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014№1726-р);
• Стратегия развития воспитания (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р на период до 2025 года;
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006№ 06 – 1844);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
• Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы города Искитима Новосибирской области.
1.1.2. Практическая значимость программы
Занятия оригами – это мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования многих стран мира, так как оно:
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
1.1.3. Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы – Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы двухгодичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), данная программа рассчитана на один год обучения детей в 1 и 2 классе и адаптирована для обучающихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени освоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
1.1.4. Адресат программы и особенности набора обучающихся
Программа «Мир оригами» адресована детям начальной школы учащимся 1 и 2 класса от 6,5 до 9 лет и рассчитана на 1 год обучения. Принимаются все желающие без исключения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
1.1.5. Объём, срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов по программе составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
1.1.6. Формы обучения и виды занятий
Форма обучения – очная. Занятия проводятся по группам, согласно расписанию. Численный состав группы может составлять от 15 до 20 человек. Основной формой организации работы в группе является учебное занятие, а так же:
- практические занятия,
- путешествие, экскурсия,
- лекция,
- сюжетно-ролевая игра,
- праздник,
- соревнования,
- выставка,
- мастер-класс
- комбинированное занятие,
Объяснение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков, повторение и усвоение пройденного материала.
1.2 Цели и задачи
Цель программы: эстетическое развитие младших школьников посредством изучения оригами.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Предполагаемый результат обучения (уровень усвоения содержания программы) |
Теор. | Прак. | Инд. |
1 | Знакомство с оригами. | 1 | 1 | - | | Представление о предмете, что изучают в данном курсе. Входная диагностика. |
2 | Азбука оригами. | 2 | 1 | 1 | | Знание элементарных условных обозначений. |
3 | Базовая форма «Треугольник». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
4 | Базовая форма «Воздушный змей». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
5 | Цветочные композиции | 2 | - | 2 | | Умение составлять тематические композиции. Соблюдение технологии работы. |
6 | Базовая форма «Книжка». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
7 | Базовая форма «Дверь». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
8 | Композиции с птицами. | 2 | - | 2 | | Умение составлять тематические композиции. Соблюдение технологии работы. |
9 | Базовая форма «Блинчик». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
10 | Базовая форма «Двойной треугольник». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
11 | Композиции с рыбками. | 5 | - | 5 | | Умение составлять тематические композиции. Соблюдение технологии работы. |
12 | Базовая форма «Двойной квадрат». | 2 | 1 | 1 | | Знакомство с б. ф. и умение выполнять модели на ее основе. |
13 | Композиции с домашними и дикими животными. | 6 | - | 6 | | Умение составлять тематические композиции. Соблюдение технологии работы. |
14 | Заключительные занятия. | 2 | 1 | 1 | | Чему научились за год. Итоговая аттестация. |
ИТОГО: | 34 | 10 | 24 | | |
1.3.1Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Знакомство с оригами – 1ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Введение в курс «Оригами». Входная диагностика. Виды бумаги. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Приложение 4.1 |
Тема 2. Азбука оригами – 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Условные обозначения: перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть. Изделия: хлопушка, бабочка, зайчик, кошелек. Приложение 4.3. |
2 | Условные обозначения: складка «молния», невидимая линия, надрезать, раскрыть. Изделия: черепаха, мухомор, шлем Самурая, колокол, грач. |
Тема 3. Базовая форма «Треугольник» - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Треугольник» Приложение 4.4 Изготовление простых классических моделей: стакан, бабочка, первоцвет, собачка, тюлень, домик с трубой, домик с крыльцом (на выбор) |
2 | Диагностика освоения базовой формы «Треугольник» |
Тема 4. Базовая форма «Воздушный змей» - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Воздушный змей» Приложение 4.4 Изготовление простых классических моделей: зонтик, уточка, подснежник, тюльпан, селезень, лебедь – шипун, креветка, кальмар, слоненок, овечка, поросенок, кубик без четырех углов. |
2 | Диагностика освоения базовой формы «Воздушный змей». |
Тема 5. Цветочные композиции - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция в овале. |
Тема 6. Базовая форма «Книжка» - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Книжка» Приложение 4.4 Изготовление простых классических моделей: гном, петрушка, цыпленок, лодка-плоскодонка, кимоно, подушечка. |
2 | Диагностика освоения базовой формы «Книжка». |
Тема 7. Базовая форма «Дверь» - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Дверь» Приложение 4.4. Изготовление простых классических моделей: автомобиль, бантик – бабочка и цветок из бантиков, сюрикен – звездочка ниндзя, лодка наизнанку, заяц, гриб. |
2 | Диагностика освоения б. ф. «Дверь». |
Тема 8. Композиции с птицами - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция «Снегирь на ветке». |
Тема 9. Базовая форма «Блинчик» - 2ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Блинчик» Приложение 4.4. Изготовление простых классических моделей: кораблик, ниндзя, подвеска, кубик из «конфеток», стриж, куб с вариациями, кукла «Борец сумо», говорящий лис, стул. |
2 | Диагностика освоения б. ф. «Блинчик». |
Тема 10. Базовая форма «Двойной треугольник» - 2ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник» Приложение 4.4. Изготовление простых классических моделей: ракета, гном, розочка, пятиконечная звезда, замок, дом с окном, дом с дверью, ваза, машина, вертушка, надувной цветок, надувная рыбка, салфетка. |
2 | Диагностика освоения базовой формы «Двойной треугольник». |
Тема 11. Композиции с рыбками - 5 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция «Аквариум». |
3-4 | Композиция «Морское дно». |
5 | Выставка композиций. |
Тема 12. Базовая форма «Двойной квадрат» - 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат» Приложение 4.4. Изготовление простых классических моделей: орнамент, вертушки, подвеска, цветок, коробочка с ручками, коробка-дом кресло-кубик, лисенок, танк. |
15 | Диагностика освоения б. ф. «Двойной квадрат». |
Тема 13. Композиции с домашними и дикими животными – 6 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1-2 | Композиция «Свиноферма». |
3-4 | Композиция «Лиса с лисятами в лесу». |
5-6 | Выставка композиций. |
Тема 14. Заключительные занятия – 2 ч. |
№ п/п | Наименование тем |
1 | Диагностика усвоения всех изученных базовых форм за год. |
2 | «Чему мы научились за год?». Итоговая аттестация. |
1.3.3.Планируемый результат освоения дополнительной общеобразовательной программы
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Учебный год с 1 сентября по 25 мая текущего года. Продолжительность учебного года - 34 недели.
Сроки проведения мониторинга:
-входная аттестация (с 1 по 9 сентября текущего года),
- промежуточная (конец 1 полугодия),
- итоговая (с 15 по 25 мая текущего года).
2.2. Условия реализации программы
Для успешных занятий необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
наличие учебного кабинета (парты, стулья, выставочные стенды);
персональный компьютер с выходом в интернет;
проектор
колонки
расходные материалы:
Цветная бумага для ксерокса
Белая бумага для ксерокса
Двухсторонняя, односторонняя цветная бумага
Цветной картон
Линейки
Простые, цветные карандаши
Фломастеры
Ножницы
Клей ПВА
Клей карандаш
Кисточки для клея
Бумажные салфетки
2.3. Формы аттестации
Целью диагностики является определение уровня усвоения учебного материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
Диагностика проводится в несколько этапов:
- Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года.
Входная аттестация (собеседование или тестирование);
Промежуточная аттестация (выставка и проверка полученных знаний);
Итоговая аттестация (зачет, выполнение нормативов, выставка работ)
2.4. Оценочные материалы
Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами |
Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа); простейшие б. ф.: «Треугольник», «Воздушный змей», «Книжка», «Дверь», «Блинчик», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат». |
Высокий уровень - делает самостоятельно
Средний уровень – делает с помощью педагога и товарищей
Низкий уровень – не может сделать.
Умение научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами |
Умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения. |
Высокий уровень – делает самостоятельно
Средний уровень – делает с помощью педагога и товарищей
Низкий уровень – не может сделать.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера. |
Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. |
Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями
Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца
Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале учебного года) этот параметр не оценивается.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
2.5. Методико-диагностический комплекс
Занятия оригами в образовательных учреждениях предполагают определенные педагогические условия:
Доступность (все фигурки складываются доступными для данного возраста способами, с учетом опыта детей).
Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных, специфических приемов оригами).
Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постоянно закрепляются в новых темах).
Интеграция с другими методиками начального образования (развитие речи, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология)
Согласование тематического плана с календарными праздниками.
Учет индивидуальных способностей и особенностей коллектива в целом.
Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться самим процессом складывания фигурок, он может сопровождаться сообщением определенных сведений).
Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций оригами, знание системы знаков, принятых в чертежах, знание базовых форм, умение их складывать по памяти).
Наличие предварительного и подготовительного этапов (предварительный этап включает знакомство с художественной литературой, приобретение детьми опыта в складывании других фигурок, где отрабатывается определенный прием, подготовительная работа означает подготовку необходимого материала для складывания, изготовление образцов, подготовку доступного для понимания детей объяснения – репетиция занятий).
Программа опирается на следующие принципы:
доступность,
сотрудничество,
личностно-ориентированный подход,
наглядность,
самостоятельность, активность.
Методы и приемы работы:
Словесные.
Практические.
Игровые.
Наглядно-действенный метод.
Репродуктивный метод.
Развивающие технологии:
Проблемное обучение.
Модульное обучение.
Опосредованное обучение.
Организация творческого поиска.
Технологии развития личности:
Коммуникативные.
Исследовательские.
Игровые.
Педагогические (просьба, совет, акцент на достоинства, стимулирование и др.).
Программа рассчитана на движение от простого к сложному.
№ | Тема | Форма прове-дения занятия | Методы, приемы | Дидактические материалы | Форма подведения итогов |
1 год обучения. |
1 | Знакомство с оригами. | Лекция | Словесный, Наглядный, прием «Ключевые слова» | Мультиме-дийная презентация, образцы готовых изделий. | Коллектив-ная рефлексия. |
2 | Азбука оригами. | лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, памятки, коллекция бумаги. | Опрос |
3 | Базовая форма «Треугольник». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
4 | Базовая форма «Воздушный змей». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
5 | Цветочные композиции. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
6 | Базовая форма «Книжка». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
7 | Базовая форма «Дверь». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
5 | Композиции с птицами. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
9 | Базовая форма «Блинчик». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
10 | Базовая форма «Двойной треугольник». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
11 | Композиции с рыбками. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
12 | Базовая форма «Двойной квадрат». | Лекция, практич | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, получение новых знаний. | Схемы, инструкцион-ные карты, книги по оригами, образцы готовых изделий. | Контроль-ное занятие |
13 | Композиции с домашними и дикими животными. | Практические занятия ролевая игра | Словесный, наглядный, практичес-кий, репродук-тивный, частично-поисковый, применение знаний. | Таблица рекомендуе-мых цветовых сочетаний, схемы, инструкцион-ные карты, иллюстрации, книги по оригами. | выставка |
14 | Заключительные занятия. | Лекция, практи-ческие занятия | Словесный, наглядный, практичес-кий, контроль. | Дидактические карточки, альбом лучших работ. | Игра, сам. работа, тестиро-вание |
3.Список литературы.
Список литературы для педагога:
1.Агапова И.А., Давыдова М. А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ сфера, 2004.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Ритмико – физические упражнения для тренировки мелкой моторики рук. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
3.Гусакова М. А. Аппликация Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1987.
4. Дополнительное образование и воспитание. Научно-методический журнал, 2008 – 2009.
5.История развития оригами. Статья из интернета.
6. Луговская Ю. П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
7.Соколова Г.А. Подобные фигуры. Научно – методическое пособие, Новосибирск 2004.
Интернер- ресурсы:
www.origami.ru
www.sch139.5ballov.ru/origami
www.dorigami.narod.ru
www.origami.ramot.ru
www.vs-origami.narod.ru
3.2 Список литературы для обучающихся:
Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.
Богатова И. В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.
Выгонов В. В.Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолеты. – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
Доброва Е. В. Волшебство оригами: Великолепные игрушки из бумаги. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: ООО «Издательство Ц27 АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2005.
Кочеткова Е., Шумаков Ю. Учимся оригами. – Издательство «Лицей», 1995.
Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – 6-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Соколова С.В. Праздник оригами. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008.
Соколова С. В. Азбука оригами. – М.: Эксмо; СПб. Домино, 2007.
Соколова Г. А. Мастерская оригами. – новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004.
Интернет-ресурсы:
www.origami.serzhantov.ru
www.origami.in.ua
Приложение
4.1.Термины, встречающиеся в программе.
4.2. Правила безопасной работы с ножницами, клеем и бумагой.
4.3. Презентации
4.4. Базовые формы оригами.
4.1 Термины в оригами
Орига́ми (в пер.с японского-«сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Корни - Древний Китай. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.
Техника выполнения оригами-это определенная цепочка взаимопревращений исходного листа квадрата от начала работы и до полного его завершения.
Простое оригами. Это стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, который ограничен использованием только складок горой и долиной.
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц.
«Кирикоми оригами» - оригами с применением ножниц. Выполняя сложные бумажные фигуры и конструкции, стали использовать ножницы для надрезания бумаги.
Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы.
Базовые складки или схемы в оригами - это простейшие фигуры, на основе которых потом складывается большинство моделей оригами.
4.2 Техника безопасности
4.3 Презентации
| Базовые формы, условные обозначения Цветы оригами и живые цветы Искусство оригами Цветок-солнышко Петушок Букет Новогодняя звезда Клип об оригами 4.4 Базовые формы Базовая форма Треугольник Перед складыванием квадрат можно расположить «окошечком», когда нижняя и верхняя линии являются горизонтальными (проходят слева направо), а правая и левая — вертикальными (проходят сверху вниз). Квадрат можно также расположить «ромбом» так, чтобы один из уголков был направлен вниз. При складывании фигурок базовая форма «треугольник» может располагаться по-разному. Привычное положение — когда нижняя сторона самая большая, то есть основание равнобедренного треугольника. Треугольник может быть также расположен прямым углом вниз. Такое не совсем привычное положение дало другое название этой базовой форме — «косынка». Базовая форма Дверь Базовая форма Воздушный змей Базовая форма Блинчик |
Базовая форма Двойной треугольник
«Двойной треугольник» не единственное название этой базовой формы. Другое название — «водяная бомбочка» — произошло от фигурки из этой базовой формы. У базовой формы «двойной треугольник» две видимые треугольные плоскости. Закрытый («глухой») угол образовался в центре изначального квадрата. Существует несколько способов складывания этой базовой формы.
9. Базовая форма Двойной квадрат
У этой базовой формы имеются две видимые квадратные плоскости, нераскрывающийся («глухой») угол, образованный в центре начальной формы (квадрата), и раскрывающийся угол, расположенный напротив «глухого» и образованный за счет углов квадрата. Существует несколько способов складывания.
41