СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Мир праздников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Мир праздников"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЕМЕНКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Мир праздников»

1-4 класс

Возраст детей – 7-11лет

Срок реализации – 1год

Составил:

учитель начальных классов

Колдаева Н.И.

2019г






П



ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Детство – время стремительного духовного и физического развития человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

В этом периоде идет активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни.

Младшие школьники вступают в период широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.

Особенностью содержания современного образования являются не только знания, но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности.

Программа «Мир праздников» предусматривает знакомство  детей младшего школьного возраста с народной  культурой через   рассказы о народных праздниках, разучивание элементов народных обрядов, изготовление тематических подарков в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что способствует формированию основ народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.

Актуальность программы

Понятие «праздник» часто понимается как развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Истинные праздники - это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема возрождения интереса к народной культуре у детей и подростков.  

Данная образовательная программа способствует формированию у детей качеств, необходимых для самореализации и успешной социализации, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка.

Целенаправленное знакомство обучающихся с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей и будет более эффективным, если работу построить на основе ознакомления с элементами профессиональных праздников и подготовкой к ним.

Знакомство с народными, государственными, тематическими и профессиональными праздниками предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества. Выполняя социальный заказ школы на развивающем этапе обучения, программа  рассчитана на всех детей начальной школы, независимо от их способностей.

Новизна программы заключается в интеграции образовательных областей:

  • этнография и культурология (знакомство детей с типологией праздников, освоение элементов народных обрядов);

  • декоративно-прикладное искусство (знакомство с народными промыслами и освоение приемов художественного труда).


Педагогическая целесообразность заключается в оптимальном сочетании педагогических условий, средств и методов обучения и воспитания в процессе реализации программы.



Социальная значимость


Программа рассчитана как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь совместно со здоровыми детьми, дети с ОВЗ чувствуют себя равноправными членами детского коллектива, в то время как здоровые дети приобретают практический опыт сопереживания, сочувствия, поддержки и взаимопомощи.

Цель программы:


формирование у обучающихся духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу.

Задачи программы

Обучающие:

  • сформировать знания о народных, религиозных, государственных, профессиональных, тематических праздниках;

  • расширить знания о декоративно – прикладном искусстве, народных ремеслах;

  • расширить знания о разных профессиях взрослых людей.

Развивающие:


  • способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством;

  • способствовать развитию творческих способностей, творческой самостоятельности и навыков детей через различные виды деятельности (инсценировки, слушание, пение, подвижные игры, декоративно - прикладное творчество).

В


оспитательные:

  • воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

  • способствовать формированию уважительного отношения к коллективу, друг к другу;

  • воспитывать уважение к труду взрослых, людям разных профессий;

  • с



    пособствовать формированию привычки готовиться и отмечать вместе с родителями семейных (дни рождения, именины), календарных (Новый год, 8 марта и др.), государственных и религиозных праздников, пониманию их исторического и жизненного смысла;

  • воспитать бережное отношение к результатам труда.


Отличительные особенности программы

В настоящее время в общеобразовательных школах на уроках технологии и изобразительного искусства техники декоративно-прикладного творчества изучаются фрагментарно, ограниченность временными рамками урока не дает той широты возможностей, которыми владеет дополнительное образование.

В «Концепции модернизации Российского образования» сказано: «...важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи». Взаимосвязь школьного художественно-эстетического образования с системой дополнительного образования существенно увеличивает эффективность творческого развития детей.


Связь содержания данной программы с учебными предметами

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов.

Например, модуль «Народные праздники» тесно связан с предметом «Окружающий мир». Ведь именно в народных праздниках  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Знакомясь с такими элементами праздников, как стихи, поговорки, заклички, дети расширяют навыки чтения. Истории праздников дают детям знания по истории России, географии. При изготовлении подарков, обучающиеся получают начальные знания по технологии, Изо и др.

Программа строится на основе модульной организации в цикличной системе. Темы занятий берутся поочередно из каждого модуля. Таким образом, дата знакомства обучающихся с конкретным праздником совпадает с датой самого праздника и виды праздников чередуются (народные , тематические, профессиональные, государственные).

Особенности реализации программы

Срок реализации 1 год.

Общее число часов -34.

Возраст детей 7-11 лет.

Формы и режим занятий

Набор детей в детское объединение проводится в начале учебного года. Прием детей в производится на добровольной основе. П


ериодичность занятий - 1 раза в неделю.

В работе детского объединения используются разнообразные формы занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся. К тому же, сочетание различных форм занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а обучающимся создаёт условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний. Формы занятий можно разделить на две группы:

а) традиционные занятия :

  • тематические (изучение или повторение одной темы);

  • к


    омплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2 – 3 видов творческой деятельности);

  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки обучающихся).

б) нетрадиционные формы организации занятий:

  • экскурсии в музей, библиотеку, Дом культуры;

  • выставки;

  • праздники.

В проведении занятий используются коллективные формы работы. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию обучающихся, но и формированию нравственных качеств детей.

Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.

Большинство приводимых в программе образцов не должно восприниматься с буквальной точностью. Их желательно рассматривать как средство побуждения и стимулирования творческого воображения детей. Речь идёт не о том, чтобы дети копировали приводимый образец, а пробовали выполнить собственную интересную поделку. Однако надо учитывать индивидуальные психофизические возможности детей, их умения и навыки.

Положительная оценка работы обучающихся является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Для полноценного освоения каждого раздела наиболее оптимальным будет сочетание двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной, при котором каждая их них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку, развитие творческих способностей обучающихся.

Помимо элементов рукоделия, на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.

Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с обучающимися подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения), просмотр мультфильмов, прослушивание песен и тематическая беседа на диалоговой основе.


Методы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией

наглядного материала);

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её

решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы

решения);

  • практический – апробирование элементов праздника, изготовление и оформление

поделок-подарков.

Методы воспитания:

  • беседа: «Правила безопасности дома и на улице», "Правила этики", "Какая бывает

красота", "Дом, в котором ты живёшь", "Умеешь ли ты дружить?", «Правила поведения

на природе» и др.;

  • п


    ример педагога;

  • поощрение;

  • похвала.

Методические приемы развития творческих способностей обучающихся:

  • занимательности;

  • педагогическое стимулирование;

  • создание проблемных ситуаций;

  • систематизации;

  • приём логического запоминания;

  • художественности;

  • с


    оздание ситуации новизны












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА



Личностные результаты:

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Метапредметные результаты:

Коммуникативные

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения

  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность

  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности

  • Формирование основ оптимистического восприятия мира

  • Формирование готовности к преодолению трудностей

Предметные результаты:

  • Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

  • Наличие умений выразить своё отношение к происходящему на сцене, в жизни.

  • Присутствие интереса к участию в коллективной, групповой или парной работе.

  • Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

  • Готовность к преодолению трудностей.

Формы контроля: утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах и концертах, праздниках, подготовка презентации, фотовыставка, создание портфолио.

Формы подведения итогов реализации программы


При наборе обучающихся и в начале каждого года занятий в качестве вводного контроля проводится анкетирование с целью получения первоначальной информации о ребенке, выявления его способностей, интересов и наклонностей.

Промежуточный контроль проводится на каждом занятии в форме тестирования, викторин, отгадывания кроссвордов, творческих заданий, исполнения заученных элементов праздников, проведения народных игр, мини - выставок с целью получения информации о ходе усвоения детьми образовательной программы.

Ц


ель выставки – стимулирование творческой активности обучающихся, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого ребенка. Работы детей более высокого уровня исполнения принимают участие в районных и областных выставках. Полученные дипломы, грамоты, благодарственные письма являются прямым доказательством успешности реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в форме игры - путешествия по станциям, на каждой из которых обучающиеся получают теоретическое и практическое задания по темам программы «Праздник в нашем доме». Цель - проверка знаний, умений и навыков полученных в течение учебного года.

В содержании программы прописаны контрольные средства по каждому занятию.




У


ЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование темы

К


оличество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие


2.

Народные праздники



2.3

Масленица

1 ч

3

Тематические праздники



3.1

Красавица Осень

1 ч

3.2

Прощай, Азбука

1 ч

3.3

День осенних именинников

1 ч

3.4

День зимних именинников

1 ч

3.5

День здоровья


3.6

День весенних именинников

3.7

Прощай, начальная школа

4

Профессиональные праздники



54.1

День Учителя

1 ч


Государственные праздники



5.1

День Знаний

1 ч

5.2

День пожилого человека

5.3

День матери

5.4

Новый год

5.5

День Защитника Отечества

1 ч

5.6

8 марта

5.7

День Победы

5.8

День защиты детей


6.

Итоговая игра «Путешествие в Праздничную страну»



Итого:

16 ч

18 ч


Всего:

34 часа






















































С

9

ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие (1 часа)

Знакомство. Понятие праздника. Виды праздников (семейные, государственные, профессиональные, народные, религиозные). Презентация «Что такое праздник?»


Масленица (2час.)

Теория. Знакомство с праздничными обрядами и историей праздника. Просмотр репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Объяснение названий 7 дней Масленицы.

Практика и контроль. Разучивание закличек. Подготовка сценария праздника. Выступление. Мини – выставка праздничных работ.


Красавица Осень(2часа)

Теория: Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление. Выставка осенних поделок.


Прощай, Азбука(2часа)

Теория: Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, оформление класса. Творческий проект «Моя буква» Выступление. Выставка рисунков.


День Осенних именинников(2часа)

Теория: Подбор материала, составление конкурсно- игровой программы,

Практика и контроль: Оформление поздравительного стенда. Проведение праздника

День Зимних именинников(2часа)

Теория: Подбор материала, составление конкурсно- игровой программы,

Практика и контроль: Оформление поздравительного стенда. Проведение праздника


День Весенних именинников(2часа)

Теория: Подбор материала, составление конкурсно- игровой программы,

Практика и контроль: Оформление поздравительного стенда. Проведение праздника


День знаний(2часа)

Теория:История, традиции праздника. Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление.

День пожилого человека(2часа)

Теория:История, традиции праздника. Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление.


День Учителя (2 час.)

Теория:История, традиции праздника.День учителя в мире.

Практика и контроль: Чтение стихов об учителях. Изготовление праздничного плаката, просмотр фильма «День учителя», режиссер С. Мокрицкий (2012).


День Матери(2часа)

Теория: Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, сбор информации. Изготовление поздравительного стенда «Дорогие мамочки, мы вас любим». Выступление.



. Новый год (2час.)

Теория. Традиции празднования Нового года в России. Просмотр мультфильмов «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Новогодняя ночь», «Когда зажигаются ёлки», «Ну, погоди!» и др.

Практика и контроль. Подготовка сценария праздника. Выступление .Викторина « Новогодняя карусель». Изготовление елочных игрушек- героев.


День здоровья(1час)

Теория. Разработка спортивного мероприятия, работа в группах по подготовке, оформление стенда

Практика и контроль: Проведение Праздника Здоровья. Выставка рисунков.


8 Марта (2ч)

Теория: История, особенности и традиции праздника. Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление



День Защитника Отечества (2 час).

Теория. Презентация праздника. Прослушивание стихов и песен.

Практика и контроль. «Оружейная викторина». Игра «Шифровка». Выполнение поздравительной открытки . Мини - выставка.



День Победы (2 часа.)

Теория. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, воинами, одержавшими Победу. Знакомство с предметами военной эпохи (фронтовые письма-треугольники), символикой праздника (георгиевская лента). Прослушивание песен.

Практика и контроль. Подготовка сценария праздника. Выступление. «Викторина Победы». Изготовление поздравительного плаката. Выставка рисунков.


Прощай, начальная школа (2часа)

Теория: Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Репетиции, сбор информации. Изготовление стендов. Выступление.


День защиты детей(1час)

Теория: Подбор материала, составление сценария,

Практика и контроль: Проведение праздника. Конкурс рисунков на асфальте


Итоговая игра(1 час)

«Путешествие в сказочную страну. Командная игра по станциям с выполнением элементов праздничных обрядов и отгадыванием загадок и вопросов. Чаепитие и подведение итогов.







Календарно –тематическое планирование


занятия

Раздел (количество часов)

Тема занятия

Форма проведения

Кол-

во часов

Дата проведения занятия

Корректировка даты (в случае необходимости)

план

факт

Введение

Беседа. Презентация

1




День Знаний

Торжественная линейка

2




  1. 1

Красавица Осень

Конкурсно игровая программа

2




День Пожилого человека

Праздничная концертная программа

2




День Учителя

Музыкально-литературная композиция

2




День Матери

Праздничная концертная программа

2




День Осенних именинников

Конкурсно игровая программа

2




Здравствуй, праздник новогодний

Конкурсно игровая программа

2




День Защитников Отечества

Музыкально-литературная композиция

2





10

День Зимних именинников

.Конкурсно игровая программа

2




11

Масленица

Музыкально-литературная композиция

2




12

Прощай,Азбука

Творческий проект

2




13

8 Марта

Музыкально-литературная композиция

2




14

День Здоровья

Спортивно-игровая программа

1




15

День Победы

Музыкально-литературная композиция

2




16

День Весенних именинников

Конкусно-игровая программа

2




17

Прощай, начальная школа

Музыкально-литературная композиция

2




18

День Защиты Детей

Конкусно-игровая программа.

1




19

Итоговая игра «Путешествие в сказочную страну»

Игра- путешествие

1





Итого


34ч















































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.Материально-техническое обеспечение


1.Учебный кабинет должен быть просторным с достаточным освещением, оснащён удобными столами, на которых можно изготавливать поделки. В кабине необходимо иметь стеллаж или дополнительные столы для организации выставок.

2. Для занятий необходим инвентарь для проведения игр, пряжа, клей, гофрированная бумага и др.

3. Компьютер и медиа-проектор.


2.Учебно-методическое обеспечение


В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

  • иллюстративный материал;

  • раздаточные карточки с технологическими схемами изготовления подарков;

  • игровой инвентарь для проведения народных игр («Малечина - калечина», «Верёвочка», «Проворные мотальщики», «Кубари» и др.);

  • образцы поделок в разных традициях;

  • художественные альбомы и пособия по народной культуре;

  • творческие задания о профессиях родителей.


3.Методические рекомендации


С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать:

  • подвижные игры: «Выполни движения»;

  • физкультминутки: «Как живёшь», «Как приятно в речке плавать»;

«Медвежата», «Солнце светит», «Раз, два – стоит ракета» и др.;

  • гимнастика для глаз: «Волшебный замок», «Рисуй глазами треугольник»;

  • кроссворды;

  • словесные игры;

  • жанры устного народного творчества: сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, русские народные песни.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1


. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое

общество России, 2002.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ

«Сфера», 2001.

4.Деменкович А., Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по

организации и проведению праздников. Издательство Азбукварик Групп, Континент-Пресс.

2012. 

5. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001.

6. Ичалов Г. Мусульманские праздники.- Махачкала: Ихлас,2002.

7. Кислицына Т.Г. Праздники и традиции. Издательство Белый город. 2008г.

8. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России.-2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001.

9. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

10. Министерство образования РФ. Традиционные праздники и обычаи русского народа.

Сборник. Москва, 1994.

11. Покровский Е.А. Детские игры. – СПб.,1994.

12.Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных

заведений.-4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004.

13. Саплина Е. Историческое образование в начальной школе. Путешествие в историю. - М.,

1998. 

14. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

15. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005.

16. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.:ТКО АСТ, 1996.

17. Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.

18. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2000.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


http://www.eduhmao.ru/info/1/3819/

http://www.ddtu.21416s29.edusite.ru

http://www.it-n.ru/

http://web.mac.com/sheishine/Site 

 www.flickr.com/photos/irregexp

http://astroscope.ru/kalendar/pravoslavnyj_2013.html

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!