МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЕМЕНКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Мир праздников»
1-4 класс
Возраст детей – 7-11лет
Срок реализации – 1год
Составил:
учитель начальных классов
Колдаева Н.И.
2019г
П
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – время стремительного духовного и физического развития человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.
В этом периоде идет активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни.
Младшие школьники вступают в период широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.
Особенностью содержания современного образования являются не только знания, но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности.
Программа «Мир праздников» предусматривает знакомство детей младшего школьного возраста с народной культурой через рассказы о народных праздниках, разучивание элементов народных обрядов, изготовление тематических подарков в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что способствует формированию основ народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Актуальность программы
Понятие «праздник» часто понимается как развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Истинные праздники - это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема возрождения интереса к народной культуре у детей и подростков.
Данная образовательная программа способствует формированию у детей качеств, необходимых для самореализации и успешной социализации, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка.
Целенаправленное знакомство обучающихся с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей и будет более эффективным, если работу построить на основе ознакомления с элементами профессиональных праздников и подготовкой к ним.
Знакомство с народными, государственными, тематическими и профессиональными праздниками предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества. Выполняя социальный заказ школы на развивающем этапе обучения, программа рассчитана на всех детей начальной школы, независимо от их способностей.
Новизна программы заключается в интеграции образовательных областей:
этнография и культурология (знакомство детей с типологией праздников, освоение элементов народных обрядов);
декоративно-прикладное искусство (знакомство с народными промыслами и освоение приемов художественного труда).
Педагогическая целесообразность заключается в оптимальном сочетании педагогических условий, средств и методов обучения и воспитания в процессе реализации программы.
Социальная значимость
Программа рассчитана как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь совместно со здоровыми детьми, дети с ОВЗ чувствуют себя равноправными членами детского коллектива, в то время как здоровые дети приобретают практический опыт сопереживания, сочувствия, поддержки и взаимопомощи.
Цель программы:
формирование у обучающихся духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу.
Задачи программы
Обучающие:
сформировать знания о народных, религиозных, государственных, профессиональных, тематических праздниках;
расширить знания о декоративно – прикладном искусстве, народных ремеслах;
расширить знания о разных профессиях взрослых людей.
Развивающие:
способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством; способствовать развитию творческих способностей, творческой самостоятельности и навыков детей через различные виды деятельности (инсценировки, слушание, пение, подвижные игры, декоративно - прикладное творчество).
В
оспитательные:
воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
способствовать формированию уважительного отношения к коллективу, друг к другу;
воспитывать уважение к труду взрослых, людям разных профессий;
с
пособствовать формированию привычки готовиться и отмечать вместе с родителями семейных (дни рождения, именины), календарных (Новый год, 8 марта и др.), государственных и религиозных праздников, пониманию их исторического и жизненного смысла; воспитать бережное отношение к результатам труда.
Отличительные особенности программы
В настоящее время в общеобразовательных школах на уроках технологии и изобразительного искусства техники декоративно-прикладного творчества изучаются фрагментарно, ограниченность временными рамками урока не дает той широты возможностей, которыми владеет дополнительное образование.
В «Концепции модернизации Российского образования» сказано: «...важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи». Взаимосвязь школьного художественно-эстетического образования с системой дополнительного образования существенно увеличивает эффективность творческого развития детей.
Связь содержания данной программы с учебными предметами
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов.
Например, модуль «Народные праздники» тесно связан с предметом «Окружающий мир». Ведь именно в народных праздниках фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Знакомясь с такими элементами праздников, как стихи, поговорки, заклички, дети расширяют навыки чтения. Истории праздников дают детям знания по истории России, географии. При изготовлении подарков, обучающиеся получают начальные знания по технологии, Изо и др.
Программа строится на основе модульной организации в цикличной системе. Темы занятий берутся поочередно из каждого модуля. Таким образом, дата знакомства обучающихся с конкретным праздником совпадает с датой самого праздника и виды праздников чередуются (народные , тематические, профессиональные, государственные).
Особенности реализации программы
Срок реализации 1 год.
Общее число часов -34.
Возраст детей 7-11 лет.
Формы и режим занятий
Набор детей в детское объединение проводится в начале учебного года. Прием детей в производится на добровольной основе. П
ериодичность занятий - 1 раза в неделю.
В работе детского объединения используются разнообразные формы занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся. К тому же, сочетание различных форм занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а обучающимся создаёт условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний. Формы занятий можно разделить на две группы:
а) традиционные занятия :
тематические (изучение или повторение одной темы);
к
омплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2 – 3 видов творческой деятельности); итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки обучающихся).
б) нетрадиционные формы организации занятий:
экскурсии в музей, библиотеку, Дом культуры;
выставки;
праздники.
В проведении занятий используются коллективные формы работы. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию обучающихся, но и формированию нравственных качеств детей.
Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.
Большинство приводимых в программе образцов не должно восприниматься с буквальной точностью. Их желательно рассматривать как средство побуждения и стимулирования творческого воображения детей. Речь идёт не о том, чтобы дети копировали приводимый образец, а пробовали выполнить собственную интересную поделку. Однако надо учитывать индивидуальные психофизические возможности детей, их умения и навыки.
Положительная оценка работы обучающихся является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Для полноценного освоения каждого раздела наиболее оптимальным будет сочетание двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной, при котором каждая их них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку, развитие творческих способностей обучающихся.
Помимо элементов рукоделия, на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.
Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с обучающимися подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения), просмотр мультфильмов, прослушивание песен и тематическая беседа на диалоговой основе.
Методы обучения:
наглядного материала);
репродуктивный (воспроизводящий);
проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её
решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы
решения);
практический – апробирование элементов праздника, изготовление и оформление
поделок-подарков.
Методы воспитания:
беседа: «Правила безопасности дома и на улице», "Правила этики", "Какая бывает
красота", "Дом, в котором ты живёшь", "Умеешь ли ты дружить?", «Правила поведения
на природе» и др.;
п
ример педагога; поощрение;
похвала.
Методические приемы развития творческих способностей обучающихся:
занимательности;
педагогическое стимулирование;
создание проблемных ситуаций;
систематизации;
приём логического запоминания;
художественности;
с
оздание ситуации новизны
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Метапредметные результаты:
Коммуникативные
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Умение адекватно оценивать свою деятельность
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей
Предметные результаты:
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
Наличие умений выразить своё отношение к происходящему на сцене, в жизни.
Присутствие интереса к участию в коллективной, групповой или парной работе.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.
Готовность к преодолению трудностей.
Формы контроля: утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах и концертах, праздниках, подготовка презентации, фотовыставка, создание портфолио.
Формы подведения итогов реализации программы
При наборе обучающихся и в начале каждого года занятий в качестве вводного контроля проводится анкетирование с целью получения первоначальной информации о ребенке, выявления его способностей, интересов и наклонностей.
Промежуточный контроль проводится на каждом занятии в форме тестирования, викторин, отгадывания кроссвордов, творческих заданий, исполнения заученных элементов праздников, проведения народных игр, мини - выставок с целью получения информации о ходе усвоения детьми образовательной программы.
Ц
ель выставки – стимулирование творческой активности обучающихся, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого ребенка. Работы детей более высокого уровня исполнения принимают участие в районных и областных выставках. Полученные дипломы, грамоты, благодарственные письма являются прямым доказательством успешности реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в форме игры - путешествия по станциям, на каждой из которых обучающиеся получают теоретическое и практическое задания по темам программы «Праздник в нашем доме». Цель - проверка знаний, умений и навыков полученных в течение учебного года.
В содержании программы прописаны контрольные средства по каждому занятию.
У
ЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | К оличество часов |
Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1ч | |
2. | Народные праздники | | |
2.3 | Масленица | 1ч | 1 ч |
3 | Тематические праздники | | |
3.1 | Красавица Осень | 1ч | 1 ч |
3.2 | Прощай, Азбука | 1ч | 1 ч |
3.3 | День осенних именинников | 1ч | 1 ч |
3.4 | День зимних именинников | 1ч | 1 ч |
3.5 | День здоровья | | 1ч |
3.6 | День весенних именинников | 1ч | 1ч |
3.7 | Прощай, начальная школа | 1ч | 1ч |
4 | Профессиональные праздники | | |
54.1 | День Учителя | 1ч | 1 ч |
| Государственные праздники | | |
5.1 | День Знаний | 1ч | 1 ч |
5.2 | День пожилого человека | 1ч | 1ч |
5.3 | День матери | 1ч | 1ч |
5.4 | Новый год | 1ч | 1ч |
5.5 | День Защитника Отечества | 1ч | 1 ч |
5.6 | 8 марта | 1ч | 1ч |
5.7 | День Победы | 1ч | 1ч |
5.8 | День защиты детей | | 1ч |
6. | Итоговая игра «Путешествие в Праздничную страну» | | 1ч |
| Итого: | 16 ч | 18 ч |
| Всего: | 34 часа |
С
9
ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 часа)
Знакомство. Понятие праздника. Виды праздников (семейные, государственные, профессиональные, народные, религиозные). Презентация «Что такое праздник?»
Масленица (2час.)
Теория. Знакомство с праздничными обрядами и историей праздника. Просмотр репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Объяснение названий 7 дней Масленицы.
Практика и контроль. Разучивание закличек. Подготовка сценария праздника. Выступление. Мини – выставка праздничных работ.
Красавица Осень(2часа)
Теория: Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление. Выставка осенних поделок.
Прощай, Азбука(2часа)
Теория: Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, оформление класса. Творческий проект «Моя буква» Выступление. Выставка рисунков.
День Осенних именинников(2часа)
Теория: Подбор материала, составление конкурсно- игровой программы,
Практика и контроль: Оформление поздравительного стенда. Проведение праздника
День Зимних именинников(2часа)
Теория: Подбор материала, составление конкурсно- игровой программы,
Практика и контроль: Оформление поздравительного стенда. Проведение праздника
День Весенних именинников(2часа)
Теория: Подбор материала, составление конкурсно- игровой программы,
Практика и контроль: Оформление поздравительного стенда. Проведение праздника
День знаний(2часа)
Теория:История, традиции праздника. Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление.
День пожилого человека(2часа)
Теория:История, традиции праздника. Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление.
День Учителя (2 час.)
Теория:История, традиции праздника.День учителя в мире.
Практика и контроль: Чтение стихов об учителях. Изготовление праздничного плаката, просмотр фильма «День учителя», режиссер С. Мокрицкий (2012).
День Матери(2часа)
Теория: Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, сбор информации. Изготовление поздравительного стенда «Дорогие мамочки, мы вас любим». Выступление.
. Новый год (2час.)
Теория. Традиции празднования Нового года в России. Просмотр мультфильмов «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Новогодняя ночь», «Когда зажигаются ёлки», «Ну, погоди!» и др.
Практика и контроль. Подготовка сценария праздника. Выступление .Викторина « Новогодняя карусель». Изготовление елочных игрушек- героев.
День здоровья(1час)
Теория. Разработка спортивного мероприятия, работа в группах по подготовке, оформление стенда
Практика и контроль: Проведение Праздника Здоровья. Выставка рисунков.
8 Марта (2ч)
Теория: История, особенности и традиции праздника. Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, оформление стенгазеты. Выступление
День Защитника Отечества (2 час).
Теория. Презентация праздника. Прослушивание стихов и песен.
Практика и контроль. «Оружейная викторина». Игра «Шифровка». Выполнение поздравительной открытки . Мини - выставка.
День Победы (2 часа.)
Теория. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, воинами, одержавшими Победу. Знакомство с предметами военной эпохи (фронтовые письма-треугольники), символикой праздника (георгиевская лента). Прослушивание песен.
Практика и контроль. Подготовка сценария праздника. Выступление. «Викторина Победы». Изготовление поздравительного плаката. Выставка рисунков.
Прощай, начальная школа (2часа)
Теория: Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Репетиции, сбор информации. Изготовление стендов. Выступление.
День защиты детей(1час)
Теория: Подбор материала, составление сценария,
Практика и контроль: Проведение праздника. Конкурс рисунков на асфальте
Итоговая игра(1 час)
«Путешествие в сказочную страну. Командная игра по станциям с выполнением элементов праздничных обрядов и отгадыванием загадок и вопросов. Чаепитие и подведение итогов.
Календарно –тематическое планирование
№ занятия | Раздел (количество часов) Тема занятия | Форма проведения | Кол- во часов | Дата проведения занятия | Корректировка даты (в случае необходимости) |
план | факт |
| Введение | Беседа. Презентация | 1 | | | |
| День Знаний | Торжественная линейка | 2 | | | |
1 | Красавица Осень | Конкурсно игровая программа | 2 | | | |
| День Пожилого человека | Праздничная концертная программа | 2 | | | |
| День Учителя | Музыкально-литературная композиция | 2 | | | |
| День Матери | Праздничная концертная программа | 2 | | | |
| День Осенних именинников | Конкурсно игровая программа | 2 | | | |
| Здравствуй, праздник новогодний | Конкурсно игровая программа | 2 | | | |
| День Защитников Отечества | Музыкально-литературная композиция | 2 | | | |
10 | День Зимних именинников | .Конкурсно игровая программа | 2 | | | |
11 | Масленица | Музыкально-литературная композиция | 2 | | | |
12 | Прощай,Азбука | Творческий проект | 2 | | | |
13 | 8 Марта | Музыкально-литературная композиция | 2 | | | |
14 | День Здоровья | Спортивно-игровая программа | 1 | | | |
15 | День Победы | Музыкально-литературная композиция | 2 | | | |
16 | День Весенних именинников | Конкусно-игровая программа | 2 | | | |
17 | Прощай, начальная школа | Музыкально-литературная композиция | 2 | | | |
18 | День Защиты Детей | Конкусно-игровая программа. | 1 | | | |
19 | Итоговая игра «Путешествие в сказочную страну» | Игра- путешествие | 1 | | | |
| Итого | | 34ч | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Материально-техническое обеспечение
1.Учебный кабинет должен быть просторным с достаточным освещением, оснащён удобными столами, на которых можно изготавливать поделки. В кабине необходимо иметь стеллаж или дополнительные столы для организации выставок.
2. Для занятий необходим инвентарь для проведения игр, пряжа, клей, гофрированная бумага и др.
3. Компьютер и медиа-проектор.
2.Учебно-методическое обеспечение
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
иллюстративный материал;
раздаточные карточки с технологическими схемами изготовления подарков;
игровой инвентарь для проведения народных игр («Малечина - калечина», «Верёвочка», «Проворные мотальщики», «Кубари» и др.);
образцы поделок в разных традициях;
художественные альбомы и пособия по народной культуре;
творческие задания о профессиях родителей.
3.Методические рекомендации
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать:
подвижные игры: «Выполни движения»;
физкультминутки: «Как живёшь», «Как приятно в речке плавать»;
«Медвежата», «Солнце светит», «Раз, два – стоит ракета» и др.;
гимнастика для глаз: «Волшебный замок», «Рисуй глазами треугольник»;
кроссворды;
словесные игры;
жанры устного народного творчества: сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, русские народные песни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое
общество России, 2002.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ
«Сфера», 2001.
4.Деменкович А., Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по
организации и проведению праздников. Издательство Азбукварик Групп, Континент-Пресс.
2012.
5. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001.
6. Ичалов Г. Мусульманские праздники.- Махачкала: Ихлас,2002.
7. Кислицына Т.Г. Праздники и традиции. Издательство Белый город. 2008г.
8. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России.-2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001.
9. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
10. Министерство образования РФ. Традиционные праздники и обычаи русского народа.
Сборник. Москва, 1994.
11. Покровский Е.А. Детские игры. – СПб.,1994.
12.Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений.-4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004.
13. Саплина Е. Историческое образование в начальной школе. Путешествие в историю. - М.,
1998.
14. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
15. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005.
16. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.:ТКО АСТ, 1996.
17. Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
18. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.eduhmao.ru/info/1/3819/
http://www.ddtu.21416s29.edusite.ru
http://www.it-n.ru/
http://web.mac.com/sheishine/Site
www.flickr.com/photos/irregexp
http://astroscope.ru/kalendar/pravoslavnyj_2013.html