СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Мой первый фильм"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мой первый фильм» рассчитана на школьников 6-7 классов.  Программа составлена в связи с потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры  жизненного и профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Мой первый фильм"»

            1. Тамбовское областное государственное бюджетное
            2. общеобразовательное учреждение
            3. «Жердевская школа-интернат»

















        1. Дополнительная образовательная программа
        2. «Мой первый фильм»

(возраст обучающихся: 11-13 лет, срок обучения: 1 год)




















г.Жердевка

2016г.




Пояснительная записка.

Программа «Мой первый фильм» рассчитана на школьников 6-7 классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю (35 часов в год) Программа составлена в связи с потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Цель программы: Развитие творческого мышления, коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеофильмов и телерепортажей, изучения лучших образцов экранной культуры.

Задачи:

  • Ознакомление с основами видеотворчества, жанрами и направлениями развития мирового кино телевидения.

  • Обучение основам видеосъёмки, видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания видеофильма.

  • Развитие познавательных способностей учащихся.

  • Развитие устойчивого интереса к киноискусству.

  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

  • Развитие умения оценивать собственные возможности и работать в творческой группе.

  • Воспитание личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности.

Занятия видеотворчеством эффективно способствуют художественно-творческому развитию учащихся на разных этапах их развития. Кроме того, занятия видеотворчеством позволяют отвлечь детей от дурного влияния улицы и помогают профессионально определиться в будущем.

Практическая значимость образовательной программы обусловлена требованиями современного общества, его культуры, которая становится все более зрелищной, и где навыки создания фотографии, компьютерной презентации, видеофильма для людей любой специальности становятся неотъемлемыми качествами и частью профессиональных требований в любой сфере деятельности.

Постижение основ видеосъемки, видеомонтажа и тележурналистики расширяет для ребенка возможности самореализации и в дальнейшем, профориентации. Занятия в объединении позволяют сформировать как технические навыки работы с видеокамерой и программами видеомонтажа, так и развить интеллектуально-творческие способности воспитанников в процессе работы над созданием видеофильма и овладением основами тележурналистики.

Во время обучения обучающийся постигает азы видеоискусства: историю создания и развития кинематографа и телевидения, драматургию фильма, основы тележурналистики, затем на практике проходит подготовительный период создания видеофильма, (задумка, сценарий, план съемки), основы операторской работы, осуществляет на практике съемку видеоматериала. Далее - обучение основам видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания.

В результате обучения, учащийся имеет элементарные познания о жанрах кино и телевидения, технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета, тележурналистике, владеет основами видеомонтажа в программах MoveMaker, а также с программами Inkscape, Gimp для обработки изображений.



Обучение основывается на педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода;

  • природосообразности (учитывается возраст и уровень развития детей);

  • культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные

ценности);

  • систематичности, наглядности и последовательности обучения;

  • сотрудничества и ответственности.


Формы организации деятельности:

Основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).


Ожидаемые результаты:

  • Знание основных вех истории кинематографа и телевидения;

  • Умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа и ТВ;

  • Умение творчески осмысливать действительность;

  • Развитие навыков зрительной (визуальной) культуры восприятия экранных произведений;

  • Формирование базовых навыков видеотворчества, необходимых для самостоятельного создания фильмов (сценарное, операторское, режиссерское, журналистское);

  • Использование художественных и монтажных выразительных средств при создании видеофильма или видеосюжета;

  • Повышение уровня развития общей культуры и поведенческой этики;

  • Формирование и укрепление нравственных ориентиров.



Формы подведения итогов реализации программы – презентация своих работ (видеофильмов, сюжетов, роликов, интервью) для родителей и сверстников.


Процесс обучения предусматривает следующие формы контроля:

  • Вводный (проводится в начале работы, для закрепления знаний, умений и навыков) – тесты, анкеты, викторины.

  • Текущий (в ходе учебного занятия для закрепления знаний по данной теме) – тесты, кроссворды, викторины, опрос, наблюдение.

  • Итоговый (проводимый после прохождения программы) – тестирование (на выбор, на дополнение), выполнение практической работы, самостоятельное или в группе создание видеофильма или сюжета.

Учебно-тематический план.



Тема

Количество часов

Теория


Практика


Всего

Техника безопасности. Введение в программу


1

-

1

Видеооборудование.

Техническое устройство и принцип работы видеокамеры.





1


1

Основы работы с видеокамерой



1

1

Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео.



0,5


0,5


1

Структура видеофильма


0,5

0,5

1

Различные виды съемок


1


1

Основы композиции кадра.


1


1

Видеомонтаж в программе Windows Movie Maker


2

2

Нелинейный видеомонтаж


11

11

Творческий проект «Мой первый фильм»


14

14

Заключительное занятие.



1

1

Всего учебных часов в год:


4

31

35











Содержание обучения.



Учебная тема

Содержание

Знания, умения, навыки

Теория

Практика

Техника безопасности Введение в программу

Техника безопасности при работе с компьютером, техника противопожарной безопасности, правила поведения на занятии, правила поведения на дороге.

Основные темы изучения: история развития кинематографа, драматургия фильма, основные этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания.


Знать правила техники безопасности при работе на компьютере, действия при пожарной тревоге, правила внутреннего распорядка в объединении, правила безопасного поведения на дороге.


Знать о предстоящих темах обучения.

Видеооборудование.

Техническое устройство и принцип работы видеокамеры.


Сведения общего характера об оборудовании, используемом для производства фильмов в домашних условиях (видеокамера, компьютер). Системы цветного телевидения. Устройство и принцип работы видеокамеры.

Советы по выбору видеокамеры.

Индивидуальное изучение панели управления видеокамеры.

Знать о необходимом оборудовании, используемом для создания видеофильмов. Знать системы цветного телевидения (PAL, SECAM, NTSC). Знать устройство видеокамеры (оптическая система, видоискатель, стабилизатор, источник питания, входы и выходы камеры, ручные регулировки, трансфокатор).

Уметь выбрать видеокамеру.


Основы работы с видеокамерой


Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы с видеокамерой. Знакомство с инструкцией. Включение и настройка «баланса белого».

Настройка режима съемки (автомат, ручная съемка).


Отработка правильного ручного захвата камеры и порядка действий при включении камеры.

Уметь правильно держать видеокамеру в соответствии с принципом «треугольника силы».

Знать и уметь последовательность действий при включении камеры (открыть объектив, включить, настроить «баланс белого», настроить режим съемки).


Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео.

Три составляющие видеофильма: техническое совершенство, художественная выразительность, ясность содержания.

Выразительные средства видео. Примеры использования выразительных средств видео.

Упражнения на точку съемки, планы, ракурс, диагональные композиции.

Знать основы применения выразительных средств видео: точки съемки, раскадровки, общего, среднего, крупного планов, деталей, ракурса, композиции кадра, правила трех планов, фокусного расстояния, света и цвета, движения камеры, звука, монтажных средств.

Уметь выбрать точку съемки, ракурс. Уметь строить диагональные композиции.

Структура видеофильма.

Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды конфликта.

Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток.

Знать основные понятия структуры фильма, их последовательность. Знать и применять правила развития сюжета. Знать, что такое конфликт и его значение.

Различные виды съемок.

Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта.

Съемка движущейся камерой.

Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу на съемку пейзажа.

Упражнения на применение наезда, отъезда, трэвеллинга, панорамирования.

Знать и уметь применять основные правила съемки интерьера, пейзажа, портрета (женского, детского), натюрморта.

Уметь снимать движущейся камерой.

Основы композиции кадра.

Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Освещенность. Отображение пространства. Размещение человека на экране.


Знать основные правила композиции кадра, линии и точки естественного внимания, освещенность, цветовое решение, планы размещения человека на экране (крупный, средний, половинный, детальный, общий, дальний). Уметь применять их при компоновке кадра во время съемки.

Видеомонтаж в программе Windows Movie Maker

Знакомство с программой. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма.


Просмотр видеоуроков и упражнения с программой

Знать интерфейс программы Уметь работать в ней: Делать захват видеосигнала с видеокамеры, сохранять и просматривать видео; уметь делать базовые операции монтажа (разделение дорожки на части, компоновка частей, подрезка краев клипов, просмотр на линии времени);

автоматическое создание музыкального видео; способы добавления переходов между кадрами; применение видеоэффектов («старое кино», «картинка в картинке», «ключ цветности»); работа со статическими изображениями; создание титров; добавление звука в проект, работа с аудиоклипами; создание меню и базовые действия с ним (разделы, переходы, кнопки); вывод фильма в подходящем формате (avi, dvd, mpg).

Нелинейный видеомонтаж в программах

Знакомство с программами. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма.

Видеоуроки.


Знать интерфейсы программы Pinnacle Studio. Уметь работать в них: Делать захват видеосигнала с видеокамеры, сохранять и просматривать видео; уметь делать базовые операции монтажа (разделение дорожки на части, компоновка частей, подрезка краев клипов, просмотр на линии времени);

автоматическое создание музыкального видео; способы добавления переходов между кадрами; применение видеоэффектов («старое кино», «картинка в картинке», «ключ цветности»); работа со статическими изображениями; создание титров; добавление звука в проект, работа с аудиоклипами; создание меню и базовые действия с ним (разделы, переходы, кнопки); вывод фильма в подходящем формате (avi, dvd, mpg).

Творческий проект

Обсуждение идей. Сценарная заявка. Литературный и режиссерский сценарий. Подготовка съемок.


Написание сценарной заявки, разработка литературного и режиссерского сценария. Съемки. Монтаж. Просмотр проектов. Обсуждение.


Знать алгоритм создания творческого проекта и уметь его реализовать на практике.

Заключительное занятие

Подведение итогов года. Диагностика освоения программы


Реализовать свой творческий видеопроект.




















Литература и средства обучения


Для учащихся:

1. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;

2.6. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.

Для педагогов:

  1. Келли Л. Мэрдок. 3ds Max 2008. Библия пользователя (+ DVD-ROM). - Изд-во Вильямс, 2008. – 1376 с.;

  2. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Из-во КРСУ, 2001. – 160 с.

  3. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с.


2