2016г.
Программа «Мой первый фильм» рассчитана на школьников 6-7 классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю (35 часов в год) Программа составлена в связи с потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Занятия видеотворчеством эффективно способствуют художественно-творческому развитию учащихся на разных этапах их развития. Кроме того, занятия видеотворчеством позволяют отвлечь детей от дурного влияния улицы и помогают профессионально определиться в будущем.
Постижение основ видеосъемки, видеомонтажа и тележурналистики расширяет для ребенка возможности самореализации и в дальнейшем, профориентации. Занятия в объединении позволяют сформировать как технические навыки работы с видеокамерой и программами видеомонтажа, так и развить интеллектуально-творческие способности воспитанников в процессе работы над созданием видеофильма и овладением основами тележурналистики.
Во время обучения обучающийся постигает азы видеоискусства: историю создания и развития кинематографа и телевидения, драматургию фильма, основы тележурналистики, затем на практике проходит подготовительный период создания видеофильма, (задумка, сценарий, план съемки), основы операторской работы, осуществляет на практике съемку видеоматериала. Далее - обучение основам видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания.
В результате обучения, учащийся имеет элементарные познания о жанрах кино и телевидения, технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета, тележурналистике, владеет основами видеомонтажа в программах MoveMaker, а также с программами Inkscape, Gimp для обработки изображений.
Основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).
Учебная тема | Содержание | Знания, умения, навыки |
Теория | Практика |
Техника безопасности Введение в программу | Техника безопасности при работе с компьютером, техника противопожарной безопасности, правила поведения на занятии, правила поведения на дороге. Основные темы изучения: история развития кинематографа, драматургия фильма, основные этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания. | | Знать правила техники безопасности при работе на компьютере, действия при пожарной тревоге, правила внутреннего распорядка в объединении, правила безопасного поведения на дороге. Знать о предстоящих темах обучения. |
Видеооборудование. Техническое устройство и принцип работы видеокамеры. | Сведения общего характера об оборудовании, используемом для производства фильмов в домашних условиях (видеокамера, компьютер). Системы цветного телевидения. Устройство и принцип работы видеокамеры. Советы по выбору видеокамеры. | Индивидуальное изучение панели управления видеокамеры. | Знать о необходимом оборудовании, используемом для создания видеофильмов. Знать системы цветного телевидения (PAL, SECAM, NTSC). Знать устройство видеокамеры (оптическая система, видоискатель, стабилизатор, источник питания, входы и выходы камеры, ручные регулировки, трансфокатор). Уметь выбрать видеокамеру. |
Основы работы с видеокамерой | Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы с видеокамерой. Знакомство с инструкцией. Включение и настройка «баланса белого». Настройка режима съемки (автомат, ручная съемка). | Отработка правильного ручного захвата камеры и порядка действий при включении камеры. | Уметь правильно держать видеокамеру в соответствии с принципом «треугольника силы». Знать и уметь последовательность действий при включении камеры (открыть объектив, включить, настроить «баланс белого», настроить режим съемки). |
Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео. | Три составляющие видеофильма: техническое совершенство, художественная выразительность, ясность содержания. Выразительные средства видео. Примеры использования выразительных средств видео. | Упражнения на точку съемки, планы, ракурс, диагональные композиции. | Знать основы применения выразительных средств видео: точки съемки, раскадровки, общего, среднего, крупного планов, деталей, ракурса, композиции кадра, правила трех планов, фокусного расстояния, света и цвета, движения камеры, звука, монтажных средств. Уметь выбрать точку съемки, ракурс. Уметь строить диагональные композиции. |
Структура видеофильма. | Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды конфликта. | Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток. | Знать основные понятия структуры фильма, их последовательность. Знать и применять правила развития сюжета. Знать, что такое конфликт и его значение. |
Различные виды съемок. | Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта. Съемка движущейся камерой. | Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу на съемку пейзажа. Упражнения на применение наезда, отъезда, трэвеллинга, панорамирования. | Знать и уметь применять основные правила съемки интерьера, пейзажа, портрета (женского, детского), натюрморта. Уметь снимать движущейся камерой. |
Основы композиции кадра. | Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Освещенность. Отображение пространства. Размещение человека на экране. | | Знать основные правила композиции кадра, линии и точки естественного внимания, освещенность, цветовое решение, планы размещения человека на экране (крупный, средний, половинный, детальный, общий, дальний). Уметь применять их при компоновке кадра во время съемки. |
Видеомонтаж в программе Windows Movie Maker | Знакомство с программой. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма. | Просмотр видеоуроков и упражнения с программой | Знать интерфейс программы Уметь работать в ней: Делать захват видеосигнала с видеокамеры, сохранять и просматривать видео; уметь делать базовые операции монтажа (разделение дорожки на части, компоновка частей, подрезка краев клипов, просмотр на линии времени); автоматическое создание музыкального видео; способы добавления переходов между кадрами; применение видеоэффектов («старое кино», «картинка в картинке», «ключ цветности»); работа со статическими изображениями; создание титров; добавление звука в проект, работа с аудиоклипами; создание меню и базовые действия с ним (разделы, переходы, кнопки); вывод фильма в подходящем формате (avi, dvd, mpg). |
Нелинейный видеомонтаж в программах | Знакомство с программами. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма. Видеоуроки. | | Знать интерфейсы программы Pinnacle Studio. Уметь работать в них: Делать захват видеосигнала с видеокамеры, сохранять и просматривать видео; уметь делать базовые операции монтажа (разделение дорожки на части, компоновка частей, подрезка краев клипов, просмотр на линии времени); автоматическое создание музыкального видео; способы добавления переходов между кадрами; применение видеоэффектов («старое кино», «картинка в картинке», «ключ цветности»); работа со статическими изображениями; создание титров; добавление звука в проект, работа с аудиоклипами; создание меню и базовые действия с ним (разделы, переходы, кнопки); вывод фильма в подходящем формате (avi, dvd, mpg). |
Творческий проект | Обсуждение идей. Сценарная заявка. Литературный и режиссерский сценарий. Подготовка съемок. | Написание сценарной заявки, разработка литературного и режиссерского сценария. Съемки. Монтаж. Просмотр проектов. Обсуждение. | Знать алгоритм создания творческого проекта и уметь его реализовать на практике. |
Заключительное занятие | Подведение итогов года. Диагностика освоения программы | | Реализовать свой творческий видеопроект. |
1. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;
2.6. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.