Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Черновская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
И.о. директора МБОУ Черновская ООШ
_________________Титова О.В.
приказ № _ ____ от _____________
Дополнительная
образовательная общеразвивающая программа
« По малой родине моей »
Возраст детей: 11-14 лет.
Сроки реализации: 3 года
с. Чёрное
2021 г
Пояснительная записка
1.Актуальность и практическая значимость программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По малой родине моей» туристско-краеведческой направленности. Программа ориентирована на развитие познавательного интереса, поисково-исследовательских навыков учащихся по изучению природного, исторического культурного наследия и традиций малой родины, родного края.
В настоящее время мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого своей страны, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей
времён, поколений, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи, содействует нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Это путь к познанию своей малой родины, родного края.
Актуальность программы обусловлена тем, что краеведческая деятельность даёт большие возможности для воспитания подрастающего поколения. Сегодня мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, исторические особенности. Человек считающий себя гражданином и патриотом земли родной, должен знать свои истоки, свою родословную, свои корни.
Именно все это побудило создать дополнительную бщеобразовательную общеразвивающую программу "По малой родине моей"
Новизна программы заключается в том, что занятия с учащимися в большем объеме проходят не в учебном кабинете, а в пространствах районного краеведческого музея, социуме, что дает возможность познакомиться с историей малой родины, в процессе исследования и изучения материалов школьных и семейных архивов. Живое общение, встречи со свидетелями исторических событий, старожилами, ветеранами, творческими людьми дает возможность обогатить знания учащихся о своей малой родине.
2.Цели и задачи программы.
Цель программы
Формирование у учащихся знаний об исторических, культурных, природных особенностях родного края, малой родины средствами познавательной, поисково-исследовательской деятельности.
Предметные:
- формирование целостного представления об исторических, культурных, природных особенностях родного края;
- пополнение знаний о людях, прославивших родной край;
- формирование практических навыков работы с музейными материалами, семейными архивами;
- формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
- развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
- развитие умений работать с краеведческими и другими источниками информации;
- развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности в процессе краеведческой деятельности;
- развитие навыков коммуникативного общения в детском коллективе.
Личностные:
- сохранение исторической памяти, прерванной связи времен и
поколений;
- воспитание чувства гордости, уважения к судьбам земляков;
- формирование бережного отношения к культурно - историческому, природному наследию родного края;
- воспитание патриотизма, гражданственности на примерах событий истории малой родины, родного края, опыта прошлых поколений.
3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы. В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Задача школьного краеведческого курса – создать образное представление о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в школе. Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность. Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как
• Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
• Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
• Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
• Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
• Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края.
• Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
3. Срок реализации образовательной программы – 3 года.
4.Возраст детей
В реализации данной программы участвуют школьники 11-14 лет
5. Планируемые результаты программы
Предметные:
- сформированы представления об исторических, культурных, природных особенностях родного края;
- пополнены знания учащихся о людях, прославивших родной край;
- сформированы практические навыки работы с музейными материалами, семейными архивами;
- сформированы навыки поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
- развиты умения планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
- развиты умения работы с краеведческими и другими источниками информации;
- развиты творческие способности, инициативность, самостоятельность в процессе краеведческой деятельности;
- развиты навыки коммуникативного общения в детском коллективе
Личностные:
- осознанно относится к сохранению исторической памяти и традиций родного края;
- гордится, с уважением относится к трудовому, героическому прошлому земляков;
- бережного относится к культурно - историческому, природному наследию родного края.
- проявляет патриотического сознания и гражданственность
на примерах событий истории малой родины, родного края, опыта прошлых поколений.
7. Тематическое планирование
Первый год изучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
1 | Что изучает краеведение? | 1 | |
2 | Источники изучения родного края | 1 | |
3 | Исторические и географические особенностиШахунской земли | | 1 |
4 | Мое село. История создания села. | 1 | |
5 | Мое село. Исторические особенности моего села. Село старообрядцев. Рассказ о людях, которые остались верны старой вере Руси. | 1 | |
6 | Обычай и образ жизни старообрядцев. | 1 | |
7 | Национальные праздники села. Православный праздник Вознесение Господне. | 1 | |
8 | История создания церкви в селе | 1 | |
9 | Топонимы нашего села. | 1 | |
10 | Создание карты забытых и вымерших деревень. | | 1 |
11 | Названия улиц моего села 1 часть. Изучаем происхождение названий улиц. | 1 | |
12 | Названия улиц моего села 2 часть Изучаем происхождение названий улиц. | 1 | |
13 | Практическое занятие. Сбор фотоматериала о селе. Создание фотовыставки | | 1 |
14 | Моя семья. Мое имя и его значение. Моя семья. Значение моей фамилии. | 1 | |
15 | Учреждения моего села. | 1 | |
16 | Экскурсия и ознакомление с учреждениями нашего села. | | 1 |
17 | История моей школы. Когда и где образовалась первая школа в селе. История жизни школы до наших дней. | 1 | |
18 | Школа сегодня. Структура школы в наши дни, жизнь школы. | 1 | |
19 | Его имя носит наша школа. Д.Е. Комаров – история подвига. | 1 | |
20 | Учителя ветераны. Рассуждение и диалог -размышление с учениками о профессии- учитель. Рассуждение «Я – учитель» | 1 | |
21 | Встреча с учителями ветеранами – Целищевой И. В., Смирновой З.Ф., Галкиной Т.В. | | 1 |
22 | Создание презентации «История моей школы» | 1 | |
23 | Жизнь села во время Великой отечественной войны. | 1 | |
24 | Послевоенное время. | 1 | |
25 | Памятники села. История возникновения памятника погибшему воину. | 1 | |
26 | Воины-интернационалисты нашего села. | | 1 |
27 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. Знакомство с книгой “Памяти” | | 1 |
28 | Изготовление портретов для участия а акции «Бессметный полк» | | 1 |
29 | Народные промыслы. Резьба по дереву. | 1 | |
30 | Народные промыслы. Плетение корзин. | 1 | |
31 | Народные промыслы. Ткачество. | 1 | |
32 | Пословицы и поговорки, легенды, придания о родном крае. | | 1 |
33-35 | Участие в муниципальных, областных и Всероссийский конкурсах краеведческой направленности (резерв) | | 3 |
36 | Итоговое занятие. Обобщение изученного и общее впечатление от кружка за учебный год. | 1 | |
Второй год изучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
1 | С чего всё начиналось. | 1 | |
2-3 | Исторические и географические особенности Шахунской земли | 2 | |
4 | Здесь пыль веков. | 1 | |
5 | О чём рассказали книги. | | 1 |
6-7 | Первые русские поселения. | 2 | |
8-10 | Топонимика нашего района | 3 | |
11-12 | Первые поселения на шахунской земле. | 1 | 1 |
13 | Вся власть Советам! | 1 | |
14 | Столкновение различных политических сил. | 1 | |
15-16 | Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. | 1 | 1 |
17 | Город у дороги | 1 | |
18-19 | Наш район в годы войны. | 1 | 1 |
20-21 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. | 1 | 1 |
22 -23 | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. | 1 | 1 |
24-28 | Развитие Шахунского района в послевоенные годы. | 3 | 1 |
29-30 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | 1 | 1 |
31-32 | История моего края в названиях улиц. | 2 | |
33-36 | Подводим итоги работы кружка.Участие в конкурсах по краеведию.Защита проектов. | 2 | 2 |
Третий год изучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
1-2 | Нижегороская земля. Нижний Новгород. | 2 | |
3-5 | История . | 3 | |
6-10 | Природа | 3 | 2 |
11 | Предприятия города. | 1 | |
12 | Исторические люди. | 1 | |
13 | Памятные места. | 1 | |
14 | Города Нижегородской области. | 1 | |
15 | Промышленность Нижегородской области. | 1 | |
16 | Сельское хозяйство Нижегородской области | 1 | |
17 | Нижегородский Кремль. | 1 | |
18 | Нижегородсая наука. | 1 | |
19 | Нижегородская культура | 1 | |
20-23 | Нижегородские промыслы: городецкая роспись, хохлома. Конкурс рисунков с элементами городецкой и хохломской росписей. | 2 | 2 |
24-27 | Знаменитые нижегородцы В.П. Чкалов А.М. Горький А. Гайдар, чтение произведений. Конкурс рисунков. | 3 | 1 |
28-29 | Нижегородские сказочники и сказки «Болдино – заветный уголок». Заочная экскурсия по музею-усадьбе А.С. Пушкина | 1 | 1 |
30 | Жемчужина России - озеро Светлояр | 1 | |
31-32 | На родине Серафима Саровского | 1 | 1 |
33-36 | Подводим итоги работы кружка.Участие в конкурсах по краеведию.Защита проектов. | 2 | 2 |
8. Техническое и методическое обеспечение
1. Учебный класс
2. Ноутбук
3. Мультимедийный проектор
4.Экран
Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:
- конспекты занятий;
- конспекты открытых мероприятий;
- раздаточный материал;
-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля результативности занятий;
- портфолио обучающихся;
Литература:
Географический атлас Нижегородской области. изд. 3., перераб. и доп. /Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н. Новгород: Верхневолжское АГП, 2005.
География Нижегородской области: Учебн. пос. /Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н. Новгород: ВВКИ, 1991.
Города нашей области.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1974.
Записки краеведов.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975: ил.
Записки краеведов./ Сост. Н.И. Куприянова, Л.И. Шиян. - Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.: ил.
География Нижегородского края: Учебное пособие./ М.С. Любов. - Арзамас: АГПИ, 2004.: ил.
.Нижегородский топонимический словарь (для школьника).-Н. Новгород: Фирма «Просвещение», 1993.-45с.
Земля нижегородская: Пособие по изучению историко-культурного наследия родного края для учителей истории средних школ и ПТУ.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.
Особо охраняемые природные территории Нижегородской области./Сост. Бакка А.И., Бакка С.В - Н. Новгород: Экологический центр «Дронт», 1997.
Родной край: Книга для внеклассного чтения по природоведению и истории Горьковской области. IV класс/ Сост. Т.И. Пелевина.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983.
Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей./ А.З. Сафиуллин. - М.: Просвещение, 1979, ил.
Рельеф Нижегородского Поволжья /Б.И. Фридман – Н. Новгород, НГЦ, 1999.
Хореев Б.С. Горьковская область: природа, население, хозяйство. Экономико-географические очерки./ Науч. ред. С.И. Прохоров. - Горький: Горьк. кн. изд-во, 1964.