СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "По малой родине моей.""

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования по краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "По малой родине моей.""»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Черновская основная общеобразовательная школа






Утверждаю:

И.о. директора МБОУ Черновская ООШ

_________________Титова О.В.

приказ № _ ____ от _____________










Дополнительная
образовательная общеразвивающая программа

« По малой родине моей »









Возраст детей: 11-14 лет.

Сроки реализации: 3 года






с. Чёрное

2021 г




Пояснительная записка

1.Актуальность и практическая значимость программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По малой родине моей» туристско-краеведческой направленности.  Программа ориентирована  на развитие познавательного интереса, поисково-исследовательских навыков учащихся по изучению природного, исторического культурного наследия и традиций малой родины, родного края.

В настоящее время мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого своей страны, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей

времён, поколений, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи, содействует нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Это путь к познанию своей малой родины, родного края.

Актуальность программы обусловлена тем, что краеведческая деятельность даёт большие возможности для воспитания подрастающего поколения. Сегодня мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, исторические особенности. Человек считающий себя гражданином и патриотом земли родной, должен знать свои истоки, свою родословную, свои корни.

Именно все это побудило создать дополнительную бщеобразовательную общеразвивающую программу "По малой родине моей"


Новизна программы заключается в том, что занятия с учащимися в большем объеме проходят не в учебном кабинете, а в пространствах районного краеведческого музея, социуме, что дает возможность познакомиться с историей  малой родины, в процессе исследования и изучения материалов школьных и семейных архивов. Живое общение, встречи со свидетелями исторических событий, старожилами, ветеранами, творческими людьми дает возможность обогатить знания учащихся о своей малой родине.




2.Цели и задачи программы.

Цель программы

Формирование у учащихся знаний об исторических, культурных, природных особенностях родного края, малой родины средствами познавательной, поисково-исследовательской деятельности.

Предметные:

 - формирование целостного представления об исторических, культурных, природных особенностях родного края;

 -  пополнение знаний о людях, прославивших родной край;

 - формирование практических навыков работы с музейными материалами, семейными архивами;

 -  формирование  навыков   поисково-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

  - развитие  умения планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, ставить и формулировать для себя  задачи в обучении;

- развитие умений работать с краеведческими  и другими источниками информации;

- развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности в процессе краеведческой деятельности;

- развитие навыков коммуникативного общения в детском коллективе.

Личностные:

- сохранение исторической памяти, прерванной связи времен и

поколений;

- воспитание  чувства гордости, уважения  к судьбам земляков;

-  формирование бережного отношения к культурно - историческому,  природному наследию родного края;

 -  воспитание патриотизма, гражданственности на примерах событий истории малой родины, родного края, опыта прошлых поколений.  



3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы. В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Задача школьного краеведческого курса – создать образное представление о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в школе. Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность. Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как

• Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.

• Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

• Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

• Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

• Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края.

• Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.


3. Срок реализации образовательной программы – 3 года.

4.Возраст детей

В реализации данной программы участвуют школьники 11-14 лет



5. Планируемые результаты программы

Предметные:

 - сформированы  представления об исторических, культурных, природных  особенностях родного края;

 -  пополнены  знания учащихся о людях, прославивших родной край;

 - сформированы практические навыки работы с музейными материалами, семейными архивами;

 -  сформированы  навыки   поисково-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

 - развиты умения планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, ставить и формулировать для себя  задачи в обучении;

- развиты умения работы с краеведческими  и другими   источниками информации;

- развиты творческие способности, инициативность, самостоятельность в процессе краеведческой деятельности;

- развиты  навыки коммуникативного общения в детском коллективе

Личностные:

- осознанно   относится к сохранению  исторической памяти и традиций родного края;

-  гордится,  с уважением  относится  к трудовому, героическому прошлому земляков;

-  бережного относится  к культурно - историческому,  природному наследию родного края.

-  проявляет патриотического сознания и гражданственность

 на примерах событий истории малой родины, родного края, опыта прошлых поколений.          

7. Тематическое планирование

Первый год изучения

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Что изучает краеведение?

1


2

Источники изучения родного края

1


3

Исторические и географические особенностиШахунской земли


1

4

Мое село. История создания села.

1


5

Мое село. Исторические особенности моего села. Село старообрядцев. Рассказ о людях, которые остались верны старой вере Руси.

1


6

Обычай и образ жизни старообрядцев.

1


7

Национальные праздники села. Православный праздник Вознесение Господне.

1


8

История создания церкви в селе

1


9

Топонимы нашего села.

1


10

Создание карты забытых и вымерших деревень.


1

11

Названия улиц моего села 1 часть. Изучаем происхождение названий улиц.

1


12

Названия улиц моего села 2 часть

Изучаем происхождение названий улиц.

1


13

Практическое занятие. Сбор фотоматериала о селе. Создание фотовыставки


1

14

Моя семья. Мое имя и его значение. Моя семья. Значение моей фамилии.

1


15

Учреждения моего села.

1


16

Экскурсия и ознакомление с учреждениями нашего села.


1

17

История моей школы. Когда и где образовалась первая школа в селе. История жизни школы до наших дней.

1


18

Школа сегодня. Структура школы в наши дни, жизнь школы.

1


19

Его имя носит наша школа. Д.Е. Комаров – история подвига.

1


20

Учителя ветераны. Рассуждение и диалог -размышление с учениками о профессии- учитель. Рассуждение «Я – учитель»

1


21

Встреча с учителями ветеранами – Целищевой И. В., Смирновой З.Ф., Галкиной Т.В.


1

22

Создание презентации «История моей школы»

1


23

Жизнь села во время Великой отечественной войны.

1


24

Послевоенное время.

1


25

Памятники села. История возникновения памятника погибшему воину.

1


26

Воины-интернационалисты нашего села.


1

27

Я не участвую в войне, война участвует во мне. Знакомство с книгой “Памяти”


1

28

Изготовление портретов для участия а акции «Бессметный полк»


1

29

Народные промыслы. Резьба по дереву.

1


30

Народные промыслы. Плетение корзин.

1


31

Народные промыслы. Ткачество.

1


32

Пословицы и поговорки, легенды, придания о родном крае.



1

33-35

Участие в муниципальных, областных и Всероссийский конкурсах краеведческой направленности (резерв)


3

36

Итоговое занятие. Обобщение изученного и общее впечатление от кружка за учебный год.

1






Второй год изучения

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

С чего всё начиналось.

1


2-3

Исторические и географические особенности Шахунской земли

2


4

Здесь пыль веков.

1


5

О чём рассказали книги.


1

6-7

Первые русские поселения.

2


8-10

Топонимика нашего района

3


11-12

Первые поселения на шахунской земле.

1

1

13

Вся власть Советам!

1


14

Столкновение различных политических сил.

1


15-16

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация.

1

1

17

Город у дороги

1


18-19

Наш район в годы войны.

1

1

20-21

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

1

1

22 -23

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза.

1

1

24-28

Развитие Шахунского района в послевоенные годы.

3

1

29-30

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

1

1

31-32

История моего края в названиях улиц.

2


33-36

Подводим итоги работы кружка.Участие в конкурсах по краеведию.Защита проектов.

2

2





Третий год изучения

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1-2

Нижегороская земля. Нижний Новгород.

2


3-5

История .

3


6-10

Природа

3

2

11

Предприятия города.

1


12

Исторические люди.

1


13

Памятные места.

1


14

Города Нижегородской области.

1


15


Промышленность Нижегородской области.

1


16

Сельское хозяйство Нижегородской области

1


17

Нижегородский Кремль.

1


18

Нижегородсая наука.

1


19

Нижегородская культура

1


20-23

Нижегородские промыслы: городецкая роспись, хохлома.

Конкурс рисунков с элементами городецкой и хохломской росписей.


2

2

24-27

Знаменитые нижегородцы

В.П. Чкалов

А.М. Горький

А. Гайдар,  чтение произведений. Конкурс рисунков.


3





1

28-29

Нижегородские сказочники и сказки

«Болдино – заветный уголок». Заочная экскурсия по музею-усадьбе А.С. Пушкина


1

1

30

Жемчужина России - озеро Светлояр

1


31-32

На родине Серафима Саровского

1

1

33-36

Подводим итоги работы кружка.Участие в конкурсах по краеведию.Защита проектов.

2

2



8. Техническое и методическое обеспечение

1. Учебный класс

2. Ноутбук

3. Мультимедийный проектор

4.Экран

  Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:

- конспекты занятий;

- конспекты открытых мероприятий;

- раздаточный материал;

-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля   результативности занятий;

- портфолио обучающихся;


Литература:

  1. Географический атлас Нижегородской области. изд. 3., перераб. и доп. /Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н. Новгород: Верхневолжское АГП, 2005.

  2. География Нижегородской области: Учебн. пос. /Науч. ред. Г.С. Кулинич, В.В. Николина – Н. Новгород: ВВКИ, 1991.

  3. Города нашей области.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1974.

  4. Записки краеведов.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975: ил.

  5. Записки краеведов./ Сост. Н.И. Куприянова, Л.И. Шиян. - Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.: ил.

  6. География Нижегородского края: Учебное пособие./ М.С. Любов. - Арзамас: АГПИ, 2004.: ил.

  7. .Нижегородский топонимический словарь (для школьника).-Н. Новгород: Фирма «Просвещение», 1993.-45с.

  8. Земля нижегородская: Пособие по изучению историко-культурного наследия родного края для учителей истории средних школ и ПТУ.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.

  9. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области./Сост. Бакка А.И., Бакка С.В - Н. Новгород: Экологический центр «Дронт», 1997. 

  10. Родной край: Книга для внеклассного чтения по природоведению и истории Горьковской области. IV класс/ Сост. Т.И. Пелевина.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983.

  11. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей./ А.З. Сафиуллин. - М.: Просвещение, 1979, ил.

  12. Рельеф Нижегородского Поволжья /Б.И. Фридман – Н. Новгород, НГЦ, 1999.

  13. Хореев Б.С. Горьковская область: природа, население, хозяйство. Экономико-географические очерки./ Науч. ред. С.И. Прохоров. - Горький: Горьк. кн. изд-во, 1964.