СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Развитие речевых умений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Развитие речевых умений"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Развитие речевых умений"»

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 9



Утверждаю

Директор МБОУ – школы № 9

________________ Н.В. Романова

Приказ № ___ от _____________














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

3 «В» КЛАСС

НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД







ЧИСТОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ










г.о. Жуковский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

Рабочая программа по дополнительному образованию

«Развитие речевых умений младших школьников» разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296

  • Рабочая программа к курсу по дополнительному образованию «Развитие речевых умений младших школьников» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Уровень программы базовый. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс -34 часа в год.

 Цели данного курса:

расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Основными задачами курса являются:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями.











Результаты освоения курса дополнительного образования

«Развитие речевых умений младших школьников»

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.








Содержание курса дополнительного образования

«Развитие речевых умений младших школьников»

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность,

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.









Тематическое планирование по дополнительному образованию

«Развитие речевых умений младших школьников» 3 класс

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения темы

Скорректированные сроки прохождения темы

1

Да здравствует русский язык!




2

Вежливые слова




3

Поговорки и пословицы




4

Игротека




5

Запоминаем словарные слова




6

Растения во фразеологизмах




7

Животные во фразеологизмах




8

Игротека




9

Я не поэт, я только учусь…




10

Как морфология порядок навела




11

Игры с пословицами




12

Игротека




13

Животные во фразеологизмах




14

Кое-что о местоимении




15

Познакомимся поближе с наречием и числительным




16

Игротека




17

Состав слова. Основа слова. Формы слова




18

Про корень и окончание




19

Про суффикс и приставку




20

Игротека




21

Непроизносимые согласные




22

Учимся различать предлог и приставку




23

Учимся писать «не» с глаголами




24

Игротека




25

Имена существительные с шипящим звуком на конце




26

Его величество ударение




27

Поговорим о падежах




28

Игротека




29

Сложные слова




30

От архаизмов до неологизмов




31

По страницам энциклопедий




32

Игротека




33

Повторение. Игротека




34

игра «Русский медвежонок»





Перечень учебно - методического и материально – технического обеспечения

курса «Развитие речевых умений младших школьников»


Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.


Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.

  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.

  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.


Технические средства обучения:

  1. Компьютер с художественным программным обеспечением.

  2. Мультимедиа – проектор.

  3. Интерактивная доска.

  4. Магнитная доска.









«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического объединения

от «__» ____________ 2021 г. № ____

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________ Измайлова Е.П.

от «__» ____________ 2021 г.