Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 9
Утверждаю Директор МБОУ – школы № 9 ________________ Н.В. Романова Приказ № ___ от _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
3 «В» КЛАСС
НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЧИСТОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ
г.о. Жуковский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Развитие речевых умений младших школьников» разработана на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296
Рабочая программа к курсу по дополнительному образованию «Развитие речевых умений младших школьников» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Уровень программы базовый. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс -34 часа в год.
Цели данного курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Основными задачами курса являются:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Результаты освоения курса дополнительного образования
«Развитие речевых умений младших школьников»
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностные результаты
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание курса дополнительного образования
«Развитие речевых умений младших школьников»
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Тематическое планирование по дополнительному образованию
«Развитие речевых умений младших школьников» 3 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения темы | Скорректированные сроки прохождения темы |
1 | Да здравствует русский язык! | | | |
2 | Вежливые слова | | | |
3 | Поговорки и пословицы | | | |
4 | Игротека | | | |
5 | Запоминаем словарные слова | | | |
6 | Растения во фразеологизмах | | | |
7 | Животные во фразеологизмах | | | |
8 | Игротека | | | |
9 | Я не поэт, я только учусь… | | | |
10 | Как морфология порядок навела | | | |
11 | Игры с пословицами | | | |
12 | Игротека | | | |
13 | Животные во фразеологизмах | | | |
14 | Кое-что о местоимении | | | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | | | |
16 | Игротека | | | |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | | | |
18 | Про корень и окончание | | | |
19 | Про суффикс и приставку | | | |
20 | Игротека | | | |
21 | Непроизносимые согласные | | | |
22 | Учимся различать предлог и приставку | | | |
23 | Учимся писать «не» с глаголами | | | |
24 | Игротека | | | |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | | | |
26 | Его величество ударение | | | |
27 | Поговорим о падежах | | | |
28 | Игротека | | | |
29 | Сложные слова | | | |
30 | От архаизмов до неологизмов | | | |
31 | По страницам энциклопедий | | | |
32 | Игротека | | | |
33 | Повторение. Игротека | | | |
34 | игра «Русский медвежонок» | | | |
Перечень учебно - методического и материально – технического обеспечения
курса «Развитие речевых умений младших школьников»
Методические пособия:
Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.
Дополнительная литература:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Цифровые ресурсы:
Ресурсы Интернет.
ЦОР по русскому языку для начальной школы.
ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
Компьютер с художественным программным обеспечением.
Мультимедиа – проектор.
Интерактивная доска.
Магнитная доска.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения
от «__» ____________ 2021 г. № ____
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
____________ Измайлова Е.П.
от «__» ____________ 2021 г.