СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Твори добро"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Твори добро" может быть использована педагогами дополнительного образования. Направление: Декоративно-прикладное творчество. Срок реализации: 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Твори добро"»

МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»












Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

объединения «Твори добро»

(декоративно-прикладное творчество)






Составитель авторской программы

Герасимова Юлия Михайловна

Учитель изо
















С.Липицы

2015г.

Содержание


1.Пояснительная записка…………………………………………………………3


2. Учебно-тематический план образовательной программы объединения «Твори добро»……………………………………………………………………..9


3.Содержание работы……………………………………………………………..9


4. Календарно-тематическое планирование …………………………………..19

5.Методическое обеспечение программы……………………………………..25


6.Список литературы…………………………………………………………….27




































Пояснительная записка

«Дитятко -что тесто: как замесил,

так и выросло».

народная мудрость

Актуальность:

Человек рождается невинным и чистым младенцем, искренне улыбается миру во весь рот, едва научившись ходить, малыш дарит первый сорванный цветочек для мамы. С самого рождения потребность творить добро заложена в людях. Прекрасно, если она сохраняется на всю жизнь, вот такая неподдельная настоящая. Нам взрослым важно помочь детям сохранить свойственную им душевную чуткостью.

Наши дети сейчас живут в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние ценностные ориентиры. Новое поколение растет с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается телевидением, интернетом, СМИ и т.д.

Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип человек, технически образованного, но духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность.

В развитии современного образования сделан акцент на обсуждение ценностных ориентиров человека. Конечно, ценности формируются в течение всей жизни. Ученые признают, что одним из эффективных способов воспитания нравственных ценностей является общение педагога и ребенка, которое опирается на высокие моральные и нравственные эталоны и протекает в условиях окружающей культурной среды.

Очень важно, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его чувства, умение мыслить сопереживать. Такие чувства, как доброта, любовь, согласие, взаимопомощь составляют основу общечеловеческих ценностей. Исследования, проведенные под руководством Т.С.Комаровой, доказывают, что, развитие нравственной творческой личности наиболее эффективно проходит в процессе художественно-эстетических практик, формирующих культурологическое самосознание человека, помогающих ему понять мир и самого себя через включение в эмоционально чувственное познание. Именно искусство предоставляет человеку возможность подняться на новую ступень культурного развития, эмоционально обогатиться и привить стремление жить по законам красоты, а не жестокости агрессивности. Педагогу предопределена высокая миссия –нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства.

В.А.Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Именно таким требованиям соответствует данная программа.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства, что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Программа построена на эстетическом и этическом воспитании школьников, сочетая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мудрый царь Соломон сказал: «Поставь юношу при начале его пути: он не уклониться от него, и когда состарится» чему мы научим наших детей? Чем они будут руководствоваться всю свою жизнь? Научатся ли видеть красоту, богатство и многообразие окружающего мира? Именно эти вопросы заставили меня поставить перед собой цель: подарить детям радость творчества, познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, показать возможность создания художественных изделий, которые могут послужить замечательными подарками для близких людей и сделать мир вокруг нас еще красивее.

Тема, которую я выбрала для работы с детьми, является на сегодняшний день актуальной и важной. Занятия построены так, что дети не только осваивают предложенные им виды декоративно-прикладного искусства, но и учатся найти свое видение и решение творческих задач, соответствующих современным эстетическим потребностям.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети более углубленно знакомятся с бескрайним миром декоративно- прикладного искусства. Темы занятий программы дают более расширенное представление о народном, и современных видах прикладного искусства. Дети получают возможность научиться работать с различными материалами, познать важность создания изделий из бросового материала, ценность умения подарить новую жизнь старым вещам.

Программа знакомит детей с декоративно-прикладным искусством, опираясь на принципы построения общей дидактики:

Связи с жизнью, систематичности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель: «Формирование духовно-нравственной личности посредством изучения декоративно- прикладного искусства»

Задачи:

-вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность;

-формирование духовных качеств, эстетического вкуса ;

-развитие творческих способностей, умения видеть и создавать прекрасное в жизни;

-развитие фантазии и мелкой моторики.

Направления:

  1. Расширенное знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства.

  2. Знакомство с различными материалами и приспособлениями для данного творчества.

  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы:

-беседы;

-рассматривание подлинных изделий декоративно- прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток и т.д.;

-сбор информации из различных источников;

- выставки детских работ;

- участие в конкурсах, фестивалях;

-просмотр видеофильмов;

-экскурсии;

- экспериментирование с различными материалами;

-создание проектов;

-занятия и мастер –классы с привлечением родителей;

- праздники, вечера, посиделки и т.д.

Методы и приемы используемые в работе:

Словесный (беседе, использование художественного слова, указания, пояснения); практический ( самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных материалов и инструментов); поисковый. Мотивационный 9поощрение, убеждение); сотрудничество; метод «подмастерья» (совместная деятельность педагога и ребенка в едином творческом процессе); метод наглядности, тренинг, психологический настрой.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.



Типы занятий по декоративно-прикладному искусству







На тему выбранную

ребенком (по его замыслу)

На тему, предложенную

педагогом















Структура проведения занятия

по декоративно-прикладному искусству

занятие







Итог (анализ)

Практическая работа

Демонстрация, мотивация к деятельности

Беседа, диалог

Психологический настрой (тренинг)

Подбор художественных материалов





















Условия реализации:

Программа рассчитана на учащихся 1-4классов. Занятия проводятся в группе 15-20 человек. Проводится занятие 2 раза в неделю по 2 часа. Срок реализации 1 год.

Предполагаемый результат:

- дети будут иметь представление о видах декоративно-прикладного искусства;

- приобретут практические умения в работе с различными материалами;

-научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, изготавливать подарки для близких своими руками;

- приобщатся к охране окружающей среды, через создание изделий своими руками.

Методы оценки результативности программы:

-отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

- посещаемость;

-качественный анализ (формирование новых навыков и умений, анализ успешности деятельности и достижение цели, сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы);

- практические материалы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях декоративно-прикладным искусством проводится для того чтобы:

-определить уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно0прикладному искусству;

- получить возможность учитывать индивидуальные способности детей;

- построить перспективы работы с каждым ребенком;

- спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа должна вестись систематически( проводится анализ выполнение заданий, качество выполняемой работы, отношение к деятельности).

Работа с родителями строится на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- беседы;

- мастер-классы с привлечением родителей;

- совместный сбор и заготовка материалов;

- праздники с привлечением родителей.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в школе, в поселке, в близлежащих музеях и выставочных залах, участие в творческих конкурсах и фестивалях, организации мастер-классов для детей и взрослых, проводимые участниками кружка; благотворительные акции «Поспешай творить добро», «Подарок ветерану» и т.д.

Учебно-тематический план

образовательной программы объединения «Твори добро».

№ п/п

Темы занятий


Всего часов

Теория

Практика



1.

Изделия из бросового материала.

22

2

20

2.

Новая жизнь старых вещей.

22

2

20

3.

Объемные игрушки из бумаги.

8

1

7

4.

Игрушки из ниток.

8

1

7

5.

Шерстяная акварель.

16

2

14

6.

Скульптурный текстиль.

20

1

19

7.

Оригами: конструирование поделок из бумаги.

8

2

6

8.

Точечная роспись.

8

1

7

9.

Декупаж

8

1

7

10.

Витраж.

10

1

9

11.

Объемная аппликация.

8

1

7

12.

Батик

12

1

11


Всего часов

150

16

134



Описание содержания разделов:

1.Изделия из бросового материала.(22 ч.)

Ожерелье «Цветы» ( пластиковая бутылка).

Мир зверей (пластиковая бутылка)

Бабочка-красавица (пластиковая бутылка)

Мудрая сова ( старые диски)

Зеркальный сундучок(старые диски)

Бросовый материал предоставляет нам возможность реализовать свои творческие желания. Он доступен, под рукой всегда найдется что-нибудь из чего можно сотворить поделку. Нам не нужно тратить много времени для заготовки материала. В работу может пойти буквально все: старые компьютерные диски, пластиковые бутылки, контейнеры для яиц, одноразовая посуда и еще много чего другого. Работая с бросовым материалом учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, развивается их творческое воображение и конструктивное мышление. Дети знакомятся с разнообразными приемами работы с различными инструментами, которые подходят именно к тому материалу, из которого в данный момент изготавливается изделие. Следуя из этого, можно сказать, что изделия из бросового материала, помогают детям научиться замечать вокруг себя мелочи, из которых можно создать, что-то прекрасное, радующее глаз. Не менее важно, что для работы с определенным бросовым материалом, дети включают свою фантазию и воображение, придумывая новый образ для рождающегося изделия.

В работе с бросовым материалом много положительного:

Используя в работе предметы, которые могли стать просто мусором, дети учатся бережному отношению к природе и труду других людей.

Работая с бросовым материалом, ребенок спокоен и раскован, не боится испортить материал, дети придумывают, фантазируют, экспериментирую, применяют различные инструменты и приемы обработки материала. Зачастую идеи по выполнению определенного изделия рождаются, прямо в процессе работы.

2.Новая жизнь старых вещей. (24ч.)

Бурундук из старой перчатки.

Веер из одноразовых вилок.

Лотос из одноразовых ложек.

Подарочная упаковка из коробки для обуви.

Подсвечник из бутылки.

Каждый день огромное количество людей выбрасывают из своих домов твердый бытовой мусор. А ведь каждому из этих предметов можно было дать вторую жизнь.

Природные ресурсы, используемые в промышленности для производства товаров народного потребления, с каждым днем все больше истощаются - не успевают расти деревья, очищаться воздух, количество полезных ископаемых оставшихся в недрах Земли-матушки уменьшается с космической скоростью. Еще с большей скоростью растут мусорные свалки, отравляющие жизнь людей, животных, птиц, насекомых и т.д. И только человек, бросая очередной пакет с мусором, не задумывается о том, что делает, что на разложение этих отходов могут уйти тысячелетия. Мусор заполонил планету на столько, что если не задуматься о его переработке и вторичном использовании, то через 20 лет он покроет планету слоем толщиной 5 метров.

Переработка отходов - это отличный способ экономии энергии, материалов и сохранения окружающей среды.

Ресурсосбережение — система мер по обеспечению рационального использования ресурсов, удовлетворению прироста потребности в них народного хозяйства, главным образом за счет экономии.

Рециклинг отходов - это технологический процесс их переработки, в результате которого из отходов извлекаются все материалы (бумага, пластик, металлы, электронные отходы, аккумуляторы и т.д.), которые могут быть повторно использованы в производстве.

  • При вторичном использовании аллюминийевой банки можно сэкономить электроэнергию, которой будет достаточно для трехчасовой работы телевизора.

  • При вторичном использовании стеклянной бутылки или банки экономится электроэнергия, можно сэкономить электроэнергию для 25 минут работы компьютера.

  • Больше половины мусора и отходов, попадающих на свалки можно использовать вторично.

В данном разделе программы дети знакомятся с конструкторским дизайном, учатся создавать красивые и практичные вещи из предметов, которые можно назвать мусором: старых компьютерных дисков, одноразовой посуды, коробки из под обуви, стеклянные бутылки и банки и д.р.

Такие вещи обычно выкидывают, или в лучшем случае используют повторно в том же направлении.

Если включить фантазию и воображение, можно создать неповторимые вещи для украшения интерьера дома и школы, одежды, сотворить даже ювелирное изделие.

Занимаясь данным видом деятельности, дети не только приобретают трудовые навыки, развиваются воображение, фантазия и мелкая моторика, а так же учатся мыслить, приобщаются к охране окружающей среды.


3.Объемные игрушки из бумаги.(8 ч.)

История возникновения бумаги.

Игрушка «Лисица-сестрица».

Игрушка «Лягушка-путешественница».

Виды бумаги.

Игрушка «Маша и медведь».

Игрушка «Морской герой».

На занятиях объемным конструированием из бумаги развиваются технические навыки, творческие способности, наблюдательность, память. Данная техника способна увлечь ребенка, удивить, а значит чувственно относиться ко всему окружающему. Обращение к чувственной стороне ребенка, способствует благотворному влиянию на усвоение преподносимого материала. Дети учатся строить, создавать необычные форм, наблюдать и замечать их в окружающей среде. Смена материалов и техник позволяет поддерживать увлеченность детей данной деятельностью.

Занятия объемным конструированием направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, мышления, фантазии, художественного вкуса.

На занятиях дети знакомятся с такими понятиями как плоскость, рельеф, объем.

Дети знакомятся с техникой «Квилинг», в основе которого лежит прием скручивания бумажных лент, создавая из них затейливые элементы для создания задуманных композиций. Данные работы имеют необычный рельеф и фактурность. В этой технике возможно как создание плоскостных так и объемных изделий.

Папье-маше –доступная и интересная техника для детей. В данном разделе дети знакомятся с техникой оклеивания готовых форм и лепки из бумажно-клеевой массы. Данная техника позволяет создать близкие детям образы любимых героев мультфильмов и сказок.

Бумагопластика – данная техника позволяет создать объемные изделия. Знакомство с материалом строится от простого - к сложному. Первые занятия посвящены плоскостному решению работы, а затем дети знакомятся с создание объемных изделий.


4.Игрушки из ниток (8ч.)

Разнообразие ниток.

«Птенчики».

«Жил был гном».

«Русская народная сказка»

«Веселая гусеница».

Пряжа - замечательный материал, который есть во многих домах, где занимаются вязанием. Приобретение такого материала не требует больших финансовых затрат. Но из пряжи можно не только вязать, но и создавать превосходные поделки. Для данного занятия не обязательно покупать новые нитки, в ход пойдут и оставшиеся от вязания маленькие клубочки.

Пряжа - приятный для тактильного контакта материал. При работе с ним испытываешь ощущение тепла, мягкости и нежности, поэтому данный вид творчество обычно очень нравится детям.

В работе нитки можно сочетать с различными материалами: бумагой, тканью и т. д. Изделия получаются интересными по своей фактуре, послужат замечательным украшением для любого интерьера.

В данном разделе программы дети знакомятся с родными истоками, создавая народную куклу «Мотанку», а так же образы современных сказочных героев на основе помпонов. У детей развивается усидчивость, мелкая моторика и эстетический вкус.


5.Шерстяная акварель. (16 ч.)

Способы и приемы шерстяной акварели.

Картина «Волшебный цветок».

Картина «Мир пейзажа»

Техника шерстяной акварели или живописи молода по своему происхождению, необычна и очень красива. Картины выполненные из шерсти очень похожи на акварельные, и только когда подходишь ближе, понимаешь, что автор создал работу совсем не красками. Сейчас данная техника набирает все большую популярность. Этим видом прикладного искусства увлекаются, как взрослые, так и дети. Это необычное и увлекательное занятие не требует больших финансовых затрат.

Для изготовления картин в данной технике совсем не обязательно уметь рисовать и знать законов цветоведения. Рисунок выкладывается из шерстяных волокон на тканевое основание (чаще всего для основания используется фетр). Рисунок заранее следует хорошенько продумать или взять за основу готовую картинку. Шерстяные пряди можно перемешивать, комбинировать, создавая нужный оттенок.

В зависимости от того, какого эффекта нужно добиться используются следующие приемы работы с шерстью: вытягивание волокон, выщипывание нитей, отрывание, скручивание и нарезание.

Данная техника требует от детей терпения и усидчивости, а главное желания работать с этим чудесным материалом. Техника шерстяной живописи нравится детям тем, что все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и выложить его заново. Сюжеты для работ используются различные -от цветов и фруктов до портретов людей.

После завершения работы картину просто накрывают стеклом и вставляют в рамку. Таков процесс создания картины в технике шерстяной акварели.


6.Скульптурный текстиль. (20 ч.)

Материалы и техника скульптурного текстиля.

Кукла-подвеска.

«Мир сказки»

Скульптурный текстиль - это вид кукольного искусства, при котором куклы создаются из ткани с очень большим количеством эластана (чаще всего - капроновых колготок) с помощью специальных приемов (таких как утяжка), которые позволяю создать ярко-выраженную мимику и характерность игрушки.

При пошиве кукол обычным способом, очень трудно достичь с помощью ткани выраженных эмоций, необходимых для создания определенного образ, тогда мастер использует вышивку, разнообразные краски. В технике же скульптурного текстиля при помощи применения различных утяжек удается создать морщины, щечки, складочки, губы и нос необходимой величины и формы. При помощи гнущегося каркаса художники помогают застыть своей кукле в выразительных позах, что еще больше выражает ее характер. Набивают куклы синтепоном , это материал способен принимать заданные формы.
Куклы одеваются и даже обуваются, согласно задуманному образу. Автор дополняет образ различными аксессуарами, делает макияж при помощи красок и декоративной косметики. Авторская кукла уникальна и неповторима!

7.Оригами: конструирование из бумаги. (8 ч.)

Знакомство с древним японским искусством оригами.

Игрушки-хлопушки.

Букет для мамы.

Знакомство с модулями.

 Птица-счастья.(коллективная работа)

Знакомство с аппликацией.

Аппликация «Кошки в ночном городе».

Аппликация «Тайны подводного мира».

Искусство оригами – удивительное занятие, позволяющее превратить бумажный квадратик в уникальное изделие. Словно по волшебству из под руки мастера выходят то причудливые животные, то сложнейшие по своей форме «косудамы».

Оригами - не простое искусство, требующее концентрации внимания, наблюдательности, координации движения рук. Оно развивает мышление, чувство формы . Ученые уже доказали связь сложно координированных движений пальцев и развития интеллекта у детей. Немало важно, что оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Чтобы сделать простые изделия более выразительными, их можно собирать в коллективные работы, добавлять новые детали, например, комбинировать с рисунком и аппликацией. Данная работа развивает фантазию и воображение ребенка, аккуратность при выполнении работы и эстетическое отношение к действительности.


8.Точечная роспись. (8 ч.)

Материалы и приемы точечной росписи.

Восточный графин.

Ваза.


Техника точечной росписи появилась давно, сначала ее использовали в чеканке. Позже ее стали она стала называться капельной, потому что краску «накапывали» на поверхность из соломинок, создавая рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии.

Основываясь на технику пуантилизма, в которой выполнены картины художников – импрессионистов, художники прикладного творчества изобрели свою технику и назвали ее point-to-point.

В каждом человеке периодически просыпается желание творить. Техника точечной росписи оказывается увлекательным и несложным занятием для детей, поскольку она не требует от них высоких художественных навыков. Для освоения данной техники от авторов требуется лишь отработать нанесение ровных точек различной величины.

Точечная роспись заключается в искусном нанесении точек, из которых выстраивается орнамент, узор или сюжетная композиция. Важным в точечной росписи является размер точки, расстояние между ними, цветовые сочетания.

Таким узором можно украсить предметы мебели, телефоны и ноутбуки, посуду, женские аксессуары и многое другое.

Точки можно наносить кистью, старым карандашом или фломастером, но, в основном, работу выполняют, специальными контурами. Использование контуров придает точкам объемность, а изделиям рельефность. Кажется, что такие работы выполнены из мелких бусин или бисера.

.


9.Декупаж 8 ч.)

Материалы и техника декупажа

Разделочная доска.

Фото рамка.


Данное искусство получило свое название во Франции. Большой популярности декупаж достиг в семнадцатом- восемнадцатом веках.

Сегодня декупаж очень распространенная техника декоративно-прикладного творчества. Декупажем увлекаются очень многие. Данная техника позволяет создавать высоко - художественные вещи даже тем людям, которые совсем не умеют рисовать. В основе техники лежит оклеивание кусками бумаги различных предметов. Ныне для декупажа используют салфетки, ткани, картинки отпечатанные на принтере. Современные технологии позволяют создавать трехмерный декупаж.

Дети с удовольствием работают в данной технике: декорируют коробки, предметы интерьера (свечи, вазы, цветочные кашпо и т.д.), канцелярские принадлежности (обложки книг, блокноты и записные книжки), посуду. Не забываемые впечатления у детей оставляют украшенные в данной технике елочные украшения.

В декупаже используются следующие техники:

Кракелюр – (франц. craquelure) трещина красочного слоя в произведениях живописи. Кракелюр позволяет создать эффект «состаривания» вещи. Этого эффекта достигают с помощью лака для кракелюра или эффекта кракле.

Клуазонне - это метод приукрашивания границ мотива. В данном методе границы приклеенного мотива украшают цветными линиями или затейливыми орнаментами.

Тонирование – приглушение картинки каким-либо цветом.

Виды декупажа

Прямой, объемный, обратный. С черно-белой графикой.

Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: воск, керамику, ткань, дерево, металл и прочее.

Занятия декупажем включают в себя разнообразные виды деятельности: вырезание, оклеивание, рисование и направлены на развитие у детей мелкой моторики, аккуратности, фантазии, эстетического вкуса.



10.Витраж. (10 ч.)

Материалы и техника витража.

Картина «На балу у Золушки»

Картина «Весенний букет».

Чудо-зеркало.

В прошлом витражи в основном применялись для декорирования церковных зданий, сегодня это искусство все глубже проникает в жилые и общественные здания. Витражные композиции выполняют как из цветных, так и бесцветных стекол, с применением красок или без них.

Сегодня витражной росписью украшают различные предметы окружающих нас интерьеров: окна, зеркала, посуду, части мебели, светильники и т.д.. Изделия, выполненные в данной технике уникальны и оригинальны.

Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Современные материалы позволяют и детям создавать изделия не менее выразительные, чем традиционный витраж, но при этом технологически более простые. Дети легко справляются с технологией создания витражной росписи, с удовольствием создают работы для украшения дома и школы, сувениры и подарки для родных и близких. Занятия витражной росписью способствуют развитию творческих способностей ребенка, поддерживают интерес к изобразительной деятельности.


11.Объемная аппликация. (8ч.)

Аппликация различными материалами. (приемы)

Панно «Сказочный цветок»

Панно «Этот день Победы!»


Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.

У аппликации давняя история. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом выполняемых работ могут стать: цветы, насекомые, животные и птицы, сцены из сказок, мультфильмов, повседневной жизни. Работы могут быть посвящены праздникам и памятным датам.

Аппликацией дети занимаются с раннего детства. Они с удовольствием создают незатейливые композиции из заранее заготовленных элементов. Их первые поделки служат незабываемыми подарками для их родителей, которые хранятся в семейных альбомах долгое время.

Красочной "аппликацией" можно украшать не только различные предметы, одежду и мебель, но и создавать картины и целые композиции, разнообразные по фактуре и рельефу.

В данной технике могут быть использованы материалы от простых до самых необычных: бумага, картон, ткать, сушеные растения, различные крупы, макаронные изделия, перья, яичная скорлупа, пуговицы и бусины, куски меха и поролона, нитки и проволока, искусственные цветы, небольшие игрушки, елочные украшения, куски компьютерных дисков и многое другое.
        Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.



12.Батик.(12часов)

Материалы и техники Батика.

Картина «Эти забавные кошки»

Картина «Русские народные сказки»

Картина «В мире фантазии»

Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Основой этих способов лежит принцип нанесения резерва, то есть покрытие удерживающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться неокрашенными и образовать узор. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. 

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно: в конце 20-х — начале 30-х годов. Данным видом декоративно-прикладного творчества увлечены не только художники, дизайнеры одежды, но и просто творческие люди, желающие украсить свое жилище и одежду. Ведь искусство росписи ткани включает в себя техники и приемы, не требующие от автора больших художественных навыков и способностей. К таким техникам можно отнести прием узелкового батика.

Техники батика различаются по степени сложности, эффекту получаемого изображения, материалам используемым в росписи.

Горячий батик - один из самых сложных видов росписи ткани, но и получаемый эффект интересен и необычаен. Свое название данная техника получила вследствие использования в работе горячего расплавленного воска или парафина.

Холодный батик появился гораздо позже. Появление специальных контуров и резервов упростило создание рисунков на ткани.

Узелковый самый древний вид росписи ткани. Смысл его в окрашивании завязанных на ткани нитью узлов.

Свободная роспись- здесь проявляется талант художника, в данной технике не возможно создать рисунок по шаблону.

Занятия росписью ткани направлены на развитие у детей мелкой моторики рук, памяти, мышления, внимания, эстетического вкуса, художественного и технического кругозора.

Календарно-тематическое планирование

дата

Количество

часов

тема

Характеристика

деятельности учащихся

Изделия из бросового материала.(22 часа)

1.


2

Вводное занятие.

Ожерелье «Цветы»

Инструктаж по охране труда.

Знакомство с бросовым материалом

2


2

Ожерелье «Цветы»

Подготовка бросового материала к работе, выполнение элементов ожерелья (цветы, листочки)

3


2

Ожерелье «Цветы»

Сборка элементов в единое ожерелье, доработка дополнительными элементами (бусинами, стразами и т.д.)

4


2

Мир зверей

Передача общего характера формы животного и их окраса.

уметь распределять на пропорции материал для поделок.

Выполнение эскиза поделки.

5


2

Мир зверей

Передача общего характера формы животного и их окраса.

Выполнение изделия из пластиковой бутылки, окрашивание изделия.

6


2

Бабочка-красавица

рассматривает образцы, составляет план работы, подбирает материал. Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения..

7


2

Бабочка-красавица

Сборка выполненных изделий в коллективное панно.

8


2

Мудрая сова

Передача общего характера формы совы.

Сборка формы из старых компьютерных дисков.

9


2

Зеркальный сундучок

составляет план работы, подбирает материал.

Обклеивает заготовку кусками компьютерного диска.

10


2

Зеркальный сундучок

Забивка промежутков,

11


2

Зеркальный сундучок

оформление работы.

Новая жизнь старых вещей. (22ч.)

12


2

Бурундук из старой перчатки.


Пошив изделия, набивка синтепоном.

13


2

Веер из одноразовых вилок.


составляет план работы, подбирает материал. Сборка каркаса веера.

14


2

Веер из одноразовых вилок.


Оформление атласными лентами, кружевом.

15


2

Веер из одноразовых вилок.


Оформление изделия, дополнение декоративными элементами.

16


2

Лотос из одноразовых ложек.


составляет план работы, подбирает материал.

Выполняет эскиз изделия.

17


2

Лотос из одноразовых ложек.


Сборка изделия. Сравнивание с образцом.

18


2

Лотос из одноразовых ложек.


Окрашивание изделия, дополнение листьями, травинками, искусственными насекомыми.

19


2

Подарочная упаковка из коробки для обуви.


Знакомство с миром подарочной упаковки.

Подготовка коробки, окрашивание и грунтовка.

20


2

Подарочная упаковка из коробки для обуви.


Знакомство с техникой декупажа.

Оформление коробки в данной технике.

21


2

Подсвечник из бутылки.


Знакомство с точечной росписью.

Выполнение элементов росписи.

22


2

Подсвечник из бутылки.


Роспись изделия в технике точечной росписи.

Объемные игрушки из бумаги.(8 ч.)

23


2

История возникновения бумаги.

Игрушка «Лиса-сестрица».


Знакомство с историей бумаги.

Выполнение работы по шаблону.

24


2

Игрушка «Лягушка-путешественница».


Передача общего характера формы животного и их окраса.

Выполнение работы по шаблону.

25


2

Виды бумаги.

Игрушки «Маша и медведь».


Знакомство с видами бумаги.

Конструирование из малых



геометрических форм.

26


2

Игрушка «Морской герой».


составляет план работы, подбирает материал, Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

Игрушки из ниток (8ч.)


27


2

Разнообразие ниток

«Птенчики».


Знакомство с видами ниток. Наматывание помпонов.

Дополнение элементами.

28


2

«Жил был гном».


составляет план работы, подбирает материал.

Наматывание помпонов.

Дополнение элементами.

29


2

«Русская народная сказка»


выбирает героя сказки, составляет план работы, подбирает материал, Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

30


2

«Веселая гусеница»».


Выполнение изделия на каркасе.

Шерстяная акварель. (16 ч.)


31


2

Способы и приемы шерстяной акварели.


Знакомство с техникой шерстяной акварели. Способы и приемы.

32


2

Способы и приемы шерстяной акварели.


Знакомство с техникой шерстяной акварели. Способы и приемы. Выполнение небольших элементов.

33


2

Картина «Волшебный цветок».


Подбор картинок. Выполнение эскиза.

34


2

Картина «Волшебный цветок».


Оформление фона. Выполнение заднего плана.

35


2

Картина «Волшебный цветок».


Доработка изделия.

36


2

Картина «Мир пейзажа»


Подбор картинок. Выполнение эскиза.

37


2

Картина «Мир пейзажа»


Оформление фона. Выполнение заднего плана.

Построение композиции.

38


2

Картина «Мир пейзажа»


Завершение работы по эскизу.

Скульптурный текстиль. (20 ч.)


39


2

Материалы и техника скульптурного текстиля.


Знакомство с техникой скульптурного текстиля, материалами и оборудованием.

40


2

Кукла-подвеска.


Подготовка материала. Выполнение эскиза.

41


2

Кукла-подвеска.


Пошив головы куклы.

42


2

Кукла-подвеска.


Пошив рук и ног.

43


2

Кукла-подвеска.


Сборка и оформление куклы.

44


2

«Мир сказки»


выбирает героя сказки, составляет план работы, подбирает материал, выполняет эскиз.

45


2

«Мир сказки»


Пошив головы.

46


2

«Мир сказки»


Конструирование и пошив туловища.

47


2

«Мир сказки»


Пошив одежды.

48


2

«Мир сказки»


Сборка элементов оформление куклы.

Оригами: конструирование из бумаги. (8 ч.)


49


2

Знакомство с древним японским искусством оригами.

«Игрушки-хлопушки»

«Букет для мамы».

Знакомство с искусством оригами. Складывание простых форм.

50


2

Знакомство с модулями.

 Коллективная работа. «Птица-счастья».


рассматривает образцы, составляет план работы, подбирает материал. Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

51


2

Что такое аппликация?

Аппликация «Кошки в ночном городе».


Знакомство с историей аппликации. Выполнение аппликации с элементами оригами.

52


2

Аппликация «Тайны подводного мира».


Выполнение аппликации с элементами оригами.

Точечная роспись. (8 ч.)


53


2

Материалы и приемы точечной росписи.

Восточный графин.


Изучение сложных элементов точечной росписи. Выполнение эскиза.

54


2

Восточный графин.


Оформление графина в восточных мотивах.

55


2

Ваза.


рассматривает образцы, составляет план работы, подбирает материал. Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

56


2

Ваза.

Роспись изделия.

Декупаж( 8 ч.)


57


2

Материалы и техника декупажа

Разделочная доска.


Знакомство с миром декупажа. Подбор и подготовка материала.

58


2

Разделочная доска

Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

59


2

Фото рамка.


составляет план работы, подбирает материал. Реализует задуманное.

60


2

Фото рамка.


Оформление работы декоративными элементами на усмотрение автора.

Витраж. (10 ч.)


61


2

Материалы и техника витража.

Картина «На балу у Золушки»


Знакомство с техникой витража, материалами и инструментами.

Выполнение эскиза. Нанесение контура.

62


2

Картина «На балу у Золушки»


Заливка цветом.

63


2

Картина «Весенний букет».


Выполнение работы миниатюры.

64


2

Чудо-зеркало.


рассматривает образцы, составляет план работы, подбирает материал.

Нанесение контура.

65


2

Чудо-зеркало.


Заливка цветом, дополнение декоративными элементами.

Объемная аппликация. (8ч.)


66


2

Аппликация различными материалами. (приемы)

Панно «Сказочный цветок»


Знакомство с техникой и приемами. Подбор материалов. Выполнение эскиза.

67


2

Панно «Сказочный цветок»


Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

68


2

Панно «Этот день Победы!»


составляет план работы, подбирает материал, Реализует задуманное.

69


2

Панно «Этот день Победы!»


Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения.

Батик.(12часов)

70


2

Материалы и техники Батика.

Мини-Картина «Эти забавные кошки»


Знакомство с техникой холодного батика.

Выполнение мини работы.

71


2

Картина «Русские народные сказки»


Выполнение эскиза. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резерва.

72


2

Картина «Русские народные сказки»


Выполнение работы в цвете.

73


2

Картина «В мире фантазии»


Выполнение эскиза. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резерва.

74


2

Картина «В мире фантазии»


Выполнение работы в цвете.

75


2

Картина «В мире фантазии»


Завершение работы

Итого:

150 часов.

















Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

В объединении «Твори добро» предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.

Для работы необходимы следующие предметы:

  • альбом;

  • картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;

  • воздушные шарики и цветные нитки;

  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;

  • клей ПВА;

  • фото-рамки А3,А4;

  • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;

  • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;

  • мука;

  • тесьма, бисер, бижутерия;

  • пластилин;

  • растительные сухие материалы;

  • крупа и макароны;

  • салфетки разных цветов;

  • пластиковые бутылки;

  • одноразовые вилки и ложки;

  • краски для росписи ткани;

  • контуры универсальные;

  • салфетки

  • синтепон

  • проволока алюминиевая

Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.

Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.

Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)













































Список литературы

  • Азарова А.П. «Традиции народного искусства и архитектуры». М. 1979г.

  • Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать: книга для учителя». М. Просвещение 1981г.

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  • Газарян С.С. и др. «Прекрасное Своими руками». М. 1973г.

  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

  • Гильман Р.А. Художественная роспись тканей – М. Владос, 2005

  • Городкова Т.В. «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки». Ярославль 1997г.

  • Зюбин Л.М. «Растить человека». Записки психолога. А. 1988г

  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

  • Макаренко А.С. «О воспитании». М. 1988г.

  • Нагибина В.И. «Чудеса из ненужных вещей». Ярославль 1997г.

  • «Основы художественного ремесла». Практическое пособие под редакцией В.Л.Барадулина М. 1979г.

  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.Тарыновский Н.И. и др. «Маленькие чудеса». Ленинград 1987г.

  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

  • Чекалов А.К. «Основы понимания декоративно-прикладного искусства». М. 1973г.

  • Чирва А.А. Учить учиться». Пермь 2001г.

  • Шавелье М. «Цветы из бумаги». М. 2002г.

  • stranamasterov.ru







22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!