Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лучинская средняя школа»
Ярославского муниципального района
«Согласовано» Руководитель ШМО Протокол №_________ от «____»_________20___ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________Л.Н. Болотова «____»__________20_________ | «Утверждаю» Директор школы ____________Л.Н.Болотова Приказ №_____________ от «____»________20____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
7-9 класс
«ВОЛЕЙБОЛ»
(наименование)
___________13 -15 лет_________
(возраст обучающихся)
ФИО педагога, разрабатывающего программу:
Жульков Александр Дмитриевич
Педагогический стаж 6 лет_______________________________________
Год составления программы 2018-2019 учебный год_____________________
Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.Просвещение, 2012.
Срок реализации программы – 1 год. Уровень обучения – базовый. Программа ориентирована на учащихся 13-15 лет (7-9 классы). Планирование рассчитано на 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях. В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой.
Цель занятий:
формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ;
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение учащихся жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
Задачи занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту
движений, скоростно-силовые качества;
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость, организованность, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;
-воспитывать у учащихся волевые и психологические качества: смелость, решительность, настойчивость, волю к победе.
Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование
учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «волейбол»;
календарно-тематическое планирование;
журнал учёта работы, посещаемости.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Ожидаемый результат
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
3.Участие в спартакиаде школы по волейболу, формирование сборной команды школы для участия в районных соревнованиях по волейболу,
5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях,
6.решение проблемы занятости в свободное время,
7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию учащихся.
Учебный план.
Содержание учебного материала
Кол-во часов
1
Теоретические знания:
Краткий обзор состояния и развития волейбола
В
процессе
занятий
2
Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм человека
3
Врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь при травмах.
4
Правила соревнований и методика судейства
5
Техника и тактика игры и методы ее совершенствования
Практические занятия:
170
1
Общая физическая подготовка.
50
2
Специальная физическая подготовка
32
3
Изучение и совершенствование технических и тактических умений и навыков.
88
Итого:
170
Содержание курса
Теоретические занятия .
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Практические занятия.
Общая физическая подготовка
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
- Бег.
- Прыжки.
- Метания.
Подвижные игры.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
Подвижные игры.
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Практические занятия по технике нападения
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность, верхняя.
Нападающие удары.
Практические занятия по технике защиты
Действия без мяча. Перемещения и стойки
Действия с мячом. Приём мяча
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади. Система игры.
Контрольные испытания
Сдача контрольных нормативов проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года.
Физическая подготовленность
2.
3.
4.
5.
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м),
в прыжке с места (м)
5,0
11,9
150
35
5,0
7,5
4,9
11,2
170
45
6,0
9,5
Техническая подготовленность
2.
3.
4.
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4
Подача верхняя прямая в пределы площади
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу
4
3
3
8
Календарно-тематический план
Тема занятия
Дата проведения
Кол-во часов
план
факт
1
1.Техника безопасности на занятиях по спортивным играм. 2. Обучение перемещениям волейболиста. З. Обучение верхней передачи мяча двумя руками.
04.09
3
2
1. Физическая подготовка. 2. Обучение перемещениям волейболиста. З. Обучение верхней передаче двумя руками. 4.Учебная игра.
05.09
2
3
1. Развитие быстроты перемещения.2. Обучение верхней передаче. 3. Обучение нижней прямой подаче. 3.Учебная игра.
11.09
3
4
1. Обучение верхней передаче после перемещений. 2. Обучение нижней прямой подаче. З. Изучение тактики первых и вторых передач. 4.Учебная игра.
12.09
2
5
1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча с подачи. З. Тактика первых и вторых передач.
18.09
3
6
1. Обучение приему мяча с подачи. 2. Обучение верхней передаче. 3. Обучение нижней подаче. 4. Ознакомление с основными правилами игры в волейбол.
19.09
2
7
1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с подачи. З. Тактика первых и вторых передач. 4.Учебная игра.
25.09
3
8
1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2. Совершенствование навыков подачи . 3.Учебная игра.
26.09
2
9
1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач
02.10
3
10
1. Совершенствование навыков перемещения 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков” нижней подачи и приема мяча с подачи.
03.10
2
11
1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча.
09.10
3
12
1. Прием и передача сверху. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. З. Обучение прямому нападающему удару.
10.10
2
13
Совершенствование навыка верхней передачи. 2. Обучение приему мяча снизу двумя руками. 3.Обучение прямому нападающему удару. 4.Учебная игра.
16.10
3
14
1. Верхние передачи. 2. Обучение прием мяча снизу двумя руками. З. Обучение прямому нападающем удару 4.Учебная игра.
17.10
2
15
1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение верхней прямой подаче. 3. Обучение прямому нападающему. 4.Учебная игра.
23.10
3
16
1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара. 4.Учебная игра.
24.10
2
17
1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча. 4.Учебная игра.
30.10
3
18
1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара. 4.Учебная игра.
31.10
2
19
1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. З. Совершенствование навыков прямого нападающего удара. 4.Учебная игра.
13.11
3
20
1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с последующим падением З. Совершенствование навыков верхней прямой подачи. 4.Учебная игра.
14.11
2
21
1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину 3.Совершенствование навыка прямого нападающего удара. 4.Учебная игра.
20.11
3
22
1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение защитным действиям. З. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении. 4.Учебная игра.
21.11
2
23
1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение защитным действиям. З. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении.
27.11
3
24
1. Обучение защитным действиям. 2. Совершенствование навыков нижней и верхней прямой подачи. 3. Совершенствование навыков нападающего удара. 4.Учебная игра.
28.11
2
25
1. Совершенствование навыков второй передачи. 2.Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.
04.12
3
26
1. физическая подготовка. 2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении4.Учебная игра.
05.12
2
27
1.Совершенствование навыков второй передачи. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. 3. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 4.Учебная игра.
11.12.
3
28
1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.
12.12
2
29
1.Совершенствование навыков второй передачи. 2. Совершенствование навыков приема мячаснизу и сверху с падением. 3. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 4.Учебная игра.
18.12
3
30
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
19.12
2
31
1. Совершенствование навыков второй передачи. 2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.
25.12
3
32
1. Обучение одиночному блокированию2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.
26.12
2
33
1. Обучение одиночному блокированию. 2. Обучение нападающему удару с переводом влево. З. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий в нападении.
15.01
3
34
1. Обучение одиночному блокированию.2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении 4.Учебная игра.
16.01
2
35
1. Обучение одиночному блокированию. 2. Обучение нападающему удару с переводом влево. З. Тактика первых и вторых передач.
22.01
3
36
1. Обучение одиночному блокированию. 2. Обучение нападающему удару с переводом влево. З. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий в нападении.
23.01
2
37
1. Обучение одиночному блокированию 2. Обучение нападающему удару с переводом влево. 4.Учебная игра.
29.01
3
38
I. Совершенствование навыков блокирования. 2. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. З. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении.
30.01
2
39
1. Обучение одиночному блокированию2. Обучение нападающему удару с переводом влево 3.Учебная игра.
05.02
3
40
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
06.02
2
41
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование навыков нападающего удара, тактика нападающего удара. З. Индивидуальные тактические действия в защите.
12.02
3
42
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
13.02
2
43
1. Совершенствование навыков передачи мяча в прыжке, 2. Совершенствование навыков подачи мяча, З. Совершенствование навыков Нападающего удара. 4. Индивидуальные тактические действия в защите.
19.02
3
44
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
20.02
2
45
1. Обучение индивидуальным и групповые тактическим действиям в нападении. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падение и перекатом в сторону на бедро и спину. З. Совершенствование навыка прямого нападающего удара.
26.02
3
46
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
27.02
2
47
1. Обучение групповым тактическим действиям в защите. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и на спину. 3. Совершенствование навыков одиночного блокирования.
05.03
3
48
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
06.03
2
49
1. Обучение групповым тактическим действиям в защите. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и на спину. 3. Совершенствование навыков одиночного блокирования.
12.03
3
50
1. Совершенствование навыков первых и вторых передач. 2. Обучение приему мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедрои спину. 3. Обучение командным тактическим действиям и защите.
13.03
2
51
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
19.03
3
52
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.
20.03
2
53
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.
03.04
3
54
1. Совершенствование навыков приема мяча с подачи. 2. Обучение групповым тактическим действиям
09.04
2
55
Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи мяча — сильной и нацеленной. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.
10.04
3
56
1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.
16.04
2
57
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.
17.04
3
58
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
23.04
2
59
1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач.
24.04
3
60
1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите.
30.04
2
61
1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Совершенствование навыков подач.
07.05
3
62
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.
08.05
2
63
1. физическая подготовка2. Обучение передаче мяча в прыжке. З. Обучение групповым тактическим действиям в нападении4.Учебная игра.
14.05
3
64
1.Учебно-тренировочная игра с тактическим действиям в нападении.
15.05
2
65
1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение верхней прямой подаче. 3. Обучение прямому нападающему удару.4.Учебная игра.
21.05
3
66
1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите.
22.05
2
67
1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники верхней прямой и нижней прямой подач. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.
28.05
3
68
1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.2 Подведение итогов учебно-тренировочных занятий за год.
29.05
2
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение
1.Площадка волейбольная
2. Сетка волейбольная
3. Мячи волейбольные
4. Мячи набивные
5. Скамейки гимнастические
Литература
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г.
Программный материал по спортивным играм. Волейбол.
Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).
2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Работаем по новым стандартам. - Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. М.,Просвещение, 2012г.
9