СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир вокального искусства» 3 года обучения Для учащихся 1-9 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область: искусство

Вид программы: модифицированная, созданная на основе программы "Мир вокального искусства" издательства "Учитель" г. Волгоград

Тип: дополнительного образования

Направленность программы: художественно-эстетическая

Прогр

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир вокального искусства» 3 года обучения Для учащихся 1-9 классов»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный центр детского творчества»



Программа расмотрена

на заседании педагогического

совета МКУ ДО

Богучарский районный ЦДТ


«___» сентября 20___г.


Утверждаю

Директор МКО ДО

Богучарский районный ЦДТ

__________ Решетникова Т.И.


«___» сентября 20___ г.



ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мир вокального

искусства»

3 года обучения

Для учащихся 1-9 классов

(для детей от 6 до 15 лет)

Образовательная область: искусство

Вид программы: модифицированная

Тип: дополнительного образования

Направленность программы: художественно-эстетическая



Хрипченко Екатерина Викторовна,

педагог ДО,

Руководитель детского ансамбля

«Смайл»


Содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ 17

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 26


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.

Обоснование актуальности и необходимости создания программы «Мир вокального искусства» заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский ансамбль является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Актуальность реализации программы «Мир вокального искусства» заключается в том, что занятия по вокалу дают одинаковые возможности детям:

  • проявить свои творческие способности;

  • быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса;

  • принимать участие в школьных и внешкольных мероприятиях;

  • накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар;

  • снимать физические и психические перегрузки.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.


      Новизна программы заключается в том, что:

  • формирование первоначальных  вокально-ансамблевых навыков и умений у детей  включают в себя изучение элементов музыкальной грамоты и терминологии; дети свободно исполняют выбранные произведения;

  • в условиях кружка дети обучаются вокалу с элементами эстрадного пения, также имеется возможность в организации малых исполнительских форм (дуэты, трио), ансамблей;

  • расширяются познания в области музыкального искусства, создаются благоприятные условия для творческой деятельности;

  • произведения  исполняются как под аккомпанемент инструмента, так и под фонограммы;

  • популяризация  эстрадного  искусства в школьной среде и за ее пределами  дает возможность привлечь в творческую деятельность как можно больше детей с различной степенью подготовленности и одаренности;

  • развивать успешность детей через воспитание уверенности. Участвуя  в концертной  деятельности, учащиеся имеют возможность получить дополнительные вокальные навыки, что поможет им в жизни при выборе профессии.

Цель программы.

Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- формирование вокально-ансамблевых навыков и умений;

- певческая установка;

- дыхание; звукообразование;

- звуковедение; фразировка;

- строй; ансамбль;

- качество звука (тембр);

- ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты и специальной
терминологией

Развивающие:

- развитие индивидуальных и творческих способностей детей;

- эстетического и художественного вкуса;

- развитие музыкального слуха;

- артистизма;

- музыкальности;

Воспитательные:

- воспитание общей и музыкальной культуры детей;

- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникабельности;

- организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;

- побудить учащихся к творческой активности.
Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к вокалу;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Особенностью программы является:

  • добровольность и свобода выбора репертуара;

  • на основе собеседования учащиеся могут быть переведены на 2-3 год обучения;

  • сотрудничество, взаимопонимание,  педагогическая поддержка.

 Поэтому реализация данной программы является целесообразной и педагогически оправданной.

   Организация и содержание учебного процесса

Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:

- слушание музыки, беседы;

- элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология);

- вокально-хоровые упражнения (распевания);

- работа с микрофонами, фонограммами;

- формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление);

- концертная деятельность;

- культурно-массовая работа.

Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий — репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая  программа, смотр, отчет. Основной формой работы с учащимися является индивидуальное и групповое занятие.

Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты.

Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам.

Программа «Мир вокального искусства» предусматривает гибкость в изучении того или иного материала.

Подбор репертуара в детском вокальном коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам:

  1. Произведения, предназначенные для разучивания, в своем изначальном подходе, должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными солисту или вокальной группе.

  2. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами.

  3. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности детей. 

  4. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен народными песнями, сочинениями русских композиторов, произведениями композиторов-песенников советского периода и современниками.

Программа будет успешно реализована:

- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.


Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа «Мир вокального искусства»

Программа рассчитана на три года обучения – младшая, старшая и концертная группа.

Младшая группа – первый год обучения – это дети 6-9 лет, старшая группа второй год обучения – дети 9-11 лет, концертная группа – 11-14 лет.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Группа занимается 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 70 занятий в старшей группе 68 – в младшей; соответственно 140 и 136 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в ансамбле не более 12 человек.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

Начинаются занятия с 10-15 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.

В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Работа над репертуаром - трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первые двадцать минут обычно идет разучивание мелодии.

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации. Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

В первые годы обучения (особенно в младшей группе) воспитанники иногда могут, занимаются пением индивидуально 1 раз в неделю по 20 минут. Можно объединять двух певцов, тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность одному из участников делать небольшие перерывы. В этот период индивидуальные занятия сочетаются с занятиями вокального ансамбля.

В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.

Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса.

Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.

Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. В течение года:

  1. Младшая группа может осилить 12-15 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;

  2. Старшая группа может выучить в год до 15 новых песен разного характера и содержания, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что воспитанники в этот период мутируют, их голоса требуют особой заботы;

  3. Концертная группа (если она уже окрепла) может подготовить 15 - 20 новых произведений. При этом необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, более «взрослых», написанных в современном ключе. Но при отборе репертуара обязательно должен учитываться постмутационный период, характерный для этого возраста.


При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на учебную программу может сократится. Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.



Учебно-тематический план
(«Звучащий мой голос» - 1 год обучения)


Цель обучения: развитие базовых музыкальных способностей.


№ п/п

Тема занятий

Часы

Всего

Теория

Прак-тика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2



Вокально-хоровая работа




2


Прослушивание голосов

2


2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

18

2

16

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

унисон

15

1

14

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

10

1

9

9

Дикция

6

1

5

10

Двухголосие

4

1

3

11

Работа с солистами

8


8

12

Сводные репетиции

14


14


Музыкально-теоретическая подготовка




13

Основы музыкальной грамоты

6

2

4

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

8

1

7

15

Развитие чувства ритма

6

1

5


Теоретико-аналитическая работа




16

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1


17

Народное творчество

4

1

3

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

2


19

Беседа о творчестве современных

композиторов

2

2


20

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

2



Концертно-исполнительская деятельность




21

Открытый урок для родителей

2


2

22

Праздники, выступления

14


14

23

Экскурсии, концерты, театры

8


8

ИТОГО:

144

23

121



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 год обучения)


В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

  • основы музыкальной грамоты;

  • познакомиться с народным творчеством, вокальной музы­кой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое кра­сивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговари­вая слова песни;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;

  • к концу года показывать результат элементов двухголосия.



Учебно-тематический план
(«Могу красиво петь уже» - 2 год обучения)


Цель обучения: индивидуальное певческое развитие, обучение умению петь в ансамбле, формирование певческой культуры.


№ п/п

Тема занятий

Часы

Всего

Теория

Прак-тика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2



Вокально-хоровая работа




2


Прослушивание голосов

2


2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

18

2

16

5

Дирижерские жесты

1


1

6

Унисон

10

1

9

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

8

1

7

9

Дикция

5


5

10

Двухголосие

6


6

11

Работа с солистами

10


10

12

Сводные репетиции

14


14


Музыкально-теоретическая подготовка




13

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

9

1

8

15

Развитие чувства ритма

7

2

5


Теоретико-аналитическая работа




16

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2


17

Народное творчество



2

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

2


19

Беседа о творчестве современных

композиторов

2

2


20

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

2



Концертно-исполнительская деятельность




21

Открытый урок для родителей

2


2

22

Праздники, выступления

18


18

23

Экскурсии, концерты, театры

10


10

ИТОГО:

144

20

124


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;

  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

  • жанры вокальной музыки;

уметь: .

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • точно повторить заданный звук;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • правильно показать самое красивое индивидуальное звуча­ние своего голоса;

  • петь чисто и слаженно в унисон;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

  • дать критическую оценку своему исполнению;

  • к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;

  • принимать активное участие в творческой жизни вокально­го коллектива.






Учебно-тематический план
(«Звучит, поет моя душа» - 3 год обучения)


Цель обучения: формирование индивидуальной певческой культуры


№ п/п

Тема занятий

Часы

Всего

Теория

Прак-тика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2




Вокально-хоровая работа




2


Прослушивание голосов

2


2

3

Распевание

4

1

3

4

Дыхание

18

1

17

5

Унисон

2

1

1

6

Вокальная позиция

15

1

14

7

Дикция

4

1

3

8

Звуковедение

10

1

9

9

Двухголосие

6

1

5

10

Работа с солистами

4

1

3

11

Сводные репетиции

14


14


Музыкально-теоретическая подготовка




12

Элементы музыкальной грамоты

6

1

5

13

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

8

1

7

14

Развитие чувства ритма

6

1

5


Теоретико-аналитическая работа




15

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1


16

Беседа о народном творчестве

6

1

5

17

Беседа о творчестве современных

композиторов

1

1



Концертно-исполнительская деятельность




19

Праздники, выступления

29


29

20

Экскурсии, концерты, театры

6


6

ИТОГО:

144

20

124


Основные требования к знаниям, умениям в навыкам
(3-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:

  • основные типы голосов;

  • жанры вокальной музыки;

  • типы дыхания;

  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

  • реабилитация при простудных заболеваниях;

  • образцы вокальной музыки русских и зарубежных компо­зиторов, народное творчество;

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • петь несложные двухголосные каноны;

  • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интона­ции, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

  • исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубеж­ных композиторов, народное творчество.


Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, технически­ми средствами, разнообразный репертуар, большой объем сце­нической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные рас­певки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.

Дети этого года принимают активное участие во всех кон­цертах, конкурсах, фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъем­лемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обу­чения.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В программе выделены следующие направления:

  1. Вокально-хоровая работа.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка.

  3. Теоретико-аналитическая работа.

  4. Концертно-исполнительская деятельность.


Вводное занятие.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

I. Вокально-хоровая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так; при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

-стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы
во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.


Распевание.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  1. разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

  2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармомического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться
обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например,
русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие.

Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания
можно сформулировать так:

- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывностии протяжности общего звучания хора.

Дирижерские жесты.

Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.

Дирижерские указания педагога обеспечивают:

- точное и одновременное начало (вступление).

- снятие звука.

- единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).

- единообразное звуковедение (legato, поп legato).

- выравнивание строя.

- изменение в темпе, ритме, динамике.


Унисон.

В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться
со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается,
нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком
звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.

Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная
позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звуковедение.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м».

Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубообеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему
звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Начало двухголосного пения.

Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение
голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновремен-
ном звучании другой.

Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым, ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

II. Музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных произведений.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.

Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.

Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.

Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли
такта.

Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;

б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов - ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).

Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:

выше, высокие слоги («динь-динь»);

чуть ниже («дан-дан»);

еще ниже («дон-дон»).

Развитие чувства ритма.

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

Темп - степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.

Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.


III. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него го, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Народное творчество как основополагающее звено любой культуры - особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения - все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.


IV. Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на
своих классных праздниках, родительских собраниях. Отчетный концерт - это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагога.




ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ


Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

- беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.


Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.


Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.


В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.

В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.











Минимальное материально-техническое обеспечение, необходимое

для реализации программы


Наименование

Кол-во

Цена

Общая стоимость,

руб.


1

Звукоусилительная аппаратура:




2

Микшерный пульт

1 шт.

23000,0

23 000,0

3

Сетевые и коммутационные провода

1

комплект

6 000,0

6 000,0

4

Акустическая система (колонки)

2 шт.

20990,0

41980,0

5

Радиосистемы (микрофоны)

3 шт.

16630,0

49890,0

6

Динамический микрофон

3 шт.

6500,0

19500,0

7

Микрофонная стойка («журавль»)

4 шт.

2 400,0

9600,0

8

Ноутбук

1 шт.

30 000,0

30 000,0

9

Принтер

1 шт.

6 000,0

6 000,0

10

Карта памяти

2 шт.

1 000,0

2 000,0

11

Батарейки для радиомикрофонов

30 шт.

35,0

1 050,0

12

Бумага для принтера

3 шт.

250,0

750,0


Итого:

189770,0


Наполняемость группы - 15 человек

На одного обучающегося в год – 12651,0



Для реализации программы также может потребоваться следующее

материально-техническое обеспечение


Наименование

Кол-во

Цена

Общая стоимость,

руб.

1

Транспортные расходы для поездок на конкурсы, фестивали, концерты

1 в год


15 000

2

Сценические костюмы

15

Комплектов



3000,0

45 000


Итого:

60 000


Наполняемость группы –

15 человек

На одного обучающегося в год 4000,0




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для преподавателя


  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

  2. Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.

  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

  4. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.

  5. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

  6. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

  8. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.

  9. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15, Москва, 1982 год.

  10. Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.

  11. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
    школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.


Литература для детей:


  1. Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.

  2. Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.

  3. Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.

  4. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.

  5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.

  6. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.

  7. Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.

  8. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.


Список литературы, рекомендуемой родителям:

  1.  «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.

  2. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И.Юдина М.«Аквариум»

  3. «Музыкальное воспитание детей» Н.Н.Доломанова М. «Сфера» 2009г.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Подготовка вокального аппарата


Физические упражнения.


1. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам. Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.

2. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах.

Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз (гамма - поступенное движение вверх и обратно).

3. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.


Упражнения для начинающих вокалистов


Упражнение 1.

Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми. Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем|
снова.

Упражнение 2. Вокальное упражнение.

Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка. При каждом произношении слога
кончик языка активно прилегает к верхним зубам.

Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2-3 ноты).


Упражнение 3.

После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует
очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.


Упражнение 4.

Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог
«на» нараспев, очень лениво.

Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.




Упражнение 5.

Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы - туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо. Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.


Упражнение 6.

Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2-3 ноты (октава + 2-3 ноты).

Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.

Запомните! Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова - потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.


Упражнения на формирование ощущений резонаторов


(Упражнения даются в начале занятия.)

Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.

Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.

В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием


(Рекомендуется выполнять 2-3 минут.)

Короткий вдох.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1,2,3,4,5 и т.д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.


Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.


Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2-3 сек., затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положение вдоха.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 3





















ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Техника работы с микрофоном


 Эстрадный вокал подразумевает пение в микрофон и чтобы использовать все его возможности вокалист должен владеть техникой работы с микрофоном, знать все плюсы и минусы данного прибора.

Учитывая то, что на подавляющем большинстве концертов аппаратура и квалификация звукооператоров далека от идеала, эстрадный вокалист, безусловно, должен владеть техникой работы с микрофоном. Ведь зрителю и жюри не важно, кто виноват в плохом звучании - оператор, аппаратура или сам исполнитель. Неумение работы с микрофоном способно свести на нет прекрасную вокальную технику. А способность извлечь из любой аппаратуры максимально качественный звук даёт исполнителю большое преимущество перед теми исполнителями, которые надеются на дядю за пультом и тётю за кулисами, которая вовремя подаст уже включенный микрофон. Умение работы с микрофоном на сцене гораздо важнее, чем в студии, где, как правило, более качественная аппаратура, всегда можно сделать несколько дублей и получить консультацию специалиста.

Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на сцене имеет дело с концертным микрофоном для солистов.

Концертные микрофоны для солистов бывают двух типов – кабельные и радио. В настоящее время радиомикрофоны практически вытеснили кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют использования стоек, загромождающих сцену. Радиомикрофоны бывают ручные (которые исполнитель держит в руках) и головные (которые крепятся на голове исполнителя). Далее речь пойдёт о работе с ручным концертным радиомикрофоном (далее по тексту – микрофон).

 Микрофон – очень нежный прибор, для которого достаточно лишь одного падения или удара, чтобы его характеристики изменились в худшую сторону. Поэтому он требует очень бережного и внимательного обращения. Ни в коем случае нельзя дуть в микрофон или стучать по нему рукой, чтобы проверить работоспособность. Это может привести к деформации мембраны и выходу микрофона из строя.


Основные проблемы с микрофоном на сцене


Различные проблемы, которые могут возникнуть у исполнителя с микрофоном на сцене, можно объединить в несколько основных групп:

1. Включение микрофона

2. «Заводка» микрофона

3. Тембр звука

4. Искажения звука

5. Посторонние шумы


Включение микрофона


Как правило, во время концерта на сцене присутствует человек, в обязанности которого входит своевременная подача микрофона очередному исполнителю. Но, нередки случаи, когда микрофон оказывается выключен. И это выясняется только тогда, когда исполнитель уже начинает петь. Следуя принципу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», необходимо знать, как включаются микрофоны.

Самыми распространёнными на сегодняшний день, являются микрофоны фирм Shure и AKG. На фото стрелками указано положение переключателей для их включения.

У микрофонов Shure во включённом состоянии должен светиться индикатор зелёного цвета. Если кроме него светится ещё и красный, значит, батарея разряжена, и этот микрофон лучше не брать.


      У микрофонов AKG индикатор включения красного цвета. Он кратковременно загорается только в момент включения микрофона. О состоянии батареи можно судить по времени свечения индикатора – чем оно короче, тем лучше батарея. Если после включения индикатор светится постоянно, значит, батарея почти полностью разряжена.



Степень зарядки батареи микрофона влияет на качество звука и надёжность радиосвязи с приёмником, поэтому выбирайте микрофон со свежей батареей.

Когда микрофон уже у Вас в руках и Вы проверили положение переключателей, чтобы окончательно убедится в работоспособности микрофона, произнесите в него звук «Ц». Этот звук будет Вам хорошо слышен из колонок и, в то же время, не привлечёт к себе внимания окружающих.

  После выступления не выключайте микрофон! Не осложняйте жизнь следующему исполнителю. Не кладите микрофон куда попало, а отдайте в руки ответственному или очередному участнику концерта.

«Заводка» микрофона


«Заводка» или «возбуждение» микрофона – это возникновение акустической обратной связи на определённой частоте между микрофоном и акустическими системами (звуковыми колонками). Она проявляется как противный писк или гул.

Чтобы избежать «заводки», в то время, когда микрофон не используется по прямому назначению (выход на сцену, пока звучит вступление, проигрыш, уход со сцены), его нельзя опускать ниже уровня пояса.


В процессе выступления не подходите слишком близко к мониторам (акустические системы, направленные на исполнителя). Оптимальное местоположение певца на сцене во время номера – на линии занавеса.

Если микрофон всё же «завёлся», ни в коем случае не закрывайте его рукой – писк только усилится! Скорее отверните микрофон от акустических систем.


Тембр звука


 Тембр звучания микрофона сильно зависит от его положения относительно рта исполнителя. В отличие от бытовых микрофонов караоке, профессиональные эстрадные микрофоны имеют более низкую чувствительность и узкую диаграмму направленности. Частотная характеристика значительно меняется с расстоянием. Чем дальше от губ находится микрофон, те меньше в звуке низких частот, которые создают опору звучанию, тем более резко и плоско звучит голос. Особенно это существенно для детского голоса, в котором всегда недостаёт низкочастотной составляющей. Наилучший звук достигается при расстоянии от губ 0,5 - 2 см.

Положение микрофона относительно рта также очень существенно влияет на звук. Многие, насмотревшись по TV выступлений звёзд эстрады, пытаются копировать такую манеру манипулирования микрофоном. Но дело в том, что 100% TV концертов проходит под плюсовую фонограмму и, что бы ни вытворял певец с микрофоном, на звук это никак не повлияет. Другое дело – выступление «вживую». Наиболее правильное с точки зрения звучания положение микрофона – почти горизонтальное, с небольшим отклонением вниз.



Некоторые предпочитают отклонение вверх, считая, что это более стильно. На звук это не влияет, но приводит к появлению таких фотографий:



Работая с детьми, чтобы добиться правильного положения, я предлагаю им представить, что нижняя часть микрофона – это фонарик, который надо всегда направлять на зрителей. Для маленьких детей радиомикрофон – довольно тяжёлая вещь. Во время выступления они пытаются прижать локоть руки, в которой держат микрофон, к груди – так легче справиться с весом. А это приводит к неправильному дыханию и изменению положения микрофона. Поэтому на репетициях, даже если нет микрофона, пусть держат в руке какой-либо похожий по форме и весу предмет.

Правильная хватка не даст микрофону выскользнуть из руки и обеспечит надёжную фиксацию нужного положения. Во время выступления, особенно у детей, от волнения ладони рук становятся влажными. Если держать микрофон несколькими пальцами, есть большой риск его уронить и при движениях он будет постоянно смещаться относительно рта, что приведёт к провалам звука.




    

Держите микрофон всей кистью и старайтесь, чтобы при движениях и поворотах головы во время номера, он был словно приклеенным к Вашим губам. Во время проигрыша микрофон лучше всего прижать к груди.





Искажения звука


       Внимательно послушайте, как поёт предыдущий участник концерта. Если у него подача значительно слабее Вашей, звукооператор добавит усиление, а после номера, возможно, не вернёт его к нормальному значению. Поэтому в начале Вашего выступления не форсируйте звук, т.к. это может привести к искажениям и оглушить зрителей и жюри. Дайте немного времени звукооператору сделать свою работу.

При пении в микрофон надо смягчать атаку взрывных согласных звуков «П» и «Б», иначе эти звуки будут очень сильно выделяться, а при достаточно мощном усилении вообще будут восприниматься, как удар. Это достигается практикой, поэтому в микрофон надо петь не только на концертах, но и на репетициях.

Не кричите в микрофон. Если этого требует постановка Вашего номера, во время очень громкого открытого звука немного отодвиньте микрофон (на 1-2 см.) от нормального положения. Но не переусердствуйте, иначе вместо акцента в вашей песни может получиться провал звука. Вообще, не злоупотребляйте этим приёмом, прибегайте к нему лишь в случае крайней необходимости.


Посторонние шумы


Находясь за кулисами в ожидании своего номера, особенно если у Вас в руках уже включенный микрофон, не разговаривайте, не комментируйте другие выступления. Даже если Вам ничего не слышно, зрители в зале вполне могут всё услышать.

Во время номера старайтесь избегать трения микрофона об одежду. Перекладывание микрофона из одной руки в другую, если этого требует постановка, делайте мягко и осторожно. Предлагая зрителям поддержать Вас аплодисментами, не хлопайте по микрофону – просто имитируйте движения, не касаясь его.

Если позволяет время и администрация, очень желательно до концерта опробовать звучание микрофона, дать указания звукооператору по балансу громкости фонограммы, типу (холл, дилэй) и глубины эффекта для голоса. Запомните микрофон, в который Вы проводили настройку (как правило, они имеют какие-либо разноцветные метки) и перед выступлением выберите именно его.

При умелом обращении, микрофон из неудобного и отвлекающего предмета превратится в Вашего доброго и привычного помощника на сцене.













ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Рекомендации при простудных заболеваниях:
как беречь голосовой аппарат от заболеваний


- Во время болезни пить как можно больше теплого питья.

- Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным мас­лом.

- Делать компрессы на горло: а) из смеси водки с раститель­ным маслом;

б) из медовой лепешки (мед с мукой).

- Полоскать раствором соли, соды и йода.

- Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.

- Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.

- При сильном простудном кашле хорошо делать карто­фельные, масляные и эвкалиптовые ингаляции.

- Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать середину, положить пару ложек меда и дать настояться до получения жидкости внутри).

- Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.

- Самое главное - закрыть рот и МОЛЧАТЬ!


































ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

(рекомендации для учащихся)



  • Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сце­ну, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.

  • Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надето­го вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».

  • Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выгля­деть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

  • Состояние перед выходом на сцену сравнивается с пове­дением скаковой лошади перед стартом. Это состояние воз­вышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко под­нятой головой.

  • Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

  • Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавли­вается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздох­нуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка - это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.

  • Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.

  • Ведите себя в паузах между произведениями интелли­гентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.

  • Не кланяйтесь в низком реверансе - это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.

  • Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каж­дого произведения.

  • Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.

  • Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.

  • Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.










33