СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому по русскому языку предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один год обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»

Пояснительная записка

Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-ого класса и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за один год обучения.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ), сориентировать учащихся на социально-гуманитарный профиль обучения в 10 классе.

Задачи курса: знакомство учащихся с основными требованиями к написанию сжатых изложений и сочинений; формирование навыков написания сочинения на заданную тему; обогащение и расширение знаний учащихся, повышение культуры речи. обогащение словарного запаса. обучение нормам литературного языка. обогащение грамматического строя речи. формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. теоретическое и практическое освоение сочинений разных жанров. подготовка к практическому выходу учащихся со своими работами. проведение диагностики для выбора профиля в старших классах. Основные знания, умения и навыки Умение различать тему и идею сочинения. Освоение способов раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Составление простого и сложного плана. Умение составлять тезисы и конспекты. Навыки по культуре оформления рукописи (библиография, аннотация, цитаты, ссылки, их оформление). Умение собирать материал по литературным источникам. Знания по совершенствованию написанного. Освоение приёмов правки рукописи. Совершенствование знаний о сочинениях разных жанров. Закрепление навыков по написанию сочинений разных жанров.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного курса учащийся должен знать:

–технологию построения сочинения;

– виды вступлений и заключений;

– основные жанры сочинений;

– основы анализа поэтического текста;

– основы анализа прозаического текста

– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение на заданную тему – писать сочинения различных жанров;

– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

– формулировать свое отношение на основе проведённого анализа;

– предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;

– работать со словарями различных типов.



Практический выход

- Совершенствование и систематизация знаний, умений и навыков в написании сочинений разных жанров.

- Начальная подготовка к Единому государственному экзамену.

- Корректирование пробелов в знаниях обучающихся.

- Участие в школьных, районных и областных конкурсах, олимпиадах, выступления на учебнопрактической конференции.

Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения элективного курса в 9 классе отводится 34 часа.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Устная часть.

(8 часов, из них 1 час – проверка техники чтения)

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Выразительное чтение художественного текста. Работа с текстом, отработка скорости чтения. Проговаривание слов, окончаний слов, правильная постановка ударений. Выделение слов при чтении логически (интонацией, голосом). Знакомство с алгоритмом создания монологического высказывания, его композицией. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Обучающийся должен овладеть всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог. Описание картины или фотографии. Тренировочные задания по различным темам (музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби).

Учебный материал программы организован в три модуля:

Раздел 2. Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщѐнной передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажѐн авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текст

Задания с кратким открытым ответом

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами

Сочинение

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Устная часть.

Устная часть по русскому языку состоит из трех заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты. В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов. В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определѐнную тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута. Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное устное высказывание в соответствии с типом речи.

Тематическое планирование

Тематическое планирование. Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Введение – 1 час Знакомство с нормативной базой ОГЭ, демоверсией, структурой и содержанием экзаменационной работы.

Раздел 1 Сжатое изложение (7 часов, из них 1 час - практическая работа)

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приѐмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Раздел 2. Сочинение (11 часов, из них 1 час - практическая работа)

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 3. Языковой анализ текста.

(7 часов, из них 1 час - практическая работа)

Работа с тестами, заполнение бланков.

Раздел 4. Устная часть.

(8 часов, из них 1 час – проверка техники чтения)

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Выразительное чтение художественного текста. Работа с текстом, отработка скорости чтения. Проговаривание слов, окончаний слов, правильная постановка ударений. Выделение слов при чтении логически (интонацией, голосом). Знакомство с алгоритмом создания монологического высказывания, его композицией. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Обучающийся должен овладеть всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог. Описание картины или фотографии. Тренировочные задания по различным темам (музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби).

Учебный материал программы организован в три модуля:

Модуль 1

Учимся писать сжатое изложение

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нѐм микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное.

Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию. Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.). Выделение главного в тексте (концепта), составление плана, отражающего развертывание текста, выявление опорных (ключевых) слов, сжатие информации, ее преобразование в графическую, табличную, тезисную форму и т.д. – эти общеучебные действия целенаправленно и последовательно воспроизводятся при работе со сжатым изложением и выступают как необходимые условия для успешного решения речевых задач, связанных с пониманием исходного текста и продуцированием собственного высказывания

Модуль 2

Учимся писать сочинение.

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка(исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.

Модуль 3

Языковой анализ текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (Задания 2 - 3) и задания с кратким ответом (Задания 4 – 14). Два задания с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи. Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами

Модуль 4

Устная часть.

Эта часть экзаменационной работы состоит из трѐх заданий: 1 задание: выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена), которое оценивается 3 баллами. 2 задание состоит из двух частей: 1) описание фотографии (монологическая речь); 2)диалог с другом или учителем или условный диалог с компьютером. (максимально -10 баллов) 3 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения устной речью.



































Календарно – тематическое планирование



п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли-чество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата проведения занятий

Планируемая

Факти

ческая


1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Структура и содержание КИМов. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

Урок новых знаний

1

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.





Устная часть






2

Знакомство с демоверсией, структурой и содержанием устной части работы. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

Урок-практикум

1

Выразительное чтение художественного текста. Работа с текстом,

отработка скорости чтения.



3

Проговаривание слов, окончаний слов, правильная постановка ударений. Выделение слов при чтении логически (интонацией, голосом).

Урок-практикум

1

Выразительное чтение художественного текста. Работа с текстом, отработка скорости чтения, правильной постановки ударений. Выделение слов при чтении логически (интонацией, голосом



4

Проверка техники чтения.

Урок-практикум

1

Самооценка.



5

Спонтанная (неподготовленная) речь. Знакомство с алгоритмом создания монологического высказывания, его композицией. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.


Урок контроля

1

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи



6

Устное описание картины или фотографии.

Урок-практикум

1

Тренировочные задания по различным темам (музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби).




Изложение






7

Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения

Урок-практикум

1

Работа с текстом, определение микротемы исходного текста.



8

Основные приѐмы компрессии исходного текста. Отработка приѐма исключение.

Урок-практикум

1

Работа с текстом, отработка основных приѐмов компрессии исходного текста.



9

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Урок-практикум

1

Создание собственного текста изложения, оценивание работы



10

Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание сжатого изложения.

Урок-практикум

1

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.



11

Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

Урок-практикум

1

Работа над ошибками.




Сочинение.






12

Структура сочинения-рассуждения.



Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.



13

Формулируем тезис.

Урок-практикум

1

Отработка навыка формулирования тезиса.



14

Аргументы в сочинении-рассуждении

Урок контроля

1

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.



15

Заключение сочинения рассуждения. Практическое занятие

Урок новых знаний

1

Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.



16

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Критерии сочинения.


Урок-практикум

1

Работа с открытым банком заданий, подбор аргументации



17

Практическая работа. Сочинение рассуждение на лингвистическую тему

Урок-практикум

1

Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.




18

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии сочинения.


Урок-практикум

1

Написание сочинения на тему, связанную с анализом текста.




19- 21

Сочинение рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Урок-практикум

1

Написание сочинения на тему, связанную с анализом текста




Часть 2






22

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Урок-практикум

1

Работа с тестом, заполнение бланков



23

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

Работа

Урок-практикум

1

Работа с тестом, заполнение бланков



24

Правописание приставок. Слитное,

дефисное, раздельное написание

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



25

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных

окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



26

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.


Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



27

Словосочетание.

Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



28

Осложнѐнное простое предложение

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



29

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



30

Синтаксический анализ сложного предложения.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



31

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочинѐнном и сложноподчинѐнном предложениях.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



32

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



33

Практическое занятие. Выполнение теста.

Урок-практикум

1

Работа с тестом. Заполнение бланков



34

Зачетное занятие.

Урок-практикум

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!