СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Основы редактирования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель курса - содействовать формированию практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте).

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы старшеклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Основы редактирования"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чукреевская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ________ Л.П. Майорова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ»

11 класс





Составитель:

Верховод Ксения Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

1 кв. категории












с. Чукреевское

2020 г.

Пояснительная записка

Редактирование — это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается

программой по развитию речи учащихся.

Развить речь, научить владеть словом — значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, создание текста, работа над совершенствованием написанного — это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

Основная цель курса - содействовать формированию практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте).

Цель определила следующие задачи курса: 1) формирование умений правильной, точной, богатой, яркой, выразительной речи; 2) формирование практических навыков совершенствования, написанного; 3) выработка собственного стиля при создании текстов разных жанров, опираясь на знания основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного.

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы старшеклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Программа курса для 11 класса «Основы редактирования» рассчитана на 34 часа, что соответствует утверждённому учебному плану школы на 2020 – 2021 учебный год.

Требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • приемы правки рукописи (черновика);

  • особенности редактирования текстов разных стилей;

  • основные признаки текста, способы связи предложений в тексте;

  • нормы грамматической сочетаемости, приемы устранения в тексте грамматических, речевых и лексических ошибок;

  • нормы литературного языка.

Уметь:

  • исправлять грамматические ошибки и речевые недочеты;

  • пользоваться словарями и справочниками в процессе редактирования текста;

  • выполнять лингвостилистический анализ текста;

  • использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения;

  • излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно.



Содержание программы

Введение (1 ч)

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование. Совершенствование написанного. Приемы правки рукописи (черновика).

Как строится текст (4 ч)

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин). Типы речи. Стили речи. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных). Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Синтаксические средства межфразовых связей. Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).

Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение (9 ч)

Нарушения норм грамматической сочетаемости: нарушения согласования, нарушения управления. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Ошибки в построении предложений с однородными членами. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в предложениях с косвенной речью. Нарушение границ предложения. Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола. Употребление полной формы прилагательного вместо краткой. Употребление краткой формы прилагательного вместо полной. Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия. Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова себя, свой). Неудачное употребление личных и указательных местоимений. Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Неудачный порядок слов. Неумелое цитирование. Бедность и однообразие синтаксического строя текста. Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

Приемы устранения речевых ошибок (недочетов) (4 ч)

Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста. Приемы устранения в тексте неоправданных повторов: 1) замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений, перифраз; 2) усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений, осложненных однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений). Лингвостилистический анализ текста.

Культура речи. Речевые ошибки (6 ч)

Культура речи как сложное и многоаспектное понятие. Качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность, хорошее знание фактического материала); правильность (владение нормами литературного языка); точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой). Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний, предложений, текста, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи). Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Речевые недочеты.

Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные, стилистические).

Лексические ошибки (недочеты) и их исправление (9 ч)

Употребление слова в несвойственном ему значении. Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов). Нарушение лексической сочетаемости.

Неоправданное повторение одного и того же слова. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов. Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов. Употребление лишних слов (плеоназм, многословие). Неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др.).

Резерв (1)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Дата

Тема урока

Количество часов


Введение

1 ч

1

Совершенствование написанного. Приемы правки рукописи.

1


Как строится текст

4 ч

2

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Основные признаки текста.

1

3

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

1

4

Средства межфразовых связей.

1

5

Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки.

1


Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение

9 ч

6

Нарушения норм грамматической сочетаемости.

1

7

Ошибки в построении предложений с однородными и обособленными членами предложения.

1

8

Ошибки в построении сложного предложения. Нарушение границ предложения.

1

9

Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола.

1

10

Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.

1

11

Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий.

1

12

Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности. Неудачное употребление личных и указательных местоимений.

1

13

Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста.

1

14

Неудачный порядок слов. Неумелое цитирование.

1


Приемы устранения речевых ошибок (недочетов)

4 ч

15

Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста.

1

16

Приемы устранения в тексте неоправданных повторов.

1

17-18

Лингвостилистический анализ текста.

2


Культура речи. Речевые ошибки

6 ч

19

Культура речи как сложное и многоаспектное понятие.

1

20

Качества хорошей речи: содержательность, правильность, точность.

1

21

Речевые ошибки.

1

22

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

1

23-24

Виды речевых ошибок и недочетов.

2


Лексические ошибки (недочеты) и их исправление

9 ч

25

Употребление слова в несвойственном ему значении.

1

26

Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

1

27-28

Нарушение лексической сочетаемости.

2

29

Неоправданное повторение одного и того же слова. Употребление рядом однокоренных слов.

1

30

Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

1

31

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.

1

32

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

1

33

Неправильное употребление фразеологизмов.

1


Резерв

1 ч

34

Резерв.

1


Список литература

  1. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. — М., 1977.

  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988. (Любое последующее издание.)

  4. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком (О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ). — М., 2000.

  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1982.

  6. Жбанкова Т.С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением местоимений // РЯШ. — 1980. — № 1.

  7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1983.

  8. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. — М., 2005.

  9. Лосева Л.М. Как строить текст. — М., 1980.

  10. Мамушин В.Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля» // РЯШ. — 1990. — №1.

  11. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. — М., 1980.

  12. Москальская О.И. Грамматика текста. — М., 1980.

  13. Одинцов В.В. Стилистика текста. — М., 1980.

  14. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 1976.

  15. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. — М., 2006. (Все последующие издания.)

  16. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования — М., 1980.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!