ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО КУРСА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Составила
Белова Наталия Викторовна,
учитель истории
Актуальность программы «Историческое краеведение» обусловлена недостаточностью программ по истории малой Родины. Важно прививать детям любовь к своему родному краю посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев.
Целью программы является приобщение обучающихся к истории малой Родины, к усвоению исторических знаний, расширяющих кругозор обучающихся.
При проведении занятий используются различные методы: беседа, рассказ, игра и т.д. Они способствуют развитию мышления, умению делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются музейные экспонаты, библиографические записи, фотографии, картинки и прочее
Результат. Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности - наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам
Ключевые слова: краеведческая работа, патриотизм, интеллектуальное развитие, наследие, эмоциональная отзывчивость.
Обоснование проблемы
Предмет история рассматривается в школе как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала. Работа на уроках, внеклассная работа очень тесно взаимосвязаны между собой и составляют целостный воспитательный процесс. И краеведческая работа становится органической частью обучения. Она позволяет расширить кругозор обучающихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий.
Задачи программы
Углублять и расширять знания, полученные школьниками на уроках, обогащать их новыми знаниями отражающие различные стороны жизни села в разное время.
Развивать интерес к истории села через разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных обучающимся.
Развивать умственные способности обучающихся, интерес к краеведению.
Использовать различные источники познания – предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.
Развивать интеллектуальные и практические умения обучающихся.
Уметь пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, проектах, схемах.
Воспитывать гражданско-патриотические качества личности - коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.
Объект программы учащиеся 5-6 классов.
Условия реализации программы
Место проведения основных занятий: ГУ «Шишкинская средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района.
Количество участников: в зависимости от формы и вида занятий, от 5 до 10 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.
Основные формы
Стандартные – развивающие групповые и индивидуальные занятия.
Нестандартные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки, мини – проекты.
Введение. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой курса.
1. Понятие о предмете историческое краеведение (4 часа)
Задачи: Дать детям представление о предмете исторического краеведения .
Познакомить детей с образом жизни людей нашего края.
Вызвать у детей интерес к прошлому родного края.
Помочь составить
генеалогическое древо семьи.
«С чего начинается Родина?». Понятие о предмете историческое краеведение.
История предков, поколений.
История отдельного человека.
Проект «Генеалогическое древо».
2. Наш край. (4 часа)
Задачи: Прививать учащимся чувства любви к родине и гордости за ее прошлое.
Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
Моя Родина - Казахстан.
История родного края.
История села. Проект.
Экскурсия.
3. Что такое топонимика. (4 часа)
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения названия села
Прививать интерес к родному краю, поисковой работе, истории края.
Воспитывать чувство патриотизма.
Топонимика.
Из истории названий нашей местности.
Архивные данные.
Проект.
4. История архитектуры нашей местности (4 часа)
Задачи: Прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию села
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе.
Формировать чувства сопричастности к родному краю, семье.
Появление искусства архитектуры.
История строительства жилых зданий нашей местности.
История градообразующих предприятий.
Проект.
5. Культура, обычаи, традиции (4 часа)
Задачи: Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении национальных праздников.
Обогащать и систематизировать знания детей о традициях и обычаях.
Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Национальные праздники.
Одежда – национальное богатство. Особенности национальной одежды.
Традиции казахского народа.
Моделирование национальной одежды. Проект.
6. Вспомогательные исторические дисциплины (4 часа)
Задачи: Дать детям представление о нумизматике.
Познакомить детей с понятием геральдика.
Рассказать детям об этнографии и антропологии.
Вызвать у детей интерес к археологическим артефактам.
Нумизматика.
Геральдика.
Этнография и антропология.
Археология.
7. Из истории школы. (6 часов)
Задачи: Способствовать формированию чувства сопричастности к истории школы.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории школы.
Обогащать и систематизировать знания детей о школе.
История детской и юношеской организации школы.
Знаменитые выпускники школы.
Забытые имена.
Призвание.
Учитель – пред именем твоим.
Проект «Наш школьный двор».
8. Музей – связующая нить поколений (2 часа)
Задачи: Познакомить детей с историческими памятниками и достопримечательностями.
Познакомиться с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
Воспитывать любовь к родному краю и интерес к его историческому прошлому.
Музей – связующая нить поколений.
Экскурсия. «Сакральная география Костанайского района».
9. Обобщающее занятие. (1 час)
Задачи: Изучение материалов, экспонатов, письменных источников - знания о прошлом. Знакомство с документами - письменными источниками краеведческого музея, фотодокументами. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)
Взгляд в будущее: Школа: вчера, сегодня, завтра. Составление мультимедийного сопровождения.
Программно – тематическое планирование
прикладного курса «Историческое краеведение»
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Раздел I | Понятие о предмете историческое краеведение | 4 часа | |
1 | | «С чего начинается Родина?». Понятие о предмете историческое краеведение. | 1 | |
2 | | История предков, поколений. | 1 | |
3 | | Истор История отдельного человека. | 1 | |
4 | | Проект «Генеалогическое древо». | 1 | |
Раздел II. | Наш край. | 4 часа | |
5 | | Моя Родина - Казахстан. | 1 | |
6 | | История родного края | 1 | |
7 | | История села. Проект. | 1 | |
8 | | Экскурсия | 1 | |
Раздел III. | Что такое топонимика | 4 часа | |
9 | | Топонимика. | 1 | |
10 | | Из истории названий нашей местности. | 1 | |
11 | | Архивные данные | 1 | |
12 | | Проект | 1 | |
Раздел IV | История архитектуры нашей местности | 4 часа | |
13 | | Появление искусства архитектуры. | 1 | |
14 | | История строительства жилых зданий нашей местности | 1 | |
15 | | История градообразующих предприятий. | 1 | |
16 | | Проект | 1 | |
Раздел V | Культура, обычаи, традиции | 4 часа | |
17 | | Национальные праздники | 1 | |
18 | | Одежда – национальное богатство. Особенности национальной одежды. | 1 | |
19 | | Традиции казахского народа | 1 | |
20 | | Моделирование национальной одежды. | 1 | |
21 | | Проект. | 1 | |
Раздел VI | Вспомогательные исторические дисциплины | 4 часа | |
22 | | Нумизматика. | 1 | |
23 | | Этнография и антропология | 1 | |
24 | | Археология | 1 | |
25 | | Геральдика. | 1 | |
Раздел VII | Из истории школы | 6 часов | |
26 | | История детской и юношеской организации школы. | 1 | |
27 | | Знаменитые выпускники школы. | 1 | |
28 | | Забытые имена. | 1 | |
29 | | Призвание. | 1 | |
30 | | Учитель – пред именем твоим. | 1 | |
31 | | Проект «Наш школьный двор». | 1 | |
РазделVIII | Музей – связующая нить поколений | 2 часа | |
32 | | Музей – связующая нить поколений. | 1 | |
33 | | Экскурсия. «Сакральная география Костанайского района». | 1 | |
Раздел IХ | Обобщающее занятие | 1 час | |
34 | | Взгляд в будущее: Школа: вчера, сегодня, завтра. Составление мультимедийного сопровождения | 1 | |
Данная работа направлена на реализацию программы «Рухани жаңғыру», на воспитание патриотизма, на подготовку подрастающего поколения к творческой деятельности. Программа «Историческое краеведение» является важным шагом в подготовке подрастающего поколения к интеллектуальному и физическому труду, к служению Родине, к духовному возрождению. В ходе реализации программы обучающиеся получают системные исторические знания, сформируют знания о своем крае, истории, культуре своего народа.
Для каждого человека слово Родина неотделимо от его малой Родины, где он родился и живет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Документы и краеведческий материал школьного музея.
2. Кустанай: вчера, сегодня, завтра. Алма-Ата: Казахстан, 1979.
3. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.