СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по историческому краеведению для 5,6 классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение обучающихся к истории малой Родины

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по историческому краеведению для 5,6 классов»

ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО КУРСА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Составила

Белова Наталия Викторовна,

учитель истории


Актуальность программы «Историческое краеведение» обусловлена недостаточностью программ по истории малой Родины. Важно прививать детям любовь к своему родному краю посредством экскурсий, практических работ, посещением музеев.

Целью программы является приобщение обучающихся к истории малой Родины, к усвоению исторических знаний, расширяющих кругозор обучающихся.

При проведении занятий используются различные методы: беседа, рассказ, игра и т.д. Они способствуют развитию мышления, умению делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются музейные экспонаты, библиографические записи, фотографии, картинки и прочее

Результат. Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности - наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли так и общему развитию каждого ребенка. В процессе занятий должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам

Ключевые слова: краеведческая работа, патриотизм, интеллектуальное развитие, наследие, эмоциональная отзывчивость.

Обоснование проблемы

Предмет история рассматривается в школе как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала. Работа на уроках, внеклассная работа очень тесно взаимосвязаны между собой и составляют целостный воспитательный процесс. И краеведческая работа становится органической частью обучения.  Она позволяет расширить кругозор обучающихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий.

Задачи программы

  • Углублять и расширять знания, полученные школьниками на уроках, обогащать их новыми знаниями отражающие различные стороны жизни села в разное время.

  • Развивать интерес к истории села через разнообразие содержания и видов внеклассной деятельности, доступных обучающимся.

  • Развивать умственные способности обучающихся, интерес к краеведению.

  • Использовать различные источники познания – предметы материальной культуры, документы, периодическая печать, произведения искусства и др.

  • Развивать интеллектуальные и практические умения обучающихся.

  • Уметь пользоваться справочными изданиями, готовить сообщения, анализировать и сравнивать музейные экспонаты, вести беседу с участниками событий, собирать краеведческий материал, воспроизводить историческое прошлое в рисунках, проектах, схемах.

  • Воспитывать гражданско-патриотические качества личности - коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.

Объект программы учащиеся 5-6 классов.

Условия реализации программы

Место проведения основных занятий: ГУ  «Шишкинская средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района.

Количество участников: в зависимости от формы и вида занятий, от 5 до 10 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  один учебный год, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа.

Основные формы

Стандартные – развивающие групповые и индивидуальные занятия.

Нестандартные – посещение музеев, экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми, викторины, краеведческие выставки, мини – проекты.

Введение. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой курса.

1. Понятие о предмете историческое краеведение (4 часа)

Задачи: Дать детям представление о предмете исторического краеведения .

Познакомить детей с образом жизни людей нашего края.

Вызвать у детей интерес к прошлому родного края.

Помочь составить

генеалогическое древо семьи.

«С чего начинается Родина?». Понятие о предмете историческое краеведение.

История предков, поколений.

История отдельного человека.

Проект «Генеалогическое древо».

2. Наш край. (4 часа)

Задачи: Прививать учащимся чувства любви к родине и гордости за ее прошлое.

Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, береж­ное отношение к ней.

Моя Родина - Казахстан.

История родного края.

История села. Проект.

Экскурсия.

3. Что такое топонимика. (4 часа)

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения названия села

Прививать интерес к родному краю, поисковой работе, истории края.

Воспитывать чувство патриотизма.

Топонимика.

Из истории названий нашей местности.

Архивные данные.

Проект.

4. История архитектуры нашей местности (4 часа)

Задачи: Прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию села

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе.

Формировать чувства сопричастности к родному краю, семье.

Появление искусства архитектуры.

История строительства жилых зданий нашей местности.

История градообразующих предприятий.

Проект.

5. Культура, обычаи, традиции (4 часа)

Задачи: Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении национальных праздников.

Обогащать и систематизировать знания детей о традициях и обычаях.

Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Национальные праздники.

Одежда – национальное богатство. Особенности национальной одежды.

Традиции казахского народа.

Моделирование национальной одежды. Проект.

6. Вспомогательные исторические дисциплины (4 часа)

Задачи: Дать детям представление о нумизматике.

Познакомить детей с понятием геральдика.

Рассказать детям об этнографии и антропологии.

Вызвать у детей интерес к археологическим артефактам.

Нумизматика.

Геральдика.

Этнография и антропология.

Археология.

7. Из истории школы. (6 часов)

Задачи: Способствовать формированию чувства сопричастности к истории школы.

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории школы.

Обогащать и систематизировать знания детей о школе.

История детской и юношеской организации школы.

Знаменитые выпускники школы.

Забытые имена.

Призвание.

Учитель – пред именем твоим.

Проект «Наш школьный двор».

8. Музей – связующая нить поколений (2 часа)

Задачи: Познакомить детей с историческими памятниками и достопримеча­тельностями.

Познакомиться с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

Воспитывать любовь к родному краю и интерес к его историческому прошлому.

Музей – связующая нить поколений.

Экскурсия. «Сакральная география Костанайского района».

9. Обобщающее занятие. (1 час)

Задачи: Изучение материалов, экспонатов, письменных источников - знания о прошлом. Знакомство с документами - письменными источниками краеведческого музея, фотодокументами. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)

Взгляд в будущее: Школа: вчера, сегодня, завтра. Составление мультимедийного сопровождения.

Программно – тематическое планирование

прикладного курса «Историческое краеведение»

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Раздел I

Понятие о предмете историческое краеведение

4 часа


1


«С чего начинается Родина?». Понятие о предмете историческое краеведение.

1


2


  1. История предков, поколений.

1


3


Истор История отдельного человека.

1


4


Проект «Генеалогическое древо».

1


Раздел II.

Наш край.

4 часа


5


Моя Родина - Казахстан.

1


6


История родного края

1


7


История села. Проект.

1


8


Экскурсия

1


Раздел III.

Что такое топонимика

4 часа


9


Топонимика.

1


10


Из истории названий нашей местности.

1


11


Архивные данные

1


12


Проект

1


Раздел IV

История архитектуры нашей местности

4 часа


13


Появление искусства архитектуры.

1


14


История строительства жилых зданий нашей местности

1


15


История градообразующих предприятий.

1


16


Проект

1


Раздел V

Культура, обычаи, традиции

4 часа


17


Национальные праздники

1


18


Одежда – национальное богатство. Особенности национальной одежды.

1


19


Традиции казахского народа

1


20


Моделирование национальной одежды.

1


21


Проект.

1


Раздел VI

Вспомогательные исторические дисциплины

4 часа


22


Нумизматика.

1


23


Этнография и антропология

1


24


Археология

1


25


Геральдика.

1


Раздел VII

Из истории школы

6 часов


26


История детской и юношеской организации школы.

1


27


Знаменитые выпускники школы.

1


28


Забытые имена.

1


29


Призвание.

1


30


Учитель – пред именем твоим.

1


31


Проект «Наш школьный двор».

1


РазделVIII

Музей – связующая нить поколений

2 часа


32


Музей – связующая нить поколений.

1


33


Экскурсия. «Сакральная география Костанайского района».

1


Раздел IХ

Обобщающее занятие

1 час


34


Взгляд в будущее: Школа: вчера, сегодня, завтра. Составление мультимедийного сопровождения

1


Данная работа направлена на реализацию программы «Рухани жаңғыру», на воспитание патриотизма, на подготовку подрастающего поколения к творческой деятельности. Программа «Историческое краеведение» является важным шагом в подготовке подрастающего поколения к интеллектуальному и физическому труду, к служению Родине, к духовному возрождению. В ходе реализации программы обучающиеся получают системные исторические знания, сформируют знания о своем крае, истории, культуре своего народа.

Для каждого человека слово Родина неотделимо от его малой Родины, где он родился и живет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Документы и краеведческий материал школьного музея.

2. Кустанай: вчера, сегодня, завтра. Алма-Ата: Казахстан, 1979.

3. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.