Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1» города Смоленска
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 9 Б класса
«Тайны русского языка »
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Городничева Людмила Михайловна
Смоленск 2022
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА «ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Личностные результаты освоения курса:
Патриотизм, осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мировоззрению, традиции и культуре; освоение социальных норм, правил поведения; развитость морального сознания; сформированность коммуникативной компетентности, ценности здорового и безопасного образа жизни; основ экологической культуры, осознание значения семьи в жизни человека и общества, развитость эстетического сознания.
Метапредметные результаты:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения курса внеурочной деятельности ««Тайны русского языка» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные результаты:
- совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
- овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
Содержание
Фонетика. Гласные и согласные звуки. Особенность русского ударения. Звукопись. Письмо. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Мягкий и твердый знаки.Словообразование. Беглые гласные в приставках, корнях. Говорящие суффиксы и приставки. Соединительные гласные.
Морфология. Части речи. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Склонение «трудных» фамилий. Окончания ы-и, а-я в Именительном падеже множественного числа, нулевое окончание в Родительном падеже множественного числа. Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных: относительные, качественные, притяжательные. Переход прилагательных из относительных в качественные Краткие имена прилагательные. Степени сравнения. Нормы употребления прилагательных. Прилагательные и существительные в переносном значении: эпитет, метафора. Виды метафоры: метонимия, синекдоха.Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение. Вид. Наклонение. Глаголы в переносном значении. Олицетворение. Тайны орфографии. Орфограммы в корнях, приставках, Ь и Ъ разделительные знаки. Орфограммы в суффиксах. Правописание омоничных частей речи. Орфограммы в окончаниях
Тайны синтаксиса. Словосочетание.Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Осложнённое простое предложение. Грамматические основы сложного предложения. Пунктуационный анализ.Знаки препинания в ССП и СПП. Сложные предложения с различными видами связи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 9 задание (часть 3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (раскрытие смысла высказывания). Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (раскрытие смысла высказывания). Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (раскрытие смысла финала текста). Критерии оценки задания 9.2. Структура сочинения. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (раскрытие смысла финала текста).Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод в задании 9.2 Сочинение-рассуждение, раскрывающее содержание понятие. Нравственно-этические понятия задания 9.3 Аргументация и вывод в задании 9.3
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия |
| | Фонетика. Гласные и согласные звуки. Особенность русского ударения. Звукопись. |
| | Письмо. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Мягкий и твердый знаки. |
| | Словообразование. Беглые гласные в приставках, корнях. Говорящие суффиксы и приставки. Соединительные гласные. |
| | Морфология. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Склонение «трудных» фамилий. |
| | Окончания ы-и, а-я в Именительном падеже множественного числа, нулевое окончание в Родительном падеже множественного числа. |
| | Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных: относительные, качественные, притяжательные. Переход прилагательных из относительных в качественные |
| | Краткие имена прилагательные. Степени сравнения. Нормы употребления прилагательных. |
| | Прилагательные и существительные в переносном значении: эпитет, метафора. |
| | Виды метафоры: метонимия, синекдоха. |
| | Анализ поэтического текста. Стихотворение А.С. Пушкина «Сожженное письмо», «Не пой, красавица, при мне» |
| | Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение. Вид. Наклонение. |
| | Глаголы в переносном значении. Олицетворение. |
| | Тайны орфографии. Орфограммы в корнях, приставках, Ь и Ъ разделительные знаки |
| | Орфограммы в суффиксах. Правописание омоничных частей речи |
| | Орфограммы в окончаниях |
| | Тайны синтаксиса. Словосочетание.Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа предложения. |
| | Осложнённое простое предложение. |
| | Грамматические основы сложного предложения. Пунктуационный анализ.Знаки препинания в ССП и СПП. Сложные предложения с различными видами связи. |
| | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». |
| | Композиция, логическая, грамматическая структура текста |
| | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке |
| | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. |
| | Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения» |
| | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 9 задание (часть 3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (раскрытие смысла высказывания). Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения |
| | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (раскрытие смысла высказывания). Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения |
| | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (раскрытие смысла финала текста). Критерии оценки задания 9.2. Структура сочинения |
| | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (раскрытие смысла финала текста). Критерии оценки задания 9.2. Структура сочинения |
| | Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод в задании 9.2 |
| | Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод в задании 9.2 |
| | Сочинение-рассуждение, раскрывающее содержание понятие. |
| | Нравственно-этические понятия задания 9.3 |
| | Нравственно-этические понятия задания 9.3 |
| | Аргументация и вывод в задании 9.3 |
| | Контрольное сочинение рассуждение. |