16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа город Шарья
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Логика»
Для учащихся 5-6 классов
Срок реализации 1 год
Программу разработала Богомолова Ольга Михайловна,
учитель математики МБОУ СОШ № 6
Пояснительная записка
Программа разработана в рамках естественнонаучной направленности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012; Концепциией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р); соответствует Письму Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (возможность реализации образовательных программ в сетевой форме). Программа составлена в соответствии с приказами Министерства просвещения РФ № 196, 2018г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», приказом министерства образования и науки № 816 от 23.08.17г., пункт 10 (о порядке использования дистанционных образовательных технологий дистанционного обучения); направлена на создание информационной образовательной среды с использованием онлайн-обучения. В программе отражена тенденция развития персонифицированного обучения в области математики, удовлетворяющая социальный заказ.
Актуальность
В конце XX века многие традиционные формы работы со способными учащимися по математике: факультативы, кружки, олимпиады, школы при вузах и т. п. во многих регионах России деградировали. Популярность математики стала резко снижаться. Проведенное в 1995 году международное тестирование учащихся по математике показало, что знания, умения и навыки учащихся из России в области математики находятся на низком уровне. В то время как в конце девяностых годов мы входили в пятерку лучших стран мира. Свои высокие позиции мы пока удерживаем благодаря высокой математической подготовке, которая обеспечивается благодаря сохранению традиций дополнительного образования по математике. Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность, повсеместное распространение которой – одна из первоочередных задач образования сегодня. Математические знания, представления о роли математики в современном мире, стали необходимыми компонентами общей культуры. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных, а также трудового обучения. Необходимо отметить, что математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в учебные заведения по широкому спектру специальностей.
Отличительные особенности программы (новизна).
Данная программа является авторской.
Содержание программы систематизировано и структурировано на основе материала, разработанного в ходе собственной практической деятельности. Авторские разработки (разработки занятий, отдельных тем) составляют основу программного методического и дидактического обеспечения программы.
Цель программы: развитие интереса к математике обучающихся, их творческих способностей, любознательности и смекалки на основе решения творческих математических задач.
Задачи программы:
Расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу; представлений обучающихся о практическом значении математики в технике, экономике, о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих – математиков в развитии мировой науки.
Развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям
Внеурочная деятельность по математике направлена на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, применение математики в разных сферах повседневной жизни, оптимальность применения математических знаний в повседневной жизни.
Особенность организации образовательного процесса.
Беседы, наблюдения, измерения, работа с научно-популярной и справочной литературой, создание проектов, с цифровыми образовательными ресурсами.
Программа занятий по математике составлена «крупноблочно», предоставляя известную свободу при отборе соответствующего содержания. Материал занятий акцентируется на ознакомлении с новыми методами решения задач. В качестве основных трех форм проведения занятий предложены комбинированное тематическое занятие, соревнования, олимпиада.
Адресат программы: учащиеся 5-6-х классов
Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.
Общее количество часов 34 часа
Срок реализации 1 год
Планируемые результаты
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание программы
Учебно-тематический план (УТП)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основные понятия логики | 4 | 2 | 2 | Итоговый зачет |
2 | Дележи в затруднительных ситуациях | 10 | 1 | 4 | Итоговый зачет |
3 | Математические игры | 10 | 2 | 5 | Итоговый зачет |
4 | Занимательные задачи | 10 | 1 | 2 | Итоговый зачет |
Содержание курса
Основные понятия логики (4 часов)
Теория: Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание.
Практика: Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. Решение логических задач с помощью таблиц. Задачи, решаемые с конца. Задачи на маневрирование. Переправы и разъезды.
Форма контроля: Зачет
Дележи в затруднительных ситуациях (10 часов)
Теория: Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на деление между двумя. Задачи на деление между тремя. Нахождение чисел по их сумме. Нахождение числа по их разности.
Практика: Решение логических задач
Форма контроля: Зачет
Математические игры (10 часов)
Теория: Морской бой. Фокусы, пасьянсы. Шахматные задачи. Ребусы. Криптограммы, лабиринты.
Практика: Решение логических и традиционных головоломок
Форма контроля: Зачет
Занимательные задачи (10 часов)
Теория: Идеи и методы решения нестандартных задач.
Практика: Решение задач на поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания; часы и математика; календарь и математика. Решение арифметических и геометрических задач со спичками.
Форма контроля: Зачет
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведе-ния | Форма контроля |
1 | сентябрь | Лекции, практика, зачеты | 4 | Основные понятия логики | МБОУ СОШ № 6 | Зачет |
2 | октябрь ноябрь, | Лекции, практика, зачеты | 10 | Дележи в затруднительных ситуациях | МБОУ СОШ № 6 | Зачет |
3 | декабрь январь | Лекции, практика, зачеты | 10 | Математические игры | МБОУ СОШ № 6 | Зачет |
4 | февраль-май | Лекции, практика, зачеты | 10 | Занимательные задачи | МБОУ СОШ № 6 | Зачет |
Условия реализации программы.
Программа реализуется в условиях очного образовательного процесса с элементами дистанционного обучения.
Оценочные материалы
Текущий контроль складывается из следующих компонентов:
в начале каждого занятия проводятся небольшие самостоятельные работы, включающие по 2 – 3 задачи, аналогичные рассмотренным ранее
в конце каждого полугодия проводятся зачеты, при этом задачи для зачета предлагать учащимся заранее.
Подведение итогов реализации программы
Основной итоговой формой аттестации в очно-лекционном обучении является индивидуальный зачет на основании системы тематических тестов.
Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов заносятся в «Лист результатов диагностики». В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса.
Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Этот показатель, сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах и сдаются администрации.
Форма фиксации результатов начальной диагностики
Метод диагностики – наблюдение, собеседование
Ф.И.О | Критерии |
Познавательная активность | Сформированность самостоятельности | Сформированность специальных ЗУНов | Коммуникативные умения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Познавательная активность
Низкий уровень: к выполнению ребѐнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы;
Средний уровень: ребѐнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;
Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.
Сформированность самостоятельности
Низкий уровень самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.
Средний уровень самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.
Высокий уровень: Самостоятельный ребѐнок сам берется за выполнение любого задания.
Сформированность специальных ЗУНов
Уровень двигательной активности
Уровень выносливости, быстроты и ловкости
Умение работать в группе (команде)
Уровень психологической устойчивости (воля к победе, умение идти до конца)
Коммуникативные умения
Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.
Средний уровень: свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.
Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.
Форма фиксации результатов итогового контроля
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | ФИО |
| | | | |
1. Теоретическая подготовка ребенка. |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | | | | | |
1.2. Владение специальной терминологией | | | | | |
ВЫВОД: | | | | | |
2. Практическая подготовка ребенка. |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | | | | | |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | | | | | |
2.3. Творческие навыки | | | | | |
ВЫВОД: | | | | | |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. |
3.1. Учебно-коммуникативные умения: | | | | | |
3.1.1. Умение слушать и слышать педагога 3.1.2. Умение выступать перед аудиторией | | | | | |
3.1.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | | | | | |
3.2. Учебно-организационные умения и навыки: | | | | | |
3.2.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | | | | | |
3.2.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | | | | | |
3.2.3. Умение аккуратно выполнять работу | | | | | |
ВЫВОД: | | | | | |
Рекомендации по мониторингу результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Низкий уровень: ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой; Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более 1/2; Высокий уровень: ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 1 5 10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины; Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой; Высокий уровень: специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 |
2. Практическая подготовка ребенка. |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень: ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков; Средний уровень: объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2; Высокий уровень: ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. | 1 5 10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Низкий уровень: ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; Средний уровень: работает с оборудованием с помощью педагога; Высокий уровень: работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 1 5 10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий уровень: (начальный) ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Средний уровень: (репродуктивный) выполняет в основном задания на основе образца; Высокий уровень: (творческий) выполняет практические задания с элементами творчества. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. |
3.1. Учебно-коммуникативные умения: 3.1.1. Умение слушать и слышать педагога 3.1.2. Умение выступать перед аудиторией 3.1.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления. Логика в построении доказательств | Низкий уровень: обучающийся испытывает серьезные затруднения Средний уровень: работает с помощью педагога или родителей Высокий уровень: работает самостоятельно, не испытывает любых трудностей Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
3.2. Учебно-организационные умения и навыки: 3.2.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.2.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.2.3. Умение аккуратно выполнять работу | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | Низкий уровень: ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков, предусмотренных программой; Средний уровень: объем усвоенных навыков составляет более 1/2; Высокий уровень: ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период. Уровни — по аналогии с п. 3.2.1. Уровни — по аналогии с п. 3.2.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий | 9-30 31-62 63-90 |
Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий | до 46 47-98 99-140 |
Форма фиксации результатов итогового контроля
Показатели (оцениваемые параметры) | ФИО |
| | | |
1. Организационно-волевые качества. |
1.1. Терпение | | | | |
1.2. Воля | | | | |
1.3. Самоконтроль | | | | |
ВЫВОД: | | | | |
II. Ориентационные качества |
2.1. Самооценка | | | | |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | | | | |
ВЫВОД: | | | | |
III. Поведенческие качества |
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | | | | |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | | | | |
ВЫВОД: | | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | | | | |
Рекомендации по мониторингу личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | баллы |
1. Организационно-волевые качества. |
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на 1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 3 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества |
2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная Заниженная Нормальная | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества |
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спорту) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенкав процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ итоговой аттестации учащихся
20____/20____ учебный год
Название объединения____________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога__________________________
Дата проведения_________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа город Шарья Костромской области
Форма проведения_______________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результаты итоговой аттестации
№ | ФИ учащегося | Год обучения | Итоговая оценка | Примечание |
| | | | |
| | | | |
Всего аттестовано_______________
Из них по результатам аттестации:
Высокий уровень___________
Средний уровень___________
Низкий уровень____________
Подпись педагога: ____________
Список литературы
Генкин, С.А. Ленинградские математические кружки. / С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин - Киров, Аса, 1994. - 272 с.
Савельев В.. Статистика и котики. – М.: АСТ, 2018. – 192 с.
Сборник задач по математике с практическим содержанием. — М.: Высшая школа, 1968. — 109с.