«Қостанай қаласы әкімиятыныңбілім бөлімі
№ 8 орта мектеб»і ММ
ГУ «Средняя школа № 8 отдела образования
акимата г. Костаная
Программа
факультативного курса
«Математика & Я»
4 класс
Составители:
учителя начальных классов
Воробьёва Е.Г.
2016 год
УДК
ББК
Рецензенты:
Мукашева С.Н. – заместитель директора по учебно-методической работе средней школы № 8 г. Костаная.
Воробьёва Е.Г. программа факультативного курса
«Математика & Я», для учащихся 4 классов, методическое пособие. –
Костанай, 2016- 80 стр.
ISBN
Настоящая программа факультативного курса разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Тематика занятий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
УДК
ББК
ISBN
© Средняя школа №8 г. Костаная
© Воробьёва Е.Г.
Пояснительная записка
к факультативному курсу «Математика & Я»,
4 КЛАСС
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательнее.
Блез Паскаль.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Ребята приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия , здесь идет оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не в соответствии нормам и требованиям образования.
Школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать их умственную активность: учить мыслить, самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических задач.
Данная программа так же позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес ребят к познавательной деятельности, будет способствовать вовлечению детей в активную умственную деятельность; развивать гибкость мышления; развивать интуитивное мышление и способствовать общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а так же совершенствовать навыки доказательства.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младшего школьного возраста и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Учащиеся будут знать:
свойства арифметических действий;
способы сравнения и измерения площадей;
разрядный состав многозначных чисел;
названия геометрических фигур;
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Учащиеся будут уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
Ожидаемые результаты:
Факультативные занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике;
её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать: улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде,
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Тематическое планирование факультативного курса
«Математика & Я»
4класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | |
1 четверть 9 ч |
1 | Вводное занятие. Математика – царица наук. | 1 | |
2 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | |
3 | Действия с числами: нумерация, установление закономерности, отработка вычислительных навыков | 1 | |
4 | Упражнения с многозначными числами | 1 | |
5 | Думай и сравнивай | 1 | |
6,7 | Задания на определение доли числа | 2 | |
8 | Действия с величинами | 1 | |
9 | Задания на развитие познавательных процессов | 1 | |
2 четверть 7 ч |
1 | Развиваем внимание и сообразительность | 1 | |
2 | Повторение математических терминов | 1 | |
3,4 | Решение уравнений | 2 | |
5 | Решение неравенств | 1 | |
6 | Учимся доказывать | 1 | |
7 | | 1 | |
3 четверть 10 ч |
1 | Думай, размышляй, доказывай | 1 | |
2 | Задачи на движение | 1 | |
3 | Задачи- смекалки | 1 | |
4 | Решение задач разных видов | 1 | |
5 | Суждение и умозаключения | 1 | |
6,7 | Решение логических задач | 2 | |
8,9 | Решение задач с помощью уравнений | 2 | |
10 | Задания на внимание | 1 | |
4 четверть 8 ч |
1 | Учимся рассуждать логически | 1 | |
2,3 | Маленькие тайны математики | 2 | |
4 | Великие математики и их открытия | 1 | |
5 | Математические ребусы, игры, лабиринты | 1 | |
6,7 | Защита проектов по математике | 2 | |
8 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | |
Используемая литература:
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. «Примерные программы внеурочной деятельности» - М.: Просвещение, 2011 г.
Калашникова Н.Г. «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков». – В.: Учитель, 2011г.
Кулагина И.Ю. «Возрастная психология». – М.: УРАО,1997.
Махров В.Г., Махрова В.Н. «Математические задачи-сказки 4 класс».-М.: Глобус, 2006 г.
Остер Г.Б. «Задачник по математике».-М.:Росмен, 1993 г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Сборник задач и примеров по математике для начальной школы».-К:ГИППВ,1997 г.
Чутчева Е.Б. «Занимательные задачи по математике для младших школьников».-М.: Владос, 1995 г.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Пояснительная записка ----------------------------------------------------1-3
2.Учебно – тематический планирование---------------------------------3-5
3.Учебно – методический комплект учителя-----------------------------6
Математика – царица наук.--------------------------------------------------- 7-9
Интересные приемы устного счёта.…………………………...… 10-11
Действия с числами....…………………..……. …………………… 12-14
Упражнения с многозначными числами
Думай и сравнивай………………………….....………………… 15 – 19
Задания на определение доли числа
Действия с величинами..…………….…………………….….…. 20 - 26
Задания на развитие познавательных процессов ………………. 27 - 31
Развиваем внимание и сообразительность ………………….…. 32 - 34
Повторение математических терминов.………………………... 35 - 36
Решение уравнений ……………………………………...…….... 37- 38
Решение неравенств.……………………………..……………… 39 - 40
. Учимся доказывать……………………….………….…….…… 41 – 43
Думай, размышляй, доказывай…………………………………… 44-46
Задачи на движение…………………………………………………. 47-48
Задачи- смекалки…………………………………………………. 49-51
Решение задач разных видов……………………………………… 52-53
Суждение и умозаключения……………………………………….. 54-56
Решение логических задач.……………………………….……… 57 – 59
Решение задач с помощью уравнений……………………………. 60 – 63
Задания на внимание……………………………………………… 64 - 65
Маленькие тайны математики……………………………………. 66 - 67
Великие математики и их открытия……………………………… 68-69
Математические ребусы, игры, лабиринты………………………. 70-72
Приложение 1 ……………………………………………………. 73 - 76 Приложение 2 ……………………………………………………. 77 – 79 IVЛитература ………………………………………………………... 80