Пояснительная записка
«Здоровье – не всё. Но всё без здоровья - ничто»
Сократ.
Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Целью образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти своё место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа с родителями, психологической и медицинской службами, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа также может включать в себя проведение тематических занятий, общешкольных воспитательных мероприятий, различных творческих конкурсов, Дней Здоровья, организацию кружков дополнительного образования и секций спортивно – оздоровительного направления.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование здорового образа жизни младших школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни
воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная пропаганда здорового образа жизни
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей
обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами социума
выявление одарённых детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию
научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье
Направления реализации программы
Создание здоровосберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать завтраки в урочное время и горячие обеды. Завтрак оплачивают родители, обучающиеся из многодетных семей, малообеспеченных и детей находящихся под опекой находятся на бесплатном питании.
Горячим питанием охвачены 100 % учащихся начальной школы. Меню меняется каждый день в течение недели.
В школе работают 2 оснащенных спортивных зала. Возле школы находятся футбольное поле, оснащенное воротами для мини-футбола, волейбольная и баскетбольная площадка. Также имеется беговая дорожка, сектор для прыжков в длину и гимнастический городок. Это позволяет реализовать физкультурные и спортивные программы не только в урочное время. Но и во внеурочных занятиях.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает Петренко Н. В. – учитель физической культуры, высшей категории, почетный работник народного образования России.
В школе работает медицинский кабинет, где дети могут получить первую медицинскую помощь.
2.Использование возможностей УМК в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе окружающий мир - это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия», «Чему учит экономика» и др. темы «Что вокруг нас может быть опасным», «Зачем мы спим ночью», «Почему нужно много есть овощей и фруктов», «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?»
На отдельных уроках учебник помогает понять детям, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботится о здоровье детей. Самое важное – в этих рисунках подчеркнуты две мысли:
О здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой.
Очень важно, чтобы дети и сами заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учениках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. Каждый компонент УМК «Школа России» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).
В курсе «Русский язык» при выполнении упражнений учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдение правил перехода улицы, активного отдыха зимой и летом.
В курсе «Литературное чтение» формированию бережного отношения к духовным ценностям России и здорового образа жизни способствуют разделы, темы, художественные тексты, иллюстрации для последующего обсуждения.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника(1-4кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Но это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщается сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и пищевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПиН, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей школы.
Расписание уроков в школе преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса.
При составлении расписания учитывались:
-работа школы в одну смену;
-нагрузка учителей
1-4-ые классы работает в режиме пятидневной учебной недели (в соответствии с требованиями ФГОС).
Максимальное количество часов в неделю выдержано. Согласно требованиям СанПиН, обозначенным в ФГОС, вторник и четверг- самые работоспособные дни, соответственно нагрузка в эти дни выше, чем в остальные.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения; в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, знаменательных датах.
Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдается все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
В школе есть компьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован – не более 15 минут.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся; темпа развития и тема деятельности.
Основная идея УМК «Школа России» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего. То в роли организатора учебной ситуации.
Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся ( в том числе и тех, которые по тем или иным причинам не могут усвоить все представленное содержания образования).
Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личностных интересов. То, что ученик не имеет выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
Полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)
Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального школьного образования
Организацию часа активных движений (динамической паузы ) между 3-м и 4-м уроками
Организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности
Организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования
Регулярное проведение спортивно - оздоровительных мероприятий ( спортивных праздников, олимпиад, походов и т.д.)
Реализация дополнительных образовательных программ
В школе реализуется спортивно – оздоровительная подпрограмма «Марафон здоровья», направленная на привлечение у учащихся и их родителей к занятиям физической культуры и спорта с целью воспитания и формирования приоритета здорового образа жизни.
На формирование ценности здоровья и здорового образа жизни реализуются разные формы организации занятий:
-проведение классных часов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
-на базе школы работает отряд ЮИДД;
-проведение ежегодных эстафет по плаванию 10Х25 метров на кубок Главы города «Умею плавать»;
4 класс, секция по баскетболу для 2-4 классов (ДЮСШ);
-проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
-каждая учебная четверть традиционно заканчивается проведением спортивно – оздоровительных мероприятий.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
-проведение соответствующих родительских собраний, лекций, семинаров т.д.;
-привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся дважды в год. Также предусматривается выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма, утомляемости учащихся
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники будут знать:
О ценностях своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
О взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
О важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
О положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;
О возможном вреде для здоровья компьютерных игр. Телевидения, рекламы и т. д.;
Об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
О влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;
Правила гигиены и здорового режима дня.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:
Сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;
Спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;
Соблюдения правил гигиены и здорового режима дня;
Подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т. д.).
Учеба (урочная деятельность)
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.
Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питания, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.
Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы.
-осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
-регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.
-образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнерстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивание учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право передачи контрольных работ» и т.п.), - обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
После уроков (деятельность)
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здорового общества, семьи осуществляется в ходе различных добрых дел (мероприятий):
-спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
-занятия в спортивных секциях;
-туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
-классные часы, беседы;
-коллективно-творческие дела по примерным темам:
«Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку( убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
-экскурсии, видеознакомства с людьми, их образом жизни (путешественники, любители активного отдыха)), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами - любителями и профессионалами.
В школе реализуются программы внеурочной деятельности:
«Подвижные игры»
«Моя безопасность»
«Ритмика и танцы»
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
-соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
-составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
-организация коллективных действий 9семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
-отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
- противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.
Ожидаемые результаты:
- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
-знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и его окружающей среды;
-знание о важности физкультуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья;
-знание о положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;
-знание о возможности вреде неподвижного образа жизни, нарушение гигиены;
- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;
-соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
-подвижный образ жизни ( прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
Законодательная база
Нормативно - правовой и документальной основой « Программы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся» на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса! (Приказ Минздрава от 28.11. 2002) раздел 2.9
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №202/11-13 от 25.09. 2000);
О недоступности перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03. 2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.)
Концепция УМК «Школа России»