СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Формирования культуры здорового образа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программаздорового образа жизни

Просмотр содержимого документа
«Программа "Формирования культуры здорового образа жизни"»

Пояснительная записка

«Здоровье – не всё. Но всё без здоровья - ничто»

                      Сократ.

Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

  Целью образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти своё место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

  Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

   Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа с родителями, психологической и медицинской службами, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного.  Данная программа также может включать в себя проведение тематических занятий, общешкольных воспитательных мероприятий, различных творческих конкурсов, Дней Здоровья, организацию кружков дополнительного образования и секций спортивно – оздоровительного направления.

   Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры  позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование здорового образа жизни младших школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Задачи программы:

  1. сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье

  2. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни

  3. воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная пропаганда здорового образа жизни

  4. просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей

  5. обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами социума

  6. выявление одарённых детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию

  7. научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье


Направления реализации программы

  1. Создание здоровосберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать завтраки в урочное время и горячие обеды. Завтрак оплачивают родители, обучающиеся из многодетных семей, малообеспеченных и детей находящихся под опекой находятся на бесплатном питании.

Горячим питанием охвачены 100 % учащихся начальной школы. Меню меняется каждый день в течение недели.

В школе работают 2 оснащенных спортивных зала. Возле школы находятся футбольное поле, оснащенное воротами для мини-футбола, волейбольная и баскетбольная площадка. Также имеется беговая дорожка, сектор для прыжков в длину и гимнастический городок. Это позволяет реализовать физкультурные и спортивные программы не только в урочное время. Но и во внеурочных занятиях.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает Петренко Н. В. – учитель физической культуры, высшей категории, почетный работник народного образования России.

В школе работает медицинский кабинет, где дети могут получить первую медицинскую помощь.







2.Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе окружающий мир - это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия», «Чему учит экономика» и др. темы «Что вокруг нас может быть опасным», «Зачем мы спим ночью», «Почему нужно много есть овощей и фруктов», «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?»

На отдельных уроках учебник помогает понять детям, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботится о здоровье детей. Самое важное – в этих рисунках подчеркнуты две мысли:

  1. О здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой.

  2. Очень важно, чтобы дети и сами заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учениках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. Каждый компонент УМК «Школа России» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).

В курсе «Русский язык» при выполнении упражнений учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдение правил перехода улицы, активного отдыха зимой и летом.

В курсе «Литературное чтение» формированию бережного отношения к духовным ценностям России и здорового образа жизни способствуют разделы, темы, художественные тексты, иллюстрации для последующего обсуждения.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника(1-4кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Но это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщается сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и пищевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.



  1. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.



Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Расписание уроков составлено на основе Учебного плана, утвержденного директором школы, требованиями СанПиН, с учетом баллов ежедневной и недельной нагрузки обучающихся, исходя из имеющихся возможностей школы.

Расписание уроков в школе преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

При составлении расписания учитывались:

-работа школы в одну смену;

-нагрузка учителей

1-4-ые классы работает в режиме пятидневной учебной недели (в соответствии с требованиями ФГОС).

Максимальное количество часов в неделю выдержано. Согласно требованиям СанПиН, обозначенным в ФГОС, вторник и четверг- самые работоспособные дни, соответственно нагрузка в эти дни выше, чем в остальные.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения; в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдается все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе есть компьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО на уроках строго регламентирован – не более 15 минут.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся; темпа развития и тема деятельности.

Основная идея УМК «Школа России» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего. То в роли организатора учебной ситуации.

Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся ( в том числе и тех, которые по тем или иным причинам не могут усвоить все представленное содержания образования).

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личностных интересов. То, что ученик не имеет выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • Полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)

  • Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального школьного образования

  • Организацию часа активных движений (динамической паузы ) между 3-м и 4-м уроками

  • Организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности

  • Организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования

  • Регулярное проведение спортивно - оздоровительных мероприятий ( спортивных праздников, олимпиад, походов и т.д.)



  1. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе реализуется спортивно – оздоровительная подпрограмма «Марафон здоровья», направленная на привлечение у учащихся и их родителей к занятиям физической культуры и спорта с целью воспитания и формирования приоритета здорового образа жизни.

На формирование ценности здоровья и здорового образа жизни реализуются разные формы организации занятий:

-проведение классных часов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

-на базе школы работает отряд ЮИДД;

-проведение ежегодных эстафет по плаванию 10Х25 метров на кубок Главы города «Умею плавать»;

4 класс, секция по баскетболу для 2-4 классов (ДЮСШ);

-проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

-каждая учебная четверть традиционно заканчивается проведением спортивно – оздоровительных мероприятий.



  1. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

-проведение соответствующих родительских собраний, лекций, семинаров т.д.;

-привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований



Оценка эффективности реализации программы



Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся дважды в год. Также предусматривается выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма, утомляемости учащихся



Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники будут знать:

  • О ценностях своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

  • О взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

  • О важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

  • О положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;

  • О возможном вреде для здоровья компьютерных игр. Телевидения, рекламы и т. д.;

  • Об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

  • О влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;

  • Правила гигиены и здорового режима дня.



Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:

  • Сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;

  • Спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;

  • Соблюдения правил гигиены и здорового режима дня;

  • Подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т. д.).



Учеба (урочная деятельность)



Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питания, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.

Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы.

-осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

-регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.

-образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнерстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивание учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право передачи контрольных работ» и т.п.), - обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

После уроков (деятельность)

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здорового общества, семьи осуществляется в ходе различных добрых дел (мероприятий):

-спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

-занятия в спортивных секциях;

-туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

-классные часы, беседы;

-коллективно-творческие дела по примерным темам:

«Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку( убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;

-экскурсии, видеознакомства с людьми, их образом жизни (путешественники, любители активного отдыха)), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами - любителями и профессионалами.

В школе реализуются программы внеурочной деятельности:

  • «Подвижные игры»

  • «Моя безопасность»

  • «Ритмика и танцы»

Общественные задачи (внешкольная деятельность)



Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

-соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

-составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

-организация коллективных действий 9семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

-отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

- противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.



Ожидаемые результаты:

- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

-знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и его окружающей среды;

-знание о важности физкультуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья;

-знание о положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;

-знание о возможности вреде неподвижного образа жизни, нарушение гигиены;

- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;

-соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

-подвижный образ жизни ( прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).



Законодательная база

Нормативно - правовой и документальной основой « Программы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся» на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса! (Приказ Минздрава от 28.11. 2002) раздел 2.9

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №202/11-13 от 25.09. 2000);

О недоступности перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03. 2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.)

Концепция УМК «Школа России»