Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
(основное общее образование)
(ведущее направление развития личности: общеинтеллектуальное; отражение в других направлениях: духовно-нравственное, общекультурное, социальное)
срок реализации рабочей программы – 5 лет
Составитель: Хохлова Лидия Владимировна
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности
3. Учебно-тематический план
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знаниевый, мотивационный и деятельностный компоненты личностных результатов обучающихся с 5(го) по 9 (й) классы.
5 класс.
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
1.1. Фрагментарное применение способностей проявлять гражданскую позицию в ситуациях, связанных с жизнедеятельностью пятиклассника.
Мотивационный компонент:
– фрагментарно проявляющаяся потребность давать обоснованные оценки прошлому и настоящему Отечества, социальным событиям и процессам;
– фрагментарно проявляющаяся ориентация на проявление уважения к представителям других наций (в общеинтеллектуальной области).
Деятельностный компонент:
– фрагментарное применение способностей проявлять гражданскую позицию в ситуациях, связанных с жизнедеятельностью пятиклассника.
1.2. Фрагментарная демонстрация осознанности своей этнической принадлежности, знаний истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Знаниевый компонент:
– фрагментарные знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (в общеинтеллектуальной области).
Мотивационный компонент:
– фрагментарно проявляющаяся потребность изучать историю, язык, культуру своего края, основы культурного наследия народов России и человечества (в общеинтеллектуальной области).
1.3. Следование ценностным установкам многонационального российского общества, преимущественно по внешним рекомендациям.
Знаниевый компонент:
– фрагментарные знания о гуманистических, демократических и традиционных ценностях многонационального российского общества.
Мотивационный компонент:
– преобладание внешней мотивации к приобщению к гуманистическим, демократическим и традиционным ценностям многонационального российского общества.
Деятельностный компонент:
– следование ценностным установкам многонационального российского общества, преимущественно по внешним рекомендациям (гражданственность и патриотизм, уважение социального многообразия, мораль, нравственность, гуманизм, добро, долг, совесть, моральная ответственность, право).
1.4. Совершение ответственных поступков преимущественно по внешним рекомендациям.
Знаниевый компонент:
– элементарные знания об обязанностях гражданина Российской Федерации.
Мотивационный компонент:
– преобладание внешней мотивации на совершение ответственных перед Родиной поступков.
Деятельностный компонент:
– совершение ответственных поступков, преимущественно по внешним рекомендациям.
1.5. Ориентация на расширение знаний о мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом потребностей региона.
Знаниевый компонент:
– знание мира профессий и профессиональных предпочтений с учетом потребностей региона (в общеинтеллектуальной области).
Мотивационный компонент:
– мотивация к расширению знаний о мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом потребностей региона.
Деятельностный компонент:
– демонстрация уважительного отношения к труду в процессе личностно значимой деятельности (общеинтеллектуальной деятельности).
1.6. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир с учетом многообразия народов, культур и религий.
Знаниевый компонент:
– наличие базовых исторических знаний, а также представлений о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней (в общеинтеллектуальной области).
Мотивационный компонент:
– наличие потребности в приобретении исторических знаний о социальных явлениях ориентация на их практическое применение в ближайшем окружении.
Деятельностный компонент:
– освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление.
2.1. Сформированность социальной роли обучающегося основной школы.
Знаниевый компонент:
– понимание общественной значимости процесса обучения.
Мотивационный компонент:
– желание проявить себя в роли школьника, друга.
Деятельностный компонент:
– взаимодействие со сверстниками на уроках, переменах;
– адекватная реакция на оценку учителя.
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности с детьми или взрослыми
Знаниевый компонент:
– знание эффективных правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Мотивационный компонент:
– потребность в общении со значимыми для себя людьми.
Деятельностный компонент:
– дружественное в целом общение с одноклассниками, родственниками и учителями.
2.3.Сформированные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в привычных социальных ситуациях.
Знаниевый компонент:
– знание базовых правил нравственного поведения в мире природы и людей;
– знание эффективных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Мотивационный компонент:
– желание помогать, учитывая собственные возможности.
Деятельностный компонент:
– наличие базовых навыков совместной продуктивной деятельности.
2.4.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Знаниевый компонент:
– знание базовых ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Мотивационный компонент:
– мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья в иерархии ценностей не достигает высокого уровня.
Деятельностный компонент:
– наличие базовых ценностей здорового и безопасного образа жизни
Нравственно-этическая ориентация
3.1. Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству и историческому наследию народов России, гордость за героические деяния предков.
Знаниевый компонент:
– знание как аргументировать, формулировать, отстаивать свое мнение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей в рамках нравственно - этической ориентации (в общеинтеллектуальной деятельности).
Мотивационный компонент:
– сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения поведенческих ситуаций общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность быть полезным обществу (в общеинтеллектуальной деятельности).
Деятельностный компонент:
– умение учиться и способность к организации своей деятельности (в общеинтеллектуальной деятельности).
3.2. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни класса и школы.
Знаниевый компонент:
– знание правил внутришкольного распорядка, порядка участия в ученическом самоуправлении и (или) общественной жизни школы или класса (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– адаптация к условиям и особенностям организации образовательной деятельности в основной школе (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– добросовестное исполнение поручений родителей, классного руководителя и педагогов, участие в общеклассных и общешкольных мероприятиях (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.3. Сформированность ответственного отношения к учебной деятельности, осознание ответственности за результаты этой деятельности.
Знаниевый компонент:
– знание своих обязанностей относительно учебной деятельности (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– стремление к личностной успешности в учебной деятельности.
Деятельностный компонент:
– ответственное отношение к выполнению домашних заданий и работе на учебных занятиях (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.4. Наличие практического опыта исследования природы.
Деятельностный компонент:
– умение проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.5. Сформированность уважительного отношения к семейным традициям.
Знаниевый компонент:
– знание о своем генеалогическом древе, истории возникновения семьи и семейных праздниках и традициях (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– наличие мотивов к взаимодействию с членами семьи (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
Знаниевый компонент:
– понимание значимости личностного развития.
Мотивационный компонент:
– устойчивый интерес к творческой проектной деятельности.
Деятельностный компонент:
– умение выражать свое отношение к проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Модуль 1 «Работа с каталогами» (8 часов)
Тема 1. Организация информации в каталоге.
Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.
Виды и формы внеурочной деятельности: индивидуальная работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.
Виды и формы внеурочной деятельности: индивидуальная или групповая работа по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.
Виды и формы внеурочной деятельности: работа с карточным и электронным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Модуль 2 «От проблемы к цели» (12 часов)
Тема 1. Ситуация и проблема.
Ситуация. Описание, признак, анализ ситуации.
Тема 2. От проблемы к цели.
Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Цель. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски.
Тема 3. Планирование деятельности.
Постановка задачи, составление плана, текущий контроль.
Модуль 3 «Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций POWER POINT» (15 часов).
Тема 1. Понятие презентации. Интерфейс программы POWER POINT. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд — отдельный кадр презентация. Программа POWER POINT — средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть», «Создать», «Сохранить». Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с помощью меню «Файл - Сохранить как...». Шаблоны презентации.
Виды и формы внеурочной деятельности: тренинг: извлечение информации из мультимедийных источников по заданию учителя, создание вторичного информационного продукта;
тренинг: выполнение ситуативного задания, состоящего в анализе связанного текста и отборе содержания презентации; определение содержания презентации материалов проекта учащегося, определение шаблона на основе целей презентации учащегося.
Тема 2. Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.
Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню «Вставка — Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных. Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки МS Clip Gallery.
Создание фона слайда с помощью меню «Формат - Фон». Выбор цвета фона из набора заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки.
Виды и формы внеурочной деятельности: тренинг: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем; создание презентации материалов проекта учащегося.
Тема 3. Настройка анимации текста, рисунков.
Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок. Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов - Настройка анимации». Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Виды и формы внеурочной деятельности: тренинг: анимация и озвучивание объектов слайда по техническому заданию, предложенному учителем; анимация и озвучивание презентации материалов проекта учащегося.
Тема 4. Демонстрация презентации. Печать презентации.
Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки. Меню «Показ слайдов - Показ». Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл - Печать».
Виды и формы внеурочной деятельности: демонстрация презентации материалов проектов учащихся.
6 класс
Модуль 1. «Учебный проект. Теоретические основы» (10 часов)
Тема 1. Понятие «Учебный проект»
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «Строим башню». Этапы работы над проектом «Строим башню».
Виды и формы внеурочной деятельности: проектная работа «Строим башню».
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом.
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Презентация проекта.
Виды и формы внеурочной деятельности: Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню».
Тема 3. Типы проектов
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Виды и формы внеурочной деятельности: проектная деятельность «Типы проектов»
Модуль 2. Ситуация и проблема (9 часов)
Тема 1. Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации.
Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Тема 2. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Виды и формы внеурочной деятельности: «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Виды и формы внеурочной деятельности: «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)». Написание эссе «Ступенька к проекту».
Модуль 3. Работа над учебным проектом (16 часов)
Тема 1. Реализация плана учебного проекта Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Виды и формы внеурочной деятельности: познавательная деятельность «Реализация плана проекта».
Тема 2. Структура проекта. Письменная часть проекта
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Практическая работа: «Оформление письменной части проекта».
Тема 3. Оценивание проектов
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Виды и формы внеурочной деятельности: «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 4. Защита проекта. Презентация
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Практическая работа: «Публичные пробы».
Тема 5. Анализ проекта
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Виды и формы внеурочной деятельности: «Отчет о работе над проектом».
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Номер урока п/п | Дата по плану | Дата по факту | Номер модуля | Модуль | Тема занятия | Корректировка |
1 | | | 1 | Работа с каталогами 8часов | Организация информации в каталоге. | |
2 | | | Виды каталогов. | |
3 | | | Поиск информации в каталоге по заданному параметру | |
4 | | | Параметры поиска информации в каталоге. | |
5 | | | Поиск информации по самостоятельно заданному параметру | |
6 | | | Поиск информации в карточном каталоге | |
7 | | | Поиск информации в электронном каталоге | |
8 | | | Поиск информации по выбранной теме проекта | |
9 | | | 2 | От проблемы к цели 12 часов | Ситуация и проблема. | |
10 | | | Ситуация. Описание, признак, анализ ситуации | |
11 | | | Противоречия и проблема. | |
12 | | | Анализ способов разрешения проблемы | |
13 | | | Цель. Свидетельства достижения цели. | |
14 | | | Способ убедиться в достижении цели. Риски. | |
15 | | | Постановка цели собственного проекта | |
16 | | | Планирование деятельности. Постановка задачи | |
17 | | | Постановка задач для достижения цели собственного проекта | |
18 | | | Планирование деятельности. Составление плана | |
19 | | | Составление плана работы по проекту | |
20 | | | Планирование деятельности. Текущий контроль | |
21 | | | 3 | Работа с программой подготовки презентации Power Point 15 часов | Понятие презентации. Компьютерная презентация. Программа POWER POINT — средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. | |
22 | | | Интерфейс программы POWER POINT. Меню и пиктограммы. | |
23 | | | Отбор содержания презентации. Жанр презентации. | |
24 | | | Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм | |
25 | | | Макет слайда | |
26 | | | Создание слайда. | |
27 | | | Вставка в слайд текста и рисунков | |
28 | | | Создание фона слайда. | |
29 | | | Настройка анимации текста, рисунков. | |
30 | | | Анимация и озвучивание различных объектов слайда | |
31 | | | Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации | |
32 | | | Демонстрация презентации. Печать презентации | |
33 | | | Создание презентации материалов собственного проекта | |
34 | | | Демонстрация презентации материалов проектов, выполненных учащимися | |
35 | | | Заключительный урок. Анализ и итоги работы над проектами | |