СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Я - исследователь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа раситана на 10-11 класс.  Программа курса предназначена для учащихся, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Я - исследователь"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4» города Смоленска


РАССМОТРЕНО

на заседании МО/кафедры

руководитель МО/кафедры

_______ /Ткачева О.В./

Протокол

от 29 августа 2018 г. № 1


РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол

от 30 августа 2018 г. № 1


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ «Гимназия №4»

от 31.08.2018 № 33-од



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я исследователь»



составитель:

Капаева Любовь Валерьевна

учитель истории,

обществознания и права

МБОУ «Гимназия №4»








СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………4

Содержание программы…………………………………………………………..5

Учебно-тематический план…………………………………………...……...…..7











































Пояснительная записка

Программа курса предназначена для учащихся, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Цель курса проектно-исследовательской деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах.

           Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Это организационная рамка исследования.

            Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке, а также цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

   Цели курса:

  1. образовательная: вооружение учащихся знанием методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умением самостоятельно руководствоваться его предписаниями в учебно-познавательной деятельности.

  1. воспитательная: формирование мировоззрения, становление отношения учащихся к основам научного познания как познавательной ценности, средству рациональной организации и построения учебно-познавательной деятельности, как предпосылке интеллектуального развития и самосовершенствования.

  1.  развивающая: развитие познавательной активности и индивидуальных творческих задатков, формирование диалектического мышления.

Задачи:

- знакомство с технологией проектно- исследовательской деятельности;

- формирование готовности к работе над проектами;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

- формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;

При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

  1. определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  2. выдвижение гипотезы их решения;

  3. обсуждение методов исследования;

  4. оформление конечных результатов;

  5. анализ полученных данных;

  6. подведение итогов;

  7. корректировка;

  8. получение выводов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате прохождения курса «Проектно-исследовательской деятельности» учащиеся получат опыт:

  1. анализа проблемы;

  2. анализа способов решения проблемы;

учащиеся научатся:

  1. описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  2. определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  3. формулировать проблему;

  4. формулировать цель на основании проблемы;

  5. обосновывать достижимость цели;

  6. ставить задачи, адекватные цели;

  7. выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);

  8. рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

       Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.

       В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).

Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектно-исследовательской деятельности, заключаются в том, что

  1. выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;

  2. процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;

  3. руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;

  4. интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

  5. учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;

  6. не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

  В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  1. освоение формы научного поиска работы;

  2. сбор информации;

  3. визуальная демонстрация информации;

  4. умение делать выводы;

  5. умение участвовать в дискуссии;

  6. способность оценивать различные точки зрения.



Содержание программы

  1. Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (64 ч).

Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).

Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.

Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.

Правила работы с книгой.

Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.

2. Организация исследовательской деятельности (16 часов).

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.

3. Методика написания реферата (30 часов).

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов

Консультирование (групповое) по написанию реферата.

Защита реферата на конференции.


Учебно-тематический план (70 ч)



Тема занятия

Кол-во часов


НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (32ч)

Методы научного познания.

2

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

2

Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

2

Рациональная организация учебного труда

2

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

2

Поиск, накопление и обработка научной информации.

2

Научные документы и издания.

2

Государственная система научной информации.

2

Организация работы с научной литературой.

2

Экскурсия в библиотеку

2

Правила составления библиографии.

2

Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения.

2

Применение информационных технологий в исследовании.

2

Архивы Ульяновской области как источники информации для историко-краеведческого исследования

2

Экскурсия в Государственный архив Новейшей истории г. Ульяновска

2

Музей Ульяновской области как источники информации для историко-краеведческого исследования

2


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8 ч)


Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

2

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования.

2

Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.

2

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

2


МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ПРОЕКТА/ИССЛЕДОВАНИЯ (30 ч)


Работа над основной частью исследования.

2

Структура глав.

2

Язык и стиль научной работы.

2

Ссылки в тексте.

2

Сокращения.

2

Представление иллюстративного материала.

2

Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

2

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Особенности речи.


2

Структура доклада.

2

Вступление и заключение.

2

Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

2

Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

2

Рекомендации выступающему.

2

Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы

2

Искусство отвечать на вопросы.

1

Презентация результатов на конференции

1


Итого:

70