МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4» города Смоленска
РАССМОТРЕНО на заседании МО/кафедры руководитель МО/кафедры _______ /Ткачева О.В./ Протокол от 29 августа 2018 г. № 1 | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от 30 августа 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Гимназия №4» от 31.08.2018 № 33-од |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я исследователь»
составитель:
Капаева Любовь Валерьевна
учитель истории,
обществознания и права
МБОУ «Гимназия №4»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………4
Содержание программы…………………………………………………………..5
Учебно-тематический план…………………………………………...……...…..7
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для учащихся, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Цель курса проектно-исследовательской деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Это организационная рамка исследования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Цели курса:
образовательная: вооружение учащихся знанием методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умением самостоятельно руководствоваться его предписаниями в учебно-познавательной деятельности.
воспитательная: формирование мировоззрения, становление отношения учащихся к основам научного познания как познавательной ценности, средству рациональной организации и построения учебно-познавательной деятельности, как предпосылке интеллектуального развития и самосовершенствования.
развивающая: развитие познавательной активности и индивидуальных творческих задатков, формирование диалектического мышления.
Задачи:
- знакомство с технологией проектно- исследовательской деятельности;
- формирование готовности к работе над проектами;
- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов;
корректировка;
получение выводов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате прохождения курса «Проектно-исследовательской деятельности» учащиеся получат опыт:
анализа проблемы;
анализа способов решения проблемы;
учащиеся научатся:
описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
формулировать проблему;
формулировать цель на основании проблемы;
обосновывать достижимость цели;
ставить задачи, адекватные цели;
выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).
Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектно-исследовательской деятельности, заключаются в том, что
выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;
процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;
руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;
интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;
учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;
не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.
В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:
освоение формы научного поиска работы;
сбор информации;
визуальная демонстрация информации;
умение делать выводы;
умение участвовать в дискуссии;
способность оценивать различные точки зрения.
Содержание программы
Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (64 ч).
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.
Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).
Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.
Правила работы с книгой.
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
2. Организация исследовательской деятельности (16 часов).
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.
3. Методика написания реферата (30 часов).
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
Подготовка к выступлению по теме исследования.
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов
Консультирование (групповое) по написанию реферата.
Защита реферата на конференции.
Учебно-тематический план (70 ч)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (32ч) |
| Методы научного познания. | 2 |
| Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) | 2 |
| Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента. | 2 |
| Рациональная организация учебного труда | 2 |
| Виды информационных ресурсов и способы работы с ними | 2 |
| Поиск, накопление и обработка научной информации. | 2 |
| Научные документы и издания. | 2 |
| Государственная система научной информации. | 2 |
| Организация работы с научной литературой. | 2 |
| Экскурсия в библиотеку | 2 |
| Правила составления библиографии. | 2 |
| Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. | 2 |
| Применение информационных технологий в исследовании. | 2 |
| Архивы Ульяновской области как источники информации для историко-краеведческого исследования | 2 |
| Экскурсия в Государственный архив Новейшей истории г. Ульяновска | 2 |
| Музей Ульяновской области как источники информации для историко-краеведческого исследования | 2 |
| ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8 ч) | |
| Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. | 2 |
| Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. | 2 |
| Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. | 2 |
| Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. | 2 |
| МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ПРОЕКТА/ИССЛЕДОВАНИЯ (30 ч) | |
| Работа над основной частью исследования. | 2 |
| Структура глав. | 2 |
| Язык и стиль научной работы. | 2 |
| Ссылки в тексте. | 2 |
| Сокращения. | 2 |
| Представление иллюстративного материала. | 2 |
| Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. | 2 |
| Подготовка к выступлению по теме исследования. Особенности речи. | 2 |
| Структура доклада. | 2 |
| Вступление и заключение. | 2 |
| Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. | 2 |
| Чувство неуверенности и страха перед выступлением. | 2 |
| Рекомендации выступающему. | 2 |
| Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы | 2 |
| Искусство отвечать на вопросы. | 1 |
| Презентация результатов на конференции | 1 |
| Итого: | 70 |