ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.).
Авторской программе соответствует учебник: О.С.Габриелян «Химия 9 класс». 9 класс – М.: Дрофа
Направленность курса
Основные цели учебного курса: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белков и углеводов).
Основные задачи учебного курса
Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем, способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Повторение – 2 часа
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Знать:
-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
Лабораторные опыты: 1. Получение гидроксида цинка и взаимодействие его с растворами кислот и щелочей.
I.Металлы - 8 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземнльные металлы. Алюминий. Железо.
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические свойства металлов.
- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
- основные способы получения Ме в промышленности.
- важнейшие соединения щелочноземельных металлов
- химические свойства алюминия.
- химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
- составлять схему строения атома железа;
-записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
-определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем соединения металлов;
Лабораторные опыты: 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия, железа. 5. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. 6. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. 7. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. 8. Получение гиджроксида алюминия и его взаимодействие с кислотами и щелочами. 9. Качественные реакции на ион железа (II) и (III)
II. Неметаллы (10 часов)
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
10. Качественная реакция на сульфид-ион. 11. Качественная реакция на сульфат-ион. 12. Качественная реакция на ион аммония. 13. Качественная реакция на нитрат-ион. 14. Качественная реакция на карбонат-ион
знать/понимать:
-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;
-атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
-особенности кристаллического строения неметаллов;
-строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. редставлений ТЭД;
-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические и химические свойства азота;
-круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
-способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
-составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать химические элементы подгруппы серы;
-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать и собирать аммиак;
-распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
IV. Органические соединения (10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегидов в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и свойства, биологическая роль белков. Понятия об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
знать/понимать:
- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
- характерные химические свойства предельных углеводородов
- правила составления названий алкенов и алкинов;
- важнейшие свойства этена и ацетилена;
- качественные реакции на кратную связь.
- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
- природные источники углеводородов
- основы номенклатуры карбоновых кислот;
- строение карбоксильной группы;
- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
- называть органические вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность вещества к определенному классу;
- объяснять причины многообразия органических веществ;
- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам
- определять принадлежность веществ к классу аренов, характеризовать строение бензола
называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
VI. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа).
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ, номеров периодов и групп. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и кристаллических решеток. Взаимосвязи строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды, соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
Лабораторные опыты:
15. изготовление моделей молекул углеводородов. 16. Свойства глицерина. 17. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 18. Взаимодействие крахмала с иодом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класа (2 часа)
Предметная дидактическая цель:
Повторить с учащимися основные вопросы курса 8 класса. Создать условия для формирования умения давать характеристику химического элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Рассмотреть Периодический закон и ПСХЭ.
| № урока | Дата урока | Тема урока | Основные понятия | Химический эксперимент | знать | уметь | Тип расчетных задач | Формы и методы организации обучения | Домашнее задание |
1 | 2 | | Характеристика химического элемента. Переходные элементы. Амфотерность | амфотерность | Л: Получение гидроксида цинка и взаимодействие его с растворами кислот и щелочей | Определение амфотерности | Составлять генетический ряд переходного элемента | | Частично-поисковый | П.1, 2 |
2 | 3 | | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева | Периодический закон | | Формулировки Периодического закона | Работать с ПСХЭ | | репродуктивный | П.3 |
Тема 1
Металлы (8 часов)
Предметная дидактическая цель:
Познакомить учащихся с общими физическими и химическими свойствами металлов. Создать условия для формирования понятий «коррозия», «сплав». Рассмотреть металлы главных и побочных подгрупп, их свойства с точки зрения ОВР.
| № урока | Дата урока | Тема урока | Основные понятия | Химический эксперимент | знать | уметь | Тип расчетных задач | Формы и методы организации обучения | Домашнее задание |
4 | 1 | | Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов. Сплавы | | Д: Взаимодействие металлов с неметаллами Л: Рассмотрение образцов металлов Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | Где назодятся элементы металлы в ПСХЭ, физические и химические свойства металлов | Записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов. | На выход продукта реакции | Частично-поисковый, репродуктивный. | П.4-6,8 |
5 | 2 | | Химические свойства металлов | | | | | | | |
6 | 3 | | Коррозия металлов | Коррозия | | Определение понятия «Коррозия», способы борьбы с коррозией | Объяснять механизмы коррозии металлов | Расчеты связанные с массовой долей вещества в смеси. | Частично-поисковый | П.10 |
7 | 4 | | Способы получения металлов | | | | | | | |
8 | 5 | | Щелочные металлы | Щелочные металлы | Д: образцы щелочных металлов Л: Ознакомление с образцами природных соединений натрия | Положение щелочных металлов в ПСХЭ, физические свойства, химические свойства, получение, применение щелочных металлов | Давать сравнительную характеристику щелочных металлов. | комбинированные | репродуктивный | П.11 |
9 | 6 | | Элементы второй группы главной подгруппы | Щелочно-земельные металлы | Д: Взаимодействие сальция с водой. Л: образцы природных соединений кальция | Строение атома, физическиеи химические свойства щелочно-земельных металлов, свойства их соединений | Характеризовать свойства щелочно-земельных металлов на примере кальция | комбинированные | Частично-поисковый, репродуктивный | П.12 |
10 | 7 | | Алюминий | Переходный элемент | Л: образцы природных соединений алюминия | Положение алюминия в ПСХЭ, физические свойства, химические свойства, получение, применение | Характеризовать свойства алюминия | | Репродуктивный, частично-поисковый | П.13 |
11 | 8 | | Железо. Обобщение по теме металлы | | Л: качественные реакции на ион железа (II) и (III) | Положение железа в ПСХЭ, физические свойства, химические свойства, получение, применение | Характеризовать свойства железа и его соединений | комбинированные | Частично-поисковый | П.14 |
Тема 2
Неметаллы (10 часов)
Предметная дидактическая цель:
Рассмотреть общие свойства неметаллов. Познакомить учащихся с образцами простых веществ, образованных химическими элементами-неметаллами, рассмотреть их свойства с точки зрения ОВР. Рассмотреть химические свойства соединений неметаллов с точки зрения ОВР и ТЭД.
| № урока | Дата урока | Тема урока | Основные понятия | Химический эксперимент | знать | уметь | Тип расчетных задач | Формы и методы организации обучения | Домашнее задание |
11 | 1 | | Общая характеристика неметаллов. | | | Где находятся элементы неметаллы в ПСХЭ, физические и химические свойства неметаллов | Записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства неметаллов. | На выход продукта реакции. | Частично-поисковый, репродуктивный. | П.15-16 |
12 | 2 | | Водород | | Д: получение водорода | Физичсеские и химические свойства водорода | Объяснять, почму водород занимает двойственное положение в ПСХЭ | | Частично-поисковый, репродуктивный. | П.17 |
13 | 3 | | Галогены и их соединения | галогены | Л: качественная реакция на хлорид-ион | Положение галогенов в ПСХЭ, физические свойства, химические свойства, получение, применение галогенов и их соединений | Давать сравнительную характеристику галогенов | На плотность газов по воздуху | Частично-поисковый | П.18-20 |
14 | 4 | | Кислород | | Л: получение и собирание кислорода, доказательство его наличия в сосуде | Положение кислорода в ПСХЭ, физические свойства, химические свойства, получение, применение кислорода | Давать характеристику кислорода как химического элемента и как простого вещества | комбинированные | Репродуктивный, частично-поисковый | П.21 |
15 | 5 | | Сера и ее соединения | | Д: образцы серы Л: качественная реакция на сульфид- и сульфат-ионы | Положение серы в ПСХЭ, физические свойства, химические свойства, получение, применение серы и ее соединений | Давать характеристикусеры. | комбинированные | репродуктивный | П.22-23 |
16 | 6 | | Азот, оксиды азота, азотная кислота | | Л: Качественная реакция на нитрат-ион | Строение атома, физическиеи химические свойства азота, свойства его соединений | Характеризовать свойства азота и его соединений | комбинированные | Частично-поисковый, репродуктивный | П.24,27 |
17 | 7 | | Аммиак, соли аммония | Катион аммония | Л: Качественная реакция на катион аммонияы | Свойства, получение, применение аммиака и солей аммония | Характеризовать свойства аммиака | | Репродуктивный, частично-поисковый | П.25,26 |
18 | 8 | | Фосфор и его соединения | Фосфин | | Строение атома, физическиеи химические свойства фосфора, свойства его соединений | Характеризовать свойства фосфора и его соединений | Комбинированные | Репродуктивный, частично-поисковый | П. 28, |
19 | 9 | | Углерод и его соединения | Графит, алмаз, активированный уголь, адсорбция | Л: Качественная реакция на карбонат-ион | Строение атома, физическиеи химические свойства углерода, аллотропные модификации углерода, свойства его соединений | Характеризовать свойства аллотропных модификаций углерода | Комбинированные | Репродуктивный, частично-поисковый | П. 29-30, |
20 | 10 | | Кремний и его соединения | | Л: коллекция природных соединений кремния | Строение атома, физическиеи химические свойствакремния, свойства его соединений | Характеризовать свойства кремния | Комбинированные | Репродуктивный, частично-поисковый | П. 31-32 |
Тема 3
Органические вещества (10 часов)
Предметная дидактическая цель:
Познакомить учащихся с основными классами органических соединений. Создать условия для формирования у девятиклассников понятий «Органическая химия», «Изомеры», «Гомологи». Создать условия для формирования навыка в составлении названий органических веществ.
| № урока | Дата урока | Тема урока | Основные понятия | Химический эксперимент | знать | уметь | Тип расчетных задач | Формы и методы организации обучения | Домашнее задание |
21 | 1 | | Предмет органической химии. Теория А.М. Бутлерова | Органические вещества, изомеры, гомологи | Д: изготовление моделей молекул углеводородов. | Понятия и определения по теме. Основные положения ТХС | Объяснять причины многообразия органических веществ | | репродуктивный. | П.32 |
22 | 2 | | Предельные углеводороды Алканы | Радикал, алкан | | Гомологический ряд алканов, их общую формулу, физические и химические свойства | Писать структурные формулы гомологов алканов, характеризовать их химические свойства. | На вывод формулы вещества | Частично-поисковый | П.33 |
23 | 3 | | Нередельные углеводороды Алкены, алкины | Алкены, алкины | Д: качественные реакции на кратную связь | Гомологический ряд алкенов и алкинов, их общие формулы, физические и химические свойства | Писать структурные формулы гомологов алкенов и алкинов, характеризовать их химические свойства. | На вывод формулы вещества | Частично-поисковый | П.34 |
24 | 4 | | Спирты | Функциональная группа | Л: Свойства глицерина | Гомологический ряд общую формулу спиртов, физические и химические свойства, физиологическое воздействие на организм | Определять атомность спирта, записывать названия по формулам и наоборот. | По уравнениям реакций | Частично-поисковый | П.35 |
25 | 5 | | Альдегиды | Карбонильная группа | Д: реакция серебряного зеркала | Свойства альдегидов | Характеризовать свойства альдегидов на примере уксусного. | По уравнениям реакций | Частично-поисковый | По тетради |
26 | 6 | | Карбоновые кислоты | Карбоксильная группа | | Гомологический ряд общую формулукарбоновых кислот, физические и химические свойства. | Характеризовать свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. | По уравнениям реакций | Частично-поисковый | П.36 |
27 | 7 | | Сложные эфиры. Жиры | Эфир, реакция этерификации | | Получение, применение, свойства, нахождение в природе сложных эфиров ит жиров. | Характеризовать свойства сложных эфиров и жиров | | Частично-поисковый, репродуктивный | П.36,37 |
28 | 8 | | Аминокислоты, белки | Аминогруппа, пептидная связь, реакция поликонденсации | | Получение, применение, свойства, нахождение в природе сложных аминокислот и белков | Характеризовать свойства аминокислот, доказывать их амфотерные свойства | | Частично-поисковый, репродуктивный | П.38 |
29 | 9 | | Углеводы | Моно-, ди-, полисахариды | Л: Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) Взаимодействие крахмала с иодом | Классификацию, свойства, предствателей | Объяснять биологическую роль глюкозы, сахарозы, крахмала | | Частично-поисковый, репродуктивный | П.39 |
30 | 10 | | Решение задач | | | | Решать расчетные задачи | комбинированные | Частично-поисковый | По тетради |
Тема 4
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)
Предметная дидактическая цель:
Обобщить и систематизировать знания по химии за курс основной школы
| № урока | Дата урока | Тема урока | Основные понятия | Химический эксперимент | знать | уметь | Тип расчетных задач | Формы и методы организации обучения | Домашнее задание |
31 | 1 | | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева . Взаимосвязь строения и свойств веществ | Периодический закон | | Формулировки Периодического закона | Работать с ПСХЭ | | Репродуктив-ный | По тетради |
32 | 2 | | Классификация химических реакций | | | Классификацию химических реакций по различным признакам | Составлять уравнения химических реакций | комбинированные | Частично-поисковый | По тетради |
33 | 3 | | Простые и сложные вещества | | | Свойства металлов и неметаллов | Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов и неметаллов | комбинированные | Частично-поисковый | По тетради |
34 | | | Генетические ряды | | | Генетический ряд металла, неметалла, переходного элемента | Записывать уравнения реакций переходов | | Частично-поисковый | Частично-поисковый |