Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат№12»
УТВЕРЖДАЮ |
Директор КГБОУ ШИ№12 |
___________ М.В. Лопатин |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОПЕДИИ В 4 КЛАССЕ.
Составила Задорожная Наталья Владимировна, учитель-логопед |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
(в соответствии со стандартом)
Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Общая характеристика предмета(курса)
Как и любая программа, «Адаптированная программа логопедических занятий для детей с умственной отсталостью» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где обучаются также дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я.Рубинштейн, М.С Певзнер.
Рабочая программа составлена на основе:
-Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
-Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.
- Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
-Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
-Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.
-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983
-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 4 классе –68 часов (2 часа в неделю). Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований. Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:
-ликвидировать проявления речевой патологии;
-содействовать усвоению программы по родному языку;
-сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
-сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)
4 класс:
Предметные:
Уметь: анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты; самостоятельно полно или выборочно пересказывать, выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков; правильно читать вслух целыми словами; соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.
Знать: наизусть несколько стихотворений; алфавит.
Общеучебные умения:
-Самостоятельно составлять алгоритм действий.
-Давать развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы.
-Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.
Средства контроля
-Четвертные проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты. Обследование на начало учебного года и конец учебного года.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 4 классе.
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО | ДАТА |
1 | Обследование | 4 | |
2 | Текст и предложение | 2 | |
3 | Предложение и слово | 2 | |
4 | Слово и слог | 2 | |
5 | Звуки и буквы | 2 | |
6 | Гласные звуки | 2 | |
7 | Ударение | 2 | |
8 | Согласные звуки и буквы | 2 | |
9 | Буквы Я, Ё, Ю, Е | 2 | |
10 | Твердые и мягкие согласные звуки | 2 | |
11 | Звонкие и глухие согласные | 2 | |
12 | Звуки П – П`, и буква П | 1 | |
13 | Звуки Б – Б` и буква Б | 1 | |
14 | Дифференциация звуков П - Б | 2 | |
15 | Дифференциация звуков П` - Б` | 1 | |
16 | Звуки Ф – Ф` и буква Ф | 1 | |
17 | Звуки В – В` и буква В | 1 | |
18 | Дифференциация звуков В - Ф | 2 | |
19 | Дифференциация звуков В` - Ф` | 1 | |
20 | Звуки Т – Т` и буква Т | 1 | |
21 | Звуки Д – Д` и буква Д | 1 | |
22 | Дифференциация зуков Т - Д | 2 | |
23 | Дифференциация звуков Т` - Д` | 1 | |
24 | Звуки К – К` и буква К | 1 | |
25 | Звуки Г – Г` и буква Г | 1 | |
26 | Дифференциация звуков К – Г | 2 | |
27 | Дифференциация звуков К` - Г` | 1 | |
28 | Звуки С – С` и буква С | 1 | |
29 | Звуки З – З` и буква З | 1 | |
30 | Дифференциация звуков С - З | 2 | |
31 | Дифференциация звуков С` - З` | 1 | |
32 | Дифференциация звуков Ш – Ж | 2 | |
33 | Дифференциация звуков С – Ш | 1 | |
34 | Дифференциация звуков З - Ж | 2 | |
35 | Звуки Л – Л` и буква Л | 1 | |
36 | Звуки Р – Р` и буква Р | 1 | |
37 | Звуки Л – Р и буквы Л, Р | 1 | |
38 | Звуки Л` – Р` и буквы Л, Р | 1 | |
39 | Звуки Ц – С и буквы Ц, С | 1 | |
40 | Звуки Ц – Т` и буквы Ц, Т | 1 | |
41 | Звуки Щ` – С` и буквы Щ, С | 1 | |
42 | Звуки Ч` – Щ` и буквы Ч, Щ | 1 | |
43 | Звуки Ч`, Т` и буквы Ч, Т | 1 | |
44 | Звуки Ч` – Ц и буквы Ч, Ц | 1 | |
45 | Диагностика | 4 | |
ИТОГО ЗА ГОД. | 68 ЧАСОВ |