СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "История родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа история родного края. Программму составили Лаврухина Татьяна Николаевна.

Просмотр содержимого документа
«Программа "История родного края"»

Результаты освоения курса

«Брянский край» (Модуль «История родного края») обучающимися 3 класса

(универсальные учебные действия – базовый уровень)

личностные УУД:

• широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные мотивы;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой Брянщины.

регулятивные УУД:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• различать способ и результат действия;

Познавательные УУД:

• осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



В результате изучения курса ученик будет иметь возможность:

  • знать историю своей семьи, села, г. Брянска, Брянского края, истоки своего народа;

  • знать семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;

  • уметь работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как основой исторического образования, источником извлечения информации;

  • уметь писать домашние сочинения по истории (в среднем раз в месяц), носящие описательный характер: «Я живу в славянском племени ...» и т. п . с целью выражения личного отношения или выбранного героя к событиям и людям;

  • уметь решать учебные задачи курса на экскурсиях по окружающей местности ( знакомство с археологией, топонимикой, архитектурой и др.), в краеведческий музей;

  • владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;

  • принимать участие в приоритетных видах деятельности на занятиях по курсу «История Брянского края»: постановка сказки, дидактическая игротека, инсценировка и театрализация, изодеятельность.



Содержание курса внеурочной деятельности

Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения, авторы исходили из того, чтобы учащиеся 3 класса имели возможность глубже познакомиться с самобытностью и богатством истории родного края.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, авторы дополнили учебную программу произведениями брянских поэтов и писателей об исторических событиях, происходивших на Брянщине. Реализации задач курса способствует изучение тематических разделов, выстроенных в хронологической последовательности.

О чем рассказывает наука история. Знакомство с богиней Клио. Краткая история Брянского края . История времени. Лента времени. Календарь Древней Руси. Хронология. Исторические источники. Исторические памятники. Чашин курган − колыбель города Брянска.

Археология − наука древностей. Археологические памятники Брянской области (Вщиж, стоянки древних людей в Хотылёво, Юдиново, Супонево, Тимоновке и др.). Как жили древние люди. Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. Брянские города в русских летописях (Брянск, Трубчевск, Севск, Стародуб, Карачев и др.). Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. Геральдика. Герб как отличительный знак государства, города, рода (семьи). Герольд.

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Герб Суражского района и г.Суража. Как написан гимн Брянской области.

Моя родословная. Генеалогия. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

Моё имя. Имя, именины, фамилия, отчество, ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

Имена на карте. Как люди выбирали названия. Карта Брянской области Суражского района. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Селище, городище. Вщиж. Язычество. Славяне. Кочевые племена. Соседи древних славян. Откуда пошла Русь. Дружина. Князь. Первые русские князья (Рюрик, Синеус, Трувор). Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город. Детинец, посад. Древние города Брянского края. Не посрамим русской земли. Крепость. Севская крепость. Куликовская битва. Александр Пересвет и Сергий Радонежский. Брянский край при Петре I. Северная война и Брянский край.

Брянский край и Отечественная война 1812 г. Брянский завод Арсенал, Севский, Брянский, Стародубский полк. Бородинская битва. Народная ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня

Экскурсии в краеведческий музей г Сураж, по историческим и памятным местам с.Высокоселище. Защита проектов «Мой край родной»



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Брянский край» (3класс) 34 часа

№п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

По плану

Факти

чески

1



О чем рассказывает наука история


2



История времени. Календарь Руси.

Вводный контроль.


3



Календарь Древней Руси


4




Археология – наука древности. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди


5



Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди.


6



Чашин курган − колыбель города Брянска. Исторические памятники.


7



Как жили древние люди.


8



Славянская письменность. Брянские города в русских летописях.


9



Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.

10



Геральдика.


11



Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области.


12



Как написан гимн Брянской области.


13



Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.


14



Контрольная работа по разделу «Археология, письменность, символы Брянщины»


15



Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.


16



Имена на карте. Как люди выбирали названия.


17



Имена на карте. Как люди выбирали названия


18



Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края.


19



Славяне на территории Брянского края. Вщиж.


20



Соседи древних славян.


21






Откуда пошла Русь. Первые русские князья


22



Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.


23



Древний город. Древние города Брянского края.


24



Не посрамим русской земли.


25



Севская крепость.


26


Куликовская битва


27



Брянский край при

Петре I .

Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение


28










Брянский край в годы Великой Отечественной войны.


29





Юные герои Брянского края

30





Брянская область сегодня.

Контрольная работа по разделу «Брянские князья. Брянщина в годы ВОв»


31



Экскурсия в районный краеведческий музей.



32



Экскурсия по историческим и памятным местам с. Каменский Хутор

33



Защита творческих проектов «Мой край родной» .



34



Повторение и обобщение изученного.






































Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников)

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)


Д

1.2.

Пособие для обучающихся:

Лупоядов В.Н. История родного края 3 класс Курсив, 2012


К

2

Печатные, учебно-наглядные пособия, учебное оборудование


2.1.

Соколов Я.В., Наша Родина – великая Россия. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012

Соколов Я.В., Наше государство и его символы. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012

Соколов Я.В., Россия - наш общий дом. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012

Смолянкин Н.С.Старообрябцы. историко-краеведческий очерк.-Климово. ООО «Издательство «Наяда»,2006

Гаврилкова И.Н. УНТ и Брянский край. Учебно-методическое пособие по литературному краеведению-Брянск,2008

Полетаева Т.М., Историко-краеведческий очерк Климово: страницы истории./Климово, 2009

Полетаева Т.М., Историко-краеведческие миниатюры Золотые страницы краеведения./ Климово,2011

Географическая карта Брянской области и Климовского района

Д

Д


Д

Д

Д


Д


Д


Д

2.2.

Исторические настенные карты

Д

2.3.

Атлас исторических карт

Д

2.4.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.), репродукции картин

Д

3

Информационно-коммуникационные средства


3.1.

Электронные учебники. Плешаков А.А.Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику 3 класс. – М.:Просвещение, 2011

Д


3.2.

Диск «История Брянщины»

Д

4

Технические средства обучения (ТСО)


4.1

Телевизор

Д

4.2

Видеомагнитофон/видеоплейер

Д

4.3

СD/DVD-проигрыватели

Д

4.4

Музыкальный центр

Д

4.5

Слайд-проектор

Д

4.6

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

4.7

Экран (на штативе или навесной)

Д

4.8.

Принтер лазерный

Д