СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа художественной направленности "Маленький художник"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности. Возраст 6-11 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Программа художественной направленности "Маленький художник"»

Управление по работе с муниципальными учреждениями образования

администрации города Владивостока

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центринформ» г. Владивостока

 











«МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности


Возраст учащихся: 6-11 лет

Срок реализации программы: 2 года



Викулова Марина Владимировна,

педагог дополнительного образования











г. Владивосток

2023



Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения – базовый. Программа предназначена для обучения детей, не владеющих основами рисунка, живописи, композиции.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что она содержит материалы по рисунку, живописи, композиции в более доступной форме для детей 6-11 лет. В программе используются разные материалы и техники. К традиционным материалам, таким как простые карандаши, акварельные краски, гуашь, добавились: уголь, маркеры (фломастеры), гелевые ручки, восковые мелки, пастель; техники: вощение, набрызг, монотипия, граттаж, кляксография, коллаж из рванной бумаги, прикладывание кистей разнообразных форм, рисование точками, смешанные техники.

С целью патриотического воспитания в программу включено обзорное изучение природы (национальные парки и заповедники, водопады и озера, реки, растения и деревья, животные), народные промыслы и ремесла, одежда коренных жителей Приморского края, а также и официальные праздники и памятные дни России.

Адресат программы

Программа разработана для детей 6-11 лет с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Особенности организации образовательного процесса:

Условия набора и формирования групп. Обучающиеся в объединение набираются по желанию на основании заявления родителей (законных представителей). Группы разновозрастные, неоднородного состава (мальчики и девочки). Состав групп постоянный. Количество детей в группе: 1 год – 15 человек; 2 год – 12 человек. При вступлении в коллектив ребенка старше 7-8 лет, имеющего уровень подготовки выше, чем у учащихся первого года обучения, производится набор в группу второго года обучения (это решается индивидуально).

Форма обучения – очная.

Режим занятий. Занятия первого года обучения проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Количество занятий – 72 часа.

Занятия второго года обучения проводятся два раза в неделю по 3 академических часа. Количество занятий – 108 часов.

Перерыв между занятиями 10 минут.

Возможность и условия зачисления в группы второго года обучения. Дети, отучившиеся первый год обучения, могут идти на второй год. Возможен прием обучающихся сразу на второй год обучения, на основании наличия свободных мест в группе, подготовки (если ребенок уже ходил на кружок рисования в другом месте) и результатов собеседования с педагогом.

Продолжительность образовательного процесса составляет 360 часов. Первый год обучения: 144 часа в год. Второй год обучения: 216 часов в год.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование основ изобразительной грамотности у детей через работу в различных художественных жанрах и техниках.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся художественный вкус и любовь к искусству, к новым знаниям.

  2. Воспитывать способность внимательно и терпеливо слушать других, уважать их мнение.

  3. Воспитывать российскую гражданскую идентичность.

Развивающие:

1. Развивать интерес, творческо-индивидуальные способности, кругозор, наблюдательность, воображение, память, находить красоту в обыденном.

2. Развивать умение планировать и регулировать свою деятельность.

3. Развивать самооценку в процессе познавательной деятельности.

4. Развивать моторику пальцев и координацию движения.

Обучающие:

1. Обучать детей грамотно организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть, карандаш, правильно работать ими, пользоваться палитрой.

2. Сформировать представление о классических жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр) и видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество).

3. Обучать простым элементам изображения в рисунке (линия, штрих, пятно), последовательности работы красками, свойствам цвета и его восприятии, композиционной организации картинной плоскости.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

Название раздела/ темы

Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/

контроля


Введение.

2

2

-

Игра, викторина

1.

Рисунок.

20

7

13

Опрос-беседа. Выставка.

2.

Живопись.

20

6

14

Опрос-беседа. Выставка.

3.

Композиция.

62

18

44

Опрос-беседа. Выставка

4.

Декоративно-прикладное творчество

32

10

22

Опрос-беседа. Выставка

5.

Лепка

8

2

6

Опрос-беседа. Выставка


Итого

144

45

99


Учебный план второго года обучения

Название раздела/ темы

Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/

контроля


Введение.

1

1

-

Викторина, игра

1.

Рисунок.

36

12

24

Опрос-беседа. Выставка.

2.

Живопись.

48

11

37

Опрос-беседа. Выставка.

3.

Композиция.

81

11

70

Опрос-беседа. Выставка. Опрос-беседа. Выставка.

4.

Декоративно-прикладное творчество (ДПИ)

30

5

25

Опрос-беседа. Выставка.

5.

Скульптура.

18

3

15

Опрос-беседа. Выставка.

6.

Итоговое занятие.

2

2

-

Опрос-беседа, викторина


Итого

216

45

171



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание учебного плана первый года обучения

Вводное занятие

Теория. Знакомство с программой. Инструменты для рисования. Дидактические игры: «Снежный ком», «Нельзя или можно».

Практика. Входной контроль. Самостоятельная работа «Натюрморт из двух предметов».

Оборудование: краски гуашь, кисти, палитра, карандаш, лист бумаги А4.

Раздел 1. Рисунок (20 часов)

Тема 1. Графитный карандаш

Теория. История графитного или простого карандаша. Демонстрация работ. Линия, штрих, пятно и их возможности. Репродукции старых мастеров и детских рисунков, выполненных графитными карандашами.

Практика. Рисунок на темы: «У нас во дворе» или «Одуванчик» с помощью простого карандаша. Рисование любого персонажа (кошка, собака, бабочка, птичка и т.д.) разными способами работы: линиями, штриховкой, точками, пятном, стиранием. Или рисование «Одуванчика» с помощью линии.

Оборудование: чертежная бумага А4, карандаш.

Тема 2. Дерево

Теория. Демонстрация работ. Изображение пород деревьев. Способы и последовательность рисования дерева.

Практика. Создание изображения дерева гуашью «грустного», «игривого» или «загадочного» с использованием разных кистей (или в карандаше).

Оборудование: бумага А4, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик, баночка для воды, вода, тряпочка. Или другой вариант: тушь или черная гуашь с оттенками серого, чертежная бумага.

Тема 3. Основы штриховки.

Теория. Основы штриховки. Тень, свет. Направление штриховки.

Практика. Нарисовать белое яблоко или белый шар. Отобразить на бумаге свет, тень.

Оборудование: бумага А4, карандаш, ластик.

Тема 4. Набросок.

Теория. Набросок. Понятие - что такое набросок. Материалы, используемые для набросков. Красота природы Приморского края. Демонстрация работ. Рисунок, штрих. Изображение объектов живой природы (насекомых, веток деревьев, паутины, спила дерева, грибочков). Изучение возможностей графических материалов: освоение вертикальной, горизонтальной, прямой, волнистой, ломанной, толстой и тонкой линий.

Практика. Упражнение на освоение линии.

Композиция «Осень».

Оборудование: карандаш, тушь, перо, палочка.

Тема 5. Понятие силуэт.

Теория. Демонстрация работ. Два предмета не организованны в натюрморт.

Практика. Рисование 2-х предметов

Оборудование: карандаш, бумага А4.

Тема 6. Натюрморт. Мягкая игрушка.

Теория. Натюрморт. Демонстрация работ. Закрепление принципов рисунка. Построение. Объем. Штриховка. Компоновка предметов на плоскости листа.

Практика. Рисование двух игрушек в карандаше.

Оборудование: набор простых карандашей, бумага А3.

Тема 7. Натюрморт из двух разнохарактерных по форме предметов

Теория. Демонстрация работ. Компоновка предметов натюрморта на плоскости листа. Предметы организованы в натюрморт. Передача характера предметов. Достижение выразительности. Плоскостное решение.

Практика. Рисование двух разнохарактерных предметов в карандаше. Оборудование: набор простых карандашей, фломастеры, тушь, бумага.

Раздел 2. Живопись (20 часов).

Тема 1. «Осенние листья»

Теория. Названия красок. Оттенки цветов. Формы и оттенки листьев разных пород деревьев. Разные способы наложения красок.

Практика. Выполнение рисунка листьев. Работа выполняется гуашью с обязательным использованием палитры.

Оборудование: бумага А4, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 2. Рисование с натуры. «Фрукты»

Теория. Простейшее представление о понятии «композиция».

Практика. Рисование отдельных предметов, не представляющих собой натюрморт. Композиция рисунка. Построение формы предметов. Цветовое решение. Прорисовывание деталей.

Оборудование: акварельная бумага А4, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 3. Натюрморт «Овощи»

Теория. Натюрморт. Демонстрация работ. Способы передачи формы и цвета. Компоновка предметов на плоскости листа. Плоскостное решение предметов геометрическими фигурами. Трехцветная постановка на несложном фоне. Цветовое решение – локальный цвет предметов. Сравнение фона с предметами. Поиск различных цветовых оттенков в одном цветовом пятне. Использование белил для палитры, ограниченной тремя цветами. Решение декоративно плоскостное.

Практика. Декоративный натюрморт (два фрукта или овоща).

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 4. Натюрморт с предметом домашнего обихода

Теория. Простейшее понятие о композиции. Демонстрация работ. Натюрморт с предметом домашнего обихода. Построение. Композиция. Симметрия. Поиск локального цвета (на свету и в тени). Постановка на простом фоне. Плоскостное решение объемов предметов – свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень (декоративно-плоскостное решение светотеневых задач). Ограниченная палитра.

Практика. Натюрморт: два фрукта и кружка цилиндрической формы.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик, баночка для воды, вода, тряпочка.

Тема 5. Натюрморт с двумя несложными предметами на простом фоне

Теория. Теплые и холодные цвета и их сочетания. Демонстрация работ.

Световоздушная среда. Демонстрация работ. Свет, блик, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Объем.

Практика. Рисование натюрморта с двумя предметами. Передача «теплоты» и «холодности» цветов.

Рисование натюрморта. Построение. Передача световоздушной перспективы. Постановка предметов на плоскости.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 6. Постановка из двух предметов на простом фоне. Итог изученного ранее.

Теория. Натюрморт. Передача световоздушной перспективы. Теплые и холодные цвета и их сочетания. Демонстрация работ.

Световоздушная среда. Демонстрация работ. Свет, блик, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Объем. Итог всего изученного ранее.

Практика. Рисование натюрморта с двумя предметами. Передача «теплоты» и «холодности» цветов.

Рисование натюрморта. Построение. Передача световоздушной перспективы. Постановка предметов на плоскости.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Раздел 3. Композиция (62 часа)

Тема 1. «Цветик-шестицветик»

Теория. Три основных цвета и три составных цвета. Демонстрация работ. Правила работы с палитрой. Смешивание цветов на палитре. Цвета радуги. Игра «Разноцветные человечки» на знание основных цветов и понимание итогов смешения цветов.

Практика. Нарисовать цветок с шестью лепестками карандашом. Через один лепесток закрасить желтым, красным и синим цветами. Смешав на палитре желтый с красным, синий с желтым, синий с красным, закрасить получившимися цветами оставшиеся лепестки.

Оборудование: альбом А4, краски гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 2. Симметрия. Бабочки. Разнообразие цвета

Теория. Бабочки — живые цветы. Демонстрация работ. Разнообразие вида и цвета бабочек. Бабочки Приморского края. Понятие «симметрия». Простота и ясность решения образа, соблюдение симметрии, использование ярких и насыщенных цветов. Обсуждение особенностей изображения бабочек на картинах, открытках. Дискуссия на тему бережного отношения к природе.

Практика. Нарисовать бабочку на листе и раскрасить в разноцветный узор.

Оборудование: бумага А3, краски гуашь и т.д.

Тема 3. «Осенняя история»

Теория. Растительный и животный мир Приморского края. Демонстрация работ. Техника рисования гуашью с использованием палитры. Способы смешивания и создания разнообразных образных оттенков красок осени. Выбор сюжета осеннего пейзажа. Правильное размещение сюжета на листе в осеннем пейзаже.

Практика. Выбор сюжета с изображением любого животного (белочка, ежик) или растения (грибочки, цветы: хризантема, георгина, флокс, гелениум осенний, анемона или ветреница, безвременник или колхикум, крокус осенний, астра осенняя, цинния, гортензия, листочки) для осеннего пейзажа. Рисование.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 4. «Осень»

Теория. Осень в Приморском крае. Национальные парки, озера, водопады. Демонстрация работ. Создание композиции по мотивам стихотворных строк «Деревья оделись в багряный наряд», «Осенняя пора, очей очарованье». Прослушивание пьес П. И. Чайковского из альбома «Времена года» выразительность цветового решения.

Практика. Выполнение работы на тему осень.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 5. «Сказочная птица»

Теория. Творчество русского художника Ю. А. Васнецова. Демонстрация работ. Контрастность, яркость, декоративность, сказочность в работах Ю.А. Васнецова.

Практика. Рисование сказочной птицы. Создание изображения с учетом характерных особенностей, пластики, декоративности.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 6. «Зимний город»

Теория. Любимые места города Владивостока ребят. Где ребята больше любят проводить больше времени? Фотографии города. Освещение.

Практика. Композиция «Зимний город. Дома старые и новые».

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 7. «Новогодняя ветка»

Теория. Демонстрация работ. Виды деревьев. Особенности и отличие сосны, ели. Рисование веток.

Практика. Рисование ветки и новогоднее шара.

Оборудование: акварельная бумага А4, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 8. «Рождество и Новый год»

Теория. Рождество и Новый год. Новогодняя елка в России. История появления праздников. История новогодней елки, традиции празднования. Понятие «открытка» и ее оформление. Новогодние открытки. Новогодняя символика. Демонстрация работ.

Практика. Рисование новогодней открытки. Условия выполнения: образное решение, цветовое многообразие белых оттенков (насыщенный, яркий, светлый, нейтральный).

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 9. «Красная книга Приморского края».

Теория. Подготовка к конкурсу. Введение в тему флоры и фауны Красной книги Приморского края (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, рыбы, растения, грибы, деревья). Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру. Любовь к своему городу краю.

Практика. Эскиз. Идея, соответствующая теме. Композиция. Цветовое решение.

Оборудование и материалы: акварель, гуашь, акрил, кисти, палитра, формат А3.

Тема 10. «Птицы»

Теория. Птицы Приморского края, зимующие с нами. Фотографии птиц. Особенности. Повадки. Птицы – сорока, снегирь.

Практика. Рисование сороки. Рисование снегиря.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 11. «23 февраля»

Теория. История возникновения праздника 23 февраля в России. Открытки к празднику.

Практика. Делаем открытку

Оборудование. Акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 12. «8 марта»

Теория. Жанр – портрет. Демонстрация картин художников. Особенности построения.

Практика. Рисование портрета хорошо знакомого человека.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 13. «Космос»

Теория. 12 апреля - День космонавтики. Беседа «Кто первый облетел вокруг земного шара?» Планеты. Достижения в космосе. Для чего нужны ракеты? Особенности рисоваания.

Практика. Рисование на тему космос.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 14. «Ласточка – вестница весны!»

Теория. Весна. Перелетные птицы Приморского края. Особенности. Демонстрация работ.

Практика. Рисование ласточки. Построение. Цвет.

Оборудование: акварельная бумага А2, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 15. «9 мая – день Победы»

Теория. День Победы. История праздника. Демонстрация фотографий. Особенности рисования.

Практика. Выполнение работы.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 16. «Здравствуй Весна – красна!»

Теория. Весна в картинах русских художников. Демонстрация работ.

Практика. Рисование весеннего пейзажа.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 17. «Подводный мир»

Теория. Подводный мир Приморского края. Демонстрация фотографий. Особенности рисования.

Практика. Рисование рыбы.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик.

Тема 18. «Здравствуй лето!»

Теория. Поэтапное выполнение работы. Лето. Краски. Пейзаж. Демонстрация картин русских художников.

Практика. Рисование пейзажа.

Оборудование: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш, ластик, баночка для воды, вода, тряпочка.

Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество. (32 часа).

Тема 1. «Новогодняя снежинка»

Теория. Виды снежинок. Уникальность. Демонстрация фотографий. Особенности изготовления.

Практика. Рисование объемной снежинки.

Оборудование. Ножницы, клей, карандаш, бумага А4.

Тема 2. «Новогодняя елка»

Теория. Елочка – обязательный атрибут Рождества и Нового года. Особенности изготовления поделки - оригами. Схема складывания.

Практика. Делаем из бумаги елку.

Оборудование. Ножницы, клей, карандаш, бумага А4.

Тема 3. «Новогодняя коробочка»

Теория. История традиции дарить подарки на Рождество и Новый год. Фотографии различных коробочек. Чертёж. Особенности изготовления.

Практика. Делаем коробочку и крышку к ней из бумаги. Оригами.

Оборудование. Ножницы, клей, карандаш, бумага А3.

Тема 4. «Новогодняя открытка»

Теория. Поздравление открыткой. Символы Нового года. Особенности изготовления.

Практика. Делает открытку из бумаги.

Оборудование. Ножницы, клей, карандаш, бумага А4.

Тема 5. «Орнамент»

Теория. Орнамент. Виды. Геометрический орнамент.

Практика. Делаем геометрический орнамент из цветной бумаги и картона.

Оборудование. Ножницы, клей, карандаш, бумага А4.

Тема 6. «8 марта»

Теория. Праздник 8 марта в России. Демонстрация работ.

Практика. Делаем подарочную коробочку с цветком из бумаги

Оборудование. Ножницы, клей, карандаш, бумага А3, салфетки.

Тема 7. Орнамент. «Городецкая роспись»

Теория. Городецкая роспись. Демонстрация работ. Виды орнамента. Этапы работы. Подмалевок. Теневка. Оживка. Элементы орнамента – листочки.

Практика. Выполнение орнамента городецкой росписи.

Оборудование. Гуашь, кисти, бумага.

Тема 8. «Хохломская роспись».

Теория. Хохломская роспись. Демонстрация работ. Виды орнамента.

Практика. Выполнение орнамента.

Оборудование. Гуашь, кисти, бумага.

Тема 9. «Дымковская игрушка»

Теория. Демонстрация работ.

Практика. Выполнение работы.

Оборудование. Гуашь, кисти, бумага.

Тема 10. «Русский народный костюм»

Теория. Демонстрация работ. История русского народного костюма.

Практика. Выполнение работы.

Оборудование. Гуашь, кисти, бумага.

Раздел 5. Лепка (8 часов).

Тема 1. «Осенний букет». Пластилинография

Теория. Техника работы – пластилинография. Картина «Подсолнухи» В. Ван Гога. Ритм темных и светлых оттенков одного цвета.

Практика. Букет из пластилина.

Оборудование: пластилин, доска, стеки.

Тема 2. «Фрукты и овощи на корзинке»

Теория. Материалы для лепки. Как получают пластилин. Лепка фруктов и овощей. Демонстрация работ.

Практика. Упражнения по работе с пластилином (откручивание, вдавливание и т.д.) Лепим с натуры.

Оборудование: пластилин, стеки, доска.

Тема 3. «Хлеб».

Теория. Воспоминание о пережитом во время блокады Ленинграда.

Практика. Лепка из пластилина блокадного хлеба и других хлебных изделий.

Оборудование: пластилин, стеки, доска, тряпочка.

Тема 4. «Животные»

Теория. Животные приморского края. Демонстрация работ. Особенности. Лепка животных.

Практика. Лепка из пластилина. Декоративные животные.

Оборудование: пластилин, стеки, доска, тряпочка.



Второй год обучения.

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой. Необходимые материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Практика. Дидактические игры.

Раздел 1. Рисунок. (36 часов)

Тема 1. Зарисовки деревьев (набросок)

Теория. «Певец русской природы – Шишкин». Знакомство с творчеством художника. Фотографии. Репродукции.

Практика. Упражнение на освоение линии. Изображение объектов живой природы (насекомых, веток деревьев, паутины, спила дерева). Изучение возможностей графических материалов; освоение вертикальной, горизонтальной, прямой, волнистой, ломаной, толстой и тонкой линий.

Оборудование и материалы: карандаш, тушь, перо, палочка, формат А4.

Тема 2. Противостояние линии. Характерные особенности линий.

Теория. Животные Приморского края. Рисунок. Противостояние линии. Характерные особенности линий.

Продолжение знакомства с разнообразием линий в природе. Пластика линий.

Практика. Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун). Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.).

Оборудование и материалы: формата А4, белой и черной гелиевых ручек.

Тема 3. Работа с геометрическими формами. Применение тона

Теория. Патриотическое воспитание. 27 января – День снятия блокады Ленинграда. Блокадный хлеб. История блокады Ленинграда. Рисунок. Работа с геометрическими формами. Применение тона. Изучение плоских форм с тональным разбором.

Практика. Рисунок. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье» и т.д. Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и д.р.

Оборудование и материалы: использование половины формата А4, простого карандаша.

Тема 4. Стилизация

Теория. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную.

Практика. Выполнение упражнения – наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.

Оборудование и материалы: Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Тема 5. Абстракция

Теория. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.

Практика. Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.

Оборудование и материалы: Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Тема 6. Текстура

Теория. Развитие художественных способностей, воспитание внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка.

Практика. Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка). Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение фотографий собственных наблюдений.

Оборудование и материалы: Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

Тема 7. Ритм

Теория. Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет).

Практика. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д.

Оборудование и материалы: использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Тема 8. Симметрия. Пятно.

Теория. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.

Практика. Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.

Оборудование и материалы: использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

Тема 9. Асимметрия

Теория. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе.

Практика. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Самостоятельная работа: фотографирование предметов асимметричной формы.

Оборудование и материалы: Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.

Тема 10. Линия горизонта. Плановость.

Теория. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже.

Практика. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.

Оборудование и материалы: использование гелиевой ручки, формата А4.

Тема 11. Техника работы фломастерами.

Теория. О работе фломастерами, спиртовыми маркерами. Скейчинг – новое направление.

Практика. Создание декоративного образа. Выполнение эскиза – образа (например, волшебный цветок, улитка). Самостоятельная работа: выполнение упражнений на различные техники (заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном).

Оборудование и материалы: использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров.

Тема 12. Буквица. «Веселая азбука»

Теория. «Веселая азбука». Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Самостоятельная работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами, со стихотворениями детских поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б. Заходер).

Практика. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.

Оборудование и материалы: использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Раздел 3. Живопись. (48 часов).

Тема 1. «Цветочный ковер»

Теория. Основные цвета. Выполнение «цветочного ковра» тремя основными цветами.

Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.).

Практика. Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.

Оборудование и материалы: формат А4, акварельная бумага А3, акварель, кисти, палитра.

Тема 2. Нюансы. Многообразие оттенков цвета.

Теория. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок».

Практика. Выполнения этюда с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы.

Оборудование и материалы: Формат А3, акварель, пастель.

Тема 3. Живопись. Контрасты.

Теория. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способность «усиливать» друг друга.

Практика. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.) Самостоятельна работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов».

Оборудование и материалы: формат А4, акварель, пастель.

Тема 4. Цвет в тоне.

Теория. Знакомство с понятием «тон».

Практика. Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубком ниток», «Свинья с поросятами»)

Оборудование и материалы: формат А4, гуашь.

Тема 5. Ахроматические цвета.

Теория. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.

Практика. Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др. Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.

Оборудование и материалы: использование формата А4, гуаши черной и белой.

Тема 6. Локальный цвет и его оттенки.

Теория. Живопись. Локальный цвет и его оттенки. Развить способность видения градаций цвета в живописи, многообразие оттенков.

Практика. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе). Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».

Оборудование и материалы: формат А4, акварель.

Тема 7. Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент.

Теория. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент».

Практика. Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.

Оборудование и материалы: использование формата А4, акварели или гуаши.

Тема 8. Живопись. Плановость.

Теория. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр).

Практика. Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.

Оборудование и материалы: использование формата А4, акварели.

Тема 9. Условный объем. Освещенность предметов.

Теория. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета.

Практика. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).

Оборудование и материалы: использование формата А4, акварели.

Тема 10. Изучение нетрадиционных живописных приемов.

Теория. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник.

Практика. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: закрепление материала.

Оборудование и материалы: акварель, морская соль, кружева, ткань, разные виды кистей,

Тема 11. Творческая композиция

Теория. Сложная тематическая композиция.

Практика. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.

Оборудование и материалы: использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

Раздел 4. Композиция. (81 часов)

Тема 1. Композиция «Приморье».

Теория. Заповедники и национальные парки Приморья. Водопады и озера Приморского края. Работы учащихся, репродукции, фотографии. Уникальность. Фотографии, репродукции.

Практика. Летние пейзажи. Эскиз на формате А4. Композиция в карандаше на листе бумаги. Подбор цветовой палитры. Композиция в цвете. Просмотр работ. Выставка работ.

Оборудование: альбом, лист акварельной бумаги А3, гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, тряпочка.

Тема 2. Композиция «Растения Приморского края».

Теория. Знакомство детей с растениями Приморья, деревьями, плодами. Чем они удивительны. Почему некоторые их них занесены в красную книгу? Работы учащихся, репродукции, фотографии.

Практика. С помощью цвета создать образ и настроение в работе, поиски цветовых гармоний.

Оборудование и материалы: лист акварельной бумаги А3, гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, тряпочка.

Тема 3. Схема в станковой композиции.

Цвет в композиции «Запах осенних листьев».

Теория. Композиция. Виды схем композиций. Осень в Приморском крае. Красота оттенков. «Выразительные средства в станковой композиции. Цвет в композиции. Композиция «Запах осенних листьев».

Практика. Создать свою композицию на основе заданной композиционной схемы. Сохранить в работе расположение композиционного центра, характер членения картинной плоскости, пропорциональные соотношения фигур, заданные предложенной композиционной схемой для создания своей работы.

Оборудование и материалы: гуашь, бумага А3 и т.д.

Тема 4. Композиция. Автопортрет.

Теория. Знакомство с жанром «портрет». Портреты в картинах русских художников. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы.

Практика. Живописная композиция декоративного или реалистического характера. Выявить характер портретируемого с помощью композиционных средств, цветовой гаммы, техники и изобразительных приемов.

Оборудование и материалы: гуашь, акварель, А2.

Тема 5. Композиция «Зима».

Теория. Зима в картинах русских художников. Зима в Приморье. Репродукции, фотографии.

Практика. Выполнение работы на тему «Зима». Зимний пейзаж.

Оборудование и материалы: формат А3, гуашь.

Тема 6. Композиция «Красная книга Приморского края».

Теория. Подготовка к конкурсу. Сбор информации флоры и фауны Красной книги Приморского края (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, рыбы, растения, грибы, деревья). Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру. Любовь к своему городу краю.

Практика. Эскиз. Идея, соответствующая теме. Композиция. Цветовое решение.

Оборудование и материалы: акварель, гуашь, акрил, кисти, палитра, формат А3.

Тема 7. Движение и покой в станковой композиции.

Теория. Коренные народы Приморского края. Промыслы, ремесло, одежда. Композиция. Движение и покой в станковой композиции. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Практика. Упражнения на передачу движения и покоя.
Используя в работе предварительные эскизы, создать статичную и динамичную композиции. Оборудование и материалы: графические материалы, гуашь А3.

Тема 8. Драпировка как элемент композиции. Композиция «Театр»

Теория. Драпировка. Применение. Театры Владивостока. Создание композиции, используя образный тип видения. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Практика. Дорисовать драпировку до придуманного образа
Оборудование и материалы: гуашь, А3.

Тема 9. «Космос»

Теория. День космонавтики. Достижения в космосе. Российские космонавты. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Практика. Выполнение работы.
Оборудование и материалы: карандаш, А3.

Тема 10. «9 мая – День Победы»

Теория. История праздника. День победы в России. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии.

Практика. Создание композиции.

Оборудование и материалы: карандаш, А3, гуашь.

Тема 11. Ритм в станковой композиции.

«Животное в духе художника Вазарели»

Теория. Ритмичная композиция, понятие «ритм в композиции» (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры.

Практика. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет).

Оборудование и материалы: использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Раздел 5: Декоративно-прикладное искусство (30 часов).

Тема 1. Рождествена и Новогодняя поделка.

Теория. История праздника Рождества и Нового года. Особенности празднования в России.

Практика. Придумать эскиз поделки: идея, материал. Подготовка к выставке-конкурсу.

Оборудование. Подготовить необходимый материал.

Тема 2. История орнамента. Виды орнаментов.

Теория. Декоративно-прикладное искусство. История орнамента. Орнаментальное искусство. Вечные образы в искусстве. Символика цвета в орнаменте. Явление симметрии в орнаменте. Виды орнаментов. Линейный орнамент (бордюр). Простые схемы построения орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета, одинакового цвета и размера, но разной формы.

Практика. Выполнение линейного орнамента.

Оборудование и материалы: карандаш, формат А4, ластик.

Тема 3. Вид орнамента. Растительный орнамент.

Теория. Растительный орнамент.

Практика. Выполнить работу растительного орнамента.

Оборудование и материалы: гуашь, формат А4.

Тема 4. Орнамент. Удэгейцы.

Теория. Орнамент коренных народов Приморья. Удэгейцы.

Практика. Выполнение зарисовки орнамента.

Оборудование и материалы: карандаш, ластик, гуашь, формат А4.

Тема 5. Орнамент. Нанайцы.

Теория. Орнамент коренных народов Приморья. Нанайцы.

Практика. Выполнение орнамента в квадрате. Композиционное расположение. Оформление в цвете.

Оборудование и материалы: гуашь, формат А4.

Раздел 6. Скульптура. (18 часов).

Тема 1. Цветы.

Теория. Приморский края богат цветами.

Практика. Изготовление цветов.

Оборудование и материалы: Пластилин, воздушный пластилин, полимерная глина, стеки, доска для лепки, влажные салфетки.

Тема 2. Животное.

Теория. Животные Приморского края. Пропорции.

Практика. С натуры лепим животное, стараясь в точности повторить форму, пропорции.

Оборудование и материалы: Пластилин, скульптурный пластилин, стеки, влажные салфетки.

Тема 3. Подводный мир.

Теория. Подводный мир Приморского края.

Практика. Декоративная рыба.

Оборудование и материалы. Полимерная глина, глина или тесто для лепки.

Заключительное занятие (2 часа)

Теория. Подведение итогов. Чаепитие. Задание на лето.

Практика. Кроссворд. Викторина. Дидактические игры.


1.4 Планируемые результаты

Планируемые результаты первого года обучения.

Личностные результаты:

Обучающийся будет осознанно участвовать в освоении программы.

У обучающегося будет сформированы:

- чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю,

- терпение и интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

- поведенческие качества: сотрудничество, бесконфликтность.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать, как организовать свое рабочее место и планировать работу над конкретным рисунком.

Обучающийся приобретёт навыки взаимодействия в коллективе при обсуждении задач, сотрудничества.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать технику безопасности при работе с рисовальными инструментами.

Обучающийся будет знать классические жанры и виды искусства, техники.

Обучающийся будет уметь передавать простейшую форму, пространственное положение и цвет предмета; уметь работать карандашом, кистью, палитрой, манипулировать мазками.

Обучающийся будет владеть навыком выполнения простейших композиций.

Планируемые результаты второго года обучения.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира.

Обучающийся будет осознанно участвовать в освоении программы и уметь оценивать себя адекватно.

У обучающегося сформируются поведенческие качества: сотрудничество, бесконфликтность.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать последовательность работы.

Обучающийся приобретёт навык самостоятельно планировать и регулировать свою работу над поставленной задачей (рисунком, композицией); осуществлять самоанализ в процессе работы.

Предметные результаты:

Будет знать особенности рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.

Обучающийся будет уметь передавать в композиции пространственные отношения, последовательно выполнять построение предметов, тщательно прорабатывать светотеневые отношения в работах.

Обучающийся будет владеть навыками: рисования линией, пятном, штриховкой; выполнять работы в технике гуаши и акварели; рисовать с натуры и по памяти; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предмета.


РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводится в учебном кабинете оборудованном в соответствии с требованиями СанПиН. Имеются шкафы для хранения расходных материалов и выставки образцов, учебная доска, мольберты.

Для занятий необходимы:

  1. Расходные материалы для рисунка, живописи, композиции:

- простой карандаш,

- краски гуашь,

- краски акварель,

- кисти белка, синтетика,

- палитра,

- бумага акварельная А3,

- бумага для черчения А3,

- альбом.

2. Расходные материалы для декоративно-прикладного творчества:

- простые карандаши (по 1 штуке на каждого учащегося),

- цветная бумага плотностью 80 г/м и 160 г/м основных цветов (по 1 набору на каждого учащегося),

- картон цветной (по 1 набору на каждого учащегося),

- клеевой карандаш (по 1 штуке на каждого учащегося),

- маркеры для доски (1 набор).

- ножницы с прямыми лезвиями (по 1 штуке на каждого учащегося).


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

– Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

– Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р “Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации».

– Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

– Стратегия развития и воспитания в РФ до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р

– Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная президентом РФ 27 мая 2015 года.

– Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г. №11).

– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09 ноября 2018 г. № 196).

– Национальный проект «Образование», (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 декабря 2016 г. №16) «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность».

- Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, приложение к приказу министерства образования Приморского края от 31.03.2022 г. № 23а-330.

- Положение о проектировании дополнительных общеразвивающих программ в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Центринформ» г. Владивостока (утверждено приказом директора МАУ ДО «Центринформ» от 01.09.2020 N107А).

Интернет источники

  1. Элементы городецкой росписи. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=Z7U887dAK40&t=1s (дата обращения 01.03.2023).

  2. Рисунок. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=IkbqQ155tPE (дата обращения 01.03.2023).


Список литературы

    1. Мазовецкая В. В. «Простые уроки рисования для начинающих», Издательство «Питер», 2021.

    2. Форд Джереми. Гуашь: легкость и свобода в создании впечатляющих картин. Издательство ««Манн, Иванов и Фербер», 2022г.

    3. Шимшилашвили А. Р. «Как рисовать от «А» до «Я». Amazon, 2021 год .

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Оценочные материалы, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов, представлены разнообразными формами: опрос по темам программы, обсуждение выполненных творческих,; проведение выставок.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный контроль.

Входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей. Цель стартовой диагностики: познакомиться с детьми и определить уровень подготовки каждого обучающегося. Производится:

- при зачислении на программу детей первого года обучения (сентябрь). Формы контроля: собеседование. Главный критерий на этом этапе диагностики – это интерес ребенка к данному виду деятельности его степень готовности.

- при зачислении на программу детей второго года обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Осуществляется на собеседовании с педагогом, перед зачислением в группу (сентябрь).

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения разделов и тем программы и личностных и метапредметных результатов обучающихся, осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Формы контроля: наблюдение, беседа, творческая работа. Форма фиксации образовательных результатов текущего контроля – диагностические карты учета достижений обучающихся:

Высокий уровень достижения результатов – 85-100%

Средний – 60 – 84%

Низкий – 59% и ниже.

Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения программы осуществляется в конце каждом полугодии (декабрь, май). Цель промежуточной диагностики: анализ динамики продвижения обучающихся. Формы промежуточного контроля: участие в выставке, творческая работа по теме.

Форма фиксации образовательных результатов промежуточного и итогового контроля – Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся.

Для реализации мониторинга входные, промежуточные и итоговые образовательные результаты по каждому обучающемуся заносятся в Карту образовательных результатов, а личностные - в Карту личностных результатов (Приложение №1).

Показатели критериев определяются уровнем: высокий — 3 балла; средний — 2 балла; низкий — 1 балл.

Высокий:

- обучающийся полностью справляется с поставленной задачей;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Средний:

- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Низкий:

- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; - допускает неточность в изложении изученного материала.

Форма фиксации образовательных результатов промежуточного и итогового контроля – Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся.

2.3 Методические материалы

- Психология дошкольника. Учебное пособие | Мухина Валерия Сергеевна

- Диагностические методики – Л.Н. Буйлова и Н.В. Клёнова «Методика определения результатов образовательной деятельности детей».

- Гуманная педагогика – Ш.А. Амонашвили.

- Методические разработки по темам декоративно-прикладного творчества, планы-конспекты занятий, инструкции с пошаговым алгоритмом выполнения работы, схемы (Приложение №2).

- Дидактические игры.

- демонстрационные материалы: картины художников, произведения декоративно-прикладного искусства.

В процессе реализации программы применяются следующие образовательные технологии:

- личностно-ориентированные (дифференциация и индивидуализация обучения, которые достигаются через отбор форм, методов и приёмов обучения),

- игровые технологии (позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на частично-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства). На Занятиях используются дидактические игры «Выставка картин», «Найди ошибку», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Ожившие картины», «Путешествие в мир природы» и другие, обобщают знания, приобретенные обучающимися на занятиях изобразительной деятельности.

- технологии проектной деятельности (при создании творческих проектов, результаты которых не имеют детально проработанной структуры и оформляются в завершённой форме (эскиз, открытка, игрушка, роспись).

- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки с упражнениями для глаз и осанки).

Методы, используемые при реализации данной программы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский (творческая деятельность обучающихся по решению учебной задачи) или их сочетение.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о жанрах искусства, народных промыслах, старинных традициях. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий и виртуальных материалов на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, демонстрация работ обучающихся, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

Формы контроля: опрос-беседа, викторина, игра, выставка.

Формы занятий: мастер-класс; просмотр компьютерных презентаций, слайдов с материалами из коллекций художественных музеев и картинных галерей; практическое занятие; творческая мастерская, виртуальные экскурсии; дидактические игры. В процессе обучения ребенок участвует в проведении открытых занятий, мастер-классах, выставках.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

72

108

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

10.09.2023- 30.12.2023

10.09.2024- 30.12.2024

2 полугодие

09.01.2024- 31.05.2024

08.01.2025- 31.05.2025

Возраст детей, лет

6-9

7-11

Продолжительность занятия, час

2

3

Режим занятия

2 раза/нед

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

144

216

2.5 Календарный план воспитательной работы

Мероприятие

Дата

Модуль «Учебное занятие»

1

День пожилого человека.

Октябрь 

2

Международный день библиотек.

Октябрь

3

День матери.

Ноябрь

4

Мероприятия, посвященные Новому Году.

Декабрь

Модуль «Работа с родителями»

1

Родительское собрание.

Сентябрь

Февраль

2

Организация мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству для детей и родителей.

Май

Модуль «Профориентация»

1

Профессии наших пап и мам.

Апрель

2

Профессии будущего.

Январь

Модуль «Ключевые общие дела»

1

День Посвящения в кружковцы.

Сентябрь

2

День семьи.

Ноябрь

3

День Защитника Отечества.

Февраль

4

Международный день 8 марта.

Март

5

День космонавтики.

Апрель

6

День Победы. Участие во Всероссийских патриотических акциях.

Май

7

День освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Февраль

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

1

Организация выставок работ детей по декоративно-прикладному творчеству в учебном кабинете.

Сентябрь-май

2

Оформление учебного кабинета и здания к Новому году.

Декабрь

3

Оформление учебного кабинета к здания ко Дню Победы.

Май

Модуль «Здоровый образ жизни»

1

Правила дорожного движения. Правила поведения на улице.

Сентябрь

2

Профилактическая беседа «Травматизм детей». 

Сентябрь

3

Пожарная безопасность. Правила поведения при пожаре. Просмотр видеофильма.

Октябрь

4

Антитеррористическая безопасность. Профилактическая беседа «Терроризм – зло человечества».

Январь

5

Познавательная игра «Мы за здоровый образ жизни».

Март


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт - М.- 2019.

  2. Мазовецкая В. В. «Простые уроки рисования для начинающих», Издательство «Питер», 2021.

  3. Форд Джереми. Гуашь: легкость и свобода в создании впечатляющих картин. Издательство ««Манн, Иванов и Фербер», 2022г.

  4. Хард Кристофер. Учимся рисовать кошек и собак. Пошаговые уроки по созданию домашних любимцев. Издательство «Бомбора», 2020г.

  5. Шимшилашвили А. Р. «Как рисовать от «А» до «Я». Amazon, 2021 год

  6. Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство», Москва: Изд-во «Просвещение», 2020.

Электронные ресурсы

1.Элементы городецкой росписи. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=Z7U887dAK40&t=1s (дата обращения 01.03.2023).

2.Рисунок. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=IkbqQ155tPE (дата обращения 01.03.2023).

Приложение №1.

Карта образовательных результатов обучающихся


Ф.И. возраст

Входной

сентябрь

Промежуточный

(декабрь, май)

Разнообразие умений и навыков


Глубина и широта знаний по содержанию программы


Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности


Разнообразие творческих достижений

Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Разнообразие умений и навыков


Глубина и широта знаний по содержанию программы


Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности


Разнообразие творческих достижений

Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики













Карта личностных результатов обучающихся

Ф.И. возраст

Входной

сентябрь

Промежуточный

(декабрь)

Промежуточный

(май)

Интерес

Самоконтроль


Самооценка

Терпение

Сотрудничество

Интерес

Самоконтроль


Самооценка

Терпение

Сотрудничество

Интерес

Самоконтроль


Самооценка

Терпение

Сотрудничество



















Приложение №2

Тема «9 мая – День Победы»

Композиции:





Тема «Ласточка – вестница весны!»

Пошаговое выполнение рисунка

1

3

2

4


Тема «Рыбы». Пошаговое выполнение рисунка «Камбала»

1

4

2

5

3

6


Тема «Орнамент. Городецкая роспись».

Пошаговое выполнение орнамента в полосе

1

Подмалевок


3

Оживка

2

Тенёвка

4

Вариант с пятью цветами








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!