СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Коррекционно -развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы направлено на коррекцию, преодоление или ослабление основных нарушений познавательного  развития, препятствующих освоению образовательной программы, профилактику различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, безопасных межличностных отношений в учебных группах, социальную адаптацию, и социальную защиту учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Коррекционно -развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа - интернат 16»

(Центр реализации АООП ЗПР)



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №_____

от «__»_________г.

Руководитель

ШМО___________


Согласовано

Зам. директора по УР

____________________

«__» ______________г.


Утверждено

приказом директора

№___от«__» _______г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название коррекционно – развивающего курса внеурочной деятельности

«Коррекционно- развивающая программа «Коррекционно-развивающие занятия»



Классы: 7

Период функционирования рабочей программы: 1год

Ф.И.О. разработчика программы: Подушкина О.В., педагог – психолог



г. Николаевск - на – Амуре


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающая программа «Коррекционно - развивающие занятия» разработана на основе адаптированной основной образовательной программы общего образования для детей с ЗПР КГКОУ ШИ16 (утвержденная от 13.03.2023 №53-од), в соответствии с ФГОС ООО, Федеральной общеобразовательной программой основного общего образования (ФОП от 16.11.2022 г.), ПАООП ООО.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обуславливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественно использование иллюстрированной наглядности, включающей стимульный материал к методикам и заданиям:

1.Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития. М.: Наука, 2020.

2.Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 125–142. DOI: 10.17759/psycljn.2019080307.

4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.

5. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология. 2017г.

6. Литовченко И.С. Особенности самосознания подростков, имеющих в анамнезе задержку церебро-органического генеза // Дефектология. 2015. № 5. С. 59–65.

7. Осницкий А.К., Астахова Н.В. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 42–51

Актуальность и перспективность программы

Программа предусматривает индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения школьника с ЗПР и ориентирована на развитие потенциальных возможностей подростков с ЗПР, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации, опирается на ведущую деятельность подросткового возраста, учитывает особенности психологических новообразований данного возрастного периода.

Содержание программы направлено на коррекцию, преодоление или ослабление основных нарушений познавательного развития, препятствующих освоению образовательной программы, профилактику различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, безопасных межличностных отношений в учебных группах, социальную адаптацию, и социальную защиту учащихся. В связи с этим в программе находит отражение развитие значимых для обучающихся с ЗПР компетенций коммуникации, необходимых для интеграции в социум, процессов саморегуляции поведения и деятельности, адаптивных форм реагирования в различных жизненных ситуациях с контролем эмоций.


Практическая направленность программы

Программа предназначена для педагогов-психологов, работающих над проблемой успешного овладения обучающимися образовательных областей.


Цель: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

-корригировать недостатки осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формировать навыки самоконтроля;

-формировать позитивное отношение к своему «Я», повышать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;

-развивать личностное и профессиональное самоопределение, формировать целостный «образ Я»;

-развивать различные коммуникативные умения, приемы конструктивного общения и навыки сотрудничества;

-предупреждать школьную и социальную дезадаптацию.


Данный курс направлен на реализацию психологических коррекционно – развивающих занятий, входящих в блок внеурочной деятельности в раздел коррекционно – развивающей работы.

Программа «Коррекционно-развивающие занятия» разработана для учащихся 7 классов.

Сроки реализации программы- 1 год, по 2 часа в неделю ,68 часов в год (34 учебные недели).

Коррекционно - развивающие занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время. Расписание занятий составляется с учетом режима образовательной организации и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.

Ориентировочная продолжительность коррекционно - развивающих занятий определяется в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями и составляет 30 минут.

Формы и виды деятельности основываются на различных методах обучения: наблюдение, беседы, тестовая диагностика, тренинги. При изучении большинства тем широко задействуются активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.


Этапы программы:

I этап – стартовая диагностика

II этап – основной (коррекционная работа).

III этап – итоговая диагностика



Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные УУД:

  • сформирован навык сопоставления своих поступков и поступков окружающих людей с установленными нормами поведения,

  • сформировано адекватное оценивание результатов своей деятельности,

  • соблюдаются нормы и требования правил внутреннего распорядка в школе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • уметь определять план выполнения заданий на занятиях во внеурочной деятельности,

  • уметь контролировать и оценивать свои действия,

  • сформирован навык самоконтроля познавательной деятельности и саморегуляции,

  • сформировано позитивное отношение к своему «Я», уверенность в себе и адекватная самооценка.

Познавательные:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачи,

  • проявлять инициативу и самостоятельность,

  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию.

Коммуникативные:

  • быть готовым к сотрудничеству с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,

  • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

  • уметь выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую,

  • освоить коммуникативные умения: приемы конструктивного общения.

Раздел 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа коррекционно-развивающего курса строится по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.

Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью соответствующего модуля.


1 Диагностический этап (стартовая диагностика)

Всего: 6 часов

1. Диагностика познавательных и личностных особенностей

(Тест «Личностный опросник Кеттелла»)

2. Диагностика самооценки

3. Тест межличностных отношений

4. Диагностика личностных качеств обучающегося

5. Тест «Ценностные ориентации»

6. Диагностика профессиональных способностей и склонностей обучающихся

(Анкета «Ориентация»)

2 этап – основной (коррекционная работа)

1 Модуль

Раздел модуля

Направление

Содержание

1 Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения

1 «Развитие регуляции познавательных процессов»



Формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.

-Определение последовательности действий для достижения поставленных задач.

-Самостоятельное планирование своих действий при выполнении задания с учетом заданного правила.

-Соотнесение своих результатов с заданным планом выполнения заданий.

-Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе.

- Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания.

2 «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний»

-Знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения.

- Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций.

- Признаки состояний утомления и пресыщения.

-Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях.

2 Формирование личностного самоопределения

1 «Развитие личностного самоопределения»


Осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения.


-Определение своих личностных особенностей.

-Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и реальными возможностями.

-Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения.

-Прогнозирование возможных последствий поведения в ситуациях, оценка различных вариантов поведения.

- Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения.

-Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы.


2 «Развитие профессионального самоопределения»

-Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью.

-Определение собственной профессиональной направленности.

-Карьера как профессиональный путь в жизни человека.

-Построение плана саморазвития на этой основе.

3 Развитие коммуникативной деятельности


1«Развитие коммуникативных навыков»


Развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении.


-Отработка навыков активного слушания.

-Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише.

-Использование различных речевых средств.

2 «Развитие навыков сотрудничества»

-Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели.

3 этап – итоговая диагностика: 2 часа





Структура проведения занятия:

  1. Ритуал приветствия

  2. Разминка

  3. Рефлексия прошлого занятия.

  4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).

  5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

  6. Рефлексия прошедшего занятия.

7.Ритуал прощания.


Раздел.3. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы является наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления/ослабления нарушений развития.

Оценка результатов освоения программы проводится с помощью мониторинговых процедур. Необходимо использовать две формы мониторинга: стартовую и итоговую диагностику.


Стартовая диагностика позволяет, наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и особенностей обучающихся с ЗПР, определить исходный уровень показателей развития познавательной, эмоциональной, регулятивной, личностной, коммуникативной и речевой сфер, свидетельствующих о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и социальную адаптацию.


Целью итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе (в конце учебного года, по окончании обучения на уровне основного общего образования), является оценка достижений обучающегося с ЗПР в сравнении с запланированными результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Итоговая оценка включает описание психологических характеристик личности обучающихся с ЗПР, которые вносятся в Карту развития обучающегося.


Приложение 1

Диагностические процедуры в программе

Класс

Диагностический инструментарий

Цель

7

  • Диагностика познавательных и личностных особенностей

(Тест «Личностный опросник Кеттелла»)






  • Диагностика профессиональных способностей и склонностей обучающихся

(Анкета «Ориентация»)


  • Тест межличностных отношений


  • Методика Дембо-Рубинштейн

  • Тест «Стиль поведения в конфликте»


  • Тест «Ценностные ориентации»

  • Исследование особенностей познавательного развития, эмоционально - личностных характеристик. Наблюдение в процессе обучения

  • Определение особенностей эмоциональной сферы


  • Изучение способностей, интересов обучающихся.



  • Изучение психологического климата коллектива

  • Исследование самооценки

  • Изучение стиля поведения в конфликте

  • Выявление ценностных ориентаций