СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционной работы со слабоуспевающими и одаренными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционной работы направлена на реализацию: 

1. Диагностики трудностей обучения;

2. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).

3. Коррекция недостатков в физическом развитии.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы со слабоуспевающими и одаренными детьми.»

Программа коррекционной работы

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:

1. Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка), обучающихся в данном

образовательном учреждении;

2. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).

3. Коррекция недостатков в физическом развитии.

В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

· Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической и педагогической диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;

· Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

· Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, социальный педагог и др.).

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий.

Для организации коррекционно-развивающей работы использованы Технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.



Основные направления коррекционной деятельности

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы


Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

. Разработка программ индивидуальных траекторий развития, включающих:

· Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении (Приложение 1.1-1.2.);

· Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении (Приложение 1.3.);

· Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия ( Приложение 2);

· Программы педагогической поддержки хорошо успевающих детей (Приложение 3);

Мероприятия по работе с семьей

Родительские собрания.

1) «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;

2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;

3) «Свободное время ребенка »;

Круглогодичный «Родительский семинар». Ежеквартальные встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным педагогом, школьным психологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.), представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы:

«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице» и др.

Индивидуальные консультации психолога, дефектолога, педиатра, социального педагога, учителя, завуча .

Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я -ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в (с)… » и пр.)

Классный уголок (Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…» и пр.)

Приложение 1.1.

Программа индивидуальной траектории преодоления трудности

по русскому языку ученика______________ , 4 класс

1. Общая характеристика трудности.

Причины трудности:

2. План мероприятий.

2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития».  слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.

2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:

(работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой ._________________________________

2.3. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий. ________


























Программа индивидуальной траектории преодоления

общеучебных трудностей ученика_Даниила , __2_ «А»класс

1. Общая характеристика трудности

Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование

правила, алгоритма.

Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля

2. План мероприятий.

2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время дополнительных занятий, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

2.5. Коррекционно-развивающие занятия по __русскому языку, математике

2.6. Индивидуальная работа во внеурочное время: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.

2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.



























Программа индивидуальной помощи ученику

___2 «А»_ класса Сергею  с  трудностями межличностного взаимодействия

1. Общая характеристика трудности

Неумение включаться в совместную деятельность, не умение избегать конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми.

Причины трудности: ошибки в воспитании ребенка в семье, конфликтность, не уважение мнения других. 

2. План мероприятий.

Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.

Работа в паре с Афанасьевым Игорем, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем

выполнять работу».

Организация совместной деятельности в ходе __(работа над групповым проектом, подготовка стенгазеты, пособий) для создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога.

Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи.

Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу («Музыкальные стульчики», «Пересадки», «Художники», « Узнай соседа» и др.).
























План работы со слабоуспевающими  учащимися 2 «А» класса

 на 2015 - 2016учебный год.

             Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами:  врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока  

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7.Поставить в известность  непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса. 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года





                                                    Отчет  по работе

со слабоуспевающими учащимися

 

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

  Александр

Не готов психологически, отсутствие контроля со стороны родителей 

 Письменный, устный

 Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке

 По итогам года по всем предметам положительные отметки

  Даниил

 Нет мотивации к учебе, отсутствует контроль со стороны мамы.

 Письменный, устный

 Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке

 По итогам года по всем предметам положительные отметки

 Данил

Отсутствие мотивации,  не готов психологически

 Письменный, устный

 Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке

 Оставлен на дополнительные занятия по английскому языку

Сергей

 Отсутствие мотивации,  не готов психологически,

родители не пользуются авторитетом у сына, состоит на учете у психотерапевта.

 Письменный, устный

 Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке

 По итогам года по всем предметам положительные отметки

Савелий

По состоянию здоровья  

 Письменный, устный

 Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке

 По итогам года по всем предметам положительные отметки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









 

 

  Индивидуальная  карта   ученика

                       

Фамилия  ученика … Александр …………………….

Класс…………2 «А»………………

Предмет   ………Русский язык, математика………………

 

  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия.

           Тематика    занятий.

Дата

Сроки


 Русский язык

Упражнение в написании слов с пройденными орфограммами 

В течение года


 

 Письмо под диктовку, письмо с комментированием

В течение года


 Математика

 Заучивание таблицы на сложение и вычитание

В течение года


 

 Анализ, схемы , решение задач



 

 


2.

Дифференцированные задания.

Указать  методическое  пособие.



 

 Тренажеры по предметам



 

 



 

 



 

 


3.

Дифференцированный контроль знаний.

Темы.



 

 Сложение и вычитание многозначных чисел



 

 Решение задач



 

 



 

 


4.

Работа  с  тетрадью.

 Работа с учебником – тетрадью, самостоятельные работы



 

 


5.

Консультации для родителей.

Тема.



 

 Подготовка домашнего задания



 

 



 

 


6.6

Создание ситуации успеха на уроке

 



 

 Дифференцированные задания



 

 




Работа с детьми, имеющими высокий уровень

учебно- познавательной мотивации



Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи:


1.        Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.


2.        Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.


3.        Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.



№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

Ответственные

Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.

Август

учителя-предметники

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

Прохорова О.И.

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Индивидуальные беседы с родителями. Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

Кл.руководители, учителя –предметники, руководители МО.

Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады

Октябрь

Руководитель МО

Участие  в районных олимпиадах школьников.

Декабрь

Прохорова О.И. руководитель МО.

Участие  в районном конкурсе « Лесенка успеха».

Январь

Прохорова О.И. руководитель МО.

Анализ итогов олимпиады школьников.

Январь.

Зам. директора по УВР, руководители МО.

Участие во Всероссийских олимпиадах

В течение года

Руководители МО.

Начало оформления творческих работ

февраль

Зам. директора по УВР

Руководители проектов.

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Февраль- март

Руководители проектов

Творческие мастерские, конкурсы, театральная неделя

В течение года

Руководители МО.

Оформление портфолио всех школьников.

В течение  года

 

Прохорова О.И.

Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети».

В течение  года

 

Зам. директора по УВР, руководители МО.

Предметные недели

В течении года, по графику

Руководители МО.

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Зам. директора по УВР ,директор школы

Работа спортивных секций

В течение года

Зам. директора по УВР ,директор школы

Работа кружков.

В течение года

Зам.директора по УВР

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Учителя - предметники.

Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

Учителя – предметники.

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми.

В течение года

Библиотекарь

Итоги работы с одаренными детьми в 2015-2016 учебном году. Задачи на следующий год.

Май

Зам. директора по УВР

Бал отличников и хорошистов

Май

Зам. директора по УВР