Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:
1. Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка), обучающихся в данном
образовательном учреждении;
2. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития).
3. Коррекция недостатков в физическом развитии.
В данной программе речь идет о возможных путях коррекции трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
· Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической и педагогической диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания;
· Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
· Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, социальный педагог и др.).
Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий.
Для организации коррекционно-развивающей работы использованы Технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.
Основные направления коррекционной деятельности
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
. Разработка программ индивидуальных траекторий развития, включающих:
· Программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении (Приложение 1.1-1.2.);
· Программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении (Приложение 1.3.);
· Программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия ( Приложение 2);
· Программы педагогической поддержки хорошо успевающих детей (Приложение 3);
Мероприятия по работе с семьей
Родительские собрания.
1) «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;
2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;
3) «Свободное время ребенка »;
Круглогодичный «Родительский семинар». Ежеквартальные встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным педагогом, школьным психологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.), представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы:
«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице» и др.
Индивидуальные консультации психолога, дефектолога, педиатра, социального педагога, учителя, завуча .
Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я -ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в (с)… » и пр.)
Классный уголок (Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…» и пр.)
Приложение 1.1.
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности
по русскому языку ученика______________ , 4 класс
1. Общая характеристика трудности.
Причины трудности:
2. План мероприятий.
2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.
2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:
(работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой ._________________________________
2.3. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий. ________
Программа индивидуальной траектории преодоления
общеучебных трудностей ученика_Даниила , __2_ «А»класс
1. Общая характеристика трудности
Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование
правила, алгоритма.
Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля
2. План мероприятий.
2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время дополнительных занятий, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.
2.5. Коррекционно-развивающие занятия по __русскому языку, математике
2.6. Индивидуальная работа во внеурочное время: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.
2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.
Программа индивидуальной помощи ученику
___2 «А»_ класса Сергею с трудностями межличностного взаимодействия
1. Общая характеристика трудности
Неумение включаться в совместную деятельность, не умение избегать конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми.
Причины трудности: ошибки в воспитании ребенка в семье, конфликтность, не уважение мнения других.
2. План мероприятий.
Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.
Работа в паре с Афанасьевым Игорем, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем
выполнять работу».
Организация совместной деятельности в ходе __(работа над групповым проектом, подготовка стенгазеты, пособий) для создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога.
Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи.
Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу («Музыкальные стульчики», «Пересадки», «Художники», « Узнай соседа» и др.).
План работы со слабоуспевающими учащимися 2 «А» класса
на 2015 - 2016учебный год.
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года. |
7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года |
Отчет по работе
со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. ученика | Причины неуспеваемости | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Результат работы |
Александр | Не готов психологически, отсутствие контроля со стороны родителей | Письменный, устный | Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке | По итогам года по всем предметам положительные отметки |
Даниил | Нет мотивации к учебе, отсутствует контроль со стороны мамы. | Письменный, устный | Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке | По итогам года по всем предметам положительные отметки |
Данил | Отсутствие мотивации, не готов психологически | Письменный, устный | Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке | Оставлен на дополнительные занятия по английскому языку |
Сергей | Отсутствие мотивации, не готов психологически, родители не пользуются авторитетом у сына, состоит на учете у психотерапевта. | Письменный, устный | Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке | По итогам года по всем предметам положительные отметки |
Савелий | По состоянию здоровья | Письменный, устный | Индивидуальные занятия в дополнительное время, дифференцированная работа на уроке | По итогам года по всем предметам положительные отметки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Индивидуальная карта ученика
Фамилия ученика … Александр …………………….
Класс…………2 «А»………………
Предмет ………Русский язык, математика………………
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1. | Индивидуальные дополнительные занятия. | Тематика занятий. | Дата Сроки |
| Русский язык | Упражнение в написании слов с пройденными орфограммами | В течение года |
| | Письмо под диктовку, письмо с комментированием | В течение года |
| Математика | Заучивание таблицы на сложение и вычитание | В течение года |
| | Анализ, схемы , решение задач | |
| | | |
2. | Дифференцированные задания. | Указать методическое пособие. | |
| | Тренажеры по предметам | |
| | | |
| | | |
| | | |
3. | Дифференцированный контроль знаний. | Темы. | |
| | Сложение и вычитание многозначных чисел | |
| | Решение задач | |
| | | |
| | | |
4. | Работа с тетрадью. | Работа с учебником – тетрадью, самостоятельные работы | |
| | | |
5. | Консультации для родителей. | Тема. | |
| | Подготовка домашнего задания | |
| | | |
| | | |
6.6 | Создание ситуации успеха на уроке | | |
| | Дифференцированные задания | |
| | | |
Работа с детьми, имеющими высокий уровень
учебно- познавательной мотивации
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
-
| Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. | Август | учителя-предметники |
-
| Составление плана работы с одаренными детьми. | Сентябрь | Прохорова О.И. |
-
| Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Индивидуальные беседы с родителями. Формирование списка одаренных детей. | Сентябрь | Кл.руководители, учителя –предметники, руководители МО. |
-
| Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады | Октябрь | Руководитель МО |
-
| Участие в районных олимпиадах школьников. | Декабрь | Прохорова О.И. руководитель МО. |
-
| Участие в районном конкурсе « Лесенка успеха». | Январь | Прохорова О.И. руководитель МО. |
-
| Анализ итогов олимпиады школьников. | Январь. | Зам. директора по УВР, руководители МО. |
-
| Участие во Всероссийских олимпиадах | В течение года | Руководители МО. |
-
| Начало оформления творческих работ | февраль | Зам. директора по УВР Руководители проектов. |
-
| Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Февраль- март | Руководители проектов |
-
| Творческие мастерские, конкурсы, театральная неделя | В течение года | Руководители МО. |
-
| Оформление портфолио всех школьников. | В течение года | Прохорова О.И. |
-
| Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети». | В течение года | Зам. директора по УВР, руководители МО. |
-
| Предметные недели | В течении года, по графику | Руководители МО. |
-
| Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Зам. директора по УВР ,директор школы |
-
| Работа спортивных секций | В течение года | Зам. директора по УВР ,директор школы |
-
| Работа кружков. | В течение года | Зам.директора по УВР |
-
| Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | В течение года | Учителя - предметники. |
-
| Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. | В течение года | Учителя – предметники. |
-
| Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми. | В течение года | Библиотекарь |
-
| Итоги работы с одаренными детьми в 2015-2016 учебном году. Задачи на следующий год. | Май | Зам. директора по УВР |
-
| Бал отличников и хорошистов | Май | Зам. директора по УВР |