ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 4а класса составлена
в соответствии
- с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- с адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;
- с учебным планом ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;
- с локальным актом Дмитровского детского дома-интерната «Положение о рабочей программе»
на основе
авторской программы «Русский язык» для 1-4 классов под редакцией Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой, «Академкнига/Учебник», 2016 год.
Для реализации программы курса коррекционно-развивающих занятий используется учебно-методический комплект, включающий:
№ | Название учебника, рабочей тетради | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Учебник в трёх частях. Русский язык 4 класс | М.Л. Каленчкук О.В. Малаховская Н.А. Чуракова | Москва «Академкнига/ Учебник» | 2018 |
2 | Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. 4 класс | Т.А. Байкова | Москва «Академкнига/ Учебник» | 2018 |
Общая характеристика курса
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. В рамках предметов «Литературное чтение» и «Русский язык» изучаются предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке».
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Цели и задачи курса
Цель курса–усвоение наиболее сложных тем данного предмета детьми с ОВЗ.
Задачи курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающие занятия в курсе предмета «Русский язык» проводятся с целью разъяснения наиболее важных вопросов в курсе предмета.
Программа курса коррекционно-развивающих занятий по предмету «Русский язык» для 4а класса в соответствии с Учебным планом ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат» и с календарным графиком учреждения на 2020-2021 учебный год составлена на 33 часа в год, по 1 часу в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится/ получит возможность научиться:
свободно работать с учебным текстом;
свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).
В области коммуникативных учебных действий:
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, группе);
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных учебных действий:
Предметные результаты
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
определять три типа склонения существительных;
определять названия падежей и способы их определения;
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
определять однородные члены предложения;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — дополнение, обстоятельство, определение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря);
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Фонетика и орфография
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»).
Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.
Лексика
Содержательная линия раздела реализуется в рамках других разделов.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом.
Морфемика и словообразование
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии.
Морфемная структура русского слова.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология
Количество часов считается примерным.
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка. Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите».
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография
Содержательная линия реализуется в рамках других разделов.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач.
Развитие речи с элементами культуры речи
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальных научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Формы организации коррекционно-развивающих занятий
Используется индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 4а классе
на 33 часа (1 час в неделю по учебному плану)
на 2020 – 2021 учебный год
№ п/п | № урока п/п в разделе | Тема урока | Сроки проведения |
по плану | по факту |
1 | 1 | Безударный гласный, проверяемый ударением | 01.09. 2020 – 04.09. 2020 | |
2 | 2 | Склонение слов ОБЕ, ОБА | 7.09. 2020 – 11.09. 2020 | |
3 | 3 | Однородные члены предложения | 14.09. 2020 – 18.09. 2020 | |
4 | 4 | Знаки препинания при однородных членах предложения, связанных союзами | 21.09. 2020 – 25.09. 2020 | |
5 | 5 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 28.09.2020 – 02.10. 2020 | |
6 | 6 | Глаголы-исключения 2-го спряжения | 05.10 .2020 – 09.10. 2020 | |
7 | 7 | Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов | 12.10. 2020 – 16.10. 2020 | |
8 | 8 | Спряжение глагола | 19.10. 2020 – 23.10. 2020 | |
9 | 9 | Правописание безударных суффиксов глаголов в форме прошедшего времени | 09.11. 2020 – 13.11. 2020 | |
10 | 10 | Суффиксы повелительной формы глагола | 16.11. 2020 – 20.11. 2020 | |
11 | 11 | Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в прошедшем времени | 23.11. 2020 -27.11. 2020 | |
12 | 12 | Письменное изложение. Оформление работы | 30.11. 2020 -04.12. 2020 | |
13 | 13 | Написание О и Ё после шипящих (в суффиксах существительных и прилагательных) | 07.12. 2020 -11.12. 2020 | |
14 | 14 | Правописание О и Ё после шипящих | 14.12. 2020 -18.12. 2020 | |
15 | 15 | Правописание кратких форм прилагательных м. р. ед. ч. с основой на шипящий | 21.12. 2020 - 25.12. 2020 | |
16 | 16 | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | 13.01.2021 - 15.01.2021 | |
17 | 17 | Склонение имен существительных. Разбор существительного как части речи | 18.01. 2021 - 22.01. 2021 | |
18 | 18 | Времена глагола. Определение спряжения глаголов | 25.01. 2021 - 29.01. 2021 | |
19 | 19 | Правописание орфограмм в окончаниях глаголов | 01.02. 2021 -05.02. 2021 | |
20 | 20 | Разбор глагола по составу | 08.02. 2021 -12.02. 2021 | |
21 | 21 | Предварительная итоговая комплексная работа | 15.02. 2021 -19.02. 2021 | |
22 | 22 | Правописание окончаний в существительных после суффикса -ИЩ | 22.02. 2021 -26.02. 2021 | |
23 | 23 | Глагольные суффиксы | 01.03. 2021 -05.03. 2021 | |
24 | 24 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 09.03. 2021 -12.03. 2021 | |
25 | 25 | Правописание разделительных ъ и ь перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И | 15.03. 2021 -19.03. 2021 | |
26 | 26 | Работа с картиной. Н. Богданов-Бельский «Дети» | 29.03. 2021 -02.04. 2021 | |
27 | 27 | Письменное изложение. Завершение работы | 05.04. 2021 -09.04. 2021 | |
28 | 28 | Учимся составлять аннотации | 12.04. 2021 -16.04. 2021 | |
29 | 29 | Распространенные и нераспространенные предложения | 19.04. 2021 -23.04. 2021 | |
30 | 30 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | 26.04. 2021 -30.04. 2021 | |
31 | 31 | Предложение | 04.05. 2021-07.05. 2021 | |
32 | 32 | Правописание орфограмм в корне слова, в приставках и суффиксах | 11.05. 2021 -14.05. 2021 | |
33 | 33 | Сочинение на тему «Рассуждаем о нашем прошлом». Оформление работы | 17.05. 2021 -21.05. 2021 | |
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от «____» _________ 20___г. №____
Руководитель МО
_____________/_________________/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/________________/
«____»_______20___г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
________________________________________________________
наименование программы
учитель_____________________________________
(ФИО учителя)
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
22