СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка с.3
Актуальность программы с.3
Цель и задачи программы с.4
Целевые ориентиры с.4
Учебно- тематический план с.5
Содержание программы с.6
Контрольно-оценочные средства с.11
Условия реализации программы с.13
Список литературы с.17
Пояснительная записка
Программа «Краски природы» предназначена для детей 5-6 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к игровой деятельности и декоративно- прикладному искусству, через наблюдение за окружающей средой. Данная программа естественно- научной направленности. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Ведущая деятельность в этом возрасте – игровая.
Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Программа расширяет представление обучающихся о правилах сбора и засушивания растений, о стилях, видах изобразительного искусства, пластилинографии, тычковании, рисовании свечкой, пальчиковом рисовании, рисовании мыльной пеной, о композиции и композиционном решении. Ребята знакомятся с множеством специфичных программе терминов и понятий таких как: сушка, сюжет, замысел, образ, а также экология леса, экология водоёма, экология воздуха, чистота залог здоровья, экология здоровья. Способствует развитию творческих способностей ребенка, в соответствии с национальным проектом «Успех каждого ребёнка».
Образовательная программа составлена на основе региональных, федеральных нормативных документов, действующих санитарно-эпидемических правил и нормативов, авторских программ: М.С.Митрохиной«АдекАРТ» ,Е.Н.Закировой «Мир красок»,К.Н.Куликовских «Акварелька»,типовых программ по изобразительному искусству.
Организация образовательного процесса:
Возраст детей:5-7 лет. Численность в группе 12-15 человек. Программа рассчитана на 1год,72часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Форма проведения занятий: творческая мастерская, занятие-фантазия, занятие-игра, практическое занятие. Учебно-тематическое планирование данной программы является вариативным.
Условия набора и добора учащихся:
Набор детей на обучение по данной программе осуществляется на основе свободного выбора ребенка и его родителей. Данная программа имеет естественнонаучную направленность.
ЦЕЛЬ программы: развитие творческой активности и экологической грамотности учащихся посредством формирования интереса к изобразительной и декоративно – прикладной деятельности, формирования экологической грамотности.
Задачи:
-Развивать познавательную мотивацию, направленную на получение знаний о природе и экологии.
-Развивать мелкую моторику рук, глазомер ,внимание, память.
-Развивать воображение, фантазию, чувство формы, цвета.
Целевые ориентиры для обучающихся 5-6 лет
-ребенок стремится к общению со сверстниками и взрослыми;
-ребенок знает правила поведения в группе;
-ребенок может фантазировать.
Требования к результатам освоения дошкольной образовательной программы
1. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
4. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Форма организации занятий:
Занятие- мастерская, практическое занятие – выполнение творческой работы при изучении нового материала или на основе изученного материала.
Конкурсное итоговое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Итоговое занятие- подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование тем и разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие по ТБ. | 2 |
Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. Рисование по точкам. Игра «На что похоже?» Экскурсия по экологической тропе СЮН (Учреждению). | 2 |
2 | Флористика. | 8 |
Сбор растительного материала на участке. Правила сбора. Способы засушивания растений. | 2 |
| Создание композиций из засушенных растений «Осень в лесу». | 2 |
| Создание композиций из засушенных растений с элементами цветной бумаги. Проект «Зонт». | 2 |
| Создание групповой композиции из засушенных растений с элементами цветной бумаги «Королева Осень». | 2 |
| Композиция «Дружок». Аппликация по трафарету. | 2 |
| Композиция из готовых форм «Дары осени». | 2 |
| Выставка. Аппликация «Сказочный лес». | 2 |
| Аппликация «Осенний букет». | 2 |
3 | В гостях у сказки. | 2 |
Чтение сказки «Муха – Цокотуха». Создание образа Мухи- Цокотухи с использованием засушенного растительного материала. | 2 |
4 | Композиции. | 4 |
Законы композиции. Как правильно расположить рисунок на листе. Игра «Найди лишнее». | 2 |
| Проект «Бабочка». Познакомить детей с понятием симметрии. Наблюдаем, ищем симметричные предметы вокруг нас. Создаем яркую картинку . | 2 |
5 | Цветоведение. | 6 |
Цветовой круг. Что такое и для чего он нужен. Демонстрация цветового круга. Понятие основных цветов. | 2 |
| «Королева Кисточка и волшебные превращения красок».Смешивание красок. Применение полученных знаний на практике. | 2 |
| «Листопад и звездопад». Создание красивых композиций на бумаге. Знакомство с явлением контраста. | 2 |
6 | Основы рисования. | 38 |
«Веселый поезд». Рассматривание вида из окна. Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. | 2 |
| «Храбрый петушок». Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. | 2 |
| «Яблочко спелое». Рисование многоцветного (спелого) Яблока гуашевыми красками и половинки (среза) цветными карандашами или фломастерами. | 2 |
| «Кисть рябины красной». Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. | 2 |
| «Мышь и воробей». Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщенного способа изображении разных животных (мышь и воробей). | 2 |
| «Осенний натюрморт» Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном описании, развитие воображения. | 2 |
| «Зайка серенький стал беленьким».Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – раскрашивании бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. | 2 |
| «Бабушкин домик».Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери. | 2 |
| «Котятки и перчатки». Изображение и оформление «перчаток» (или рукавичек) по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений –обведение кисти руки с удержанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. | 2 |
| «Сказочные птицы».Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам);передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. | 2 |
| «Веселые матрешки». Дать представление о русской матрешке, как о сувенире. Виды матрешек. Учить передавать особенности строения матрешки через «авторскую» матрешку. Воспитание интереса к народной культуре. | 2 |
| «Забавные животные». Учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность,эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать. | 2 |
| «Мишка и мышка».Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки. | 2 |
| «Замерзшее дерево». Учить создавать в рисунке образ замерзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветки).Развивать воображение, творческие способности. | 2 |
| «Снежный лес». Рисование леса, способ создания эффекта заснеженности на деревьях. | 2 |
| «Веселый клоун». Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). | |
| «Красивые салфетки». Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые).Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. | 2 |
| «Корабли на море».Расширять представления детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. | 2 |
| «Морская азбука».Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита. | 2 |
7 | Нестандартные техники изобразительного искусства | 38 |
Штамп. Рисование осеннего дерева с помощью штампов.(зимнего, весеннего ,летнего ).Рассказать детям что такое штамп, какие они бывают, научить пользоваться. | 2 |
| Тычкование. «Наш урожай».Раскрашивание фруктов и овощей способом тычкования. Описание способа. Материалы и инструменты. | 2 |
| Пальчиковое рисование. | 6 |
«Попугай». Познакомить ребенка с техникой пальчикового рисования, штриховка в разных направлениях. | 2 |
| «Осенняя листва». Пальчиковое рисование листвы. | 2 |
| Пальчиковое рисование животных по выбору детей. | 2 |
| Пластилинография. | 4 |
Пластилинография «Птица».Познакомить детей с пластичными материалами, учить ощипывать пластилин, разминать пальцами, размазывать по поверхности шаблона. | 2 |
| Пластилинография «Курочка- пеструшка». Способы нанесения пластилина, смешивания цветов, создание фактуры. | 2 |
| Рисование мыльной пеной. | 10 |
«Весёлые пузырики». Рисование мыльной пеной. Техника выполнения рисунков. | 2 |
| «Подводный мир».Рисование мыльной пеной. | 2 |
| «Букет». Рисование цветов мыльной пеной. Подбор цветовой гаммы. | 2 |
| «Веселые животные». Рисование животных с помощью следов от мыльных пузырей. | 2 |
| Рисование на свободную тему. Развитие фантазии. Самостоятельная работа. | 2 |
| Кляксография. | 4 |
«Клякса». Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | 2 |
| Кляксография. Рисование соломкой. Освоение нового способа рисования. Создание рисунков. | 2 |
| Техника «НАБРЫЗГ». | 6 |
«Бабочки». Рисование в технике «набрызг». Описание техники. Инструменты и материалы. | 2 |
| «Лесная опушка». Закрепление знаний по теме. | 2 |
| «Весенняя композиция». Подбор весенней палитры. Выполнение работы в технике «набрызг». | 2 |
| Трафареты. | 4 |
«Цветы». Рисование по трафарету. Техника выполнения работ, материалы, инструменты. | 2 |
| «Животные» создание рисунка с помощью трафаретов. Доработка изображений кистью. | 2 |
| Рисование свечкой. «Волшебный рисунок». Рисование свечкой и красками. Техника выполнения. | 4 2 |
8 | Тематическое рисование | 40 |
Рисование открытки ко «Дню учителя». Рисование по собственному замыслу. | 2 |
| Проект «Картина ко Дню матери». | 2 |
| «Зимние забавы». Рисование гуашевыми красками зимних развлечений. | 2 |
| «Наша ёлочка». Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. | 2 |
| «Волшебные снежинки». Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам. | 2 |
| «Весёлые ребята». Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. | 2 |
| «Дворец для снегурочки». Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны).Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приемы рисования гуашью. | 2 |
| «Девочка-снегурочка». Учить детей рисовать снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. | 2 |
| «Как розовые яблоки, на ветках снегири!». Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы- строения тела и окраски. | 2 |
| «23 февраля». Творческий проект по изготовлению открытки к празднику. Определяем составляющие композиции, размещаем правильно на листе, выбираем материалы для воплощения идеи. | 2 |
| «Папин портрет». Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека ( папы, дедушки, брата, дяди). | 2 |
| «Подарим маме цветы».Учить рассматривать живые цветы , их строение,форму,цвет; рисовать стебли и листья зеленой краской, лепестки –ярким, красивым цветом (разными приемами). Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. | 2 |
| «Милой мамочки портрет». Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. | 2 |
| «Я могу стать космонавтом». Рисование ракеты по собственному замыслу. Продумать форму и все детали ракеты. Продумать общую композицию, выбрать цвета. | 2 |
| «Космос» творческий проект. Рисуем космос, используя разные техники. | 2 |
| «Пасха». Что за праздник. Традиции, отличительные особенности праздника. Рисование пасхальной композиции «Светлый праздник Пасха». | 2 |
| Роспись пасхальных яичек. Создание узора по форме предмета. Сочетание цветов. | 2 |
| «День Победы». Познавательная беседа, с дискуссией. Проведение викторины. | 6 2 |
| «9мая». Создание композиции на военную тему. Оформление выставки. | 2 |
| «Праздничный салют».Рисование с помощью восковых мелков на черном фоне. | 2 |
9 | Рисование на свободную тему: «Экология моими руками» | 4 |
10 | Творческие игры, соревнования. Творческие и интеллектуальные конкурсы. | 4 2 |
| «Вот наши девочки, вот наши мальчики». Творческие игры на развитие коммуникабельных способностей, умения работать в команде. | |
11 | Итоги | 4 |
| «Мои каникулы». Выполнение рисунка в любой технике. Передача настроения. Выставка. | 2 |
| Итоговое занятие. Подведение итогов,награждение. | |
Содержание программы
№ | Наименование разделов и тем | Формы проведения занятий | Виды учебной деятельности учащихся | Термины и понятия |
1 | Вводное занятие. | 2 | | |
Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. Рисование по точкам. Игра «На что похоже?»Экскурсия по экологической тропе учреждения. | Вводное | Различать и штриховать геометрические фигуры. Рисовать по точкам. Игра «На что похоже». | Геометрические фигуры, штриховка |
2 | Флористика. | 16 | | |
Сбор растительного материала на участке. Правила сбора. Способы засушивания растений. | Занятие -исследование | Сбор растений с участка. Подготовка к засушиваю. Засушивание | Сушка, правила сбора |
| Создание композиции из засушенных растений «Осень в лесу». | Практическое занятие | Создание композиции из сухих растений. | Сюжет, замысел, опушка,лес,бор |
| Создание композиций из засушенных растений с элементами цветной бумаги. Проект «Зонт». | Практическое занятие | Композиционное решение, равновесие между цветной бумагой и растительным материалом. Создание композицими. | Проект, этапы проекта, цель, задачи, результат |
| Групповая композиция из засушенных растений с элементами цветной бумаги «Королева Осень». | Творческая мастерская | Центр композиции, его составляющие, работа в группахСоздание групповой композиции из засушенных растений с элементами цветной бумаги «Королева Осень». | композиция |
| Композиция «Дружок». Аппликация по трафарету. | Практическое занятие | Выполнить аппликацию по трафарету | трафарет |
| Композиция из готовых форм «Дары осени». | Творческая мастерская | Наблюдать, анализировать.Создать групповую композицию | Центр композиции, равновесие |
| Аппликация «Сказочный лес». Экологическая сказка « Как друзья спасли лесных жителей | Практическое занятие выставка | Игра «Найди лишнее», отвечать на вопросы по теме «Как правильно расположить аппликацию» | Выставка, аппликация |
| Аппликация «Осенний букет». | Практическое занятие | Называть основные цвета ,правила получения оттенков. | Цветовой круг, основные цвета, Хроматические и ахроматические цвета |
3 | В гостях у сказки. | 2 | | |
Чтение сказки «Муха – Цокотуха». Создание образа Мухи- Цокотухи с использованием засушенного растительного материала. | Занятие – исследование | Отобразить образ главной героини, применить засушенный растительный материал | Образ, Контрастные цвета |
4 | Композиции. | 4 | | |
Законы композиции. Как правильно расположить рисунок на листе. Игра «Найди лишнее». | Занятие – игра | Как правильно расположить рисунок на бумаге. Игра «Найди лишнее». | Композиция, законы композиции |
| Проект «Бабочка». Познакомить детей с понятием симметрии. Наблюдаем, ищем симметричные предметы вокруг нас. Создаем яркую картинку. | Занятие- исследование | Наблюдать, анализировать окружающие предметы. Посещение виртуальной выставки бабочек. Создать яркую картинку бабочки. | Симметрия, ассиметрия |
5 | Цветоведение. | 6 | | |
Цветовой круг. Что такое и для чего он нужен. Демонстрация цветового круга. Понятие основных цветов. | Практическое занятие | Называть основные и дополнительные цвета. Смешивать цвета | Группы цветов, Радужные цвета |
| «Королева Кисточка и волшебные превращения красок».Смешивание красок. Применение полученных знаний на практике. | Практическое занятие | Выполнять творческое задание, смешивать цвета | Набрать цвет, смешать цвет |
| «Листопад и звездопад». Создание красивых композиций на бумаге. Знакомство с явлением контраста. | Творческая мастерская | Называть контрастные цвета. Создать композицию на бумаге с явлением контраста. | Контраст контрастные цвета |
6 | Основы рисования. | 38 | | |
«Веселый поезд».Рассматривание вида из окна. Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. | Творческая мастерская | Раскрасить вагончик. Создать композицию «вид из окна» | пейзаж |
| «Храбрый петушок». Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. | Практическое занятие | Выполнять творческое задание. | Силуэт. «Вести по ворсу» Оперение. |
| «Яблочко спелое». Рисование многоцветного (спелого) Яблока гуашевыми красками и половинки (среза) цветными карандашами или фломастерами | Практическое занятие | Выполнить творческое задание с помощью разных изобразительных средств | Срез, блик, тень. |
| «Кисть рябины красной». Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. | Творческая мастерская | Сочетать различные художественные материалы и инструменты. Создавать осеннюю композицию. | Цветовое настроение композиция |
| «Мышь и воробей». Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщенного способа изображении разных животных (мышь и воробей). | Занятие- фантазия | Изображать птиц и животных с помощью добавления отличительных частей к одному общему элементу | Элементы, Обобщенное рисование |
| «Осенний натюрморт» Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном описании, развитие воображения. | Учебная игра | Рисовать изображения овощей по описанию. Вспоминать представлять, Фантазировать. | Образы |
| «Зайка серенький стал беленьким».Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – раскрашивании бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. | Практическое занятие | Отвечать на вопрос «почему шубка становится серой?». Расписывать силуэт, передавая фактуру меха | Шубка, фактура, мазки |
| «Бабушкин домик».Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери. | Занятие-фантазия | Перечислять особенности избы. Создавать узоры на окнах и дверях. | Изба, узор, ставни, наличники |
| «Котятки и перчатки». Изображение и оформление «перчаток» (или рукавичек) по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений –обведение кисти руки с удержанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. | Практическое занятие | Найти разницу между перчаткой и варежкой. Обводить свою ладошку без отрыва от бумаги. | Варежка, перчатка |
| «Сказочные птицы».Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам);передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым | Практическое занятие | Перечислить части тела птиц, правильно располагать части тела птиц в зависимости от наклона. Передавать настроение, движение. | Птица, части тела, Наклон, разворот, посадка |
| | | | |
| «Забавные животные». Учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать. | Занятие – фантазия | Проанализировать, представить на какие формы похожи части тела. Передавать настроение, движение | Геометрические фигуры, простые формы. |
| «Мишка и мышка». Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки. | Творческая мастерская | Изобразить контрастные по размеру образы в одной работе, Презентовать, описать свою работу. | Размер, контраст размеров |
| «Замерзшее дерево». Учить создавать в рисунке образ замерзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветки).Развивать воображение, творческие способности. | Практическое занятие | Создать в рисунке образ замерзшего дерева | Строение дерева, ствол, сучки, ветви. |
| «Снежный лес». Рисование леса, способ создания эффекта заснеженности на деревьях. | Творческая мастерская | Рисование леса. Создать эффект заснеженности. | Заснеженность, Полусухая кисть, «тычок» |
| «Веселые матрешки». Дать представление о русской матрешке, как о сувенире. Виды матрешек. Учить передавать особенности строения матрешки через «авторскую» матрешку. Воспитание интереса к народной культуре. | Творческая мастерская | Рисование матрешки с натуры с передачей формы, Пропорций и элементов оформления одежды. | Матрешка, форма, Пропорции, элементы одежды. |
| «Веселый клоун». Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). | Практическое занятие | Назвать эмоции, характерные черты, клоунов, рисовать фигуру человека в костюме и с передачей мимики. | Клоун, мимика,фигура человека. |
| «Красивые салфетки». Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые).Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. | Творческая мастерская | Рисовать узоры на салфетках разных форм, понимать зависимость орнамента от формы , гармонично сочетать элементы декора по форме и цвету | Салфетки, узоры, орнамент |
| «Корабли на море».Расширять представления детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. | Практическое занятие | Назвать виды, объекты морского транспорта. Выбрать композицию рисунка и его содержание. Презентовать свою работу. | Море, морской транспорт. Композиция, содержание рисунка. |
| «Морская азбука».Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита. | Коллективная работа | Работа в коллективе: изготовить коллективную азбуку на морскую тему. Морские названия Растения и животных на разные буквы алфавита. | Азбука, морские растения и животные. |
7 | Нестандартные техники изобразительного искусства | 38 | | |
| Штамп. «Красочное дерево» Рисование осеннего дерева с помощью штампов. (зимнего,весеннего,летнего). Рассказать детям что такое штамп, какие они бывают, научить пользоваться. | Практическое занятие | Назвать виды штампов, рассмотреть штампы, использовать штампы. | Штамп, виды штампов. |
| Тычкование. «Наш урожай». Раскрашивание фруктов и овощей способом тычкования. Описание способа. Материалы и инструменты. | Практическое занятие | Описывать способ, называть материалы, применять знания. | Тычок, тычкование, отпечаток |
| Пальчиковое рисование. «Попугай». Познакомить ребенка с техникой пальчикового рисования, штриховка в разных направлениях. | Практическое занятие | Описать способ рисования. Выполнить задание. | Пальчиковое рисование |
| «Осенняя листва». Пальчиковое рисование листвы. | Практическое занятие | Выполнять задание. | Пальчиковое рисование |
| Пальчиковое рисование животных по выбору детей. | Занятие-фантазия | Выполнять задание | Пальчиковое рисование |
| Пластилинография. Пластилинография «Птица». Познакомить детей с пластичными материалами, учить ощипывать пластилин, разминать пальцами, размазывать по поверхности шаблона. | Творческая мастерская | Отщипывать , разминать пластилин. Наносить на поверхность. | Пластилинография |
| Пластилинография «Курочка- пеструшка». Способы нанесения пластилина, смешивания цветов, создание фактуры. | Практическое занятие | Создать картину, Использовать различные дополнительные инструменты. | Фактура |
| Рисование мыльной пеной. | 10 | | |
«Весёлые пузырики». Рисование мыльной пеной. Техника выполнения рисунков. | Творческая мастерская | Выполнять задание с помощью цветной мыльной пены | Мыльная пена. Отпечаток. След. |
| «Подводный мир». Рисование мыльной пеной. | Творческая мастерская | Перечислить подводных обитателей, изобразить морских жителей с помощью мыльной пены, прорисовать элементы кисточкой. | Деталировка, прорисовка |
| «Букет». Рисование цветов мыльной пеной. Подбор цветовой гаммы. | Практическое занятие | Скомпоновать цвета по цветовой гамме. Нарисовать цветы мыльной пеной. | Цветовая гамма |
| «Веселые животные». Рисование животных с помощью следов от мыльных пузырей. | Практическое занятие | Перечислить животных, изобразить животных мыльной пеной, дополнить кисточкой . | Деталировка проработка |
| Рисование на свободную тему. Развитие фантазии. Самостоятельная работа. | Занятие-фантазия | Рисовать мыльной пеной по собственному замыслу. | |
| Кляксография. | 4 | | |
«Клякса». Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | Творческая мастерская | Создавать рисунки с помощью клякс. Дорисовать элементы. | Клякса, кляксография, симметрия. |
| Кляксография. Рисование соломкой. Освоение нового способа рисования. Создание рисунков. | Занятие-фан тазия | Рисовать в технике кляксография | Соломка продувать |
| Техника «НАБРЫЗГ». | 6 | | |
«Бабочки». Рисование в технике «набрызг». Описание техники. Инструменты и материалы. | Практическое занятие | Описывать технику. Выполнять работы в данной технике. | «Набрызг» |
| «Лесная опушка». Закрепление знаний по теме. | Практическое занятие | Отвечать на вопросы по теме «набрызг». | Лесная опушка |
| «Весенняя композиция». Подбор весенней палитры. Выполнение работы в технике «набрызг». | Практическое занятие | Составить композицию, выполнить работу | Палитра |
| Трафареты. | 4 | | |
«Цветы». Рисование по трафарету. Техника выполнения работ, материалы, инструменты. | Практическое занятие | Назвать материалы и инструменты, выполнить рисунок с помощью трафарета. | Трафареты |
| «Животные». Создание рисунка с помощью трафаретов. Доработка изображений кистью. | Творческая мастерская | Создать рисунок с помощью трафаретов. Доработать изображения. | |
| Рисование свечкой. | 2 | | |
«Волшебный рисунок». Рисование свечкой и красками. Техника выполнения. | Практическое занятие | | |
8 | Тематическое рисование | 38 | | |
Рисование открытки ко «Дню учителя». Рисование по собственному замыслу. | Занятие -фантазия | Обсудить какие Изображения подойдут для работы. | День учителя, открытка |
| Проект «Картина ко Дню матери». | Практическое занятие | | |
| «Зимние забавы». Рисование гуашевыми красками зимних развлечений. | Занятие – фантазия | Перечислить зимние игры, развлечения. Изобразить любимые забавы. | Забавы, развлечения, техники рисования |
| «Наша ёлочка». Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. | Практическое занятие | Обсудить Выбрать приемы. Изобразить новогоднюю елочку. | Елка, Строение елки, приемы. |
| «Волшебные снежинки». Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам. | Практическое занятие | Нарисовать снежинку. Построить круговой узор из центра. | Симметрия, лучевые оси, узор, снежинка. |
| «Весёлые ребята». Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. | Практическое занятие | Рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. | Приемы оформления, Глазомер. |
| «Дворец для снегурочки». Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны).Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приемы рисования гуашью. | Практическое занятие | Нарисовать «Дворец для снегурочки» | Набросок, основа. |
| «Девочка-Снегурочка». Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. | Практическое занятие | Нарисовать снегурочку, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить сказку о Снегурочке. Работать в парах: придумать свою сказку. Презентовать сказку | Снегурочка, сказка, оттенки. |
| «Как розовые яблоки, на ветках снегири!». Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы- строения тела и окраски. | Практическое занятие | Нарисовать снегирей, создавая простую композицию. Передать особенности строения птицы конкретной. | Снегири. Строение тела, окраска. |
| «23 февраля». Творческий проект по изготовлению открытки к празднику. Определяем составляющие композиции, размещаем правильно на листе, выбираем материалы для воплощения идеи. | Творческая мастерская | Определить составляющие композиции, правильно разместить на листе, выбрать материалы, воплотить идею. | «23 февраля» «День защитника отечества». |
| «Папин портрет». Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека ( папы, дедушки, брата, дяди). | Творческая мастерская | Нарисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей. | портрет |
| «Подарим маме цветы». Учить рассматривать живые цветы , их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зеленой краской, лепестки –ярким, красивым цветом (разными приемами). Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. | Занятие исследование | Рассмотреть живые цветы, их строение, форму, цвет; нарисовать стебли зеленой краской, лепестки ярким красивым цветом. | Живые цветы,строение цветов, формообразующие движения. |
| «Милой мамочки портрет». Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. | Творческая мастерская | Нарисовать женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида. | портрет |
| «Я могу стать космонавтом». Рисование ракеты по собственному замыслу. Продумать форму и все детали ракеты. Продумать общую композицию, выбрать цвета. | Занятие -фантазия | Нарисовать ракету. Продумать форму и все детали ракеты, общая композиция, выбор цвета. | Ракета, космос |
| «Космос» творческий проект. Рисуем космос, используя разные техники. | Занятие- фантазия | Перечислить небесные тела, изобразить космос, используя различные техники | Космос Звезды планеты |
| «Пасха». Что за праздник. Традиции, отличительные особенности праздника. Рисование пасхальной композиции «Светлый праздник Пасха». | Практическое занятие | Поделиться своими знаниями о празднике, ответить на вопросы, рисунок нарисовать. | пасха |
| Роспись пасхальных яичек. Создание узора по форме предмета. Сочетание цветов. | Творческое занятие | Расписать пасхальные яички. Создать узор по форме предмета | Пасхальные яйца, Узор. |
| «День Победы». Познавательная беседа, с дискуссией. Проведение викторины. | Занятие- соревнование | Ответить на вопросы о празднике «9мая». Выполнить задания | «День Победы» |
| «9мая». Создание композиции на военную тему. Оформление выставки. | Занятие -выставка | Нарисовать композицию на военную тему. Оформить выставку рисунков. | Война, победа. |
| «Праздничный салют».Рисование с помощью восковых мелков на черном фоне. | Практическое занятие | Описать свои ощущения при виде салюта. Нарисовать салют с помощью восковых мелков и акварели. | Победа,салют, залп,взрыв ,восковые мелки. |
9 | Рисование на свободную тему «Экология моими руками» | 2 | | |
| Занятие – фантазия | Свои эмоции, впечатления через рисунок, умение рассказать о своей работе | Фантазия, эмоции, впечатления техники |
10 | Творческие игры, соревнования. | 4 | | |
Творческие и интеллектуальные конкурсы. | Занятие- игра | Работать в команде, слушать других, соблюдать правила. | Викторина, соревнования, команда |
| «Вот наши девочки, вот наши мальчики». Творческие игры на развитие коммуникабельных способностей, умения работать в команде. | Занятие- соревнование | Работать в команде, слушать других, соблюдать правила | Викторина, соревнования, команда |
11 | ИТОГИ | 4 | | |
| «Мои каникулы». Выполнение рисунка в любой технике. Передача настроения. Выставка. | выставка | Самостоятельно Выполнить рисунок на определенную тему. Применить полученные за год. | Композиция. Цветовая гамма, Форма предметов |
| Итоговое занятие. Подведение итогов,награждение. | | | |
Условия реализации программы
№п/п | Наименование | Количество |
1. | Рабочее место педагога | 1 комплект |
2. | Компьютер | 1шт. |
3. | Мышь компьютерная | 1шт. |
4. | Клавиатура | 1 шт. |
5. | Коврик для мыши | 1шт. |
6. | Стол ученический двухместный | 1шт. |
7. | Стул ученический | 1шт. |
8. | Шкаф для хранения учебных пособий | 1шт. |
9. | УФ Рециркулятор марки ТР | 1шт. |
10. | Non- contact Infrared Thermometer | 1шт. |
11. | Огнетушитель | 2шт. |
12. | Аптечка | 1шт. |
13. | Удлинитель | 1шт. |
14. | Смартфон | 1шт. |
10. | USB-флешка | 1шт. |
11. | Фотоаппарат(смартфон) | 1шт. |
12. | Видеокамера (смартфон) | 1шт. |
13. | Учебные видеофильмы для уроков ИЗО | 8шт. |
14. | Электронные наглядные средства 47. | 1шт. |
15. | Набор садового инвентаря | 4шт. |
16. | Набор « Ножницы рефлёные» | 1 набор |
17. | Учебные видеофильмы для уроков Экология | 5шт. |
18. | Пластилин | 20упак. |
19. | Ножницы | 25шт. |
20. | Тейплента | 4 шт. |
21. | Скотч прозрачный, двусторонний | 3 шт. |
22. | Силиконовый клей для термопистолета | 15 шт. |
23. | Специальные красители | 1упак. |
24. | Термо пистолеты | 7шт. |
25. | Наборы кистей | 5шт. |
26. | Краски | 15 упак. |
27. | Карандаши простые и цветные | 15упак. |
28. | Засушенный природный материал | 2упак. |
29. | Ножи канцелярские | 5шт. |
30. | Ватные палочки | 2упак.. |
31. | Штампы | 1упак. |
32. | Степлер | 1шт. |
33. | Трафареты | 1упак. |
34. | Трубочки для коктейтеля | 3 упак. |
35. | Белая ксероксная бумага | 1 коробка |
36. | Цветная ксероксная бумага | 5 упаковок |
37. | Гофробумага | 15 рулонов |
38. | Картон гофрированный | 3 набора |
39. | Пузырчатый целлофан | 1 упак. |
40. | Фоамиран | 30 листов |
41. | Фетр | 5 рулонов |
42. | Скобы для степлера | 2 упак. |
| | |
43. | Нитки для шитья | 1 упак. |
44. | Ватман А-3 | 100шт. |
45. | Клей ПВА | 20 шт. |
46. | Мастер клей | 2 банки |
47. | Перчатки | 30 шт. |
48. | Перчатки резиновые | 30 шт. |
49. | Восковые мелки | 5 упак. |
Карта
целевые ориентиры учащихся
Критерии | Показатели |
1.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в изобразительной деятельности. 2.Развита мелкая моторика рук. | 1.Умеет обыгрывать предметы, превращает заданный элемент действий в какой –либо предмет и наполняет его деталями-3б. 2.Умеет обыгрывать предметы, превращает заданный элемент действий в какой-либо предмет, не всегда наполняет его деталями.- 2б. 3.Не всегда умеет обыгрывать предметы, не всегда наполняет его деталями -1б. 4.Не умеет обыгрывать предметы, не превращает заданный элемент действий в какой – либо предмет, не наполняет его деталями.-0б. 1.Владеет основными компонентами графических движений, вертикальные, горизонтальные линии становятся более определенными в рисунке. Владеет тонкой двигательной координацией кисти. Линии не выходят за пределы границ. - 3б. 2.Частично владеет основными компонентами графических движений, вертикальные, горизонтальные линии частично становятся более определенными в рисунке. Частично владеет тонкой двигательной координацией кисти. Линии частично выходят за пределы границ. -2б 3.Не всегда владеет основными компонентами графических движений, вертикальные, горизонтальные линии не всегда становятся более определенными в рисунке. Не всегда владеет тонкой двигательной координацией кисти. Линии выходят за пределы границ. -1б. 4.Не владеет основными компонентами графических движений, вертикальные, горизонтальные линии не становятся более определенными в рисунке. Не владеет тонкой двигательной координацией кисти. Линии выходят за пределы границ.-0б. |
5-6баллов - высокий уровень,
3-4балла - средний уровень,
1-2балла – низкий уровень.
Список литературы
Нормативно-правовые документы, с учетом которых составлена программа Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29. 12. 2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
-Устав МОБУДО СЮН
1.Боронина Е.Г. Уроки музыкального фольклора для детей: Учебно-методическое пособие. – М.,2014.
2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: Методическоепособие. – М., 2015.
3. Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных
программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности: Методическое пособие. – М.,2015.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: отзамысла до реализации: Методическое пособие. – М., 2016.
5. Буйлова Л.Н., Филатова М.Н. Методические рекомендации для педагогов дополнительногообразования, обучающихся на курсах повышение квалификации: Методическое пособие. – М.,2014. + РНМЦ
6. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. - 205 c.
7. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 c.
8. Гагаев, А.А. Педагогика Махабхараты: Монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. - М.: Риор, 2015. - 160 c.
9. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
10. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
11. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
13. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
14. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
15. Григорьева, О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / О.А. Григорьева. - СПб.: Лань, 2015. - 256 c.
16. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017. - 80 c.
17. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
18. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
19. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
20. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / И.Г. Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2019. - 256 c.
21. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / И.Г. Есаулов. - СПб.: Лань, 2015. - 256 c.
22. Ефремова, О.Ю Военная педагогика. Учебник для вузов / О.Ю Ефремова. - СПб.: Питер, 2019. - 640 c.
23. Жуков, В.А. Инженерная педагогика. Проблемы, опыт, предлож.: Учебное пособие / В.А. Жуков. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
24. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
25. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Инфра-М, 2017. - 248 c.
26. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
27. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
28. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2015. - 128 c.
29. Ивановская, О.Г. Педагогика текста и психолингвистка: Учебное пособие / О.Г. Ивановская. - М.: Форум, 2018. - 256 c.
30. Илюшина, Н.Н. Педагогика детского оздор. лагеря: практ.: Учебное пособие / Н.Н. Илюшина, Н.П. Павлова, Т.Н. Щербакова и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c.
31. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
32. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.
34.. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
35. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
36. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
37. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. - М.: Самокат, 2015. - 256 c.
38. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
39. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
40.. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
41.. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c.
42. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.
43. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
44. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
45. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 c.
46. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c.
47. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
48 Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
49. Кудрявая, Н.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие / Н.В. Кудрявая. - М.: Academia, 2019. - 69 c.
50. Кудрявая, Н.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие / Н.В. Кудрявая. - М.: Академия, 2016. - 352 c.
51. Кудрявая, Н.В. Психология и педагогика в медицинском образовании (специалитет) / Н.В. Кудрявая. - М.: КноРус, 2017. - 158 c.
52. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
53. Куликова, Т.А. Семейная педагогика: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: Academia, 2016. - 272 c.
54. Куликова, Т.А. Семейная педагогика: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
55. Латышина, Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 394 c.
56. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
57. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.-метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
58. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 c.
59. Майстренко, А.В. Кларнет и саксофон в России. Исполнительство, педагогика, композиторское творчество: Учебное пособие / А.В. Майстренко. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 384 c.
60. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
61. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 376 c.
62. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c.
63. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 817 c.
64. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
65. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2016. - 320 c.
66. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
67. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
68. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. - М.: Academia, 2019. - 95 c.
69. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения / И.Л. Набок. - М.: Academia, 2015. - 32 c.
70. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / И.Л. Набок. - М.: Академия, 2017. - 208 c.
71. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика / Н.М. Назарова. - М.: Academia, 2018. - 31 c.
72. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: В 3 т.Т. 1: Учебное пособие / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
73. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: В 3 т.Т. 3: Учебное пособие / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
74. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: Учебное пособие / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2018. - 304 c.
75. Найниш, Л.А. Инженерная педагогика: Научно-методическое пособие / Л.А. Найниш, В.Н. Люсев. - М.: Инфра-М, 2017. - 256 c.
76. Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. - РнД: Феникс, 2016. - 222 c.
77. Околелов, О.П. Педагогика высшей школы: Учебник / О.П. Околелов. - М.: Инфра-М, 2016. - 219 c.
78. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
79. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 160 c.
80. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
81. Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры: Учебник / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б. Синюхин. - М.: Альянс, 2016. - 292 c.
82. Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.
83. Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос, 2015. - 135 c.
84. Руденко, А.М. Педагогика: шпаргалки / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2017. - 190 c.
85. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 172 c.
86. Руденко, А.М. Педагогика. Шпаргалки / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 368 c.
87. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 256 c.
88. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 416 c.
89. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 303 c.
90. Рындак, В.Г. Педагогика: Учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко и др. - М.: Инфра-М, 2015. - 384 c.
91. Сазонова, В.А. Театральная педагогика Ю.А. Завадского: Учебное пособие / В.А. Сазонова. - СПб.: Планета Музыки, 2019. - 176 c.
92. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити, 2015. - 207 c.
93. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: учебник / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 366 c.
94. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: Учебник / С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин, О.М. Шевченко, Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 286 c.
95. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
96. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
97. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
98. Сластенин, В.А. Педагогика (для СПО): Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
99. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
100. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
101. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 c.
102. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 509 c.
103. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 c.
104. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
105. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
106. Супрунова, Л.Л. Сравнительная педагогика: Учебник / Л.Л. Супрунова. - М.: Academia, 2017. - 312 c.
107. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2015. - 16 c.
108. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
109. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
110. Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. - М.: КноРус, 2017. - 397 c.
111. Фрейре, П. Педагогика угнетенных / П. Фрейре. - М.: КоЛибри, 2017. - 152 c.
112. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.
114. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
115. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.
116. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
117. Шарухин, А. Военная педагогика. Учебник для военных вузов / А. Шарухин. - СПб.: Питер, 2017. - 576 c.
21