Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Чистиковская школа»
Рассмотрено на заседании педсовета Протокол №___ от ___________ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы ___________В.В. Гнатенко Приказ № ____ от__________ |
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЕМЕЦКИЙ!
(WILLKOMMEN INS DEUTSCH!)
6 класс
Рабочая программа
кружка по немецкому языку
Автор – составитель:
учитель немецкого языка
Шутова Ирина Сергеевна
Паспорт программы
«Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей данного возраста. Программа может быть использована учителями иностранного (немецкого) языка для реализации во внеурочной, либо внеклассной деятельности.
Объединение:
Кружок с постоянным составом
Название кружка:
Willkommen ins Deutsch! (Добро пожаловать в немецкий!)
Возрастной диапазон учащихся:
11 – 12 лет
Срок реализации:
1 год
Периодичность и продолжительность занятий:
1 раз в неделю по 1 час.
Пояснительная записка
Преподавание любого учебного предмета в системе обучения должно, прежде всего, обеспечить оптимальное общее развитие каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка Willkommen ins Deutsch! (Добро пожаловать в немецкий!). Занятия кружка предназначены для учащихся 6 классов.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами культуры речи, грамматики немецкого языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка. Работа кружка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения решать творческие задачи, а также совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами, чтобы занятия немецким языком связывались у детей с положительными эмоциями и чувством радости, а формулировки заданий соотносились с возрастом и интересами учащихся. Каждое занятие предполагает наличие теоретической части (введение лексических единиц, речевых клише, текстов песен и т.д.), а также практическую часть, в которую включены различные виды игровых упражнений на развитие внимания, памяти, моторики, речи детей (лото, домино, пантомима, мини-театр и др.). Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Цель:
развитие и сохранение интереса к немецкому языку, стране изучаемого языка.
Задачи:
-
помочь учащимся обобщить и систематизировать знания в области фонетики, грамматики, орфографии;
-
формировать речевые, интеллектуальные и познавательные
способности школьников, а также их общеучебные умения;
-
дополнить и расширить стандартные знания по немецкому языку;
-
расширить страноведческие понятия;
5. формировать умение общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников;
6. мотивировать к дальнейшему овладению немецким языком;
7. обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера при использования немецкого языка как средства общения;
8. приобщить детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка, познакомить школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии и доступными образцами немецкой художественной литературы;
9. воспитать дружелюбное отношение к представителям других стран.
Основные принципы развития и воспитания учащихся в языковом кружке:
1. Социокультурная направленность, подразумевающая воспитание толерантности через диалог культур.
2. Развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации. Важнейшими составляющими развивающего процесса в кружке немецкого языка является знакомство учащихся с различными укладами жизни, культурой и менталитетом народа страны изучаемого языка. Межкультурная компетенция рассматривается в современной системе образования, в том числе и в кружковой работе, как существенная черта формирования зрелой личности. Развитие иноязычной компетентности осуществляется в процессе знакомства с условиями жизни в немецкоязычных странах, с речевым этикетом, а также с традициями проведения немецких национальных праздников. В условиях современной глобализации это предполагает:
-
чуткое отношение к традициям, обычаям, иной культуре, умение воспринимать и понимать их, находить различия и общность;
-
умение ориентироваться в явлениях иного образа жизни, иного образа сознания и системы чувств, что обогащает собственную картину мира;
-
усвоение детьми знаний о повседневной культуре;
3. Коммуникативная направленность занятий в кружке по немецкому языку. Под коммуникативной компетентностью понимается способность и готовность учащихся вести на немецком языке диалог с конкретными собеседниками в естественных ситуациях речевого общения, а также способность извлекать социокультурную информацию из текста.
4. Формирование навыков автономной (самостоятельной) работы детей в кружке.
Принцип автономности связан с формированием у ребенка готовности и привычки самостоятельно работать. С этой целью активно используются подходы, которые оптимизируют самостоятельную работу ребенка. Это творческие задания, проектная работа, групповые задания и тому подобное. Все это создает благоприятный климат для формирования навыков самостоятельного обучения.
5. Развитие и воспитание ребенка через кружок немецкого языка как творческий процесс. В зависимости от возраста детей, от используемого материала работа в кружке по немецкому языку организуется прежде всего как игра, разработка проектного задания и т. п. Главной целью при этом является обращение к интеллектуальной и эмоциональной сфере личности ребенка, предоставление ему возможности для индивидуального самовыражения. Этот процесс стимулирует способность детей к свободному творческому мышлению, формирует их картину мира.
Методы и формы обучения:
-
самостоятельное изучение информационных материалов;
-
дифференцированный, личностно-ориентированный подход к учащимся;
-
широкое использование игровой деятельности (песни, стихи, считалки, рифмовки, поговорки);
-
рефлексия, контроль (итоговый, промежуточный, самоконтроль);
-
конкурсы зачетных творческих работ, проектов, поделок.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- формированию творческого мышления;
- улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
- расширению страноведческих понятий;
- формированию умений общаться на немецком языке с учетом речевых
возможностей и потребностей младших школьников;
- адаптации в новом языковом мире;
- привитию интереса к предмету немецкий язык.
Учебно-тематический план
№ | Название тем занятий | Общее количество учебных часов | В том числе | Месяц |
теоретических | практических |
1. | Правила поведения на кружке. Цели и задачи кружка. | 1 | 1 | – | сентябрь |
2. | Начало учебного года в разных странах. | 1 | 1 | – | сентябрь |
3. | Что лежит в школьном портфеле? Составление кроссворда на тему «Школьные принадлежности». | 1 | – | 1 | сентябрь |
4. | Проект «Мой кулек со сладостями» | 3 | 1 | 2 | Сентябрь октябрь |
5. | Праздник урожая в Германии. Традиции и обычаи этого праздника. | 1 | 1 | – | октябрь |
6. | Изготовление календаря «Времена года и месяцы». | 3 | 1 | 2 | Октябрь ноябрь |
7. | Адвент. История и традиции этого праздника. | 1 | 1 | – | ноябрь |
8. | Проект «Мой адвентовский календарь» | 4 | 1 | 3 | Ноябрь декабрь |
9. | Что мы празднуем в декабре. Традиции Рождества в Германии. | 1 | 1 | 1 | декабрь |
10 | Конкурс «Рождественские традиции» | 1 | – | 1 | декабрь |
11 | Проект «Родословное дерево» | 2 | 1 | 1 | январь |
12 | Составление кроссворда на тему «Семья» | 1 | 0,5 | 0,5 | январь |
13 | Игра «Великолепная семерка» | 1 | 1 | – | февраль |
14 | 50 пословиц на немецком языке | 2 | 1 | 1 | февраль |
15 | Веселый карнавал. Обычаи и традиции этого праздника в Германии. | 1 | 1 | – | февраль |
16 17 | Проект «Подарок для мамы». Игра «Счастливый случай» | 3 1 | 1 1 | 2 – | Март март |
18 | Юморина «Апрель, апрель…» | 1 | 1 | – | апрель |
19 | Проект «Символы пасхи в Германии» | 3 | 1 | 2 | апрель |
20 | Праздник пасхи в Германии. Обычаи и традиции. | 1 | 1 | – | май |
21 | Игра–путешествие «Пестрый календарь». | 1 | 1 | – | май |
22 | Подведение итогов работы кружка. Игра «Остров сокровищ». | 1 | 1 | – | май |
| Итого: | 34 | 19,5 | 14,5 | |
Список литературы
-
Богданова, Н.В. Немецкий язык для детей. – СПб.: Золотой век, 1999. – 400 с.
-
Бычкова Е.А. Занимательный немецкий для школьников. – Ростов: Феникс, 2009. – 216 с.
-
Евтюхина, Н.А. Занимательные материалы по немецкому языку 5-6 классы. – Волгоград: Корифей, 2005. – 91 с.
-
Матвеев С.А. Практический курс немецкого языка. – М.: АСТ, 2006. – 559 с.
-
Поспелов В.А. Изучаем немецкий легко и весело. – СПб.: Литера, 2009. – 64 с.
-
Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка. – М.: АСТ, 2006. – 158 с.
-
Рыжак, Н.А. 200 обучающих игр на занятиях иностранным языком. – М.: АСТ, 2008. – 158 с.
-
Смирнов И.Б. Современный урок немецкого языка. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.
-
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий, - М: Глосса – Пресс, 2010. – 182с.