Программа кружка по марийскому государственному языку «Марий сылнымут аршаш».
Пояснительная записка:
В рамках реализации ФГОС большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по марийскому языку. Кружковая работа, в этом плане, позволяет развивать творческие способности обучающихся, формировать личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Важную роль в обучении марийскому языку играет целенаправленная работа по развитию учебно-познавательных мотивов, формированию самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в своей деятельности и работать над их достижением.
При реализации программы кружка осуществляется становление универсальных учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю.
Огромное преимущество обучения марийскому языку дает рассмотрение этого учебного предмета в интеграции с другими. Интеграция является одним из условий обучения, обеспечивающим усвоение марийского языка младшими школьниками.
Кружковые занятия разрабатываются с учетом интересов и запросов учащихся. Именно они являются активными участниками и консультантами каждого занятия.
Программа «Марий сылнымут аршаш» для начальных классов по функциональному предназначению является учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.
Программа «В прекрасном мире марийского языка» предназначена для младших школьников, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по марийскому государственному языку.
Изучение данного курса актуально в связи с популярностью и востребованностью предмета марийского государственного языка в современной жизни.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в повседневной жизни. Язык обогащает духовный мир школьника, приобщая к марийскому языку и марийской культуре. Поможет создать систему новых ценностных отношений среди обучающихся, повысит духовно-нравственную культуру.
Цель программы: подготовить обучающихся, любящих государственный язык республики, приобщение к духовному богатству национальной культуры, воспитание интереса к изучению марийского языка, формирование навыков самостоятельного решения коммуникативных задач на марийском языке, расширение эрудиции, кругозора; формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 35 часов11. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Задачи:
1.Расширение программного материала.
2. Пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова.
3. Воспитание чувства гордости за свою родину, чувство истинного патриотизма.
4. Воспитание любви к марийскому языку.
5. Развитие у детей внимания, памяти, эмоций, воображения, речи, творческого мышления, коммуникативных, познавательных и языковых способностей, самостоятельности.
Вид деятельности: познавательная.
Структура программы состоит из 4 блока. Все образовательные блоки предусматривают формирование деятельностно-практического опыта.
В результате работы над программой учащиеся должны уметь: решать коммуникативные задачи по темам курса.
Проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме направлено на развитие основных видов речевой деятельности и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы младшего школьника.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, игр и соревнований, способствует:
1. Лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических структур.
2. Расширению монологической и диалогической речи.
3. Открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника.
Любимыми видами деятельности детей 8 – 10 летнего возраста являются пение, рисование, драматургия. Поэтому, при обучении марийскому языку младших школьников необходим интегрированный подход. Такие виды деятельности, как художественная, музыкальная, трудовая, игровая при интегрировании их в процессе обучения марийскому языку становятся одним из средств решения учебных задач.
Итогом кружковой работы является фестиваль творчества: конкурсы чтецов, инсценирование сценок, показ спектаклей.
Планируемые результаты.
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно – ориентированных целей образования.
Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народа мари и общечеловеческими ценностями о природе, истории Марий Эл, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, ее историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Требования к знаниям и умения к концу первого года обучения.
К концу первого года обучения в кружке учащиеся должны знать
что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
историю возникновения различных праздников;
традиции и обряды Марий Эл;
особенности одежды нашего региона.
Календарный план
Чырык | Тема | Шагат |
1 чырык | Кочкыш. Кочкыш сатум кевытыште, пазарыште налмаш | 8 занятий |
2 чырык | Школ илыш | 7 занятий |
3 чырык | Мемнан кундемыштына пайрем.Шочмо марий кундемна. Ешыштына пайрем. Еш традиций | 11 занятий |
4 чырык | Йомак туняште. Йоратыме йомакысе персонаж | 8 |
Тематический план
Занятий | Срок | Тема |
1. | | Кочкыш сату |
2. | | Эр кочкыш. Мом ме эрдене кочкаш йоратена? Диалогым чонымаш |
3. | | Проектный паша «Меню». Устелторышто мутланымаш |
4. | | Кечывал кочкыш. Кафеште, рестораныште мутланымаш |
5. | | Кочкыш сатум ужалыше кевыт-влак. Диалогым чонымаш, изирак инсценировкым эртарымаш |
6. | | Рольым тунеммаш |
7. | | Турло пакчасаскам ужалыше кевыт ден пазар. Заочный экскурсий |
8. | | Иктешлымаш занятий |
9. | | «Мемнан школна» текст дене паша |
10 | | Теме почеш у лексический материал |
11 | | «Школ библиотекыш унала» мутланымаш занятий |
12 | | Проектный паша «Ме нунын дене кугешнена» |
13 | | Шке проектнам школ ончылно аралаш тунемына |
14 | | Диалогым чонаш тунемына «Школ вургем могай лийшаш?» |
15 | | Иктешлымаш занятий |
16 | | Мемнан кундемыштына пайрем |
17 | | Телым эртарыме пайрем-влак |
18 | | «Васлий кува ден кугыза» изирак сценкым ямдылымаш |
19 | | «Рошто пайремлан йолташемлан изирак полекым ямдылем». Практический паша. Диалогым чонымаш |
20 | | Мемнан кундемыштына шошо пайрем |
21 | | Проектный паша «Йоратыме авамын пайремже», «Ешыштем пайрем» |
22 | | Школ мероприятийлан ямдылалтмаш «Авамым саламлем» |
23 | | Кенежым эртарыме пайрем-влак |
24 | | Практический паша «Полек», пуртусышто улшо турло материал гыч ыштымаш. |
25 | | Шыжым эртарыме пайрем-влак. Лексикым пояндымаш. |
26 | | Иктешлымаш занятий. Проектный пашам аралаш тунеммаш. |
27 | | Йомак туняште.Йоратыме йомакысе персонаж. |
28 | | Теме почеш у лексический материал |
29 | | Мо тугай йомак? «Марий калык йомакын поянлыкше» |
30 | | «Ший пуян Ший Пампалче». Текстым лудмо да тудын дене пашам ыштыме занятий. |
31-32 | | Йомакым модына. |
33 | | Пампалчылан полекым ыштена. |
34 | | Ме самырык артист улына. Концертлан ямдылалтмаш. |
35 | | Иктешлымаш занятий |