СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Экскурсовод"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Экскурсовод"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе

  • письма Министерства образования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03. 2003г.,

  • Примерного положения о музее образовательного учреждения, программы «Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»,

  • Всероссийской программы «Десять ключевых дел» (гражданско-патриотическое и туристско-краеведческое направление) как технологии гражданского образования.

  • Учебного плана «МБОУ Ржаксинская сош №1 им. Героя Советского Союза Н.М. Фролова» филиал в п. Чакино

Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления внимания к истории родного края в процессе гражданского образования школьников.

Новизна программы «Юный экскурсовод» создана заключается в том, что она позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.

Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Данная программа предназначена для обучающихся 7 классов, интересующихся историей родного края и музееведением. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 34 часа из расчета 1 час в неделю. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане. Время занятий составляет  45 минут.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Программа отличается тем, что:

- она ориентирована на развитие творческого потенциала школьников средних классов;

- содержание программы «Юный экскурсовод» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной образовательной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.



Цели программы:

- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;

- создание условий для самореализации школьников через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения; 

- подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения экскурсий по родному краю и школьному музею;

- сохранение исторической памяти.

Задачи программы:

- развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки школьников;

- содействовать творческой самореализации;

- способствовать формированию гражданской позиции школьников;

- прививать музейную культуру учащимся средствами экскурсионной работы;

- формировать уважение к истории школы и родного края.

Образовательные технологии:

- технология обучения как учебного исследования;

- технология проектной деятельности учащихся.

Воспитательные технологии:

- технология коллективной творческой деятельности.

Методы и формы познавательной деятельности

Экскурсоводом может быть ученик, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками. Основными методами преподавания следует считать:

- словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

- метод демонстраций (использование схем, карт);

- частично - поисковый (метод работы с дополнительной литературой);

- метод упражнения (вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий).

- наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;

- исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы работы: коллективные и индивидуальные.  Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода.

Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.

Ожидаемые результаты:

-       знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд и др.;

-       развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;

-       формирование широкого кругозора;

-       овладение практическими навыками экскурсовода.









Учебный план курса

Наименование темы (раздела)

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

Зачёт

2.

Экскурсия – одна из основных форм работы музея.

2

1

1

Зачёт

3.

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея.

2

1

1

Контрольная работа

4.

Фонды музея.

3

1

2

Зачёт

5.

Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии.

4

2

2

Зачёт

6.

Требования к экскурсоводу.

4

4

-

Зачёт

7.

Основные требования к экскурсии.

12

5

7

Зачёт

8.

Проведение экскурсий.

5

-

5

Итоговая контрольная работа















Содержание изучаемого курса

1год обучения

№п/п

Название тем

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

1

Введение

1.1

Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные.

лекция

расписать основные разделы экспозиции школьного музея

1.2

О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

лекция

расписать основные разделы экспозиции школьного музея

2

Экскурсия – одна из основных форм работы музея (2 часа)

2.1

Знакомство с теоретическими понятиями «музей»,  «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд».

лекция

поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.


2.2

Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Знакомство с работой экскурсоводов.

лекция

поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.


3

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея (2 часа)

3.1

Атрибуция музейных предметов. Экспонаты, подаренные музею. Фотоэкспонаты.

лекция

оформить «словарик» из музейных понятий; описать музейный предмет – экспонат.


3.2

Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Описание экспоната.

лекция

оформить «словарик» из музейных понятий; описать музейный предмет – экспонат.


4

Фонды музея (3 часа)

4.1

Основной фонд: вещественные, письменные источники

лекция

оформление инвентарной книги – учет фондов


4.2

Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея

лекция

оформление инвентарной книги – учет фондов


4.3

Учет фондов. Инвентарная книга.

лекция

оформление инвентарной книги – учет фондов


5

Сбор материалов для музея и для проведения экскурсии (4 часа)

5.1

Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография.

беседа

найти из газет, книг материал о родственниках - участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).


5.2

Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии

лекция

найти из газет, книг материал о родственниках - участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).


5.3

Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.

беседа

найти из газет, книг материал о родственниках - участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).


5.4

Интервью, беседа, анкетирование. Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе.

лекция

найти из газет, книг материал о родственниках - участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).


6

Требования к экскурсоводу (4 часа)

6.1

Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода.

лекция

прочитать прозу, стихотворения; выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.

6.2

Речь экскурсовода.  Рассказ экскурсовода.

лекция

прочитать прозу, стихотворения; выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.

6.3

Что такое ораторское искусство. 

лекция

прочитать прозу, стихотворения; выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.

6.4

Практикум. Упражнения на дыхание, скороговорки. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы).

беседа

прочитать прозу, стихотворения; выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.

7

Основные требования к экскурсии (12 часов)

7.1

Связь темы экскурсии с экспозицией. 

лекция

составить текст экскурсии определенной тематики

7.2

Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы.

лекция

составить текст экскурсии определенной тематики

7.3

Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.

лекция

подготовить презентацию экскурсии

7.4

Содержание экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты.     

лекция

подготовить презентацию экскурсии

7.5

Отработка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов.

лекция

составить текст экскурсии определенной тематики;  подготовить презентацию экскурсии

7.6

Отработка и сдача тематической экскурсии.

лекция

подготовить презентацию экскурсии

7.7

Отработка и сдача обзорной экскурсии.

лекция

составить текст экскурсии определенной тематики;  

7.8

Обсуждение, анализ проведенных учебных экскурсий.

лекция

подготовить презентацию экскурсии

7.9

Как подготовить доклад, выступление, презентацию.

лекция

составить текст экскурсии определенной тематики;  подготовить презентацию экскурсии

7.10

Создание презентаций к выбранной теме экскурсии.

лекция

подготовить презентацию экскурсии

7.11

Что такое виртуальная экскурсия?

беседа

составить текст экскурсии определенной тематики;  подготовить презентацию экскурсии

7.12

Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира.

беседа

составить текст экскурсии определенной тематики;  

Практикум. Посещение музеев. Проведение тематических и обзорных экскурсий для младших школьников (5 часов).























Учебно-методическое обеспечение

  1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.

  2. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.1973.

  3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История»  / Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 1988.

  4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.

  5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.

  6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.

  7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

  8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. -  М.: ФЦДЮиК, 2005.

  9. Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.

  10. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.











































Календарный учебный график

 

п/п

Месц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма контроя

Введение (2 часа)

1

Сентябрь

7

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные.

Учебная аудитория

зачет

2

Сентябрь

14

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

Учебная аудитория

зачет

Экскурсия – одна из основных форм работы музея (2 часа)

3

Сентябрь

21

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Знакомство с теоретическими понятиями «музей»,  «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд».

Учебная аудитория

Составление словаря экскурсовода «Музейная азбука от А до Я»

4

Сентябрь

28

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Знакомство с работой экскурсоводов.

Школьный музей

«Портфель»  экскурсовода (Составление текста и маршрута экскурсии)

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея (2 часа)

5

Октябрь

5

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Атрибуция музейных предметов. Экспонаты, подаренные музею. Фотоэкспонаты.

Школьный музей

Подготовка рассказ об истории экспоната

6

Октябрь

12

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Описание экспоната.

Школьный музей

Подготовика описание экспоната

Фонды музея (3 часа)

7

Октябрь

19

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Основной фонд: вещественные, письменные источники

Учебная аудитория

Анализ письменных источников музея

8

Октябрь

26

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея

Учебная аудитория

Практикум

9

Ноябрь

9

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Учет фондов. Инвентарная книга.

Учебная аудитория

Оформление инвентарной книги

Сбор материалов для музея и для проведения экскурсии (4 часа)

10

Ноябрь

16

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография.

Учебная аудитория

Составление библиографического списка

11

Ноябрь

23

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии

Учебная аудитория

Составление справочных материалов

12

Ноябрь

30

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.

Учебная аудитория

Сбор и анализ воспоминаний

13

Декабрь

7

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Интервью, беседа, анкетирование. Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе.

Учебная аудитория

Составление вопросов

Требования к экскурсоводу (4 часа)

14

Декабрь

14

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода.

Учебная аудитория

Сообщение «Имидж экскурсоводп»

15

Декабрь

21

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Речь экскурсовода.  Рассказ экскурсовода.

Учебная аудитория

Подготовка рассказ

16

Яеварь

18

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Что такое ораторское искусство. 

Учебная аудитория

Практические упражнения

17

Январь

25

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Практикум. Упражнения на дыхание, скороговорки. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы).

Учебная аудитория

Практические упражнения, отработка навыков грамотной речи

Основные требования к экскурсии (12 часов)

18

Февраль

1

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Связь темы экскурсии с экспозицией. 

Учебная аудитория

Подготовка соообщение на заданную тему

19

Февраль

8

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы.

Учебная аудитория

Подготовка алгоритм построения экскурсии

20

Февраль

15

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.

Учебная аудитория

Подготовка текст экскурсии

21

Февраль

22

14-30 – 15-10

Урок-лекция

1

Содержание экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты.     

Учебная аудитория

Подготовка вопросов экскурсии

22

Март

1

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Отработка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов.

Школьный музей

Анализ экспоната

23

Март

8

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Отработка и сдача тематической экскурсии.

Учебная аудитория

Подготовка разработки тематической экскурсии

24

Март

15

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Отработка и сдача обзорной экскурсии.

Учебная аудитория

Подготовка разработки обзорной экскурсии

25

Март

22

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Обсуждение, анализ проведенных учебных экскурсий.

Учебная аудитория

Подготовка анализа экскурсии

26

Апрель

5

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Как подготовить доклад, выступление, презентацию.

Учебная аудитория

Подготовка доклада

27

Апрель

12

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Создание презентаций к выбранной теме экскурсии.

Учебная аудитория

Создание презентации

28

Апрель

19

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Что такое виртуальная экскурсия?

Учебная аудитория


29

Апрель

26

14-30 – 15-10

Практическое занятие

1

Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира.

Учебная аудитория


Практикум. Посещение и проведение экскурсий для школьников (6 часов)*

30

Посещение музея-усадьбы Ясная Поляна (обзорная экскурсия).

31

Посещение Ржаксинского краеведческого музея (экскурсия «История родного края»).

32

Проведение экскурсии «Улицы нашей памяти» (по улицам г. Тамбова, названным в честь героев Советского Союза, известеых писателей, общественных деятелей, уроженцев Тамбова и Тамбовской области).

33

Проведение экскурсии «Аллея Победителей» (посвящена городам-героям Великой Отечественной войны).

34

Проведение экскурсии по школьному этнографическому музею (обзор экспозиции).



*Варианты музеев для посещения обучающимися могут быть изменены. Тематика экскурсий, проводимых учащимися, может быть изменена в соответствии с интересами и возможностями школьников. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!