0
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2122
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа№2122
от ___________________ 20___ года
Протокол №____________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №2122
________________Р.Н.Кипятков
Приказ №______ от_________20_
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Геометрия вокруг нас»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы – ознакомительный
Возраст обучающихся 11-14 лет,
Срок реализации — 1 год.
Автор-составитель программы:
Локтева Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
Москва-2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ:
Программа реализуется с 2018года
По программе работают педагоги:
Локтева С.В.
Содержание:
Актуальность и педагогическая целесообразность
Цели и задачи программы
Отличительные особенности программы
Категория обучающихся по программе
Срок реализации программы
Формы и режим занятий
Прогнозируемые результаты программы
Механизм выявления образовательных результатов программы
Формы подведения итогов реализации программы
Учебно-тематический план
Примерный календарно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
Организационно-методические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Методические особенности реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы
пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение геометрии, как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, логического и пространственного мышления, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и применении его в практической ситуации.
Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Через содержание кружка закладывается фундамент знаний, необходимых в 8, 9 классах при изучении геометрии, а затем при изучении стереометрии.
Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами, задачами практического и занимательного характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития.
Цель курса:
- Всестороннее развитие математического мышления учащихся 7 класса с помощью методов геометрической наглядности, способствующие развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления;
- Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения курса геометрии путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода к их решению;
- Расширить начальные сведения о геометрических фигурах и их свойствах;
Задачи:
задачи в обучении:
Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся;
Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции;
Обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
Формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
Формирование представления о практической значимости геометрических знаний;
Формирование умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, различать линейные, плоскостные и пространственные геометрические фигуры;
Формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом, умения мысленно расчленять объект на составные части, умения собирать объект из частей, усовершенствовать его по заданным условиям, умения построить чертеж модели, собрать модель по чертежу, умения рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;
задачи в развитии:
Содержание курса способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Развитие воображение учащихся;
Развитие практических навыков пользования чертежным треугольником, линейкой, транспортиром и циркулем;
Овладение учащимися различными способами моделирования
Развитие логического мышления, пространственного воображения, интуиции, сообразительности, творческих способностей;
задачи в воспитании:
Создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Отличительные особенности (новизна) программы: Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций развития познавательной и творческой активности обучающихся нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории, направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.Программа поможет обучающимся расширить научное мировоззрение, развить творческие способности, дополнить учебный предмет «Геометрия» практической конструкторской деятельностью. Конструкторско-практическая деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний и умений, повышает уровень осознанности изученного материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся. Занятия предполагают творческие, исследовательские, проектные и практические работы с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов. При этом не изучаются теоремы и не делаются строгие рассуждения. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.
Категория обучающихся по программе: данная программа рассчитана на детей в возрасте 11-14 лет .
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год, 34 ч, по 1 часу в неделю.
Формы и режим занятий:
В целом состав группы остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Форма обучения: очная, групповая.
Занятия проводятся в одновозрастной группе, численный состав группы – 15 человек
Комбинированное тематическое занятие:
-Выступление учителя или учащегося
-Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме Разбор решения задач
-Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение игр .
- наблюдение;
- Изображение, построение;
- Измерение;
- Изготовление геометрических фигур;
-Ответы на вопросы учащихся
Конкурсы по решению геометрических задач, игры, соревнования:
Защита проектов;
Коллективный выпуск математической газеты;
Решение задач на разные темы;
Моделирование. Изготовление моделей для уроков математики;
Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил,геометрические эксперименты;
Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой;
Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.
Большинство уроков проходит в “нестандартной” форме с использованием различных форм наглядности, в том числе и с использованием интерактивного оборудования. Учащиеся проявляют интерес и фантазию при сочинении сказок, рассказов, стихов, изготовлении моделей из бумаги и картона, презентаций в программе Power Point и творческих работ в программе Word и Excel, вместе с учителем проводят геометрические эксперименты
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.
Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч, время занятий - 40 мин.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Предметные результаты:
-повышение качества обучения учащихся геометрии, развитие интереса у учащихся геометрии;
-умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
-развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
-овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- приобретение навыков изображения геометрических фигур;
- умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, иметь представление: об объектах окружающего мира, как объектах геометрии
- умение использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- умение проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;
- умение выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие;
- умение находить периметр, площадь и объем геометрических фигур.
Личностные результаты:
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
-умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность в применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы происхождения, развития математики и ее раздела - геометрии из практических потребностей людей;
Метапредметные результаты:
-Умение планировать свою деятельность;
-умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, умение работать с геометрическим материалом;
-умение понимать и использовать математические средства наглядности
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;-
- умение проводить несложные рассуждения опираясь на ранее изученный материал;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы построений;
- применение приемов самоконтроля при решении определенных задач;
Ожидаемые результаты:
По окончании обучающийся должен знать:
историю возникновения математических символов;
биографии выдающихся математиков;
на наглядном уровне свойства плоских и пространственных фигур;
о применении геометрии в изучении окружающего мира.
геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
По окончании обучающийся должен уметь:
пользоваться математическими символами;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, представлять и изображать стереометрические фигуры.
находить периметр, площадь и объем геометрических фигур.
применять теоретические знания при рациональном решении задач, расшифровывать геометрические ребусы, решать геометрические кроссворды.
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
Механизм выявления образовательных результатов программы: наблюдение.
1. Познавательная активность
Критерии: Низкий уровень - к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений. Во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы;
Средний уровень – ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;
Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.
Действия:
Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.
Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.
Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.
2. Сформированность самостоятельности
Критерии:
Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.
Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.
Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания.
3. Коммуникативные умения
Критерии:
Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.
Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.
Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.
Действия:
Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.
При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки.
Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Методы проведения итоговой диагностики:
- творческие задания;
- проектные работы;
- выставка работ.
Формы подведения итогов реализации программы: Конференция: «Копилка лучших работ»
Учебно-тематический план
№ | Содержание занятий | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
| Глава I. Введение в геометрию | 4 | 2 | 2 | |
1 | Кривые, прямые и ломанные. Замкнутые и незамкнутые линии. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Самопересекающиеся линии и линии без самопересечений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Эллипс, гипербола парабола, кривые Дракона | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Лабиринт, Лист Мёбиуса, графы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава II. Простейшие фигуры на плоскости | 5 | 2,5 | 2,5 | |
5 | Точка, прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Угол и его виды, биссектриса угла | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Параллельные и перпендикулярные прямые | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Смежные и вертикальные углы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Углы при параллельных прямых | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава III. Многоугольники | 5 | 2,5 | 2,5 | |
10 | Треугольник и его элементы, виды треугольника. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Параллелограмм и его виды. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Правильные многоугольники, золотое сечение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава IV. Окружность | 5 | 2,5 | 2,5 | |
15 | Окружность радиус, диаметр, хорда, круг. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Сфера, шар. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Касательная, секущая, центральный и вписанный угол. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Вписанный треугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Вписанный четырёхугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава V. Геометрия в лесу | 3 | 2,5 | 2,5 | |
20 | По длине тени | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | По зеркалу | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Измерений дерева на корню. Геометрия листьев | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава VI. Геометрия у реки. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
23 | Ширина реки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Длина островка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Глубина котлована | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава VII. Геометрия на дороге | 3 | 1,5 | 1,5 | |
26 | Искусство мерить шагами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Глазомер | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Объем кучи песка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Глава VIII. Работа над творческим проектом и его защита | 6 | 1 | 5 | |
29-34 | Работа над творческим проектом и его защита | 6 | 1 | 5 | |
35 | Заключительное занятие. Игра «Путешествие в страну «Геометрия»». | 1 | | 1 | |
Примерный календарно-тематический план
(календарный учебный график)
№ п/п | Дата | Время | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место | Форма контроля |
проведения занятия | проведения занятия |
1 неделя |
| | | Вводное занятие. ТБ в кабинете математики. Кривые, прямые и ломанные. Замкнутые и незамкнутые линии. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль(устный опрос), наблюдение, беседа. |
2 неделя |
. | | | Самопересекающиеся линии и линии без самопересечений | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль |
3 неделя |
| | | Эллипс, гипербола парабола, кривые Дракона | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция |
4 неделя |
| | | Лабиринт, Лист Мёбиуса, графы | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль |
5 неделя |
| | | Точка, прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура | 1 | Групповая | Кабинет математики | Экспертная оценка Педагогич. наблюдение |
6 неделя |
| | | Угол и его виды, биссектриса угла | 1 | Групповая | Кабинет математик Возникновение денег и | Текущий контроль |
7 неделя |
| | | Параллельные и перпендикулярные прямые | 1 | Групповая | Кабинет математики | Педагогич. Наблюдение Текущий контроль |
8 неделя |
| | | Смежные и вертикальные углы | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль |
9 неделя |
| | | Углы при параллельных прямых | 1 | Групповая | Кабинет математики | Педагогич. наблюдение |
10 неделя |
| | | Треугольник и его элементы, виды треугольника. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль |
11 неделя |
| | | Периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль |
12 неделя |
| | | Параллелограмм и его виды. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
13 неделя |
| | | Выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
14 неделя |
| | | Правильные многоугольники, золотое сечение | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
15 неделя |
| | | Окружность радиус, диаметр, хорда, круг. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
16 неделя |
| | | Сфера, шар. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
17 неделя |
| | | Касательная, секущая, центральный и вписанный угол. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
18 неделя |
| | | Вписанный треугольник. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль |
19 неделя |
| | | Вписанный четырёхугольник. | 1 | Групповая | Кабинет математики | Лекция.Текущий контроль Наблюдение, беседа. |
20 неделя |
| | | По длине тени | 1 | Групповая | | Практическая работа |
21 неделя |
| | | По зеркалу | 1 | Групповая | Кабинет математики | Практическая работа |
22 неделя |
| | | Измерений дерева на корню. Геометрия листьев | 1 | Групповая | | Практическая работа |
23 неделя |
| | | Ширина реки | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль Наблюдение, беседа. |
24 неделя |
| | | Длина островка | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль Наблюдение, беседа. |
25 неделя |
| | | Глубина котлована | | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль Наблюдение, беседа. |
26 неделя |
| | | Искусство мерить шагами | 1 | Групповая | Кабинет математики | Практическая работа Наблюдение , беседа. |
27 неделя |
| | | Глазомер | 1 | Групповая | Кабинет математики | Текущий контроль Наблюдение, беседа. |
28 неделя |
| | | Объем кучи песка | 1 | Групповая | Кабинет математики | Наблюдение , беседа. |
29 неделя |
| | | Работа над творческим проектом | 1 | Групповая | Кабинет математики | Творческая работа |
30 неделя |
| | | Работа над творческим проектом | 1 | Групповая | Кабинет математики | Творческая работа |
31 неделя |
| | | Работа над творческим проектом | 1 | Групповая | Кабинет математики | Творческая работа |
32 неделя |
| | | Работа над творческим проектом | 1 | Групповая | Кабинет математики | Творческая работа |
33 неделя |
| | | Работа над творческим проектом | | Групповая | Кабинет математики | Творческая работа |
34 неделя |
| | | Работа над творческим проектом и его защита | 1 | Групповая | Кабинет математики | Защита исследовательс.работы.Презентации Экспертная оценка |
35 неделя |
| | | Заключительное занятие. Игра «Путешествие в страну «Геометрия»». | 1 | Групповая | Кабинет математики | |
Содержание учебно-тематического плана
1.Введение в геометрию (4часа)
Основная цель: формирование интереса к изучению геометрии через знакомство с замечательными кривыми.
Основные понятия: кривые прямые и ломаные, замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся линии и линии без самопересечений, эллипс гипербола парабола, кривые Дракона, лабиринт, Лист Мёбиуса, графы.
2.Простейшие фигуры на плоскости (5часов)
Основная цель: систематизировать наглядные представления учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; уточнить геометрическую терминологию ввести символику.
Основные понятия: точка,прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура, угол и его виды, биссектриса угла, параллельные и перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы, углы при параллельных прямых.
3.Многоугольники (5 часов)
Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках и четырёхугольниках; сформировать умение строить треугольник по трём заданным элементам
Основные понятия: треугольник и его элементы, виды треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника, параллелограмм и его виды, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника правильные многоугольники, золотое сечение.
4.Окружность (5часов)
Основная цель: углубить представления учащихся об окружности и круге, сфере и шаре
Основные понятия: окружность радиус, диаметр, хорда, круг, сфера, шар, касательная, секущая, центральный и вписанный угол, вписанный треугольник, вписанный четырёхугольник.
5. Геометрия в лесу (3 часа)
Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при определении высоты по длине тени, при помощи зеркала, нахождения измерений дерева на корню, геометрия листьев.
6. Геометрия у реки (3 часа)
Основная цель: сформировать умения и навыки использования теоретических знаний при измерении ширины реки, длины островка, глубина котлована.
7. Геометрия на дороге (3 часа)
Основная цель: сформировать умения и навыки искусства мерить шагами, использовать глазомер, определять объем кучи песка.
8. Работа над творческим проектом и его защита (7 часов)
Основная цель: сформировать умение работать с информацией, ставить цель и задачи и выполнять их.
Основные понятия: источники информации, выбор целей и задач, работа над содержанием, исследование, выводы, рефлексия.
организационно-методические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Научные статьи по темам
Конспекты занятий
Печатные издания
Дидактический материал представлен:
Учебные пособия:
Палочки
Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль)
Лекционный материал:
Беседа «Выдающиеся отечественные математики»
Эллипс, гипербола парабола, кривые Дракона
Параллелограмм и его виды.
Правильные многоугольники, золотое сечение
Методические особенности реализации программы
Методы и приемы обучения:
- укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
- знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
- иллюстративно-наглядный , практический методы -как основные методы всех занятий.
- индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
- решение практических и нетрадиционных задач
- исследовательские проекты
- дидактические игры.
Реализуется безоценочная форма организации обучения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (МЭШ оборудование, компьютер). Занятия проводятся в кабинете математики.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Кабинет для обучения:
Инструменты и приспособления:
Материалы:
Ватман
Цветные карандаши
Палочки
Цветная бумага
Альбомы
Оргтехника:
Электронные средства обучения:
Презентации по темам
Электронные энциклопедии
Материалы МЭШ
Список использованной литературы:
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия /Я.И. Перельман -М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2015.
3. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999
4. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. М. Дрофа, 2011.
5. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку. М. Просвещение, 2014.
6. Фотина И.В. Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты анятий./ И.В Фотина Волгоград: Учитель,2014.
7. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю., Дмитриева О.А.: Математика. Наглядная геометрия. Книга для учителя.-М., «Просвещение», 2015
8. Атанасян, Л.С.Геометрия 7-9 классы: для учащихся общеобразовательных учреждений 2014
Интернет-сайты:
Интернет-ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве.Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/104711/?
Программа "Графические диктанты и Танграм" Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.
Программа «Геометрия и моделирование"
Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.
Программа «Орнаменты»
Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.
http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm.
Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998