СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Юный исследователь»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Юный исследователь»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гостиловская основная общеобразовательная школа

Жуковский муниципальный округ

Брянская область







.



Программа кружка

«Юный исследователь»

12-14 лет





Учитель:

Дорошина Лидия Александровна

учитель географии МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы

Срок реализации 1 год







П. Гостиловка



I. Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в соответствии с:

- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,

- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577)»;

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Исследовательская деятельность сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Ее актуальность основывается на том, что новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Целесообразность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей 12-14 лет. Средний школьный возраст — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.


Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения

Формы занятий: беседа, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация,  доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.

Режим занятий: 38 часов в год, 1 час в неделю. Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационные занятия.

1

2.

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

22


Тема, цель и задачи исследований.



Организация и методика исследований.



Оформление полученных результатов.


3.

Представление результатов.

Подготовка к защите.

Защита исследовательских работ.

10

4.

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью.

1

5.

Анализ достигнутых результатов. Подведение итогов работы за учебный год.

4


Итого

38



Содержание изучаемого курса образовательной программы


Введение


Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ.

Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества. Основные виды исследовательских работ. Научить выбирать литературу на заданную тему.

Доклад. Стендовый доклад. Литературный обзор. Рецензия. Научная статья. Научный отчёт.

Реферат. Проект .Основные понятия научно-исследовательской работы.

Виды исследований. Теоретические методы исследований. Практические методы исследований. Организация исследований. Консультации по их выполнению. Способы диагностики результатов. Прогнозирование результатов исследований.

Представление результатов.

Оформление исследовательской работы. Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления.

Выводы и рекомендации по тематике исследований

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью

Анализ достигнутых результатов

Подведение итогов работы над проектами. Работа над умением анализировать и делать выводы.


Прогнозируемые результаты реализации программы

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • правила классификации и сравнения,

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

  • работать в группе;

  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

В результате реализации программы у учащихся:

  • сформируются представления об исследовательском обучении

  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.















Тематическое планирование

№ занятия


Темы разделов, количество часов, темы занятий

Форма проведения

Дата


1

Организационные занятия (1час.).

Выбор и закрепление за учащимися объектов наблюдений. Фото.






2

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи (22час.).

Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества.

Лекция.



3



4

Основные виды исследовательских работ.


Доклад. Стендовый доклад.

Лекция. Демонстрация исследовательских работ.

Лекция, беседа.


5

Литературный обзор. Рецензия.

Беседа

Обзор литературы. Анализ готовых рецензий.


6



7


8

Научная статья. Научный отчёт.


Реферат. Проект.


Основные понятия научно-исследовательской работы.

Беседа



Беседа

Лекция


9


10



11



12

Виды исследований.


Теоретические методы исследований.


Практические методы исследований.


Общая схема хода научного исследования.

Лекция


Анализ методов исследований.


Практическое занятие.


13



14

Поиск информации: виды информации.


Методы поиска информации.

Лекция



Практическое занятие Поиск информации в интернете, из литературных источников.


15




16

Постановка проблемы. Выбор темы исследования.

Цели и задачи исследования.


Составление плана работы над темой исследования.

Практическое занятие.


17

Обзор литературы. Составление банка данных.

Беседа

Обзор литературы.


18

Организация исследований.

Практические занятия.


19

Способы диагностики результатов.

Лекция.


20

Прогнозирование результатов исследований.

Практическое занятие.


21

Оформление исследовательской работы.

Практическое занятие Представление образцов исследовательских работ


22

Подведение итогов работы над проектами.

Беседа. Коллективное обсуждение.


23

Анализ достигнутых результатов.

Беседа. Анализ достигнутых результатов.




Представление результатов (10час.).




24

Подготовка к защите.

Подготовка плана, текста доклада для выступления.

Практическое занятие.



25-26

Изготовление текстов, макетов, схем, чертежей и других пособий.

Практическое занятие.


27

Изготовление слайдов. Слайдовая презентация.

Практические занятия.


28

Составление рецензии на исследовательские работы.

Практические занятия.


29

Устранение недостатков, рекомендаций, замечаний.

Консультация.


30

Требования к защите проектов.

Лекция.


31

Выступление с докладом по проделанной работе.

Практическое занятие.


32-33

Защита исследовательских работ.

Практическое занятие


34

Профессии, связанные с исследовательской деятельностью (1час.).

Лекция.






Анализ достигнутых результатов (4час.).


Практическое занятие.


35

Мониторинг результатов всех исследовательских работ.

Практическое занятие.


36

Коллективный самоанализ проектов и самооценка деятельности.

Дискуссия.


37

Межпредметные проекты.

Дискуссия.



38

Подведение итогов работы за учебный год.

Дискуссия.



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2008. – 176 с.

  2. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2009.

  3. Плюснина С. Подготовка ученика к самостоятельной работе после окончания школы: библиотечный урок для старшеклассников // Школьная биб­лиотека. - 2001. - № 7. -С. 40-43.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

  6. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

  7. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!