СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "юный журналист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка " Юный журналист" адресована педагогам дополнительного образования. Основная цель работы кружка -создание и выпуск школьной газеты, создание открыток,буклетов, приглашений.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "юный журналист"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Темп жизни в XXI веке таков, что не позволяет тратить время впустую. Дети очень чутко чувствуют сложившуюся ситуацию и незамедлительно на нее реагируют.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе.

Выпуск школьной газеты – один из эффективных путей для раскрытия творческого потенциала учащихся. Газета – это информация, сила которой – слово. И поэтому, главная задача занятий – развитие литературно-творческих способностей.

Сочинения в различных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, заставляют задуматься о жизни не только школы, но и края, страны.

Данная программа помогает решить важнейшую задачу – развитие устной и письменной речи учащихся. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания. Приобретенные практические навыки пригодятся ребятам во взрослой жизни.

Школьная газета необходима также для информированности учащихся и педагогического состава о событиях, происходящих в школе.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.


Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.

Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, создавая условия для формирования коммуникативной и социальной компетентностей.

Данная программа развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты.

Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.


Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.


Особенность данной программы состоит в том, что она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по

  • литературному редактированию,

  • культуре речи,

  • расширяет сведения по лексике и грамматике.

На занятиях учащиеся учатся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Занятия способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание школьной газеты


ЗАДАЧИ:

1.Образовательные:

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу,

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества,

- повышение грамотности.

2. Воспитательные:

- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы,

- воспитание информационной культуры,

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции.

3. Развивающие:

- повышение коммуникативных способностей детей,

- повышение статуса детей в школьном коллективе.


Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры

Школьная газета выходит 1 раз в два месяца в бумажном варианте

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 90 мин. перерыв между занятиями - 10 минут Педагогический анализ знаний и умений детей диагностика проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
  • реализация программы на базе школы
  • подготовка детей к будущей профессиональной деятельности

Предлагаемый курс обучения адресован учащимся в возрасте 10-14 лет.


ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ:

  • свободная творческая дискуссия;

  • ролевые игры;

  • творческие задания;

  • активные методы формирования системы общения;

  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 10 человек.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Образовательные результаты:

1. Предметные знания в области журналистики;

2. Предметные умения и навыки:

• поиск информации;

• интервьюирование;

• создание заметки, репортажа, интервью, статьи;

• анализ текста как результата журналистской деятельности;

• редактирование;

• первичные навыки создания газетного номера.

Учащиеся должны знать понятия:

      • тема, идея (основная мысль текста), его композиция;

      • типы речи, стили речи;

      • изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения;

      • логичность, образность, эмоциональность, разнообразные виды синтаксических конструкций;

      • достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность;

      • жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.


Учащиеся должны уметь:

  • собирать материал, систематизировать его,

  • строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,

  • доказывать свою собственную точку зрения,

  • интересоваться мнением других людей,

  • составлять план,

  • создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

  • собирать материал

  • грамотно излагать свои мысли,

  • создавать макет будущего номера

  • редактировать созданный материал

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются: желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего часов

Формы аттестации

11.



Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Понятие о школьной газете

Из истории журналистики. Печатные издания и их роль.

1


1

2


Фронтальный опрос

Тестирование


32

Стили речи. Особенности стилей.

2


2

тестирование

43

Газета. Какая она должна быть?

2

2

4

наблюдение

54

Анализ рубрик печатных изданий.


2

2

наблюдение

65

Газетная статья- основа газеты

2

2

4

устный опрос

86

Реклама, объявления, поздравления.

2

2

4

самоанализ

97

Работа с газетным текстом. Анализ работ.

2

4

6

наблюдение

18

Информационные рубрики газеты

1

2

3

устный опрос

19

Аналитические рубрики газеты.

1

2

3

наблюдение

110

Рубрики художественно-публицистического содержания.

2

2

4

устный опрос

111


Создание газетных статей

2

6

8

самоанализ

112


Редактирование текста

2

4

6

наблюдение

113


Оформление, дизайн газеты

2

2

4

проект

114


Выпуск школьной газеты


4

6

10

проект


Итого

27

41

68



Содержание программы


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Задачи и план работы на год. Рассказ о газете, о школьной газете. Описание этапов создания газеты. Обзор образцов школьных газет. Знакомство с понятием «рубрика».

Практическое занятие. Написание миниатюры «Какие газеты читают в нашей семье». Чтение миниатюр и обмен мнениями.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России.

Формирование жанров в журналистике.

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.


3.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.


Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями) : быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие.

В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:

• разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения) ;

• научный (сфера науки, функция сообщения) ;

• официально-деловой (сфера права, функция сообщения) ;

• публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия) ;

• художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия) .

Характеристика стилей речи

Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.) , слова в переносном значении (окно – в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог.

Научный стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.) . Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна.

Официально-деловой стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Его основное назначение – информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ, протокол, апелляция, предъявить иск, возбудить дело; мы, нижеподписавшиеся. Частотны в синтаксисе данного стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа (необходимо срочно подготовить, следует принять меры и т. п.) .

Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. д. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых – открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

В лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов общественно-политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир, передовые идеи.

Художественный стиль используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора. Высказывания художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью. К характерным языковым средствам стилям относятся слова с конкретным значением, слова в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенно вида с приставкой за-, обозначающие начало действия...

4. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Заголовок первой полосы. Какая информация является самой важной. Рубрика «Сегодня в номере...»

Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением первых полос газет из школьной библиотеки. Конкурс на лучшее название для школьной газеты. Написание, редактирование и чтение миниатюр «Как и почему я назову газету нашей школы».

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде.

Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.

Иллюстрации, рисунки, фотографии, карикатуры, дружеские шаржи как дополнение к статьям газеты. Рубрики: Фоторепортаж. Мы читаем и рисуем.


Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением изобразительных элементов в разных газетах. Беседа: Какие фотокадры я бы поместил в фоторепортаж. Рисование рисунков к статье в газету «День учителя». Рисование карикатур и шаржей к одному из событий школьной жизни.


5.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.

Обзор печати – особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.


6. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.


7. РЕКЛАМА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ.

Значение рекламы в газете. Правила написания текста рекламы, объявления. Поздравления в газету. Роль данных текстов в повышении количества читателей газеты.

Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением реклам, объявлений и поздравлений в разных газетах. Написание и редактирование текста рекламы одного из школьных кружков. Написание и редактирование текста объявления о распорядке работы одного из школьных кружков. Написание и редактирование текста поздравления для одноклассников, учителей, родителей с днем рождения, началом каникул и т.д.


8. РАБОТА С ГАЗЕТНЫМ ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ РАБОТ.

Изучение материала. Чтение. Обсуждение. Анализ текстов, написанных учащимися.


9.ИНФОРМАЦИОННЫЕ РУБРИКИ ГАЗЕТЫ.Что? Где? Когда? – основные вопросы для раскрытия той или иной темы в информационной статье. Обзор рубрик: Важные даты. Литературный юбилей. Новости короткой строкой. Праздники.

Практические занятия. Чтение и обсуждение статей информационного содержания в газетах из школьной библиотеки. Знакомство с календарями важных дат на текущий год и составление тематических планов распределения материалов в рубрики «Важные даты. Литературный юбилей. Праздники» в ближайшие номера газеты. Отбор материалов, написание и редактирование кратких сообщений в одну из информационных рубрик.


10. АНАЛИТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ ГАЗЕТЫ. Объяснение понятия «аналитический». Элементы анализа, комментария, личностного восприятия и отношения к информации в материалах аналитических рубрик. Обзор рубрик: Итоги школьной недели. Так живет наш дружный класс. Письмо в газету. Нарочно не придумаешь... Социологический опрос.

Практические занятия. Чтение и обсуждение статей аналитического содержания в газетах из школьной библиотеки. Подготовка и оформление материалов в рубрику «Нарочно не придумаешь...» (запись смешных ответов на уроках, высмеивание неаккуратных работ в тетрадях учеников, сочинение миниатюр о глупых поступках и т.п.) Подготовка, написание и редактирование сочинений-миниатюр в рубрику «Так живет наш дружный класс». Подготовка, написание и редактирование сочинений-миниатюр в рубрику «Письмо в газету с описанием каких-то острых, важных проблем своего класса, школы, семьи. Отработка навыков обращения к адресату письма. Чтение сочинений и обмен впечатлениями.


11. РУБРИКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Понятия «художественный» и «публицистический». Особенности художественных и публицистических текстов. Обзор рубрик: Поэтическая страничка. Проба пера. Творчество наших родителей.

Практические занятия. Наблюдение, чтение и обсуждение текстов из рубрик художественно-публицистического содержания в газетах и журналах из школьной библиотеки. Практикум: «Двусложные размеры стиха и виды рифмы». Сочинение четверостиший на заданные рифмы. Подготовка и написание художественных миниатюр в рубрику «Проба пера» о временах года, цветах и т.д. Подготовка и написание маленьких сказок или рассказов про животных. Чтение готовых работ и обмен впечатлениями.


12. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.

Создание и презентации своих собственных статей.

Страничка начальной школы. Сотрудничество с учителями и ребятами из начальной школы – источник сбора информации о жизни начальной школы. Обзор рубрик: Как живешь, первоклассник? Сегодня на уроке... Любимая книжка. Самая аккуратная тетрадь. В мире увлечений.

Практические занятия. Составление плана «сотрудничества» с ребятами и учителями начальной школы (беседы с учениками и учителями, подбор интересных материалов к рубрикам). Подготовка и проведение беседы с первоклассниками, написание сочинений-миниатюр в рубрику «Как живешь, первоклассник?». Подготовка и проведение беседы с ребятами начальной школы об их увлечениях, любимых книгах. Написание и редактирование миниатюр в рубрики: «Любимая книжка», «В мире увлечений».


Новости школьной жизни. Обзор рубрик: Спортивные новости. На уроке... Классный час. Чрезвычайное происшествие...

Практические занятия. Подготовка и написание сочинений-миниатюр в рубрику «Чрезвычайное происшествие». Редактирование сочинений, чтение и обмен впечатлениями. Проведение конкурса новых рубрик о необычных сторонах школьной жизни.


Развлекательные рубрики газеты. Задачи и назначение развлекательной странички газеты. Привлечение новых читателей, поддержка интереса к газете со стороны читателей разного возраста. Обзор рубрик: Анекдоты. Кроссворды. Стоит процитировать... Конкурсы. Загадки.

Практические занятия. Чтение и обсуждение развлекательных материалов в газетах и журналах из школьной библиотеки. Источники отбора материалов в развлекательные рубрики (сборники анекдотов, афоризмов, занимательных задач по школьным предметам и т.п.). Отбор анекдотов про детей и школу. Отбор афоризмов и крылатых высказываний в рубрику «Стоит процитировать...» для выпуска газеты к Дню Святого Валентина, Дню 9 мая, 23 февраля и т.д. отработка навыков написания загадок. Конкурс загадок для газеты. Придумывание шуточных конкурсов для читателей газеты.


Специальные выпуски газеты. Назначение и тематическое разнообразие специальных выпусков газет. Идейно-тематическое единство содержания специального выпуска.

Практические занятия. Чтение и обсуждение образцов специальных выпусков газет из школьной библиотеки. Подготовка материалов к спецвыпускам школьной газеты на темы: «Если вы заболели...», «Праздники и обряды», «Не знаем, так придумаем», «Я вас люблю», газета «Спортивная» и т.д. Проведение конкурса спецвыпусков газеты с соблюдением условия: многообразие рубрик (как в обычной газете), но единство тематики и соответствие общей теме спецвыпуска.


13. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.


14. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ. Обсуждение оформления газеты,

детальное составление его строение, а также содержание постоянных рубрик, после этого редактирование и сбор необходимого материал, а также подбор иллюстраций и фотографий.


15. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ. Структура издания. Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность и т.д. Понятие “выходные данные”

Подготовка к печати газеты. Отбор основных материалов и рубрик, в которых они будут помещены. Редактирование всех материалов и совершенствование заголовков. Формулировка конкурсов на страницах газеты для читателей на самые разнообразные темы, публикация работ и подведение итогов.



Формы аттестации и оценочные материалы

Оценочные материалы

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа. Результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма); с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма); с поставленными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется текущий и промежуточный контроль, итоговая аттестация.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме творческих заданий и проектов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:

- результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты);

- ежемесячный выпуск газеты «Школьный вестник»;

- творческие и научно - исследовательские проекты, задания

- написание статей, сочинение рассказов, стихов, оформление рисунков

- презентация работ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ:


Ученик:

* что делал

* где участвовал

* каковы успехи

* планы на будущее

* чему научился

* индивидуальные творческие достижения


  • я узнал

  • я понял

  • я научился

  • лучше всего у меня получается

  • я изменился в …сторону

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  • оригинальность

  • новизна

  • полезность для автора и других людей

  • трудоемкость работы

  • качество оформления работы


Организационно-педагогические условия реализации программы


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Аспект Пресс, 2004

2. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.

3. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Современный толковый словарь русского языка. Под ред. С. И. Ожегова. М., 2001

4.Толковый словарь русского языка. Под ред.В.Г. БирюковаМ., 2005

5. Орфографический словарь для учащихся средней школы. Ред. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков М., 1986


Интернет-ресурсы

1.Электронная библиотека по журналистикеhttp://www.journ-lessons.com/litra.html


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для реализации программы необходимо:

  • помещение для занятий (хорошо проветриваемый класс),

  • посещение компьютерного кабинета,

  • компьютеры;

  • принтер;

  • мультимедийный проектор,

  • блоки чистой бумаги,

  • краски (в т. ч. краска для принтера),

  • стенды для размещения газетных выпусков


Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы, посвященные творчеству журналистики,

  • видеофрагменты с выступлениями журналистов,

  • видеофрагменты, раскрывающие работу редакции



Календарный учебный график


Год обучения: 01.09.20-31.05.21



Месяцы обучения

Сентябрь

0ктябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

март

Недели обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

1 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Контроль\

аттестация




























Месяцы обучения

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего количество часов

Недели обучения

28

29

30

31

32

33

34

















1 год обучения

2

2

2

2

2

2

2
















68

Контроль\

аттестация

























Условные обозначения:

промежуточная и итоговая аттестация

ведение занятий по расписанию

4

каникулярный период

общая нагрузка часов в неделю































Тематическое планирование


п/п

Тематика занятий

Содержание

дата

1-2

Вводное занятие. Понятие о школьной газете

Из истории журналистики. Печатные издания и их роль.

Распределение обязанностей между членами кружка.

Знакомство с журналами и газетами. Выбор названия, содержания своей газеты. (Устный опрос)



3-4

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

Распределение поручений.

Анализ собранного материала. (Устный опрос)



5-6


Газета. Какая она должна быть?

Особенности языковых средств публицистического стиля.

Создание газеты.

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними.

Анализ собранного материала, подготовка к выпуску стенгазеты ко дню учителя. Оформление стенгазеты

Конкурс на лучшее название для школьной газеты. Написание миниатюр «Как и почему я назову газету нашей школы». (Анализ письменных работ)







7-8


Анализ рубрик печатных изданий.

Особенности газетного языка.

Газетная статья- основа газеты.

Виды статей.

Написание статей.


Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные.

Практическая работа. Анализ готовых работ.





9-10

Работа над газетным номером.

Выпуск первого номера газеты

Оформление школьной газеты. Подбор материала, редактирование, оформление.

Оформление газеты. Подбор рисунков, оформление страниц, содержания.





11-12


Анализ проделанной работы.

Реклама, объявления, поздравления.

Обсуждение, постановка задач для выпуска следующего номера. Выбор темы, содержания. (Тренировочные упражнения)

Значение рекламы в газете.



13-14



Оформление объявлений, поздравлений.

Написание и редактирование текста объявления, поздравления.

Практическое занятие. Работа с газетным текстом.

Практическая работа. (Анализ письменных работ)



15-16


Работа с газетным текстом.

Практическое занятие. Работа над газетным номером.

Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

Анализ собранного материала, подготовка к выпуску стенгазеты ко Дню матери.



17-18

Выпуск второго номера газеты

Оформление газеты. Подбор рисунков, оформление страниц, содержания.





19-20


Анализ работы.

Изучение статей из журналов Написание статей.

Работа над ошибками, обсуждения, выбор темы для следующего номера.

Практическая работа. Написание статей на тему «Зима», «Новогодние традиции»



21-22

Анализ текстов, написанных учащимися.

Конкур сочинений на тему «Новогодние забавы»

Подведение итогов работы, работа над ошибками. (Анализ письменных работ)

Чтение статей, сочинений, анализ содержания, оформление работ



23-24

Информационные рубрики газеты

Чтение и обсуждение статей информационного содержания.

Написание и редактирование

информационных статей.

Обзор рубрик

Знакомство с календарём важных дат.

Практическая работа.

Практическая работа. Написание статей на тему «Школьные новости».



25-26

Аналитические рубрики газеты.

Чтение и обсуждение статей аналитического содержания.

Знакомство с аналитическими рубриками

Практическое занятие. Подготовка и оформление работ.





27-28

Написание сочинений-миниатюр.

Практическое занятие. Конкурс творческих работ.

Анализ статей для журнала, редактирование.

Чтение сочинений и обмен впечатлений

(Анализ письменных работ)

Выставка иллюстраций, выбор рисунков и статей для журнала.

Сбор материала для третьего номера, выбор иллюстраций, оформление.



29-30

Выпуск третьего номера газеты

Оформление газеты. Подбор рисунков, оформление страниц, содержания.



31-32

Особенности художественных и публицистических жанров.

Различные виды очерков

Сочинение четверостиший.

Знакомство с новыми рубриками.

Умение использовать особенности жанра. Диалог в повествовании.

Практическое занятие.



33-34


Написание художественных

миниатюр в рубрику

«Проба пера».

Сочинение сказок и рассказов, оформление книжек-малышек.

Написание сказок, стихов. Чтение готовых работ и обмен впечатлениями.

Написание маленьких сказок или рассказов про животных.

(Анализ письменных работ)



35-36

Создание газетных статей.

Страничка начальной школы.

Постановка целей и задач. Выбор тем для создания статьи, распределение поручений.

Подготовка и проведение беседы с ребятами начальной школы об их увлечениях, любимых книгах.



37-38

Сбор материала для четвёртого выпуска газеты.

Оформление газеты.



39-41

Выпуск четвертого номера газеты.

Оформление газеты. Подбор рисунков, оформление страниц, содержания.



42-44

Анализ работы.

Написание сочинений-миниатюр

Новости школьной жизни

Написание и редактирование сочинений на свободную тему.

Обзор рубрик: Спортивные новости



45-47

Развлекательные рубрики газеты.

Специальные выпуски газеты.

Задачи и назначение развлекательной странички. Придумывание шуточных конкурсов для читателей газеты.

Подготовка и написание сочинений в рубрику «Чрезвычайное происшествие»



48-50

Редактирование текстов.

Работа с текстами, замена, обоснование. Выполнение упражнений.

(Наблюдение)



51-52

Подбор статей на тему «День Победы» и редактирование текстов

Практическая работа.



53-54

Сочинение стихов, сочинений на тему «День Победы».

Творческая работа

(Анализ письменных работ)



55-56

Оформление, дизайн газеты.

Знакомство с новыми терминами, анализ и сравнение печатных изданий



57

Соотношение статьи и рисунка

Подбор иллюстраций и фотографий.



58-59

Оформление итогового номера газеты.

Распределение поручений, подбор материала.



60-63

Выпуск пятого номера газеты.

Оформление газеты. Подбор рисунков, оформление страниц, содержания.



64-68

Презентация творческих работ.

Анализ работы. Подведение итогов.

(Итоговый контроль)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!