Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 п.Теплоозёрск»
Рассмотрено на методическом совете Протокол от г. № | Согласовано» заместитель директора по УВР ___________ ( ) Дата: _____________ г. | «Утверждена» приказом директора МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск от _____________ г. № __________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по подготовке к ВПР
Кружок «Калейдоскоп наук»
Возраст детей: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы
Лемешева Галина Александровна
ФИО учителя
учитель начальных классов
должность
первая квалификационная категория
квалификационная категория
2025 – 2026 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы основывается на требованиях нового стандарта обучения, интересе, потребностях обучающихся и их родителей, обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене школы.
Смысл курса состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не усвоили какой – то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка.
Цели и задачи
Цель курса:повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в паре, группе.
Место внеурочного предмета «Калейдоскоп наук» в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» направлена на подготовку обучающихся к ВПР. Программа общеинтеллектуального направления. Рассчитана на детей 10-11 лет. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа из расчёта(1 час в неделю). Срок реализации –1 год.
Планируемые результаты освоения предмета
Метапредметные и личностные
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков;
синтез, в том числе выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами внеурочной деятельности являются совершенствование следующих умений по предметам:
«Русский язык»
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
выделять предложения с однородными членами;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи;
характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
проводить морфологический разбор имен существительных и прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте предлог и вместе с именами существительными, к которым они относятся.
«Математика»
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость);
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр - миллиметр);
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
читать несложные готовые таблицы;
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Окружающий мир
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
вычленять содержащиеся в тексте основные события;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Будут сформированы
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
описывать достопримечательности столицы и родного края.
Планируемым результатам обучения по русскомуязыку, математике, окружающему миру.
Задания по русскому языку нацелены на овладение обучающимисяучебно-языковыми опознавательными умениями:
правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письмеизученные орфографические и пунктуационные нормы;
распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план;
строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;
распознавать значение слова;
адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
подбирать к слову близкие по значению слова;
распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении.
На занятиях по математике включены задания, направленные на отработку следующих умений:
выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями;
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами.
Анализировать и интерпретировать данные;
На занятиях по окружающему миру включены задания, направленные на:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения;
использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
освоение доступных способов изучения природы;
освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
формирование уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни.
Содержание курса внеурочного предмета
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1.Система языка (10 ч.)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Фонетический разбор слов.
Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Синтаксис.
2.Числа и величины(10ч.)
Арифметические действия. Текстовые задачи. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины.
Работа с информацией. Логические задачи.
3.Человек и природа(10ч.)
Человек и общество. Строение тела человека. Природные зоны. Правила безопасной жизни.
Достопримечательности родного края (Бурятии).
4. Индивидуальные задания (4ч.)
Содержание заданий соответствует реализации программы «Подготовка к ВПР» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана, тренировочные занятия, мини работы, обучающие проверочные работы, диктанты, выполнение заданий из демоверсий.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
-дистанционное обучение (мессенджер Вайбер, образовательная онлайн-платформа Учи.ру)
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем занятий | Характеристика основных видов внеурочной деятельности учащихся | Количество часов | Дата | |
|
Готовимся к ВПР по математике | 5 ч | | |
1 | Арифметические действия с числами. Сравнение величин. Вычисление площади. | -выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; -использовать начальные математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений; -исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; -работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами. -анализировать и интерпретировать данные; -решать текстовые задачи; -овладение основами логического и алгоритмического мышления. | 1 | | |
2 | Работа с таблицами, графиками, диаграммами. | 1 | | |
3 | Решение текстовых задач. | 1 | | |
4 | Основы логического и алгоритмического мышления. | 1 | | |
5 | Выполнение демоверсии ВПР по математике. | 1 | | |
Готовимся к ВПР по русскому языку | 5 ч | | |
6 | Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слов. | -выполнять фонетический, морфологический и синтаксический разбор; -распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; -подбирать к слову близкие по значению слова; -распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении. | 1 | | |
7 | Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. | 1 | | |
8 | Синтаксис. Различение простых и сложных предложений. | 1 | | |
9 | Комплексная работа над структурой текста: озаглавление, корректирование порядка предложений и частей текста. Составление плана. | 1 | | |
10 | Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку. | 1 | | |
Готовимся к ВПР по окружающему миру | 5 ч | | |
11 | Погода и её составляющие. Изучение прогноза погоды с интернет сайтов. | - использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информациив соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы; -осваивать элементарные нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; -знать достопримечательности Бурятии и уметь описывать достопримечательности столицы и родного края. | 1 | | |
12 | Географическая карта. Формы земной поверхности. | 1 | | |
13 | Строение и функционирование организма человека. Сохранение и укрепление своего здоровья . | 1 | | |
14 | Достопримечательности столицы и родного края. | 1 | | |
15 | Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру. | 1 | | |
Готовимся к ВПР по математике | 5 ч | | |
16 | Решение текстовых задач в 3-4 действия. | -выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; -использовать начальные математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений; -исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; -анализировать и интерпретировать данные; -решать текстовые задачи; -овладение основами логического и алгоритмического мышления. | 1 | | |
17 | Выполнение письменных действий с многозначными числами. | 1 | | |
18 | Основы пространственного воображения. | 1 | | |
19 | Основы логического и алгоритмического мышления. | 1 | | |
20 | Выполнение демоверсии ВПР по математике. | 1 | | |
Готовимся к ВПР по русскому язык | 5 ч | | |
21 | Построение речевого высказывания заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. | -распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; -адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план; -строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста; -распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; -подбирать к слову близкие по значению слова; -распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении. | 1 | | |
22 | Формулирование значения слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. | 1 | | |
23 | Интерпретации пословицы. | 1 | | |
24 | Написание диктанта. | 1 | | |
25 | Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку. | 1 | | |
Готовимся к ВПР по окружающему миру | 5 ч | | |
26 | Карта природных зон России. Животные и растения климатических зон . | -уметь работать с картой; -знать природные зоны России, находить их на карте; -использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | 1 | | |
27 | Формулирование правил на основе приведенных знаково - символических изображений. | 1 | | |
28 | Достопримечательности родного края, особенности природы. | 1 | | |
29 | Анализ информации и перевод ее из текстовой в цифровую форму. | 1 | | |
30 | Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру. | 1 | | |
| Индивидуальные задания | 4 ч. | | |
31 | Выполнение индивидуальных заданий по математике. | -уметь самостоятельно выполнять задания | 1 | | |
32 | Выполнение индивидуальных заданий по русскому языку. | 1 | | |
33 | Выполнение индивидуальных заданий по окружающему миру. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие. Интеллектуально-познавательная игра. | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Просвещение, 2024 г.
2. Литературное чтение, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. др.,
Просвещение, 2024 г.
3. Математика, Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.,
Просвещение 2024 г.
4. Окружающий мир, Плешаков А.А., Крючков Е.А., Просвещение, 2024г.
ВПР. Русский язык. 4 класс. Типовые задания. 15 вариантов. ФГОС",
Комиссарова Л.Ю., Кузнецов А.Ю., Экзамен, 2024 г.
5. ВПР. Математика. 4 класс. Типовые задания. 15 вариантов. ФГОС",
Вольфсон Г.И., Высоцкий И.Р., Ященко И.В., Экзамен, 2025г.
6. ВПР. Окружающий мир. 4 класс. Типовые задания». 15 вариантов. ФГОС»,
Волкова Е.В., Цитович Г.И., Экзамен, 2025г.
7. Окружающий мир. 4 класс. Тесты. Школа России., Тихомирова Е.М., Экзамен,
2025г., Экзамен, 2025г.
8. "ВПР 4 класс. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Большой сборник
тренировочных вариантов заданий для подготовки к ВПР",
Хиленко Т.П., Батырева Р.Ш., Мошнина С.Г., Аст, 2025г.
9. Готовимся к ВПР, Кузнецова М.И., Рыдзе О.А., Демидов М.Ю., Просвещение, 2025г.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.