СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Народная кукла"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Народная кукла» имеет художественно-эстетическую и духовно-нравственную направленность и рассчитана на 1 год обучения. (68 часов в год). Данная программа предлагается для детей с 9 до 13 лет и старше. Занятия проходят по два часа один раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Народная кукла"»







Рабочая программа

Кружка «Народная кукла»

для 3 класса








Смирнова Елена Владимировна

Воспитатель ГПД















Санкт-Петербург

2018

  1. Пояснительная записка


Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер


Программа внеурочной деятельности разрабатывалась на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (Федеральный государственный образовательный стандарт, пункт 19.5); примерных программ внеурочной деятельности под редакцией А.В. Горского и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


  1. Направленность внеурочной образовательной программы

Программа кружка «Народная кукла» имеет художественно-эстетическую и духовно-нравственную направленность и рассчитана на 1 год обучения. (68 часов в год). Данная программа предлагается для детей с 9 до 13 лет и старше. Занятия проходят по два часа один раз в неделю.


  1. Новизна и актуальность программы

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили из поколения в поколение. Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, потери общечеловеческих ценностей.

Народная педагогическая практика имеет глубокие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приёмы, традиции воспитания. Слыша ещё в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребёнок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребёнок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины.

Связь ребёнка с родителями, с семьёй, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к  детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят всё к большей разобщённости детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни сказок на ночь, утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребёнка.

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к  народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно-политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идёт активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе основы народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует культуру.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и  нравов — одна из актуальных задач этического и  эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне — в учреждениях общего и дополнительного образования.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий. Говорят: «Всё новое — хорошо забытое старое». Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке; это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т. к. позволяет эффективно расходовать время.

На самом деле этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с  давних времён, и  до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.


  1. Цели и задачи

Цели:

  • приобщение к истокам русской народной культуры;

  • изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы;

  • изготовление народной куклы с учётом традиций.

Задачи:

  • обучать навыкам работы с различными материалами;

  • развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление;

  • формировать навыки общения и коллективной деятельности;

  • воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.

Обучение начинается с изготовления самых простых куколок, с учётом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых. Данная программа подходит для обучения детей с 9 лет и старше. Срок реализации 1 год.

Форма занятия — групповая. Группа от 10 до 15человек


  1. Структура учебного занятия

1. Ознакомительная часть

Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет всё необходимое для работы.

2. Процесс изготовления

Учитель поэтапно показывает, как создаётся изделие. Ученики повторяют весь процесс пошагово. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3. Подведение итогов

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки (по необходимости). Получение готового продукта.

Требования к знаниям и умениям

К концу обучения дети должны знать:

  • историю русской народной куклы;

  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обереговая);

  • технологию изготовления кукол;

  • куклы в праздничной символике

уметь:

  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога;

  • самостоятельно изготовить тряпичную куклу;

  • оформить костюм куклы;

  • рассказать историю русской народной куклы и народного костюма.

  1. Содержание программы

Введение в образовательную программу (1 час)

Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места.

История народной куклы, (8 часов)

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Народный календарь. Календарь кукол.

Типы и назначения кукол (1 час)

Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла (58 часов)

Рассказ — информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. (8 часов).



  1. Методическое обеспечение программы

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, программы является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя изготовление кукол, подготовку к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Итог работы: выставка в конце года



  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Народная кукла»

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа.

  2. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов, живущих по соседству.

  3. Развитие навыков сотрудничества, со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

  4. Формирование установки на безопасный труд.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, свободе.

  6. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  2. Формирование умений видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  3. Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

  4. Формирование умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

  5. Формирование общаться с искусством, в частности с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств крестьянского искусства.

Предметные результаты:

    1. Понимание значения народного декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.

    2. Понимания взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства с литературой, музыкой и историей русского народа.

    3. Формирование умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к выполняемому изделию.

    4. Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.

    5. Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий. Формирование умения выбирать и использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности. [30]


  1. Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Примечание

кабинет


оборудование класса

ученические столы, стулья


материалы

ткань

бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок, или без него)

нитки

шерстяные, «мулине» или «ирис»

наполнитель

Вата, шерсть

тесьма

различной расцветки и фактуры

атласная лента

шириной 5 мм, ярких цветов

книгопечатная продукция

  1. Поурочно-тематическое планирование



№ урока

Тема занятия

теория

практика

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1


1

2

История народной куклы

1


1

3

Типы кукол: обрядовые; обереговые; игровые

1


1

Простые куклы на основе квадрата-ткани

4

«Отдарок на подарок»


1

1

5, 6

«Утешница»

1

1

2

7

Сила оберега. «Подорожница»


1

1

8

«Пеленашка» на основе квадрата


1

1

9

«Ангел»


1

1

10,11

Всякому времени свой час. «День и ночь»


2

2

12

«Северная берегиня»


1

1

13,14

Узелковые игровые куклы. «Бессоница». «Зайчик на пальчик»


2

2

15

«Птичка»


1

1

16

Кукла добрых вестей «Валдайский колокольчик»


1

1

Вепсские куклы

17,18

«Нянюшка», «Капустка»


2

2

19,20

«Покосница»


2

2

21,22

«Благополучница»


2

2

23,24

«Зернушка»


2

2

Куватка и их виды

25,26

«Кувадка»

1

1

2

27

Коса — девичья краса. «Доля»


1

1

28,29

Масленица широкая. «Маслена домашняя»


2

2

30-32

«Веснянка». «Первоцвет»


3

3

33-35

Куватка сложная. «Кузьма и Демьян» — покровители семейного очага и ремёсел


3

3

36-38

Куватка сложная. «Неразлучники»


3

3

Скрутки/столбушки

39

Пеленашка


1

1

40

Желанница


1

1

41,42

«Мамка с детьми»


2

2

43-46

«Лихоманки»

1

3

4

47-50

Куклы в помощь хозяйке. «Филлиповка». «Десятиручка»

1

3

4

51-54

Основа крестец из веток. «Крестец». «Рябинка на крестовине».

«Параскева-пятница», «Купала»


4

4

55-58

Кукла — перевёртыш (Девка-баба)

1

3

4

Куклаки игровые

59,60

«Спиридон солнцеворот»


2

2

61,62

Кукла «Женское Счастье»


2

2

63,64

«Солнечный конь»


2

2

65-68

Итоговое занятие. Подготовка к выставке. Выставка.

2

2

4


Итого

10

58

68



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!