СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по рисованию "Юные художники"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по рисованию "Юные художники"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по рисованию "Юные художники"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Каскаринская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района

_________________________________________________________________________________________________________________________



РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

классных руководителей

_____________ Полещук С.И.

№ протокола __1__

«30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

_________Головастая Е.С.

«30» августа 2023 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

________ Лукина В.А.

№ приказа __558____

«30» августа 2023 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Юный художник»


Предмет

Изобразительное искусство

Учебный год

2023-2024

Класс

1-5 класс

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1



Учитель: Текутьева Елена Александровна



с. Каскара, 2023 год



      1. Пояснительная записка


Направленность программы «Юный художник» является программой художественной направленности, предполагает групповой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, реализуется в течение 1 года.


Новизна программы Концептуальным приоритетом программы "Юный художник" является создание яркого, выразительного художественного образа и использование большого количества различных художественных техник. Дети знакомятся с наиболее выдающимися мастерами изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.


Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.


Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.


          1. Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.


Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы –7-11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.


Формы обучения.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

-беседа;

-практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием

обучающихся;

-игры;

-конкурсы;

-викторины;

-выставка и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяются занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотра видеофильма и т.п. это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.


Формы организации деятельности групповая, всем составом.


Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин., количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.


Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы,

2. Практические умения и навыки.

3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в процессе реализации программ.

В результате посещения занятий студии изобразительного искусства учащиеся должны знать:

- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

- основные жанры изобразительного искусства;

- известные музеи нашей страны и мира;

- выдающихся художественных деятелей;

- выдающиеся произведения искусства;

- особенности народного искусства своего края, области;

- историю возникновения и развития народных промыслов;

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.

Дети должны уметь:

- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;

- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

- пользоваться различными графическими и живописными техниками;

- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;

- оформлять выставки собственных работ.

Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. Учащиеся, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.


Критерии и способы определения результативности:

· Реалистичность и конкретность целей и задач деятельности кружка, их достижение;

· Научная обоснованность отбора содержания учебного материала и его соответствие возрастным и психофизическим особенностям детей, их потребностям и интересам;

· Многообразие видов деятельности педагога и воспитанников;

· Овладение кружковцами знаниями, умениями и навыками по направлению деятельности, предусмотренными программой;

· Повышение уровня воспитанности, самооценки, творческих способностей;

· Результативность учебно – воспитательного процесса (количество выставок, конкурсов, соревнований, количество полученных наград);

· Общественно - полезная деятельность кружка (участие в смотрах, выставках, акциях, ярмарках – продажах);

· Уровень материально – технического, дидактического и методического обеспечения;

· Работа с детьми, требующими особого педагогического внимания (одарённые, трудные);

· Активное участие родителей в жизни кружка;

· Профессиональный рост педагога;

· Профессиональная ориентированность воспитанников;

· Сохранность контингента.


Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

- выставки детских работ в школе;

- составление альбома лучших работ;

- участие в городских, областных, всероссийских конкурсах художественно -

эстетической направленности;

- презентация детских работ;

Содержание изучаемого курса программы. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах, и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

          1. Для качественного развития творчества программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.



Использование УМК для разработки и проведения занятий:


  1. Бурундукова Л.И.Волшебная изонить/ М., «АСТ-пресс».

  2. Бычкова Е.Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения/М., «Полиграфиздат», 2009.

  3. Гарматин А.А. Оригами для начинающих/Ростов-на-Дону, «Владис», 2010.

  4. Губарева-Муха Л.С. Самоучитель рисования/ М., «АСТ - астрель»,2006.

  5. Джин Фрэнкс Рисунок карандашом/М., «АСТ - астрель», 2006.

  6. Джоунс Фиона Фантазии из бумаги/М., «АСТ - пресс»,2010

  7. Журналы «Юный художник».

  8. Каминская Е.А. Поделки из бумаги для начинающих/ Ростов-на-Дону, «Владис», 2010.

  9. Лорен Жарретт и Лиза Ленард Рисунок/ М., «АСТ - астрель», 2004.

  10. Набор открыток «Государственная Третьяковская галерея», «Эрмитаж».

  11. Павлова О.В., Попова Г.П. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Кузина/ Волгоград, «Учитель»,2010.

  12. Пожарская А.В. и др. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков/Волгоград

«Учитель», 2011.

  1. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. 2 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.

  2. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. 3 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.

  3. Уильям Ф. Пауэлл Цвет и как его использовать/ М., «АСТ-астрель»,2004.

  4. Шалаева Г.П. Учимся рисовать/ М., «АСТ – слово», 2009.

  5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы/ М., «Просвещение»,2005.

  6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. 4 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.

Календарно- тематический план


п/п

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Результат

1

Цветовой круг

Введение новых знаний

Спектр. Составные и основные цвета.

Тёплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Знать: основы цветоведения

Уметь: различать тёплые и холодные цвета, смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка.

2

Экскурсия в осенний парк

Наблюдение

Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.

Знать: точка зрения, линия горизонта, перспектива.

Уметь: словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже.

3

Зарисовка осенних листьев

Практикум

Определение формы листа, его цветового решения. Композиция.

Знать: геометрические формы предметов, приёмы работы акварелью «по-сухому» и «по- мокрому». Уметь: рисовать с натуры, передавать цветовую гамму осенних листьев, выполнять композиционное построение

рисунка.

4

Монотипия

Практикум

Монотипия как один из способов печатания.

Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.

Знать: приёмы работы акварелью, гуашью; технику печатания «монотипия».

Уметь: выполнять заливку плоскости цветом, получать плавные переходы цвета, выполнять рисунок в технике «монотипия».

5

Золотая осень

Практикум

Очертания и формы деревьев. Освещённость. Воздушная и линейная перспектива. (Возможен рисунок дерева на фоне, созданном при помощи

монотипии).

Знать: изменение цвета в зависимости от освещённости.

Уметь: выполнять рисунок с натуры или по памяти.

6

Картина-настроение

Практикум

Рисунок «по-мокрому». Изображение неба с натуры (рисунок на пленере).

Знать: изображение облаков, цветовых переходов осеннего неба.

Уметь: рисовать «по-мокрому», смешивать





краски для получения нужного цвета.

7

Коллаж

Введение новых знаний

Коллаж. Особенности техники. Создание композиции рисунка на фоне осеннего

неба в технике «коллаж».

Знать: коллаж, приёмы работы в этой технике. Уметь: создавать композицию, используя

нарисованный фон.

8

Орнамент в

изделиях. Приёмы построения орнамента.

Введение новых

знаний

Понятие об орнаменте и его элементах. Изучение изделий декоративно- прикладного творчества (вышитые полотенца, архитектура). Составление собственного орнамента в заданной геометрической форме.

Знать: особенности построения орнамента. Уметь: составлять композицию в круге, квадрате, овале, полосе и т.д. (рисунок карандашами, ручками, фломастерами).

9

10

Транспарантное вырезание.

Практикум

Навыки работы с бумагой. Симметричность и асимметрия. Создание узора.

Знать: технику безопасности при работе с ножницами, технику аппликации с помощью транспарантного вырезания.

Уметь: вырезать узоры из бумаги, сложенной различными способами, составлять узоры.

11

Прорезная аппликация

Практикум

Сочетание цветов. Выбор основного фона и дополнительного цвета для будущей работы, создание картины в технике

прорезной аппликации.

Знать: последовательность работ при прорезной аппликации.

Уметь: подбирать сочетающиеся цвета, выполнять прорезную аппликацию.

12

Игрушки на ёлку

Практикум

Изготовление игрушек из подручных материалов.

Уметь: изготавливать различные игрушки на ёлку с минимальными финансовыми затратами. Знать: особенности

изготовления новогодних игрушек из различных материалов.

13

Открытки

Практикум

Создание поздравительных открыток. Эффект 3 D. Разработка собственной открытки в изученных техниках

Знать: особенности оформления открыток, выбора текста к особым случаям, знать правила этикета.

Уметь: оформлять открытки, подбирать и писать текст.

14

Цветы

Практикум

Изготовление цветов из ткани, бумаги,

пластилина

Уметь пользоваться инструментами для

разных материалов

15

Сграффито

Введение новых знаний

Изучение техники многослойного процарапывания. Изготовление пластилиновых картин.

Знать: технологию многослойного процарапывания, приёмы работы с пластилином. Уметь: выполнять работы в

стиле сграффито.

16

Композиции из пластилиновой ленты

Практикум

Изготовление картин из пластилиновых

лент различной длины.

Знать: способы изготовления лент из пластилина, смешение различных цветов.

Уметь: выполнять работы из пластилиновых лент.

17

Раппорт узора

Введение новых знаний

Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.

Знать: способы размножения изображений, понятие раппорт, сферу применения размножения изображений.

Уметь: изготавливать шаблоны и трафареты, придумывать декоративный мотив, использовать художественные материалы (гуашь).

18

Гравюра

Введение новых знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Творчество выдающихся художников- графиков А.Дюрер, И.Я.Билибин).

Техника изготовления гравюры на картоне.

Знать: виды графики и гравюры, выразительные средства графики (линия, пятно). Уметь: выполнять

гравюру на картоне с использованием техники аппликации.

19

Граттаж

Введение новых

знаний

Техника штриха. Правила безопасности

труда.

Знать: особенности техники граттажа, технику

выполнения разных видов штрихов. Уметь: выполнять рисунок в технике

граттажа.

20

Натюрморт из геометрических тел

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Передача объёма средствами светотени.

Знать: линейное построение натюрморта. Уметь: выполнять рисунок с передачей объёма с помощью светотени.

21

22

Изготовление композиции в технике нитяная графика

Практикум

Подбор рисунка для картины, её цветового решения, разбивка композиции на геометрические фигуры. Изготовление картины, оформление в паспарту.

Знать: последовательность выполнения работы, этапы.

Уметь: подбирать цвета для своей работы, аккуратно оформлять готовую работу.

23

24

Виды театральных кукол

Введение новых знаний

Принцип управления марионетками, тростевыми, перчаточными куклами.

Просмотр мультфильмов, снятых по спектаклям кукольных театров.

Знать: этапы выполнения кукол, принцип управления ими.

Уметь: изготавливать театральных кукол-марионеток.

25

Рамки для фотографий

Практикум

Изготовление рамок из картона с различным оформлением фона.

Знать: последовательность выполнения рамок для фотографий.

Уметь: изготавливать эксклюзивные рамки для фотографий в качестве подарка.

26

Игрушка

Практикум

Изготовление игрушки для кукольного

театра

Уметь работать с нитками бумагой тканью

27

Материалы и инструменты.

Бумагопластика

Введение новых

знаний

Материалы и инструменты для изготовления объёмных моделей из бумаги. Техника безопасности.

Знать: особенности построения плоского изображения будущих объёмных моделей, правила безопасности.

Уметь: выполнять простые упражнения по созданию чертежей.

28

Изготовление портрета в технике бумажная пластика

Практикум

Выполнение портрета карандашом с последующим оформлением объёмного портрета.

Знать: пропорции лица, последовательность изготовления портрета в данной технике, технику безопасности.

Уметь: выполнять разлиновку листа, аккуратно делать работу.

29

30

Оформление портрета

Практикум

Подбор цвета для портрета (акварель, гуашь). Оформление картины в цвете, изготовление объёмной рамки.

Знать: правила смешивания красок для получения нужного цвета для рисунка портрета. Уметь: подбирать цвета для своей работы, аккуратно оформлять

готовую работу.

31

Красота вокруг

Введение новых

знаний

Секреты картин знаменитых мастеров пейзажа. Просмотр и анализ картин художников. Линейная и воздушная перспектива.

Знать: особенности композиционного построения пейзажей, правила воздушной перспективы. Уметь: создавать по правилам воздушной перспективы иллюзию

объёмности изображения.

32

Городской пейзаж

Практикум

Рисунок пейзажа на пленере (гуашь, акварель, пастель).

Знать: передний, средний и задний план картины, разработку и передачу цвета в зависимости от плана изображения.

Уметь: с помощью цвета выделять передний, средний и задний план картины, рисовать «по- сухому» и «по-мокрому».

33

34

Выставка готовых работ

Практикум

Оформление работ, отбор лучших.

Подведение итогов за год.

Знать: этикет поведения в музеях. Уметь: оценивать свои работы и работы товарищей.